Игровое пособие "Мультикуб"
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Игровое пособие «Мультикуб».
Актуальность.
Развитие связной речи является главной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Развитие связной речи является важнейшим условием успешного обучения детей в детском саду и подготовки к школьному обучению.
Цель. Повысить эффективность логопедического воздействия с помощью игры.
Задачи. 1. Развивать у детей стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях.
2. Стимулировать развитие и формирование познавательного интереса, развивать индивидуальные способности детей к творческой речевой деятельности.
3. Совершенствовать навыки пересказа, описательного, творческого рассказа, рассказа из личного опыта.
4. Развивать умение включать в повествование описания природы, окружающей действительности.
Игровое пособие МУЛЬТИКУБ состоит из набора кубиков с разным содержанием сюжетных и предметных картинок, диска с подборкой звуков природы, а также методических рекомендаций к проведению занятий, направленных на развитие речи детей дошкольного возраста.
Основное назначение пособия — обучить детей рассказывать или пересказывать тексты, соблюдая последовательность событий, со-здать внутренний план высказывания, связный речевой замысел. Оно может использоваться педагогами детских дошкольных учреждений, дефектологами, логопедами детских садов компенсирующего типа, а также родителями в условиях домашнего обучения.
Мы предлагаем игры и упражнения, направленные на развитие связной речи и объединенные единой тематикой - «времена года». Работая с данным пособием, дети познакомятся с временами года, изучат месяцы, их последовательность, узнают о характерных особенностях природы каждого времени года.
Как происходит смена времён года?
Цель: развивать представления о временах года, о последовательности сезонов, активизировать словарь по данной теме, формировать навык связного высказывания, упражнять в развернутой фразовой речи. Педагог демонстрирует мультикуб, предлагает детям рассмотреть и назвать времена года, проводит беседу. Дети отвечают на вопросы педагога, исправляют, если кто-то допускает ошибку. Педагог читает детям стихи о природе в разные времена года, дети отгадывают загадки, обсуждают пословицы и поговорки.
Что происходит в природе?
Цель: Учить устанавливать причинно-следственные связи, развивать связную речь и умение выражать свои мысли.
Оборудование: кубики с изображением сюжетных картинок смены времён года.
Описание игры: в игре принимают участие 1-2 детей.
1. Педагог предлагает ребёнку рассмотреть картинки на двух кубиках. Найти две картинки, соответствующие друг другу и показывающие явление, которое происходит со сменой времени года. Ребёнок составляет рассказ.
2. Сначала один ребёнок показывает на кубике картинку и называет явление, изображённое на ней. Второй ребёнок на другом кубике находит картинку соответствующую первой и рассказывает о том, какие изменения произошли в природе со сменой времени года. Потом дети меняются кубиками. Игра продолжается до тех пор, пока дети не расскажут про все явления, изображённые на кубиках.
Подбери картинки
Цель: уточнить представления о временах года, подбирать картинки по сезонам, активизировать словарь по данной теме, составлять описательный рассказ о времени года. Оборудование: мультикуб, предметные картинки на «липучках».
Описание игры: Педагог предлагает ребёнку вспомнить о том, какое сейчас на улице время года и назвать его основные признаки. Потом раскладывает перед ребёнком на столе картинки на «липучках» и предлагает из них выбрать и прикрепить на мультикуб те картинки, которые соответствуют данному времени года. Ребёнок составляет рассказ.
Найди ошибку
Цель: упражнять в различении времён года, подбирать картинки по сезонам, находить несоответствие, объяснять свой выбор, активизировать словарь по данной теме, формировать навык связного высказывания, упражнять в развернутой фразовой речи.
Оборудование: мультикуб, предметные картинки на «липучках».
Описание игры: Педагог предлагает ребёнку рассмотреть мультикуб с предметными картинками по одному из сезонов и найти ошибку, объяснить свой выбор. Потом ребёнок исправляет ошибку, заменив картинку.
Кто скорее?
Цель: советшенствовать знания о временах года.
Оборудование: мультикуб, предметные картинки на «липучках».
Описание игры: в игре принимают участие два ребёнка. Педагог и дети сидят за столом. Педагог раскладывает на столе картинки, предлагает их рассмотреть и назвать. Потом каждый ребёнок выбирает один из сезонов и прикрепляет нужные картинки к мультикубу. Побеждает то, кто справится с заданием первым.
Звуки природы
Цель: улучшать концентрацию внимания, вдохновлять на творчество, стимулировать воображение и фантазию посредством слушания звуков природы. Учить определять на слух, к какому времени года относятся звуки природы.
Оборудование: мультикуб, предметные картинки на «липучках», музыкальный диск.
Описание игры: игра проводится со всей группой детей. Педагог и дети садятся вокруг мультикуба. Педагог предоставляет детям возможность прослушать звуки природы, разобраться, какому времени года может соответствовать этот звук. Рассказать об этом. Найти подходящую картинку и прикрепить её к мультикубу на соответствующей стороне по сезону. Игра проводится до тех пор, пока не были прослушаны все звуки и прикреплены соответствующие картинки.
Пересказ по картинкам
Цель: обучать пересказу, умению осмысливать текст, передавать его свободно, с элементами творчества, но с сохранением основной лексики автора. Расширять и активизировать словарный запас. Формировать внутренний плана пересказа. Развивать внимание, память, логическое мышление.
Оборудование: кубики с предметными картинками: Маша, дом, клумба, куры, петух, корова, котенок.
Описание игры: Педагог читает текст рассказа ( «Лето», «Осень», «Зима», «Весна» см. в приложении № 2), выкладывает по порядку кубики с соответствующими предметными картинками. Поочередно показывая на каждый кубик с картинкой, педагог просит детей припомнить, о чем говорилось в каждом предло¬жении. Затем дети по цепочке пересказывают весь текст. По окончании пересказа, педагог переворачивает кубики че¬рез одну картинками вниз и предлагает одному из детей вос¬произвести содержание рассказа. Примечание. При возникновении затруднений, ребенок может перевернуть картинку и, используя зрительную опору, восста¬новить содержание предложения. После успешного пересказа можно перевернуть все кубики картинками вниз. Количество кубиков будет соответствовать количеству предложений в тексте. В текстах выделены слова, которые заменяются опорными картинками. В конце занятия или на следующий день проводится более сложный вид работы. На столе в свободном порядке выставляются кубики с картинками к рассказу. Педагог читает текст и после прочтения просит кого-либо из детей расположить кубики в нужной последовательности. Все дети помогают и контролируют правильность выполнения задания. После чего можно еще раз повторить пересказ всего текста.
«Мы хотим вам рассказать»
Цель: составить описательный рассказ, учить подбирать слова-признаки и слова-действия, развивать память, логическое мышление.
Оборудование: мягкий кубик-пазл «Времена года»
Описание игры: в игре принимают участие 1-6 детей. Педагог раздаёт детям пазлы от кубика, просит их рассмотреть и назвать, к какому времени года относятся эти картинки. Дети составляют описательный рассказ и собирают кубик.
Весёлые истории
Цель: Закреплять навыки правильной речи, расширять словарный запас, развивать связную речь, воображение, внимание, память. Оборудование: кубики с изображением предметов
Описание игры: 1. Игрок бросает перед собой все 6-8 кубиков и рассказывает свою историю, переходит по очереди от одного кубика к другому. 2.Ведущий бросает 6 кубиков и озвучивает начало истории, например, «Однажды я ...», а дальше игроки по очереди продолжают его рассказ, отталкиваясь от каждого следующего кубика. 3.Ведущий бросает один кубик и начинает рассказ. Каждый следующий игрок добрасывает новый кубик и продолжает историю, отталкиваясь от выпавшей картинки. Результативность. В ходе проведения сравнительного анализа работы за учебный год было выявлено, что уровень речевого развития детей на конец года стал значительно выше. Дети научились пересказывать прочитанный текст, составлять связные рассказы разной сложности: по картине, из личной жизни, творческие рассказы. Дети умеют быстро отбирать слова наиболее подходящие по смыслу.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
АКТУАЛЬНОСТЬ Развитие связной речи является главной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Развитие связной речи является важнейшим условием успешного обучения детей в детском саду и подготовки к школьному обучению.
ЦЕЛЬ: Повысить эффективность логопедического воздействия с помощью игры.
ЗАДАЧИ: 1. Развивать у детей стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях. 2. Стимулировать развитие и формирование познавательного интереса, развивать индивидуальные способности детей к творческой речевой деятельности. 3. Совершенствовать навыки пересказа, описательного, творческого рассказа, рассказа из личного опыта. 4. Развивать умение включать в повествование описания природы, окружающей действительности.
Как происходит смена времён года Цель: развивать представления о временах года, о последовательности сезонов, активизировать словарь по данной теме, формировать навык связного высказывания, упражнять в развернутой фразовой речи.
Что происходит в природе? Цель: Учить устанавливать причинно-следственные связи, развивать связную речь и умение выражать свои мысли.
Подбери картинки Цель: уточнить представления о временах года, подбирать картинки по сезонам, активизировать словарь по данной теме, составлять описательный рассказ о времени года.
Найди ошибку Цель: упражнять в различении времён года, подбирать картинки по сезонам, находить несоответствие, объяснять свой выбор, активизировать словарь по данной теме, формировать навык связного высказывания, упражнять в развернутой фразовой речи. Кто скорее? Цель: совершенствовать знания о временах года.
Звуки природы Цель: улучшать концентрацию внимания, вдохновлять на творчество, стимулировать воображение и фантазию посредством слушания звуков природы. Учить определять на слух, к какому времени года относятся звуки природы.
Пересказ по картинкам Цель: обучать пересказу, умению осмысливать текст, передавать его свободно, с элементами творчества, но с сохранением основной лексики автора. Расширять и активизировать словарный запас. Формировать внутренний план пересказа. Развивать внимание, память, логическое мышление.
« Мы хотим вам рассказать» Цель: составить описательный рассказ, учить подбирать слова-признаки и слова-действия, развивать память, логическое мышление.
Весёлые истории Цель: Закреплять навыки правильной речи, расширять словарный запас, развивать связную речь, воображение, внимание, память.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ РАССКАЗЫВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Пособие может использоваться педагогами детских дошкольных учреждений, дефектологами, логопедами, а также родителями в условиях домашнего обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система игровых упражнений по развитию связной речи у детей старшего возраста с применением игровых методов и приемов
Все упражнения представлены по уровням сложности.Разбиты на следующие блоки: 1. Составление рассказов по наблюдаемым действиям2. Составление рассказов по нескольким сюжетным картинам3. Составление рас...

РОЛЬ ИГРУШКИ И ИГРОВЫХ СРЕДСТВ В ЦЕНТРЕ ИГРОВОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
В сообщении дается описание игр и игровых приемов, которые можно использовать в организации работы с детьми в Центре игровой поддержки. Раскрывается значение Центра игровой поддержки и Лекотеки для со...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...
Празднично-игровые технологии Празднично-игровые технологии
АКТУАЛЬНОСТЬ ОБЖ...

Погружение в игровую ситуацию – введение детей в игровой сюжет посредством создания проблемной ситуации с участием игровых персонажей.
Пальчиковая,настольно-печатная, развлекательная ( развлечь,доставить удовольствие, пробудить интерес у ребенка),развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, о...

Практико-значимый проект по курсу «Организация игровой деятельности дошкольников» на тему: «Модель игровой образовательной среды во второй младшей группе. Эффективные формы сотрудничества с родителями по созданию домашней игровой среды»
Модель игровой образовательной среды во второй младшей группе,эффективные формы сотрудничества с родителями по созданию домашней игровой среды....

