Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи по теме «Животный мир морей и океанов»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи по теме «Животный мир морей и океанов»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи по теме «Животный мир морей и океанов»
Коррекционно-образовательные цели. Обобщение и систематизация знаний о животном мире морей и океанов, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение, активизация словаря по теме (море, океан, кальмар, осьминог, дельфин, касатка, медуза, кит, лангуст, черепаха, нырять, плавать, охотиться, хищный, зубастый, опасный, полезный).
Совершенствование грамматического строя речи (образование уменьшительно-ласкательных форм, слов-антонимов). Совершенствование навыков звукового анализа. Совершенствование синтаксической стороны речи (распространение предложений).
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи и навыков общения, речевого слуха, памяти, мышления, артикуляционной и общей моторики.
Воспитательные цели. Воспитание активности, инициативности, самостоятельности.
Оборудование. Морская раковина, картинки с изображением морских животных, схема предложения.
Ход занятия
1.Организационный момент.
- Сядет тот, кто скажет, в какую сторону плывет рыбка на его картинке.
2. Сообщение темы занятия.
- Сегодня на занятии мы будем говорить о животном мире морей и океанов. Посмотрите, какое чудо я вам принесла. Что это? - Да, это морская раковина. Она очень интересная. Ее подняли из морских глубин. В ней когда-то жил моллюск. Он рос, и вместе с ним росла раковина, она была для него домиком. Сколько ей лет? Она очень старая, возраст можно определить по бороздам. А еще раковина умеет петь. Приложите раковину к уху. Что слышите?
- Я расскажу вам сказку. Оказывается не только земля, но и море ждет дождя. Когда первые капельки дождя ударяют о поверхность воды, из синих морских глубин медленно поднимаются двухстворчатые раковины жемчужницы. Они открывают свои перламутровые створки и ловят всего одну капельку дождя. После этого раковины жемчужницы опускаются на дно. Там в темноте эта капелька превращается в ни с чем несравнимую по красоте горошину-жемчужину. Говорят, если достать жемчуг со дна и носить его на теле, тот будет защищен от несчастий.
3.Работа по развитию зрительного восприятия и памяти.
- В морях и океанах множество растений, животных и рыб. Вот акула, дельфин, касатка, медуза, лангуст, кит, рыба-молот, черепаха, осьминог.
- Поиграем в игру «Кого не стало». Запоминаем четыре картинки, я прячу одну, а вы говорите, кого не стало (касатка, медуза, лангуст, осьминог).
4. Работа по расширению словаря и словообразованию.
- Кто больше назовет слов-действий (живут, плавают, едят, ныряют, размножаются, охотятся ...и т.д.). Упражнение «Что делают?».
-Упражнение «Скажи наоборот».
Глубоко- мелкое
Теплое- холодное
Чистое- грязное
Далеко- близко
Крупная- мелкая
Медленная- быстрая
-Упражнение «Назови ласково»
Рыба- рыбка
Хвост- хвостик
Река- речка
Берег- бережок
Песок- песочек
Плавник- плавничек
морская звезда – морская звездочка, морской еж – морской ежик,
дельфин – дельфинчик,
краб – крабик
-Упражнение «Что лишнее?». Ответь и скажи почему?
Жабры, чешуя, руки, плавники.
Акула, дельфин, паук, касатка.
Река, море, океан, небо.
5.Артикуляционная гимнастика.
Рыбка плавает, играет
Рыбка ротик открывает (широко открываем рот).
Рыбка в озере живет
Никогда не устает (высовываем язык изо рта).
Очень любит чистоту
В домике своем - во рту («чистим зубки»).
Кто же тут, а кто же там,
Она глядит по сторонам («часики»).
6. Физминутка и пальчиковая гимнастика.
«Улитки ползут» Улитки ползут, свои домики везут. (Передвигаются медленно, в полуприсяде, сложив руки за спину)
Рогами шевелят, на рыбок глядят. (Останавливаются , делают рожки из пальчиков и ритмично наклоняют голову влево, в право.)
Рыбки плывут, плавничками гребут. (Передвигаются мелкими шажками, опустив руки вдоль туловища, движения только ладонями вперѐд. назад.)
Влево, вправо поворот, а теперь наоборот. (Повороты туловища влево – вправо и наоборот)
7. Работа по развитию звукового анализа.
-Упражнение «Вставь букву». Я раздам вам карточки со словами. Вместо некоторых букв будет стоять кружок или троеточие который обозначает пропущенный звук. Вставьте нужную букву и прочитайте слово. КАРП КРАБ ОКЕАН СОМ
Кто из этих рыб не живет в океане? Карп- он живет в пруду или водоеме
- Составьте предложение по схеме.
____ ____ ____ ____ .
8. Работа с предложениями.
- Игра «Светофор». Я буду читать предложение. Если оно верно, вы поднимаете зеленый жетон, если нет - красный. Произносите предложение так, как считаете правильно.
! Кальмар, осьминог, дельфин- это животные суши.(морские обитатели)
! Осьминог живет на поверхности воды. (в глубине воды)
! Осьминог-это хищник. Он питается мелкой рыбой и мелкими морскими животными.(питается малюсками и мелкими ракообразными)
Кальмар- это маленькое морское животное.
! Тюлени живут и в воде и на суше.(некоторые питаются осьминогами , кальмарами и ракообразными)
! Тюлени - очень мало едят.(нет)
! Дельфины - глупые морские животные.( умные морские млекопитающие. В основном они едят мелкую рыбу и кальмаров.)
Кальмары, осьминоги, тюлени - бесполезны для человека.( они относятся к морепродуктам, которые могут быть полезны для здоровья)
9.Итог.
Молодцы! Наше занятие подошло к концу.
Каких животных морей и океанов мы изучали? Ответы детей.
Каждый из вас скажет предложение «Я знаю пять морских животных - ... и перечислит их».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи по теме: «Животные наших лесов зимой»
Цели: Учить детей образовывать притяжательные прилагательные. Тренировать умение образовывать сложные словаЗакреплять умение согласовывать числите...

КОНСПЕКТ занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи «Звук и буква Р».
Конспект фронтально-подгруппового занятия по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте. Второе занятие по этой теме....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» (ребёнок и окружающий мир) в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи Тема «Откуда хлеб пришёл?»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» (ребёнок и окружающий мир) в подготовительной к школе группе для детей с общим нед...

КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (логопедическое – математика) ТЕМА «НЕЗНАЙКА В КОСМОСЕ»
КОНСПЕКТ ИТОГОВОГОИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ(логопедическое – математика) ТЕМА «НЕЗНАЙКА В КОСМОС...
Конспект образовательной деятельности по «Развитию связной речи» в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи. Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картин «Храбрая курица»
Дошкольники учатся составлять рассказ по серии картинок, рассказывать связно, непрерывно, логично. У них активизируется словарь по теме «Домашние птицы»....

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Космос» в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи (ОНР).
Представлен план - конспект НОД, представленной на конкурсе "Учитель здоровья"....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» (ребёнок и окружающий мир) в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи Тема «Транспорт. Правила дорожного движения»
Задачи:Образовательная область "Познание"Уточнять и расширять знания детей о транспорте.Расширить представления о видах и отличиях (грузовой и легковой) транспорта, об особенностях их передв...
