Активные методы обучения в работе учителя-логопеда ДОУ
консультация по логопедии (старшая группа)

Система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности детей в процессе освоения учебного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktivnye_metody_obucheniya.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Активные методы обучения в работе учителя-логопеда ДОУ

В последнее время нестабильные экономические и экологические условия нашей страны влияют на рост рождаемости детей с ограниченными возможностями здоровья и различными патологиями, в структуру которых входят и нарушения речи. Все чаще речевые патологии имеют комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, эмоционально-волевая сфера.

Учитывая особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в своей коррекционно-логопедической работе я стараюсь находить новые методы активного обучения, интегрировать в логопедию знания смежных дисциплин, что стимулирует к разработке инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения.

Активные методы обучения — это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности детей в процессе освоения учебного материала. При использовании активных методов обучения меняется роль ребёнка – из послушного запоминающего устройства он превращается в активного участника образовательного процесса. Эта новая роль и свойственные ей характеристики позволяют на деле формировать активную личность, обладающую всеми необходимыми навыками и качествами современного успешного человека. Применение АМО позволяет   сделать занятие современным, отвечающим потребностям воспитанников, родителей, общества, времени.

Применение АМО на логопедических занятиях позволяет повысить познавательную активность обучающихся, активно вовлекает воспитанников в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность, развивает их творческие способности.

Экспериментальными данными свидетельствуют, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20-30% информации, при самостоятельной работе с литературой — до 50%, при проговаривании — до 70%, а при личном участии в изучаемой деятельности (например, в игре) — до 90%. Методы могут использоваться как самостоятельные педагогические разработки, так и в сочетании с традиционными. Существуют также принципы активизации традиционных форм обучения.

 Нетрадиционные методы воздействия в деятельности логопеда давно стали перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее.

Активные методы обеспечивают решение коррекционно-образовательных задач в разных аспектах:

  • развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;
  • формирование положительной учебной мотивации;
  • повышение познавательной активности воспитанников;
  • активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
  • стимулирование самостоятельной деятельности;
  • развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
  • развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности;
  • раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого    ребёнка и определение условий для их проявления и развития;
  • развитие навыков самостоятельного умственного труда;
  • развитие универсальных навыков.

При построении логопедического занятия необходимо учитывать следующие признаки методов активного обучения:

 - Проблемности. Основная задача при этом состоит в том, чтобы ввести обучаемого в проблемную ситуацию, для выхода из которой (для принятия решения или нахождения ответа) ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания.

 - Взаимообучения. Стержневым моментом многих форм проведения занятий с применением методов активного обучения является коллективная деятельность и дискуссионная форма обсуждения.

 - Индивидуализации. Требование организации воспитательно-образовательной деятельности с учетом индивидуальных способностей и возможностей ребёнка.

 - Непосредственности, самостоятельности взаимодействия детей с учебной информацией. При активизации обучения — педагог отходит на уровень ребёнка и в роли помощника участвует в процессе их взаимодействии с учебным материалом.

 - Мотивации. Активность, как индивидуальной, так и коллективной, как самостоятельной, так и регламентируемой образовательной деятельности воспитанников, развивается и поддерживается системой мотивации. При этом к числу используемых педагогом мотивов детей относят: творческий характер образовательной деятельности, состязательность, игровой характер проведения занятий.

 - Эмоциональное воздействие. В условиях проблемности содержания, творческого характера и состязательности деятельности происходит быстрый, резкий ввод в действие резервов организма. Возникающие при этом эмоции активизируют, побуждают человека, инициируют его направленность на совершение деятельности.

Методы АМО представляют собой упорядоченную совокупность (систему), обеспечивающую активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности детей на протяжении всего образовательного мероприятия.  

Образовательная активность входящих в эту систему методов строится на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.

Для обеспечения качественных результатов внедрения АМО необходима соответствующая подготовка учителя-логопеда, которая позволит осуществлять данную технологию системно, в течение всего цикла обучения, на каждом занятии.

Список источников:

Бесплатный электронный курс «Активные методы обучения» http://www.moi-universitet.ru/list/e-courses/list_amo

«Копилочка активных методов обучения», http://www.moi-universitet.ru/ebooks/kamo/kamo/

Коробченко Т.В., Розовой Ю.Е. Здоровьесберегающие методы в работе с детьми с речевыми нарушениями. Под. Ред. Н.Н. Яковлевой , Е.А. Петровой – СПб АППО, 2010г. – 255 с.

Методы активного обучения. Материал из Википедии – свободной энциклопедии.

Розова Ю. Е. Эффективность сочетания методов активного обучения с нетрадиционными образовательными технологиями на логопедических занятиях. http://moi-amour.ru/publ/pedagogicheskaja_dejatelnost_v_

korrekcionnykh_ou/logopedicheskie_zanjatija/ehffektivnost_sochetanija_metodov_aktivnogo_obuchenija_s_netradicionnymi_obrazovatelnymi_tekhnologijami_na_

logopedicheskikh_zanjatijakh/127-1-0-36  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектирования в работе учителя – логопеда ДОУ

Актуальность использования метода проектов в работе учителя-логопеда Проекты: "Кто на свете всех милее" "День победы"...

Активные методы и приёмы обучения в работе учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС НОО.

Наша действительность достаточно динамична и учителю-логопеду надо научиться взаимодействовать с изменяющимся миром, чтобы соответствовать этим переменам....

Методы и формы работы учителя – логопеда по коррекции заикания

Анализ существующих в специальной педагогической литературе методик преодоления заикания позволяет определить модель проведения логопедической работы по следующим направлениям: ...

Эффективность метода кинезиологии в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста

Перед дошкольными учреждениями стоит задача всестороннего развития детей и подготовки их к поступлению в школе. В последнее время отмечается увеличение количества детей с затруднениями в обучении, раз...

Нетрадиционные методы воздействия в работе учителя - логопеда как средство коррекционно-развивающей деятельности с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

На современном этапе можно констатировать изменение социального заказа общества к дошкольным учреждениям. ДОУ должны подготовить детей с нормальным и нарушенным психоречевым развитием, к получению обр...

"Эффективные приёмы и методы в коррекционной работе учителя-логопеда"

laquo;Эффективные приёмы и методы в коррекционной работе учителя-логопеда» Одним из основных направлений модернизации образования является обеспечение получения полноценного образования. В...

Методы и приемы обучения в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в соответствии с ФГОС

Специфика работы учителя-логопеда предполагает оказание помощи разным категориям детей с ОВЗ.У большинства из них отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотив...