Методы и формы работы учителя – логопеда по коррекции заикания
методическая разработка по логопедии на тему
Анализ существующих в специальной педагогической литературе методик преодоления заикания позволяет определить модель проведения логопедической работы по следующим направлениям: I. Создание охранительного речевого режима. II. Регуляция эмоционального и мышечного состояния (снятие мышечного и эмоционального напряжения). Обучение навыкам релаксации, формулам внушения состояния расслабления. III. Развитие моторных функций. Развитие координации слова и ритмизованного движения. IV. Формирование фонационного (речевого) дыхания. V. Работа над плавностью речи в различных ее формах. Развитие интонационных характеристик речи. VI. Воспитание личности заикающегося ребенка. Рассмотрим более подробно каждую составляющую комплекса воздействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_i_formy_raboty_uchitelya.docx | 48.29 КБ |
Предварительный просмотр:
БДОУ ШМР «Чебсарский детский сад»
Методы и формы работы учителя – логопеда по коррекции заикания
учитель – логопед Алексеева С.Г.
2015 г
Методы и формы работы учителя – логопеда по коррекции заикания
Анализ существующих в специальной педагогической литературе методик преодоления заикания позволяет определить модель проведения логопедической работы по следующим направлениям: I. Создание охранительного речевого режима. II. Регуляция эмоционального и мышечного состояния (снятие мышечного и эмоционального напряжения). Обучение навыкам релаксации, формулам внушения состояния расслабления. III. Развитие моторных функций. Развитие координации слова и ритмизованного движения. IV. Формирование фонационного (речевого) дыхания. V. Работа над плавностью речи в различных ее формах. Развитие интонационных характеристик речи. VI. Воспитание личности заикающегося ребенка. Рассмотрим более подробно каждую составляющую комплекса воздействия.
I.Создание охранительного речевого режима. Ограничение речевого общения и организация щадящего речевого режима.
Этот режим вводится в самом начале коррекционной работы и помогает создать условия для затухания неправильной речевой привычки, подготовить нервную систему ребенка к формированию нового речевого навыка. Учебная и повседневная жизнь заикающихся организовывается так, чтобы свести речь детей к минимуму. На занятиях педагоги ограничиваются сообщением какого-либо материала и не требуют устных ответов. В этот период организовываются такие игры, чтобы дети меньше говорили (рисование, кивание, аппликация и т. п.). Щадящий речевой режим создается ограждением ребенка от пребывания в конфликтных ситуациях, примером спокойной четкой речи взрослых и их проявлением тонкого педагогического такта, исключением участия детей в эмоционально-значимых мероприятиях, организацией режима дня и т. п. Речевое общение ребенка в этот период должно быть элементарным по форме (использование сопряженных и отраженных форм речи), содержать однословные ответы. Для этого вопросы взрослых должны иметь ключевое слово для ответа или предполагать короткий ответ («Ты хочешь яблоко или банан?» «Банан»; «Ты хочешь яблоко?» «Нет»). Родители должны придерживаться тех речевых правил, которые рекомендуются логопедом. Длительность режима ограничения речи различна, как правило, он охватывает неделю-полторы недели с начала коррекционной работы. Постепенно активность ребенка увеличивается, однако соблюдается щадящий речевой режим. Организация режима ограничения речи и щадящего речевого режима наиболее полно представлена в работах В. И. Селиверстова, И. Г. Выгодской и др., создание охранительного режима в домашних условиях - в работе Л. М. Крапивиной , И. Г. Выгодской, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенской. В ней предлагаются игровые ситуации, «игры-молчанки», для которых оформляется специальный альбом. Например, условия игры даются в виде сказки: «...Добрый великан много потрудился для людей, засеял поля, построил красивые города. Он заснул. Поэтому люди во всем городе соблюдают тишину, никто не разговаривает, машины едут без сигналов. Вот и ты не буди его, играй, молча, в свои игрушки, построй город из кубиков. Займись конструктором. Нарисуй в своем альбоме этого доброго великана, каким ты его себе представляешь, или нарисуй город...». В поощрение ребенку можно присвоить звание «Почетного стража», а вечером ему разрешается какое-нибудь «малое волшебство» (пускание мыльных пузырей и т. п.).
II. Регуляция эмоционального и мышечного состояния (снятие мышечного и эмоционального напряжения). Обучение навыкам релаксации, формулам внушения состояния расслабления.
Обучение навыкам релаксации начинается с упражнений, которые позволяют ребенку почувствовать разницу между напряжением и расслаблением. Проще ощутить напряжение мышц в руках и ногах, поэтому детям предлагается перед расслаблением сильно и кратковременно сжать кисти рук в кулак, напрячь мышцы ног и т. д. Такие упражнения даются в следующей последовательности: для мышц рук, ног, всего туловища, затем для верхнего плечевого пояса и шеи, артикуляционного аппарата. Комплексная релаксационная гимнастика (для отдельных групп мышц) «Кулачки» Сидя. Свободно положить руки на колени, ноги слегка расставить. Сжать покрепче пальцы в кулак, подержать несколько секунд. Затем распрямить пальцы рук и спокойно положить на колени. В кулачок ладонь сожми, Кулачками постучи. Сейчас, девочки и мальчики, Отдыхать будут ваши пальчики. «Замок» Стоя. Ноги врозь, руки опущены, пальцы переплетены в замок. Руки с переплетенными пальцами поднять и занести за голову, напрячься и после чтения последних строчек стихотворения логопедом резко опустить руки с одновременным расслаблением. Ай люли, ай люли! Наши руки мы сплели. Мы их подняли повыше, Получилась красота! Получились не простые, Золотые ворота. «Сосулька» Стоя. Представить, что «сосулька висит», поднять руки вверх и, привстав на носочки, стараться как можно сильнее вытянуться, напрягая все тело. После слов логопеда «солнце взойдет и гвоздь упадет», опустить руки, расслабляя их. У нас под крышей Белый гвоздь висит, Солнце взойдет, Гвоздь упадет. «Листья» Стоя. Представить, что «листья растут», тянуть руки вверх с напряжением. После слов логопеда «А осенью опадают» сбросить руки вниз, встряхнуть расслабленными руками. Летом вырастают, А осенью опадают. «Часики» Стоя. Ноги слегка расставлены, обе ступни касаются пола, но вес тела перенесен на одну из ног. Переносить тяжесть тела с одной ноги на другую. Тик-так, тик-так, Ходят часики вот так: Влево, вправо, Влево, вправо. «Дождь» Сидя. Голову поднять и тянуть шею вверх. Мышцы шеи напряжены. Такое положение сохранять во время чтения всей загадки. Затем голову опустить вниз и расслабить мышцы шеи. Поглядите, поглядите - Потянулись с неба нити! Эта тоненькая нить Землю с небом хочет сшить. «Орех» Сидя. Сжать зубы и губы. Челюсти напряжены. Представить как сжимается и разгрызается крепкий орех. После слов логопеда «А попал под молоток...» расслабить мышцы челюсти, приоткрыть рот, разомкнуть зубы, приоткрыть губы. Круглый, зрелый, загорелый Попадался на зубок. Попадался на зубок, Расколоться все не мог, А попал под молоток, Хрустнул раз - и треснул бок. Логопедам, работающим с детьми, страдающими неврозоподобной формой речевой патологии необходимо помнить, что полной регуляции мышечного тонуса у такой группы заикающихся не достигается. Важно следить, чтобы такие упражнения не усиливали количества судорожных запинок. В тех случаях, когда логопед констатирует, что в процессе занятий, связанных с расслаблением мышц, у ребенка возникает чувство раздражения и он начинает хуже говорить, следует отказаться от таких упражнений. Подробные комплексы расслабляющих упражнений даны в методиках И. Г. Выгодской, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенской; Л. И. Беляковой, Е. А. Дьяковой . Этюды на расслабление мышц под музыкальное сопровождение предложены М. И. Чистяковой. После выполнения упражнений логопед вводит «формулу внушения расслабления» на начальном этапе: Мы успокаиваемся. Мы отдыхаем. Глаза закрыты. Во всем теле приятное тепло. Руки усталые, расслабленные отдыхают. Ноги усталые, расслабленные отдыхают. Хорошо, приятно отдыхать. Приятно чувствовать расслабленность. Все тело: ноги, руки, спина, шея теплые, расслабленные. Во время расслабления возможно погладить каждого ребенка по спине. Каждое предложение формулы повторяется 2 раза. Важное значение имеет интонация и голос логопеда: мягкий и спокойный. Такое упражнение - первая ступень аутогенной тренировки, поэтому на фоне расслабления вводится «формула правильной речи»: «Мы говорим неторопливо и спокойно». Такие формулы могут быть даны и в стихотворной форме. Произнесение их логопедом должно происходить достаточно громким голосом, уверенной интонацией и с соблюдением всех речевых правил.
III. Развитие моторных функций. Развитие координации слова и ритмизованного движения.
В рамках этого направления проводится работа по развитию общей, тонкой и артикуляционной моторики; по развитию темпо-ритмических характеристик движений. Для успешной реализации коррекционных задач необходимо учитывать структуру речевых и двигательных нарушений (форму и тяжесть заикания, уровень общего речевого и психомоторного развития и др.). Для заикающихся детей с невротической формой заикания основное внимание уделяется воспитанию точности, переключаемости, завершенности движений. Особое место отводится упражнениям на нормализацию мышечного тонуса и использованию с этой целью меняющегося разнообразного по темпу и ритму музыкального материала, двигательных упражнений. Работа по развитию артикуляционной моторики начинается с вызывания по подражанию гласных звуков, логопед старается при этом снять у ребенка излишнее напряжение губных мышц, вызывать у него свободно льющиеся гласные звуки. При произнесении согласных звуков в слоге внимание ребенка сосредотачивается на гласном звуке. Занятия с заикающимися детьми с невротической формой речевой патологии не должны быть длительными по времени. Заикающиеся дети с неврозоподобной формой заикания нуждаются в длительной по времени тренировке двигательных реакций с постепенным переходом после полного усвоения предложенного материала к другому виду упражнений. В обучении необходимо возможно более широко использовать наглядный показ двигательных задач; повторение инструкций до полного усвоения. Начинать следует с простейших ритмов и упражнений, доводя их до совершенства; постепенно переходить к упражнениям со сменой темпа и ритма. Развитие артикуляционной моторики начинается с выработки четких артикуляционных поз. Фиксируется внимание на работе мимической мускулатуры. Параллельно (по необходимости) может вестись коррекция звукопроизношения. Постановка звуков осуществляется с привлечением активного внимания ребенка на процесс произнесения и восприятия своей речи, включающий зрительный и кинестезический контроль. Автоматизация поставленных звуков может осуществляться в работе над плавным непрерывным звучанием голоса в слоговых сочетаниях, словах и т. д. Работа над артикуляционной моторикой для правильной постановки звуков может проводиться по методике воспитания у детей правильного произношения М. Ф. Фомичевой. Развитие темпо-ритмических характеристик моторики в целом (общей, тонкой, артикуляционной) успешно достигается под музыкальное сопровождение, т. е. в процессе логопедической ритмики. Логопедическая ритмика является необходимой составляющей в комплексном коррекционном воздействии при преодолении заикания. Дифференцированное проведение логоритмических занятий, методика подачи материала широко представлены в работах Н. А. Рычковой. Для достижения оптимальных результатов логоритмических занятий их проводят по следующей схеме: - ритмическая разминка. Ее задачами являются воспитание дисциплины и организованности, развитие координации рук и ног, формирование правильной осанки и навыков движений в коллективе, ориентация в пространстве, умение менять темп и ритм движения. С этой целью используются вводная ходьба, легкий бег, чередование ходьбы и бега, прыжки, элементы физкультурных и танцевальных движений; - упражнения, регулирующие мышечный тонус. Целью этих упражнений является устранение напряжения, скованности в мышцах. Используются специальные задания на смену напряжения и расслабления, состоящие из серии последовательных движений. В зависимости от звучания разных по силе звуков меняется мышечный тонус; - слушание музыки. Тесно взаимосвязано с упражнениями, регулирующими мышечный тонус. Подбираются разнообразные по характеру музыкальные произведения с учетом их эмоционального воздействия на создание нужного фона настроения; - упражнения для развития координации речи с движением. Используются двигательные упражнения под музыку с одновременным проговариванием вслух постепенно усложняющихся речевых заданий (слогов, слов, фраз, стихотворных и прозаических текстов); - пение. Выбираются ритмичные и мелодичные песни, в пении которых нормализуется темп речи и речевое дыхание; - игра. Подвижная игра служит закреплением навыков, полученных на занятии. Также в таких играх воспитываются ловкость, сообразительность, быстрота двигательных реакций, ориентировка в пространстве. Заключительная ходьба проводится в спокойном темпе и ритме. Большое значение для нормализации темпа и ритма речи имеет выполнение специальных упражнений с использованием слухового контроля и ритмических движений (ходьба, хлопки, притоптывание, прыжки). Допускается отстукивание ритмов ногами, отхлопывание руками или одной рукой по какому-нибудь предмету, дирижирование в сопровождении проговаривания. Ударному слогу (слову) должен соответствовать более громкий хлопок или удар ногой по полу, неударному - тихий. Упражнения необходимо выполнять с четкой артикуляцией, равномерным распределением выдоха, соблюдая умеренный и медленный темп, синхронизируя произнесение и движение. Вначале тренировка послогового ритма производится в замедленном темпе. По мере овладения навыком темп речи ускоряется. Упражнение 1 Ходьба на месте и по кругу в медленном темпе. Произносить слитно звуки, слоговые последовательности, затем слова (счет, дни недели) и фразы (чистоговорки, пословицы). На каждый шаг-слог: а-у-а-у-а-у; ап-ап-ап-ап; па-па-па-па; та-та-та-та и др. От топота копыт пыль по полю летит. Ехал Грека через реку. Видит Грека в реке рак. Сунул Грека руку в реку. Рак за руку Греку цап. Упражнение 2 Прыжки вправо - влево на правую и левую ногу. Произносить на выдохе: упа-опа-ипа-апа; па-по-пу-пы; паф-поф-пуф-пыф; хоп-хоп-хоп-хоп и др. Упражнение 3 Медленное отхлопывание ритмического рисунка с выделением ударного слога громким хлопком или голосом: та-тату-татату-тата-тата-татата. Упражнение 4 Слитное произнесение слов и дирижирование в такт проговариванию. При этом рука движется на каждое слово от себя и к себе непрерывно и плавно в процессе произнесения: август-аист-атом-яхонт-ялик-яма-умница-улица-узник. Упражнение 5 Отхлопывание ритма слов и предложений с одновременным произнесением. Каждый удар ладони приходится на гласный звук: ноги-нога, атлас-атлас; руки-рука, замок-замок; горы-гора, пироги-пироги; козы-коза, гвоздики-гвоздики; совы-сова, кружки-кружки. Я бегу, бегу, бегу, Я пою, пою, пою. Упражнение 6 Ритмизированное произнесение имен, названий деревьев, животных под хлопки. Упражнение 7 Воспроизведение ритма считалки с дирижированием в такт. Выполнять в медленном и умеренном темпе. Аты-баты - шли солдаты. Аты-баты - на базар. Аты-баты - что купили? Аты-баты - самовар. Аты-баты - сколько дали? Аты-баты - три рубля. Аты-баты - покажите. Аты-баты - не хочу. Аты-баты - спать хочу! Упражнение 8 Напевно, выразительно прочитать текст стихотворения под звучащую мелодию (мелодекламация). Упражнение 9 Воспроизвести ритм стихотворения, играя с мячом. Мой Веселый, Звонкий Мяч, Ты Куда Помчался Вскачь? Желтый, Красный, Голубой, Не Угнаться За тобой! (С. Маршак) Упражнение 10 Озвучить мотив песни в разных тональностях, сочетать пение с движениями рук, ходьбой, маршировкой на месте. (Приемы ритмизации речи заикающихся широко освещены в работах Л. И. Беляковой, Е. А. Дьяковой, Л. И. Богомоловой, Л. З. Андроновой, В. М. Шкловского. Методы и приемы логоритмических занятий для заикающихся разработаны Е. В. Оганесян, Н. А. Рычковой, Г. А. Волковой, в которых используется музыкальное сопровождение.) В процессе развития речи ритм становится «скелетом» слова и играет важную роль в процессе усвоения лексики. Подбираются стихи с классическим размером, они более распевные, при этом речь замедленная с сохранением привычных ударений, слова соединяются посредством гласных. Этими стихами можно дирижировать. Хорошо использовать стихи из программного материала по чтению. Например: Белая береза под моим окном / Принакрыласъ снегом, будто серебром... Необходимо давать детям образцы правильной, хорошо звучащей речи. Можно предложить прослушивание пластинок со сказками, стихами в исполнении артистов. При прослушивании сказок дети обращают внимание на то, что речь - четкая, ясная, выразительная за счет того, что в ней четко проговариваются все слоги, она протяжная, распевная, особенно в русских народных сказках.
IV. Формирование фонационного (речевого) дыхания.
В симптоматике заикания значительное место занимает нарушение речевого дыхания: учащение дыхания в момент речи, поверхностные судорожные вдохи, укороченный речевой выдох, нарушение координации между дыханием, фонацией и артикуляцией. Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность речи, создает возможность в зависимости от содержания высказывания изменять силу и высоту голоса. Также формирование речевого выдоха имеет принципиальное значение для организации плавной речи. Речевое дыхание является произвольным и значительно отличается от дыхания в покое - физиологического дыхания вне речи. Наиболее благоприятные условия для работы голосового аппарата создаются при нижнереберном дыхании, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы. Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ладонь, если ее положить на область диафрагмы, т. е. между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Постановка диафрагмального дыхания проводится на фоне мышечного расслабления. Упражнения начинают с положения лежа. В дальнейшем диафрагмальный тип дыхания целесообразно тренировать при выполнении физических упражнений (ходьба, наклоны туловища и т. п.). Небезуспешно в работе с заикающимися используется парадоксальная дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой, где внимание уделяется короткому вдоху. В то же время в работе с заикающимися над речевым дыханием основное их внимание и инструкции должны касаться выдоха. В комплекс упражнений включаются следующие основные виды работ по развитию речевого дыхания: - общие дыхательные упражнения; - постановка диафрагмального дыхания; - дифференциация ротового и носового дыхания, формирование длительного выдоха через рот; - формирование длительного фонационного, а затем речевого выдоха. Необходимо приучить детей делать вдох без напряжения, не поднимая плеч, чтобы вдох был мягким и коротким, но достаточно глубоким, а выдох длительным и плавным, без фиксации внимания на этих процессах. При этом следует постоянно напоминать детям, что говорить нужно только на выдохе. Особое значение для детей дошкольного возраста приобретает использование всевозможных игр и игровых приемов, стихотворных текстов, которые вызывают интерес к занятиям и делают характер выполнения упражнений непроизвольным. Процесс голосообразования неразрывно связан с дыханием. Неправильное дыхание во время речи является частой причиной плохого звучания голоса. Отрабатывается мягкое голосоначало, навыки рациональной голосоподачи и голосоведения. В основные задачи по развитию голоса входит: развитие силы и динамического диапазона голоса, формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения, развитие мелодических характеристик голоса (тембра, высоты и т. д.). Кроме того, нарушения голоса, мелодико- интонационные расстройства характерны для заикающихся. Наиболее часто у заикающихся детей отмечаются недостаточная сила голоса (голос слабый, тихий, иссякающий в процессе речевого высказывания); нарушения тембра голоса (глухой, хриплый, монотонный, сдавленный, реже нозализованный); голос может быть напряженным, форсированным, прерывистым и характеризоваться слабой выраженностью голосовых модуляций (ребенок не может произвольно менять высоту голоса). В голосообразовании принимают участие губы, язык, мягкое небо, нижняя челюсть - органы артикуляционного аппарата. От того, насколько быстро, четко и согласованно работает этот аппарат, зависит хорошая дикция. Правильная артикуляция - залог хорошей дикции и звучности голоса. Работа по развитию артикуляционной моторикипроводится по традиционным в логопедии методикам (М. Ф. Фомичева, А. И. Богомолова и др.).
V. Работа над плавностью речи в различных ее формах. Развитие интонационных характеристик речи.
Работа над плавностью речи начинается с формирования у детей понятия о гласных как основе нашей речи. Логопед объясняет детям, что от правильного произношения всех гласных звуков зависит полнозвучность голоса, плавность и темп речи. Воздух расходуется в основном на гласные звуки, они произносятся широко и громко, в каждом слове обязательно выделяется ударный гласный. Плавность речи отрабатывается сначала в элементарных речевых формах: - на произнесении отдельных гласных звуков; - на сочетаниях гласных звуков (двух, трех, четырех, пяти); - на слоговых сочетаниях согласных звуков с гласными; - на произнесении фраз из одного слова; - на произнесении коротких фраз; - на произнесении длинных фраз с логической паузой. Параллельно проводится работа по развитию интонационно- выразительной стороны речи (пролонгированное произнесение гласных звуков, повышение, понижение голоса в конце фразы). Логопед предлагает детям свои речевые образцы, наглядно-иллюстративный материал, используется конкретная ситуация. Основными видами упражнений являются: произнесение речевого материала вместе с логопедом, вслед за ним, называние предметов и действий по картинке или в конкретной ситуации. Во всех этих упражнениях отрабатывается важнейший элемент плавной речи - слитность. Это значит, что все звуки должны как бы вливаться один в другой и все сочетание должно произноситься как один долгий звук. При выполнении заданий на сочетание гласных звуков важно следить за тем, чтобы при переходе от одного звука к другому голос звучал непрерывно, а менялось только положение губ и языка. При произнесении сочетаний гласных звуков с согласными прежде всего необходимо соблюдать все требования, предъявляемые к произнесению гласных. Тогда вместе с ними будут свободно произноситься и согласные звуки. Чтобы эти звуки не вызывали затруднений, нужно произносить их легко и без напряжения (слегка смыкать губы, слегка касаться кончиком языка зубов и т. п.). В работе над фразами соблюдаются следующие речевые правила: короткие предложения произносятся на одном выдохе; длинные предложения делятся на смысловые отрезки (3-4 слова), между которыми выдерживается пауза и делается новый вдох; слова внутри короткого предложения произносятся слитно. Логопед должен объяснить детям важность пауз и на доступных примерах показать их значение. Затем отрабатывается чтение заученных стихотворных текстов. Благодаря тому, что в стихах наблюдается строгое чередование ударных и безударных слогов, что они очень ритмичны, что окончания строк рифмуются и каждая строка в стихах чаще совпадает со смысловым отрезком, они удобны для закрепления всех элементов правильной речи: упорядоченного дыхания, неторопливого темпа, слитности, выделения грамматического и логического ударения, деления на смысловые отрезки. Только потом переходят к пересказу коротких текстов с делением на смысловые и логические отрезки. Работа над пересказом прослушанного текста облегчается тем, что здесь присутствует опора на готовый языковой материал и определен сюжет последовательности событий. Для подготовительной работы и в случаях затруднений детей используются наводящие вопросы, опорные слова, предметные картинки. Работа над пересказом прослушанного текста включает:
- пересказ текста с опорой на наглядный материал;
∙ пересказ текста по плану;
∙ пересказ прослушанного текста без опоры;
∙ пересказ текста сюжетно-ролевого содержания.
Следующий этап работы над плавностью речи является переходной ступенью к самостоятельной речи и охватывает нижеследующие виды работ:
- работа над вопросно-ответной формой речи; ∙ ответы на вопросы по картине;
∙ ответы на вопросы по тексту;
∙ составление вопросов к картине;
∙ составление вопросов к тексту.
Затем плавность речи формируется в более сложных видах монологической речи * самостоятельное составление рассказов:
- по предметной картине с использованием схемы;
∙ по серии сюжетных картин (от трех до восьми);
- по сюжетной картине;
∙ по описанию пейзажной картины.
Данный вид работы облегчается опорой на наглядный материал, однако отсутствует языковой материал и сюжет последовательности событий. Если дети испытывают трудности при составлении рассказов, им можно предложить образец рассказа логопеда по картине или ее отдельной части; наводящие вопросы, а затем предваряющий план рассказа; составление рассказа по фрагментам картины; коллективное составление рассказа. Конструирование рассказа предполагает его составление в рамках известного начала или конца, либо того и другого, составление по серии опорных слов. Выполнение данных видов работ часто вызывает трудности у детей. Для облегчения выполнения данных заданий проводится подготовительная работа по актуализации словарного запаса; по формированию устойчивых словосочетаний, характерных для выбранных тем рассказов. Учащимся, испытывающим затруднения в составлении рассказов по известным началу и концу, опорным словам можно предложить предметные или сюжетные картинки. Завершающим этапом в коррекционной работе с заикающимися является закрепление полученных навыков плавной речи. Они составляют самостоятельно рассказы на заданную тему о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанными, о событиях дома, составляются творческие рассказы и инсценировки на заданную тему.
В процессе формирования плавности речи в различных формах логопед знакомит детей с правилами речи. В них содержатся правила поведения во время разговора с собеседником, основы правильного речевого дыхания в процессе произнесения слов, фраз. Логопед объясняет и показывает детям своим примером, как нужно вести себя с собеседником: во время разговора смотреть в лицо слушающему человеку, не опускать голову и держаться прямо и уверенно, не делать лишних движений, не спешить с ответом и проговорить его сначала про себя. Говорить только на выдохе и выделять в каждом слове ударный гласный звук, гласные произносить широко и протяжно, короткие предложения произносить на одном выдохе, а длинные фразы делить на смысловые отрезки, между которыми выдерживается пауза и делается новый вдох. Говорить громко, четко, выразительно. Правила речи постоянно напоминаются детям или заучиваются наизусть. Коррекционная работа по развитию речи должна быть дифференцированной в зависимости от степени отклонения от нормы. Специфика работы с детьми, имеющими разные уровни сформированности речи, заключается в преимуществе отдельных направлений работы, в степени самостоятельности детей, в дифференцированном подборе речевого материала. Те дети, у которых речевое развитие условно приближается к норме, могут более интенсивно работать над плавностью речи. Но поскольку обнаруживаются некоторые затруднения в построении связного речевого высказывания с ними проводятся дополнительные логопедические занятия по развитию устной связной речи. Для детей, речь которых характеризуется явлениями нерезко выраженного ее недоразвития, в логопедические занятия по развитию речи включаются специальные задания и упражнения по коррекции нарушений отдельных компонентов речи. Дети, в речи которых наблюдаются все признаки ее общего недоразвития, требуют значительной индивидуализации занятий, тщательного выбора материала в зависимости от речевых возможностей этих детей, включения в логопедическую работу развития всех сторон речи.
VI. Воспитание личности заикающегося ребенка. Цель этого направления коррекционно-педагогической работы с заикающимися — воспитание адекватного отношения к себе, окружающим и взаимоотношений с ними. Одним из основных методов в этой работе является психотерапевтическое воздействие. Для заикающихся детей большое значение имеет создание особого положительного эмоционального фона окружающей обстановки (семья и педагоги).
Важным моментом является то, что по сути каждое логопедическое занятие включает элементы психотерапии (психотерапевтические беседы в начале занятия как организационный момент, элементы психотерапии — внушения). Так, например, в процессе мышечного и эмоционального расслабления могут вводиться «формулы внушения», которые в начале курса занятий произносит логопед, затем он только дает установку, и дети проводят самовнушение (элемент аутогенной тренировки).
Например: «С каждым днем, с каждым занятием моя речь становится все лучше и лучше. Я говорю плавно, уверенно и красиво. Волнения при речи не будет. Всегда и везде моя речь будет плавной, уверенной и красивой. Мне нравится говорить ритмично и ровно. Мне нравится говорить хорошо. Я совершенно не волнуюсь, когда говорю. Я спокоен, совершенно спокоен и уверен в себе. Я спокоен и уверен в своей речи».
Полученные детьми навыки правильной речи нужно собрать воедино и вывести правила в определенной последовательности. Например, обучение и введение в речь правил естественной речи можно начать следующим образом (Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенская):
- Итак, путешествие по реке слитного произношения начинаем со вступительной речи и беседы о моряках и путешествиях, о том, какими качествами должен обладать моряк. Настоящий моряк: внимательный, собранный, умеет принимать правильное решение, чтобы корабль шел по курсу и не сел на мель, кроме того, моряк немногословен.
Детям дается задание завести тетрадь, которая будет называться «Бортовой журнал» и по ходу плавания дети заносят туда все правила и их обозначения в виде морских символов, приводя в систему законы естественной речи. Девиз при подготовке к занятию: «Говори меньше — думай больше», в соответствии с ним первый закон: Прежде подумайте, потом говорите.
Он лучше запомнится, если выучить четверостишие:
Сказать тебе нужно немало,
Спокойно подумай сначала,
Но с этим не надо спешить.
Потом начинай говорить.
Логопед дает образец правильного плавного чтения четверостишия, помогая себе дирижированием и обращая внимание детей на то, что, если бы прочитано было быстро и скороговорением, они ничего бы не поняли, следовательно, второй закон: Говорите в спокойном темпе.
А вот как он звучит в рифмованных строках:
Кто очень быстро говорит,
Сказать не думая спешит,
И строчки вдруг теряет,
Сказать: Не торопиться, не спешить,
И станет наша речь красивой,
И четкой и неторопливой.
В своем «Бортовом журнале» дети самостоятельно рисуют символы плавной речи (это может быть плывущий по волнам корабль или просто волны).
Логопед объясняет, что корабль движется по волнам неторопливо, спокойно, и спрашивает: «Что его движет, что надувает паруса?» «Ветер, воздух». Логопед продолжает:
— И нам для того, чтобы говорить, нужен воздух. (Логопед демонстрирует речевой вдох через слегка приоткрытый рот, обращая внимание на то, что плечи при вдохе неподвижны, а стенка живота немного выдвигается вперед).
«Положим ладонь на живот: Вдох—выдох. Какое движение совершает рука? Она словно волна. Во время паузы происходит расслабление и подготовка к следующему вдоху». Логопед рисует на доске, а дети — в своих «журналах» волны речевого ритма. Поэтому третий закон: Говорите всегда на выдохе.
Стихотворение учим в медленном темпе:
Всегда говорим мы, когда выдыхаем,
Как будто бы парус мы ртом надуваем.
Рисуем символ третьего закона — парус. В безбрежном пока океане речи встречается остров.
Логопед вешает на доску картинку с изображением острова, на котором возвышается замок, на воротах его висит замок, просит сравнить два эти слова:
— Слова пишутся одинаково, у них одинаковые буквы, но при произнесении в них дольше звучат разные звуки и от этого изменяется смысл слова. Четвертый закон: Выделяйте долгие гласные звуки в словах.
Чтобы не попасть в беду и не утонуть в океане речи, нужен спасательный круг — символ четвертого закона, который легко запомнить, выучив следующие строки:
В море опора — спасательный круг,
Если случится беда,
Также в слове — долгий наш звук
Служит опорой всегда.
А теперь отдохнем, поиграем в слова. Играя, мы отрывисто произносим слова, потому что они не связаны между собой по смыслу. Если они связаны по смыслу, значит это предложение, и вот наш пятый закон: Слова в предложении произносите слитно.
Плавно, слитно льется речь,
Так вода умеет течь.
Предложение — это законченная картина, слово в ней — отдельный мазок, но мазок кисти в отдельности — это хаос, чтоб из отдельного хаоса мазков получилась картина, нужно их соединить (дети рисуют картину моря красками) — законченная картина и есть символ плавной речи.
В далеком плавании морякам приходят письма из дома, иногда они написаны, а иногда нарисованы (раздать детям карточки с сюжетными картинками и заданием: составить по картинкам небольшой рассказ из 2—3 предложений).
Наш шестой закон: В конце каждого предложения делайте паузу.
Говори и отдыхай,
Якорь с корабля бросай,
Паузу-якорь не забудь,
Отдохни и снова в путь.
Символ шестого закона — якорь.
Нужна остановка, чтобы отдохнуть во время отдыха будем ловить рыбу (раздать детям разрезные картинки с изображением разных пород рыб разных по форме, цвету; дети подбирают, выделяя отличительные признаки).
Нужно составить небольшой описательный рассказ каждому о своей рыбе. Например: «Это рыба окунь, она живет в реке, у нее на теле есть полоски. Хвост и плавники оранжевого цвета». Желая рассказать о чем-то подробнее, вы должны выдерживать паузы внутри длинного предложения, длинные предложения делить на смысловые отрезки. Седьмой закон: После смыслового отрезка делайте паузу:
Хочешь фразу удлинить,
Умей фразу разделить.
Скажешь четко два — три слова,
Вдох бери спокойно снова.
Тренировка на пересказе коротких рассказов. Обратить внимание на то, что предложения прочитаны детьми не всегда одинаково, например: Моряк отважный человек // Моряк отважный человек // Моряк отважный человек. В зависимости от того, какое слово выделено, оно и считается главным и от этого меняется смысл. Попробуем сказать без логического ударения получается скучно, монотонно. Чтобы наша речь была понятной и выразительной нужно делать логические ударения. И вот мы вывели наш следующий, восьмой закон: В каждом предложении выделяйте главные по смыслу слова — делайте логические ударения.
Слово главное найдем.
В каждом предложении.
Мысль любую подчеркнем,
Сделав ударение.
Символ этого закона — компас.
Тренируемся в составлении предложений и выделении главного по смыслу слова.
Вот мы и вывели основные законы правильной речи. Вы заметили, что правила помогают говорить спокойно. Моряку не страшны любые шторма. Он всегда уверенно и спокойно смотрит вперед. Так и вам при разговоре надо спокойно смотреть на того, с кем говорите. Наш последний девятый закон: При разговоре спокойно смотрите на собеседника:
Моряк уверенно глядит
В лицо любым штормам.
И на того, с кем говорим,
Смотреть не страшно нам,
Ты, как моряк, вперед гляди,
Общаясь, взгляд не отводи!
Научившись пользоваться этими правилами, дети станут более уверенными в своих силах и возможностях.
Список литературы
- Белякова, Л.И., Дьякова, Е.А. Заикание.: учеб. пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” — М.: В. Секачев, 1998
- Белякова,Л.И., Дьякова, Е.А. Логопедия. Заикание.: Эксмо - Пресс, 2003
- Волкова, Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников.: Книга для логопедов.- М.: Детство-Пресс,2003
- Выгодская, И.Г., Пеллингер, Е.Л., Успенская, Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игре.: – М.: Просвещение, 1984
- Гончарова, Н.Б. Театрализованные игры в коррекции заикания: из опыта работы./: /Дошкольное воспитание, 1998 № 3. - с. 82-84.
- Заикание // Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998
- Леонова, С.В. Психолого – педагогическая коррекция заикания у дошкольников.: Питер, 2004
- Морозова, Н.Ю.Как преодолеть заикание. Практический материал для работы с заикающимися.: Эксмо - Пресс, В. Секачев, 2002
- Селиверстов, В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия.: М.: Владос, 2001
- Чевелева, Н.А. Исправление речи у заикающихся школьников.: - М.: Просвещение, 1966
- Чевелева, Н. А. Преодоление заикания у детей.: Гном и Д, 2001
- Щетинин, М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.: М.: В. Секачев, 2007
- Ястребова, А.В. Коррекция заикания у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений.: АСТ, Астрель, 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации работы учителя-логопеда по коррекции общего недоразвития.
Материал для педагогов работающих с детьми билингвизмом....
Проектная деятельность в работе учителя-логопеда. Проект «Коррекция речи в сказках»
Для проекта была выбрана знакомая детям сказка «Мешок яблок» В.Сутеева. В театрализованной деятельности представлены упражнения, которые стимулируют речевое развитие, способствуют активизации вс...
Проектная деятельность в работе учителя-логопеда. Проект «Коррекция речи в сказках». Зимняя сказка по мотивам сказки «Ёлка» В. Сутеева.
Логопедическая работа в сочетании с театрализованной деятельностью развивает активную, правильную, эмоционально насыщенную речь, она способствует развитию и коррекции у них всех познавательных процесс...
Специфика работы учителя-логопеда при коррекции речевых нарушений у дошкольников с нарушениями зрения в специальном детском саду.
Нарушение речи напрямую не зависит от остроты зрения, но наличие зрительного дефекта ставит ребёнка со зрительной патологией относительно формирования речи в ранний период развития в неравные условия ...
Профессиональная проба: «Применение Су- Джок терапии в работе учителя - логопеда при коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОВЗ»
Применение Су-Джок терапии в работе учителя - логопеда по коррекции недостатков речевого развития у детей дошкольного возраста...
Использование логопедического электромассажёра Z –Vibe в работе учителя-логопеда при коррекции дизартрии.
Использование логопедического электромассажёра Z –Vibe в работе учителя-логопеда при коррекции дизартрии....
Применение нетрадиционных методов в работе учителя-логопеда по коррекции звукопроизношения в системе «Умные помощники».
Авторская сказка с применением массажных мячиков«Ёжик в лесу»...