"Формирование просодических компонентов речи у старших дошкольников с ТНР (нейропсихологический подход)
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Сапарова Ирина Александровна

Методическая разработка. Мастер-класс для родителей детей логопедических групп.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей.

«Формирование просодических компонентов речи у детей с ТНР (нейроподход)»

Цель: психолого-педагогическое просвещение родителей и формирование навыков развития просодических компонентов речи у детей  с ОНР.

Задачи:

  1. Информировать родителей по теме «Формирование просодических компонентов речи у детей с ОНР (нейроподход)». Повышать родительскую компетентность.
  2. Создавать условий для участия родителей в формировании у детей с ОНР просодических компонентов речи, используя нейроподход.

Ход

  1. Вступительное слово.
  2. Информационный блок.

Презентация

  1. Практический блок.

          В работе с детьми с речевыми нарушениями мы видим, как у них имеющиеся просодические нарушения снижают возможности их коммуникации и речевого общения. И даже когда нами качественно выполнена работа по постановке и автоматизации звуков речи, эти дети продолжают отличаться неуверенностью в общении, с трудом справляются с рассказами, пересказами, публичными выступлениями (например, чтением стихов на праздниках).

           Какие речевые навыки формируют просодическую организацию речи? Это комплекс умений, обеспечивающих внятность речи,  ее плавность, ритмичность и интонационную выразительность.

Формирование просодической стороны речи:

I направление

 Речевые навыки, обеспечивающие восприятие и понимание речи, в том числе интонации.

II направление

 Речевые навыки, обеспечивающие технику речи.

III направление

Речевые навыки, участвующие в организации процесса коммуникации.

Рассмотрим более подробно  систему  работы:

«Восприятие и понимание речи»

Слуховое восприятие. 

  • Игра «Что звучит?»

Количество участников: 2 (родитель и ребенок), 4 (2 родителя и 2 ребенка) и т.д..

Описание: родитель за ширмой производит звуки одного из инструментов (музыкальные, электроинструменты и др). Ребенок называет инструмент, звук которого он услышал.

Оборудование: музыкальные инструменты, электроинструменты

  • Игра «Узнай по голосу»

Количество участников: 5 (1 ребенок и 4 взрослых) или (1 родитель и 4 взрослых)

Описание: взрослые по очереди произносят одну и ту же фразу, стараясь изменить голос, а ребенок, прослушав 4 высказывания, определяет какой по очереди он (она) слышал(а) свою(его) маму(папу).

Фразы: «Какой чудесный день», «Ой-ой-ой», «Здорово» и т.д.

Оборудование: картинки-эмоции.

Развитие восприятия эмоциональных состояний.

  • Игра «Здравствуй мама, я пришел»

Количество участников: 2 (родитель и ребенок), 4 (2 родителя и 2 ребенка) и т.д..

Описание: родитель должен определить, роль какого персонажа играет его ребенок. Ребенок пытается с помощью мимики, жестов и голоса изобразить персонажа выбранной картинки.

Оборудование: карточки изображения животных, предметов издающих звук.

Речевой слух

Игра «Попугай»

Количество участников: работа в парах.

Описание: один в паре прохлопывает ритмический рисунок, а другой протопывает рисунок.

Оборудование: карточки с ритмическим рисунком, картинки-эмоции.

Звуковысотный слух

Игра «Я тебя слышу»

Количество участников: работа в парах.

Описание: один в паре произносит фразу, а второй угадывает ее мелодику (повествование, вопрос или восклицание) и эмоцию. Можно использовать знаки (.  ?   !) и картинки-символы.

Фразы: «На улице зима.» «На улице зима?» «На улице зима!»

Игра «Пойми меня»

Количество участников: 6-8.

Описание: первому участнику на ухо произносится слово с определенной мелодикой (повествование, вопрос или восклицание). По цепочки данное слово передается от одного участника к другому. Последний участник цепочки произносит слово с той мелодикой, которую услышал от предыдущего участника.

Тональный слух

Игра «Угадай мое настроение»

Количество участников: работа в парах.

Описание: один в паре произносит фразу, а второй угадывает  эмоцию, с которым ее произнесли (радостно, грустно, сердито, удивленно, испуганно) и придумать ситуацию к ней.

Фразы: «Молодец». «Мне нечего сказать». «Так-так-так».

Фонематический слух

Упражнение «Звуковые бусы»

Количество участников: 6-8.

Описание. Вариант 1. Каждый участник выбирает карточку со словом, которое необходимо прочитать, раскрасить звуковую схему и определить порядок звуков в слове.

Вариант 2. Участники получают картинку, на которой изображен предмет. Необходимо назвать порядок звуков в названии данного предмета.

Оборудование: картинки (дом, кубик, лимон, машина)

«Техники речи»

Дыхание.

Игры, представленные в содержании логопедического стола Logo – 25, а разделе ….

Игры на дыхание представленные в кабинете учителя – логопеда.

(«мельницы», «Аэрофутбол», «свистульки», «Аэроболы», «лабиринты» из лего).

Голос

Игра «Тихо громко»

Количество участников: работа в парах.

Описание: один в паре произносит фразу(песню) усиливая голос от тихого к сильному; другой – заглушая от сильного до тихого.

Оборудование: карточки-символы, обозначающие громкий и тихий звуки, медленное и быстрое произнесение.

Дикция

  • Упражнения для разминки губ (звуки: «А», «О», «У», «И»)
  • Упражнения для разминки языка ( артикуляционные упражнения)
  • Упражнения для красивого тембра голоса (на выдохе произносить слоги: «бом», «бим», «бон»; «кью» - вытянуть губы трубочкой, «икс» -растянуть губы в улыбке.

«Интонация»

В логопедии интонация — это сложный комплекс просодических элементов, включающих мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессий и эмоций (М. А. Поваляева)

Ударение - это интенсивность, плотность выдыхаемого потока энергии. Это выделение в слове определенного слога при помощи силы и длительности произнесения.

Фразовое ударение – ударение на последнем слове.

Логическое ударение – ударение основанное на выделении голосом отдельных слов в начале или в середине высказывания.

Просодический тембр – это умение передавать эмоциональные оттенки в речи.

Повествовательная интонация.

Игра «Сколько сообщений?»

Количество участников: работа в парах.

Описание:   родитель произносит небольшой текст, а ребенок считает предложения – сообщения. И наоборот, ребенок придумывает сообщения, а взрослый считает.

Усложнение: родитель произносит небольшой текст, в котором есть одно или два предложения другой интонации (вопросительной, восклицательной), а ребенок считает предложения – сообщения.

Вопросительная интонация.

Игра «Сколько вопросительных слов?»

Количество участников: подгруппа детей.

Описание: взрослый читает стихотворение, дети запоминают вопросительные слова. Побеждает тот, кто назовет больше всех вопросительных слов из стихотворения.

«Разные вопросы задаю я всем:

Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем?

Где? Куда? Какая? Отчего? О ком?

Что? Кому? Который? Чья? Каким? О чём?»

Специальные вопросительные слова могут находиться и в начале, и в конце предложений.

Игра «Переделки»

Количество участников: работа в парах.

Описание: взрослый произносит предложение с вопросительным словом вначале предложения, а ребенок произносит его, переставляя вопросительное слово в конец предложения.

Предложения: «Когда наступит зима?» «Кому мама дала конфету?» и т.д.

Восклицательная интонация.

Чтобы передать в речи своё настроение, радость, огорчение, удивление или другие чувства мы восклицаем.

Игра «Переделки»

Количество участников: работа в парах.

Описание: взрослый произносит предложение с повествовательной интонацией, а ребенок произносит его с восклицательной.

Предложения: «Наступила зима». «Мама принесла конфеты» и т.д.

Picture background

I ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ БЛОК

За что отвечает?  Функциональное значение первого блока в обеспечении психических функций заключается в регуляции процессов активации, в поддержании общего тонуса ЦНС, необходимого для любой психической деятельности (активирующая, энергетическая функция).

Что мы видим:

  • Ребенок быстро утомляется,
  • К концу письменных работ увеличивается количество ошибок, и они становятся более грубыми,
  • На занятиях засыпает, быстро перестает воспринимать информацию, либо шумит, роняет карандаши, ручки и т.д.

II ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ БЛОК

За что отвечает?  

  • Височные отделы мозга обеспечивают опосредование слуховых функций,
  • Правое полушарие – невербальный слух (бытовые шумы, интонации), левое – речевой слух,
  • Теменные структуры обеспечивают тактильные или кинестетические функции (тонкий праксис),
  • Правое полушарие – соматогнозис в целом, левое – кинестетическое восприятие внешних стимулов.

Что мы видим:

  • Нарушение восприятия своего тела, соматогнозис

III ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ БЛОК

За что отвечает?  

Диапазон функционирования этого блока обширен: от планирования и структурирования движений (праксис) до высших мыслительных актов;

функции сознания, осознания, плавные переключения с одного действия на другое, целеполагание, контроль за всеми функциями психической деятельности; письмо.

Что мы видим:

  • Отвлекаемость на любой стимул, полевое поведение
  • Упрощение любой программы, не доделывание упражнений, недописывание
  • Скудный словарь
  • Ригидность иди лабильность переключения с одного действия на другое
  • Не способность к волевым усилиям, откладыванию исполнения собственных реакций, не способность слушать и ждать, импульсивны
  • Не могут самостоятельно работать по заданию, проконтролировать его выполнение, не замечает ошибки.

Нейроупражнения и нейроигры для развития просодических компонентов речи.

Игры, направленные на развитие межполушарного взаимодействия

«Нейрозмейки»

Описание: ребёнку предлагается обеими руками провести по симметричным рисункам- «змейкам» одновременно, при этом повторяя слова с учетом карточки-эмоции. Важно, чтобы руки обводили картинку одновременно (если одна из рук остановилась, нужно этот момент проконтролировать и возобновить процесс).

«Зеркало». 

Описание: взрослый встает напротив ребёнка и выполняет любые движения руками или ногами, или одновременно и руками и ногами, подключает язык, эмоцию и т. д. Задача ребенка– повторять движения взрослого, что и с какой эмоцией он сказал, как в зеркале. Можно выполнять это упражнение группой детей, передавая мяч друг другу, определяя того, кто будет зеркалом.

«Игры с тарелками-ловушками». 

Играют двое участников. Игроки бросают друг другу мяч, выполняя определенную словесную инструкцию. Для выполнения действий с этими тарелками нужна разнонаправленная работа рук. Одной рукой игрок бросает мяч, другой – ловит. Играя, автоматизируем звуки, обогащаем словарь по лексическим темам, закрепляем интонационную выразительность речи развиваем грамматический строй речи и т.д. Развивает реакцию, координацию движений и межполушарное взаимодействие.

Игры на мозжечковую стимуляцию.

Мозжечковая стимуляция - система упражнений, направленная на совершенствование функций мозжечка и структур мозга, активно участвующих в процессе формирования речи и поведения ребенка.

«Балансировочные дорожки»

  • ходить и отхлопывать ритм;
  • ходить и перекладывание (перекатывание) из правой руки в левую и наоборот (кинезио мешочки, кинезио мячики, мячики «Су-Джок»);
  • в парах: один ребенок идет по дощечкам и произносит фразу с эмоцией, которую показывает второй ребенок (варежка-эмоция, картинка-символ эмоции или знаков препинания и т.д.);
  • ходить и читать стихи или рассказывать тексты.

«Доска Бельгоу»

  • стоять и прохлопывать ритм;
  • стоять и пропевать песню или рассказывать стихотворение, меняя эмоцию, интонацию. Можно при этом, перекладывать мешочки, удерживать на голове или кидать мячики в корзину, в картинку с эмоцией.

Итог. Чтение стихотворения Г. А. Османовой «Угрюмый гном».

«Веселее вместе»                                         Гурия Османова

Жил в лесу угрюмый гном,            грустно

И грустил он день за днем,                грустно

Мог бы так всю жизнь прожить,       грустно

Но! Устал всю жизнь грустить          оживленно 

И решил: «Отправлюсь в путь,         оживленно   

Погрущу-ка с кем-нибудь».        грустно

Зашагал он по тропинке,        оживленно

Видит, заяц у осинки        оживленно

Хвост прижал и уши свесил,         грустно

Сразу видно, что не весел.        грустно

Гном махнул ему рукой:        оживленно

-Заяц, друг, пойдем со мной.        оживленно

Хватит тут стоять столбом,                оживленно

Погрустим с тобой вдвоем».        грустно

Подошли они к опушке,         оживленно

Там печальная кукушка,        грустно

И ее с собою взяли,         оживленно

Чтобы вместе быть в печали.         грустно

Так прошли они вперед,        оживленно

И собрав лесной народ –        оживленно

Всех унылых и плаксивых,        грустно

Не веселых и тоскливых.        грустно

Удивились: «Сколько нас!        удивленно

Вот уж погрустим сейчас».               грустно

Засопели, завздыхали, а потом – захохотали. Груст.-рад.

И все поняли тогда:        радостно

Грусть исчезла навсегда,

Потому что, если честно,

С другом грусти нету места!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальное исследование по теме: «Формирование просодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста в условиях коррекционного детского дома».

    В данной работе, представлена система логопедической работы по формированию просодической стороны речи детей дошкольников в условиях детского дома. Для  проведения данной раб...

Перспективное планирование работы по формированию просодических компонентов речи в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР.

Материал содержит разнообразные дидактические игры и упражнения, направленные на формирование просодических компонентов речи у детей групп коспенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениям...

Формирование просодической стороны речи у старших дошкольников со стертой дизартрией.

В данной статье рассматриваются способы формирования просодической стороны речиу старших дошкольников со стертой дизартрией....

«В школу без ошибок» (формирование просодических компонентов речи).

В данной работе представлен опыт учителя-логопеда по формированию просодической стороны речи в работе с детьми с нарушениями речи с дизартрическим компонентом. Актуальность работы в данном направлении...

Конспект индивидуального логопедического занятия по формированию просодических компонентов речи у дошкольника с нарушением произношения отдельных звуков

Задачи :Учить определению доступных ритмических моделей слов. Упражнять ребёнка в соотнесении слова с заданной ритмической моделью и воспроизведении ритма слова с одновременным проговариванием;Формиро...

формирование просодических компонентов речи. "В школу без ошибок".

В данной работе представлен опыт учителя-логопеда по формированию просодической стороны речи в работе с детьми с нарушениями речи с дизартрическим компонентом. Актуальность работы в данном направлении...

Комплекс фонопедических упражнений для коррекции нарушений просодической стороны речи у старших дошкольников со стёртой дизартрией

Данный материал представляет собой комплекс фонопедических упражнений (16 упражнений) различного типа, который можно использовать для коррекции нарушений просодической стороны речи у детей со ст...