"Формирование просодических компонентов речи у старших дошкольников с ТНР (нейропсихологический подход)
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Методическая разработка. Мастер-класс для родителей детей логопедических групп.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 91.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для родителей.
«Формирование просодических компонентов речи у детей с ТНР (нейроподход)»
Цель: психолого-педагогическое просвещение родителей и формирование навыков развития просодических компонентов речи у детей с ОНР.
Задачи:
- Информировать родителей по теме «Формирование просодических компонентов речи у детей с ОНР (нейроподход)». Повышать родительскую компетентность.
- Создавать условий для участия родителей в формировании у детей с ОНР просодических компонентов речи, используя нейроподход.
Ход
- Вступительное слово.
- Информационный блок.
Презентация
- Практический блок.
В работе с детьми с речевыми нарушениями мы видим, как у них имеющиеся просодические нарушения снижают возможности их коммуникации и речевого общения. И даже когда нами качественно выполнена работа по постановке и автоматизации звуков речи, эти дети продолжают отличаться неуверенностью в общении, с трудом справляются с рассказами, пересказами, публичными выступлениями (например, чтением стихов на праздниках).
Какие речевые навыки формируют просодическую организацию речи? Это комплекс умений, обеспечивающих внятность речи, ее плавность, ритмичность и интонационную выразительность.
Формирование просодической стороны речи:
I направление
Речевые навыки, обеспечивающие восприятие и понимание речи, в том числе интонации.
II направление
Речевые навыки, обеспечивающие технику речи.
III направление
Речевые навыки, участвующие в организации процесса коммуникации.
Рассмотрим более подробно систему работы:
«Восприятие и понимание речи»
Слуховое восприятие.
- Игра «Что звучит?»
Количество участников: 2 (родитель и ребенок), 4 (2 родителя и 2 ребенка) и т.д..
Описание: родитель за ширмой производит звуки одного из инструментов (музыкальные, электроинструменты и др). Ребенок называет инструмент, звук которого он услышал.
Оборудование: музыкальные инструменты, электроинструменты
- Игра «Узнай по голосу»
Количество участников: 5 (1 ребенок и 4 взрослых) или (1 родитель и 4 взрослых)
Описание: взрослые по очереди произносят одну и ту же фразу, стараясь изменить голос, а ребенок, прослушав 4 высказывания, определяет какой по очереди он (она) слышал(а) свою(его) маму(папу).
Фразы: «Какой чудесный день», «Ой-ой-ой», «Здорово» и т.д.
Оборудование: картинки-эмоции.
Развитие восприятия эмоциональных состояний.
- Игра «Здравствуй мама, я пришел»
Количество участников: 2 (родитель и ребенок), 4 (2 родителя и 2 ребенка) и т.д..
Описание: родитель должен определить, роль какого персонажа играет его ребенок. Ребенок пытается с помощью мимики, жестов и голоса изобразить персонажа выбранной картинки.
Оборудование: карточки изображения животных, предметов издающих звук.
Речевой слух
Игра «Попугай»
Количество участников: работа в парах.
Описание: один в паре прохлопывает ритмический рисунок, а другой протопывает рисунок.
Оборудование: карточки с ритмическим рисунком, картинки-эмоции.
Звуковысотный слух
Игра «Я тебя слышу»
Количество участников: работа в парах.
Описание: один в паре произносит фразу, а второй угадывает ее мелодику (повествование, вопрос или восклицание) и эмоцию. Можно использовать знаки (. ? !) и картинки-символы.
Фразы: «На улице зима.» «На улице зима?» «На улице зима!»
Игра «Пойми меня»
Количество участников: 6-8.
Описание: первому участнику на ухо произносится слово с определенной мелодикой (повествование, вопрос или восклицание). По цепочки данное слово передается от одного участника к другому. Последний участник цепочки произносит слово с той мелодикой, которую услышал от предыдущего участника.
Тональный слух
Игра «Угадай мое настроение»
Количество участников: работа в парах.
Описание: один в паре произносит фразу, а второй угадывает эмоцию, с которым ее произнесли (радостно, грустно, сердито, удивленно, испуганно) и придумать ситуацию к ней.
Фразы: «Молодец». «Мне нечего сказать». «Так-так-так».
Фонематический слух
Упражнение «Звуковые бусы»
Количество участников: 6-8.
Описание. Вариант 1. Каждый участник выбирает карточку со словом, которое необходимо прочитать, раскрасить звуковую схему и определить порядок звуков в слове.
Вариант 2. Участники получают картинку, на которой изображен предмет. Необходимо назвать порядок звуков в названии данного предмета.
Оборудование: картинки (дом, кубик, лимон, машина)
«Техники речи»
Дыхание.
Игры, представленные в содержании логопедического стола Logo – 25, а разделе ….
Игры на дыхание представленные в кабинете учителя – логопеда.
(«мельницы», «Аэрофутбол», «свистульки», «Аэроболы», «лабиринты» из лего).
Голос
Игра «Тихо громко»
Количество участников: работа в парах.
Описание: один в паре произносит фразу(песню) усиливая голос от тихого к сильному; другой – заглушая от сильного до тихого.
Оборудование: карточки-символы, обозначающие громкий и тихий звуки, медленное и быстрое произнесение.
Дикция
- Упражнения для разминки губ (звуки: «А», «О», «У», «И»)
- Упражнения для разминки языка ( артикуляционные упражнения)
- Упражнения для красивого тембра голоса (на выдохе произносить слоги: «бом», «бим», «бон»; «кью» - вытянуть губы трубочкой, «икс» -растянуть губы в улыбке.
«Интонация»
В логопедии интонация — это сложный комплекс просодических элементов, включающих мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессий и эмоций (М. А. Поваляева)
Ударение - это интенсивность, плотность выдыхаемого потока энергии. Это выделение в слове определенного слога при помощи силы и длительности произнесения.
Фразовое ударение – ударение на последнем слове.
Логическое ударение – ударение основанное на выделении голосом отдельных слов в начале или в середине высказывания.
Просодический тембр – это умение передавать эмоциональные оттенки в речи.
Повествовательная интонация.
Игра «Сколько сообщений?»
Количество участников: работа в парах.
Описание: родитель произносит небольшой текст, а ребенок считает предложения – сообщения. И наоборот, ребенок придумывает сообщения, а взрослый считает.
Усложнение: родитель произносит небольшой текст, в котором есть одно или два предложения другой интонации (вопросительной, восклицательной), а ребенок считает предложения – сообщения.
Вопросительная интонация.
Игра «Сколько вопросительных слов?»
Количество участников: подгруппа детей.
Описание: взрослый читает стихотворение, дети запоминают вопросительные слова. Побеждает тот, кто назовет больше всех вопросительных слов из стихотворения.
«Разные вопросы задаю я всем:
Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем?
Где? Куда? Какая? Отчего? О ком?
Что? Кому? Который? Чья? Каким? О чём?»
Специальные вопросительные слова могут находиться и в начале, и в конце предложений.
Игра «Переделки»
Количество участников: работа в парах.
Описание: взрослый произносит предложение с вопросительным словом вначале предложения, а ребенок произносит его, переставляя вопросительное слово в конец предложения.
Предложения: «Когда наступит зима?» «Кому мама дала конфету?» и т.д.
Восклицательная интонация.
Чтобы передать в речи своё настроение, радость, огорчение, удивление или другие чувства мы восклицаем.
Игра «Переделки»
Количество участников: работа в парах.
Описание: взрослый произносит предложение с повествовательной интонацией, а ребенок произносит его с восклицательной.
Предложения: «Наступила зима». «Мама принесла конфеты» и т.д.
I ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ БЛОК
За что отвечает? Функциональное значение первого блока в обеспечении психических функций заключается в регуляции процессов активации, в поддержании общего тонуса ЦНС, необходимого для любой психической деятельности (активирующая, энергетическая функция).
Что мы видим:
- Ребенок быстро утомляется,
- К концу письменных работ увеличивается количество ошибок, и они становятся более грубыми,
- На занятиях засыпает, быстро перестает воспринимать информацию, либо шумит, роняет карандаши, ручки и т.д.
II ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ БЛОК
За что отвечает?
- Височные отделы мозга обеспечивают опосредование слуховых функций,
- Правое полушарие – невербальный слух (бытовые шумы, интонации), левое – речевой слух,
- Теменные структуры обеспечивают тактильные или кинестетические функции (тонкий праксис),
- Правое полушарие – соматогнозис в целом, левое – кинестетическое восприятие внешних стимулов.
Что мы видим:
- Нарушение восприятия своего тела, соматогнозис
III ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ БЛОК
За что отвечает?
Диапазон функционирования этого блока обширен: от планирования и структурирования движений (праксис) до высших мыслительных актов;
функции сознания, осознания, плавные переключения с одного действия на другое, целеполагание, контроль за всеми функциями психической деятельности; письмо.
Что мы видим:
- Отвлекаемость на любой стимул, полевое поведение
- Упрощение любой программы, не доделывание упражнений, недописывание
- Скудный словарь
- Ригидность иди лабильность переключения с одного действия на другое
- Не способность к волевым усилиям, откладыванию исполнения собственных реакций, не способность слушать и ждать, импульсивны
- Не могут самостоятельно работать по заданию, проконтролировать его выполнение, не замечает ошибки.
Нейроупражнения и нейроигры для развития просодических компонентов речи.
Игры, направленные на развитие межполушарного взаимодействия
«Нейрозмейки»
Описание: ребёнку предлагается обеими руками провести по симметричным рисункам- «змейкам» одновременно, при этом повторяя слова с учетом карточки-эмоции. Важно, чтобы руки обводили картинку одновременно (если одна из рук остановилась, нужно этот момент проконтролировать и возобновить процесс).
«Зеркало».
Описание: взрослый встает напротив ребёнка и выполняет любые движения руками или ногами, или одновременно и руками и ногами, подключает язык, эмоцию и т. д. Задача ребенка– повторять движения взрослого, что и с какой эмоцией он сказал, как в зеркале. Можно выполнять это упражнение группой детей, передавая мяч друг другу, определяя того, кто будет зеркалом.
«Игры с тарелками-ловушками».
Играют двое участников. Игроки бросают друг другу мяч, выполняя определенную словесную инструкцию. Для выполнения действий с этими тарелками нужна разнонаправленная работа рук. Одной рукой игрок бросает мяч, другой – ловит. Играя, автоматизируем звуки, обогащаем словарь по лексическим темам, закрепляем интонационную выразительность речи развиваем грамматический строй речи и т.д. Развивает реакцию, координацию движений и межполушарное взаимодействие.
Игры на мозжечковую стимуляцию.
Мозжечковая стимуляция - система упражнений, направленная на совершенствование функций мозжечка и структур мозга, активно участвующих в процессе формирования речи и поведения ребенка.
«Балансировочные дорожки»
- ходить и отхлопывать ритм;
- ходить и перекладывание (перекатывание) из правой руки в левую и наоборот (кинезио мешочки, кинезио мячики, мячики «Су-Джок»);
- в парах: один ребенок идет по дощечкам и произносит фразу с эмоцией, которую показывает второй ребенок (варежка-эмоция, картинка-символ эмоции или знаков препинания и т.д.);
- ходить и читать стихи или рассказывать тексты.
«Доска Бельгоу»
- стоять и прохлопывать ритм;
- стоять и пропевать песню или рассказывать стихотворение, меняя эмоцию, интонацию. Можно при этом, перекладывать мешочки, удерживать на голове или кидать мячики в корзину, в картинку с эмоцией.
Итог. Чтение стихотворения Г. А. Османовой «Угрюмый гном».
«Веселее вместе» Гурия Османова
Жил в лесу угрюмый гном, грустно
И грустил он день за днем, грустно
Мог бы так всю жизнь прожить, грустно
Но! Устал всю жизнь грустить оживленно
И решил: «Отправлюсь в путь, оживленно
Погрущу-ка с кем-нибудь». грустно
Зашагал он по тропинке, оживленно
Видит, заяц у осинки оживленно
Хвост прижал и уши свесил, грустно
Сразу видно, что не весел. грустно
Гном махнул ему рукой: оживленно
-Заяц, друг, пойдем со мной. оживленно
Хватит тут стоять столбом, оживленно
Погрустим с тобой вдвоем». грустно
Подошли они к опушке, оживленно
Там печальная кукушка, грустно
И ее с собою взяли, оживленно
Чтобы вместе быть в печали. грустно
Так прошли они вперед, оживленно
И собрав лесной народ – оживленно
Всех унылых и плаксивых, грустно
Не веселых и тоскливых. грустно
Удивились: «Сколько нас! удивленно
Вот уж погрустим сейчас». грустно
Засопели, завздыхали, а потом – захохотали. Груст.-рад.
И все поняли тогда: радостно
Грусть исчезла навсегда,
Потому что, если честно,
С другом грусти нету места!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальное исследование по теме: «Формирование просодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста в условиях коррекционного детского дома».
В данной работе, представлена система логопедической работы по формированию просодической стороны речи детей дошкольников в условиях детского дома. Для проведения данной раб...
Перспективное планирование работы по формированию просодических компонентов речи в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР.
Материал содержит разнообразные дидактические игры и упражнения, направленные на формирование просодических компонентов речи у детей групп коспенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениям...

Формирование просодической стороны речи у старших дошкольников со стертой дизартрией.
В данной статье рассматриваются способы формирования просодической стороны речиу старших дошкольников со стертой дизартрией....

«В школу без ошибок» (формирование просодических компонентов речи).
В данной работе представлен опыт учителя-логопеда по формированию просодической стороны речи в работе с детьми с нарушениями речи с дизартрическим компонентом. Актуальность работы в данном направлении...

Конспект индивидуального логопедического занятия по формированию просодических компонентов речи у дошкольника с нарушением произношения отдельных звуков
Задачи :Учить определению доступных ритмических моделей слов. Упражнять ребёнка в соотнесении слова с заданной ритмической моделью и воспроизведении ритма слова с одновременным проговариванием;Формиро...

формирование просодических компонентов речи. "В школу без ошибок".
В данной работе представлен опыт учителя-логопеда по формированию просодической стороны речи в работе с детьми с нарушениями речи с дизартрическим компонентом. Актуальность работы в данном направлении...

Комплекс фонопедических упражнений для коррекции нарушений просодической стороны речи у старших дошкольников со стёртой дизартрией
Данный материал представляет собой комплекс фонопедических упражнений (16 упражнений) различного типа, который можно использовать для коррекции нарушений просодической стороны речи у детей со ст...

