Логопедическая работа в дошкольном образовательном учреждении
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)
Правильная и грамотная речь – это важнейшее условие всестороннего развития детей. И чем правильнее речь у ребенка, тем яснее и понятнее он может выражать свои мысли, тем активнее идет его интеллектуальное и физическое развитие.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игры на восприятие (узнавание) и различение неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков является основой развития фонематического слуха. Данные упражнения подходят для детей с 2,5 – 3 лет. «Кто что слышит?» Ребенку предлагается закрыть глаза и прислушаться к звукам и шумам, доносящимся с улицы или из коридора. Внимательно послушайте вместе с ребенком шум воды, шелест газеты/бумаги, звон столовых приборов между собой и об тарелку/чашку, скрип двери и другие бытовые звуки. «Шумящие мешочки» Вместе с малышом насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, скрепки. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что там внутри. Мешочки можно заменить капсулами от яиц «Киндер-сюрприз».
Игры на различение звуков речи по тембру, силе, высоте. «Кто тебя позвал?» Ребенка просят закрыть глаза и определить по голосу, кто назвал его имя. «Узнай свой голос». Запишите на кассету голоса близких и голос самого ребенка, а потом попросите его угадать, кто сейчас говорит. «Три медведя». Ребенок отгадывает, за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – малыш сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.
Игры на различение сходных между собой звуков. «Слушай и выбирай». Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (сом, ком, лом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку. «Верно – неверно». Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первый звук ( форота , корота , морота , ворота, порота, хорота ). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения. «Похожи или нет» Взрослый предлагает ребенку назвать парные картинки и определить, похожи ли по звучанию два слова.
Развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза: «Поймай звук». Речевой материал: о, а, у, и, о, а, и, о, ы, э; ал, ум, ин, ап, ут , он; арка, уши, аист, ангел, Аля. Описание. Ребенку предлагается хлопнуть в ладоши, когда он услышит [а]. Ловить можно любой звук, слог, короткое слово, хлопок можно заменить прыжком, поднятием вверх рук, флажка, фишки. Сначала ловим гласные звуки: А, О, У, Ы, И, Э. Назови первый звук в слове. Взрослый предлагает определить, с какого звука начинаются имена любимых игрушек, затем можно определить первый звук в названии животных и т.д. Обратите внимание на то, что звуки надо произносить четко (нельзя произносить слоги зе в слове Зоя, вэ – в слове Вадик). Назови последний звук в слове. Наглядный материал: картинки (автобус, гусь, птенец, плащ, дом, ключ, стол, дверь, самовар, кровать, бегемот и др.). Можно взять карточки из лото или других настольных игр, важно выбрать слова, заканчивающиеся на согласный звук. Взрослый показывает картинку и просит назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук. При этом обращаем внимание на четкое произношение изолированных звуков, дифференцирование твердых и мягких согласных (в слове дверь последний звук рь , а не р).
«Кто в каком домике живет». Цель: . развивать навыки деления слов на слоги. Материал: Рисунок с изображением трех домов, в домиках разное количество окон (1,2,3), картинки-слова, состоящие из 1,2,3-х слогов. Описание. Перед нами три домика, в первом доме с одним окном живут слова, состоящие из одного слога, в доме с двумя окнами – слова из двух слогов, в доме с тремя окнами – слова из трех слогов. Нужно помочь карточкам, вернуться домой. «Поймай и сосчитай». Цель: развивать навыки деления слов на слоги. Описание. Взрослый бросает мяч, произнося слово. Ребенок ловит мяч и, бросая его педагогу, называет количество слогов в слове. Какой звук есть во всех словах? Взрослый произносит три-четыре слова, к каждому из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах. Звук ш. Варианты наборов слов: жук, жаба, лыжи – ж; чайник, ключ, очки – ч; щетка, ящик, щавель – щ; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – сь ; коза, замок, зуб – з; зима, зеркало, вазелин – зь ; цветок, яйцо, курица – ц; лодка, стул, лампа – л; липа, лес, соль – ль; рыба, ковер, крыло – р; рис, крепость, букварь – рь .
Предварительный просмотр:
Этапы обучения правильному звукопроизношению
1 этап – подготовительный
Артикуляционная гимнастика для детей старшего дошкольного возраста
«Любопытный язычок»
Вот и вышел на порог
Любопытный язычок.
«Что он скачет взад-вперед?» -
Удивляется народ.
Описание: Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.
«Окошко»
Рот прикрою я немножко,
Губы сделаю «окошком».
Зубки рядышком стоят
И в окошечко глядят.
Описание: Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.
«Зайчик»
Губку верхнюю подняв,
Замер зайчик, зубки сжав.
Описание: Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз.
2 этап - становление звуковой речи или постановка звука
процесс игры происходит совместно с воспитателем или повторением за ним
"Превращалка"
Я в моторчик превращусь,
Как моторчик, зарычу: "Р-р-р"
И руками заверчу.
Делаем "моторчик" руками.
"Театр"
Скажи, как "Спокоев": "Ра-ра-ра-ра-ра-ра".
Скажи, как "Боякин": "Ро-ро-ро-ро-ро-ро".
Скажи, как "Хвастунов": "Ры-ры-ры-ры-ры-ры".
Скажи, как "Нехочухин": "Ру-ру-ру-ру-ру-ру".
"В ладоши хлопай"
Ты, дружок, в ладоши хлопай,
Если Р услышать сможешь!
Рыба, рак, ракета, рожки,
Голова, рука, сапожки,
Мухомор, цветок, топор,
Горы, стол и помидор.
3 этап- закрепление и автоматизация звука
«Ру-ру-ру»
Ход:воспитатель говорит: ру-ру-ру, ру-ру-ру, затеваем мы игру, руку другу тянет друг, встанем мы в широкий круг. Каждый ребенок по очереди называет слог ру, а рядом с ним стоящий заканчивает слово (ру-башка, ру-ка, ру-чей и т. д.).
«Африка»
Ход: перед ребенком лежит картина, на которой изображены африканские животные. Задача ребенка разделить животных на травоядных и хищников и правильно назвать их.
«Магазин»
Ход: на картинке изображен магазин, в котором морж продает предметы, в названиях которых есть звук Р (ватрушки, груши, виноград, гранаты и т. д.). в магазин пришел страус и сделал покупки. На второй картинке изображен магазин после покупок страуса. Задача ребенка назвать те предметы, которые купил страус.
4 этап дифференциация смешанных звуков
«Договори словечко»
Цель: дифференциация звуков Л – Р.
Ход: воспитатель начинает произносить слова, а ребенок поднимает со слогом РА или ЛА и произносит слово полностью (игла, зебра, пчела, гора и т. д.).
«Садовники»
Цель: дифференциация звуков Л – Р.
Ход: детям предлагается рассадить цветы по разным клумбам. На одну клумбу цветы в названиях, которых есть звук Л - ЛЬ, на другую клумбу цветы в названиях которых есть звук Р - РЬ (ландыш, лютик, флокс, василек, гладиолус, тюльпан, лилия, фиалка, нарциссы, роза, сирень, ромашка, астра).
«Закончи слово»
Цель: дифференциация звуков Л – Р.
Ход: воспитатель предлагает закончить слово. Он называет начало слова, а ребенок поднимает карточку со слогом РЫ или ЛЫ и произносит получившееся слово (школы, ковры, узлы, заборы и т. д.).
Предварительный просмотр:
Дидактические игры для старшего дошкольного возраста по развитию монологической речи
1. «Как ты догадался?»
закрепляется умение составлять рассказ- описание используя параллельную или лучевую связь (паралельная – предложения не сцепляются, а сопоставляются или противопоставляются, лучевая связь – объект называется, а затем каждое качество или признак объекта, как лучик, присоединяется к его характеристике). Вариант 1: перед детьми находятся картинки, которые им предлагается назвать. Ведущий спрашивает: «Как ты догадался, что это зонт?» и предлагает описать предмет, называя его признаки, используя предложенные схемы. За каждый правильно названный признак игрок получает фишку. Выигрывает тот, кто набрал больше фишек.
Вариант 2: в ходе игры ребёнок описывает предмет с картинки, не показывая её, и предлагает игрокам отгадать что это. За правильно отгаданный предмет игрок получает фишку. Выигрывает тот, кто набрал больше фишек.
Описание – это словесное изображение какого-либо объекта или явления действительности путём перечесления его признаков. Для описания характерны яркие образные сравнения и обилие художественных определений (эпитетов), выраженных прилагательными и причасными оборотами. Составление описательных текстов, для которых в качестве объектов использую игрушки, предметные или сюжетные картинки, рисунки детей, явления природы, людей, литературных персонажей и животных, помогает формировать и закреплять у детей элементарные представления о структуре и функциях этих текстов. («Угадай по описанию», «Придумай загадку», «Угадай сказочного героя», «Что вы видите вокруг?», «Догадайся кто мой друг», «Как ты догался?»).
В дидактической игре «Закончи сказку» развивается умение строить повествовательный рассказ, продолжая начатую сюжетную линию. Воспитатель вносит рисунок ёжика в звёздоку: «Посмотрите, какого ежа нарисовали дети соседней группы. И даже сочинили про него сказку…ой, здесь только начало сказки (читает). Интересно, что же было потом. А давайте мы сочиним продолжение сказки и запишем его».
2. «Картинки растерялись»
(«Закончи сказку», «Составь рассказ по картинке (по серии картинок)», «Придумай сказку (об игрушках или по набору игрушек), «Расскажи, как отдыхал (играл с младшим братом, ходил в парк, музей или театр, мастерил кормушку с папой и т.д.)») развивается умение строить повествовательное высказывание – рассказ о событиях, развёртывающихся во времени и логической последовательности. Формируется и закрепляется представление о структуре повествования (начало-завязка, середина-кульминация, конец-развязка) и последовательности изложения событий. Воспитатель вносит конверт и высыпая из конверта серию картинок говорит: «Ой, все картинки растерялись, перепутались. Помогите их разложить по порядку. Получился рассказ в картинках. Давайте составим интересный рассказ: расскажите, что было в начале, что было, потом и как все закончилось. Для закрепления представлений о структуре рассказа можно использовать модель: круг, разделённый на три части – зелёную (начало), красную (середина) и синюю (конец).
3. «Почемучка»
(«Как появился цветок (появилась птица, бабочка)?») развивается умение строить высказывание-рассуждение, то есть текст, включающий причинно - следственные конструкции, вопросы, оценку. Вариант 1: воспитатель рассказывает детям (1-4 игрока), последовательно показывая и раскладывая сюжетные картинки, как развиваются стрекозы, пчёлы, комары и кузнечики. Затем ребёнок сам выкладывает цепочку сюжетных картинок и составляет связный рассказ по выбранной теме. При затруднении воспитатель помогает дополнительными вопросами.
Вариант 2: воспитатель вносит коробку с игрой и говорит: «Интересно как появляются насекомые? Одинаково они развиваются или нет?» Каждому ребёнку выдаются перемешанные сюжетные картинки по одной теме. По сигналу ведущего дети раскладывают картинки в правильной последовательности – кто вперёд. После этого каждый игрок составляет рассказ по получившейся цепочке картинок. Побеждает тот, кто правильно и быстро выложит цепочку картинок и лучше составил связный рассказ по своей теме.
Этот вид монологического высказывания очень сложно даётся детям. Если дети начинают его использовать в самостоятельной игре – это большое достижение.
Прежде чем начать игру, мы вызывали у детей интерес к ней, желание играть. Это достигалось различными приемами: использованием загадок, считалочек, сюрпризов, интригующего вопроса, сговора на игру, напоминание об игре, в которую дети охотно играли раньше. Секрет успешной организации игры заключался в том, что обучая детей, мы сохраняли вместе с тем игру как деятельность, отмечая удачные решения, находки ребят, поддерживая шуткой, подбадривая застенчивых, вселяя в них уверенность в своих силах. Для развития самостоятельной игровой деятельности детей мы создаём предметно-развивающую среду. Самостоятельность – не столько умение исполнять какое-то действие без посторонней помощи, сколько способность постоянно вырываться за пределы своих возможностей, ставить перед собой новые задачи и находить их решения. Признаками самостоятельной деятельности являются то, что ребенок самостоятельно переносит усвоенное на занятиях, в общении с педагогом в собственную новую деятельность, применяет для решения новых задач. Особенно это характерно для старшего дошкольного возраста, когда все больше времени ребенок проводит в самостоятельной деятельности. Самостоятельная игровая деятельность возникает потому, что ребёнок получает удовольствие от самого процесса игры. Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого. Участие взрослого носит косвенный характер. Можно сказать, что самостоятельная игровая деятельность дошкольника не имеет ничего общего со стихийным, хаотическим поведением. За ней всегда стоит руководящая роль и требования взрослого человека.
4. «Где начало рассказа?»
Цель: Учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок. Развитие монологической речи;
Описание игры: предлагается составить рассказ, опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.
5. «Четвёртый лишний»
Цель игры: развитие словесно-логического мышления, умения классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные, пространственно-временные, логические связи;
развитие направленного образного и воссоздающего вербального воображения;
развитие зрительного восприятия;
развитие монологической речи;
уточнять и развивать умение обобщать представления о природных объектах;
активизация словаря, обогащение сенсорного опыта дошкольников;
обогащение эмоциональной сферы.
Описание игры: Взрослый раскладывает перед ребёнком фотографии или реальные природные объекты. Предлагает посмотреть на фотографии (объекты), подумать и ответить на вопрос: «Какие предметы ты видишь?» Спрашивает ребёнка, что объединяет предметы, а какой предмет лишний, почему он так думает. Предлагает придумать рассказ или сказку с использованием «лишнего» предмета, которого ребёнок обнаружил при рассматривании спрашивает, какие чувства и эмоции испытывает ребёнок при рассматривании.
6. «Составляем разные рассказы»
Цель. Показать детям возможности развития сюжета.
Материал. Картинка с изображением осени.
Ход игры. Ребята, вспомните, как мы обозначаем описание и повествование: описание — это круг, разделенный на три части; повествование — это поезд, у которого вагончики разного цвета. Начало каждого высказывания (верхняя часть круга, первый вагончик) — зеленого цвета, середина (центральная часть круга, второй вагончик) — красного, конец (нижняя часть круга, третий вагончик) — синего цвета. (Воспитатель делит детей на две команды (по три человека в каждой) и предлагает им послушать текст).
- «Вчера я был в лесу и видел зайца. Он так меня испугался...»
Первая команда детей составляет описание, какой был заяц. Остальные дети (слушатели) составляют, сидя за столами, модель описания – круг (если присутствуют все части описания). Вторая команда составляет историю о том, что случилось с зайцем дальше; дети сидящие за столами, выкладывают поезд из вагончиков.
Затем набираются новые две команды и им даётся новая тема – картинка об осени. Первая команда составляет описание осени, вторая – придумывает историю о том, что случилось в осеннем лесу. Остальные дети выкладывают модель высказываний – описания и повествования у себя на столах. В конце дети оценивают, какая команда лучше всех составила рассказ.
7. «Маленькие сочинители»
Цель: развивать умение придумывать связные, последовательные рассказы, сказки используя в качестве плана – стилизованные, предметные картинки, развивать логическое мышление, творчество.
Материал: стилизованные, предметные картинки для составления наглядной модели рассказа (лицо мальчика; солнце и ручейки, дом, вопросительный знак, самокат, санки, коньки, кораблик, сачок).
Ход упражнения. «Давайте составим рассказ, используя эти картинки». Обращают внимание детей на составление начала рассказа с помощью опорных предметных картинок, затем стимулируют их к самостоятельному творческому придумыванию окончания рассказа. При затруднениях детей им помогают с помощью различных вопросов. Что было дальше? Какое время года наступило? Как Вова догадался об этом? Что он возьмет с собой на улицу? Почему? Что он будет делать на прогулке?».
Аналогичные задания даются детям с другими наборами опорных картинок.
«Грустная история»: зайчата, ромашка, солнце, качели, скорая помощь, шприц, костыль.
«Гости»: девочка, цифра, мама, пирог, папа, торт, дедушка, фрукты, девочки, книги.
«Зайчик»: лес, дети, береза, травка, ушки, хвостик, морковка.
«Кто как зиму проводит»: летучая мышь, дупло, еж, нора, сыч, стриж, медведь, берлога, волк, лес.
«Сказка про льва»: лев, ворона, осел, лиса, человек.
«Как Колобок свою сестру догонял»: Колобок, Луна, Конь огонь, Машина – Скорые Шины, Тепловоз – Сто Колес, Самолет – Быстролет, Ракета.
«Рассказ Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал»: ветка, медведь, белка, шишка, заяц, сороки, лоси.
«Рассказ К.Д. Ушинского «Пчелки на разведках»: солнце, листочки, пчелка, яблонька, вишня, тюльпан, фиалка.
8. «Сочиняем сказку»
Дидактическая задача. Учить детей придумывать различные ситуации с помощью заместителей предметов (предметная модель)
Материал. Разноцветные кружки (по 3 кружка разных цветов).
Руководство. Дети получают цветные кружки. При первом проведении упражнения каждому ребенку можно давать по 2 кружка, в дальнейшем — по 3. Кружки должны быть разных цветов. Например, у одного ребенка красный, коричневый и желтый, у другого — синий, зеленый и желтый, у третьего — белый, красный, зеленый и т. д.
Говорим детям, что сейчас они будут сочинять сказки, причем каждый придумает сказку про своих героев. Предлагаем всем внимательно посмотреть на свои кружки, придумать, кем они могут быть, и сочинить про них историю. При этом следует еще раз напомнить детям, что кружки у всех разные, поэтому и сказки должны быть разные. Затем даём детям время (5—7 минут) на придумывание историй, и начинаем опрос. Следует выслушать всех детей, похвалить их, но при этом важно сказать, соответствуют ли выбранные персонажи цветам кружков, насколько интересна и оригинальна каждая история, есть ли в ней описания персонажей, соблюдена ли структура сказки (зачин, кульминация, развязка), интересны ли происходящие в ней события.
9. «Придумаем сказку»
Цель. Формировать умение придумывать и составлять «диафильмы» (сказки) по серии картинок и фигурок на фланелеграфе, развивать детское творчество, связную речь.
Материал. «Пленка диафильма», «кадры» для «диафильма», пустые «кадры» для зарисовки придуманного сюжета, цветные карандаши. Детские книжки с занимательными историями.
Ход игры. Сегодня мы с вами будем художниками-мультипликаторами. Давайте рассмотрим эту «пленку» для диафильма. Вы видите на ней кадры, рассматривая которые можно догадаться о сюжете сказки, о взаимоотношениях ее героев. А вот «пленка диафильма» с пустыми кадрами. Эти кадры заполните вы. Хотите? Но сначала давайте выберем одну из сказок или историй, которая вам больше всего нравится. (Дети делают выбор.) Перед тем как приступить к работе, давайте вспомним последовательность действий в этой сказке: что было сначала, а что потом. (Дети совместно вспоминают и рассказывают) Какой эпизод нравится тебе, а какой тебе? (Выяснив интересы, и симпатии детей, можно поручить каждому из них зарисовать понравившийся эпизод из сказки.)
Когда все «кадры» заполнены, воспитатель обсуждает с детьми удачные и неудачные зарисовки. Далее дает задание: подобрать «кадры» к диафильму в нужной последовательности. Дети подбирают кадры и раскладывают их на ковре. Воспитатель проверяет правильность выполнения задания, хвалит детей и скрепляет кадры в единую ленту для диафильма. Затем этот «диафильм» используется как материал для рассказывания по серии сюжетных картинок или для творческих пересказов в д/и «Волшебный телевизор».
10. «Волшебный телевизор»
Цель - развивать логическое мышление, закреплять умение соединять отдельные части высказывания в единое целое.
Ход игры: Детям предлагают посмотреть телевизор, объясняя:
-Ребята, этот телевизор не простой, он волшебный. Сейчас я его включу, и вы увидите и услышите знакомые сказки и рассказы. Но вот беда, в этом телевизоре пропадает звук. Показ продолжится только в том случае, если мы с вами вспомним, о чем идет речь и озвучим произведение». (Иллюстрации к сказкам, придуманным детьми и склеенные в ленты, демонстрируются по «телевизору»).
Предварительный просмотр:
Дидактические игры с дошкольниками на развитие мелкой моторики для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Младшая группа
«Сухой бассейн»
Цель: Закрепление и развитие мелкой моторики, массаж пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам, формирование основных сенсорных эталонов.
Материал: Ёмкость наполненная сушёным горохом (гречкой, песком, пуговицами, манкой и т.п.) на дне которой спрятаны различные предметы (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки по лексическим темам)
Ход игры: ребёнку предлагается найти закопанные мелкие предметы. Погружая кисти рук в наполнитель, перебирая горох (или другие крупы или материал нополнителя) и игрушки, пальчики массируются, становятся более чувствительными, а их движения координированными, ребёнок на ощупь находит какой-либо предмет и называет его.
Речевое сопровождение:
«Сюда насыпали горох и пальцы запустили,
Устроим там переполох, чтоб пальцы не грустили.»
Игра «Коробочка тактильных ощущений
Цель: Развивать мелкую моторику рук, тактильные навыки планомерного исследования, логическое мышление, речь, умение выражать словами свои ощущения от прикосновения.
Ход игры: Ребёнок ощупывает пальцами пластину с текстилем, бархатной и наждачной бумагой, запоминает их, рассказывает о своих ощущениях(гладкие, жёсткие, ровные, мягкие, тёплые), затем в рукаве (мешочке, коробочке) находит схожие по тактильным ощущениям материалы.
«Игры с прищепками»
Цель: Развитие мелкой моторики, силу мышц руки.
Ход игры: Ребёнок нанизывает на плоскостные изображения недостающие детали в виде прищепок.
Усложнение: прищепки заменяются канцелярскими скрепками.
Использую прищепки для массажа пальцев, дети нанизывают прищепки на кончики пальцев на несколько секунд, прицепки не должны быть тугими.
Средняя группа
«Заплети косичку» – для индивидуальных занятий.
Цель: Обучать навыкам плетения. Развивать точность движения пальцев, координацию движения обеих рук, ручную умелость, внимание. Воспитывать усидчивость.
Ход игры: Пособие «Заплети косичку» предназначено для индивидуальной деятельности и маленькой подгруппы детей (2-3 ребёнка)
Вместе с ребёнком рассмотреть косички у куклы или у кого-нибудь из детей, показать как из закреплённых «прядей» можно плести такие же косички. Затем предложить ребёнку попробовать самостоятельно сплести косичку.
Речевое сопровождение: «Для моей сестрички
Я плету косички
Из шнурков и из тесьмы,
С нею очень мы дружны.»
Дидактическая игра «Собери бусы»
Цель: Продолжаем учить детей выбирать предметы определенной формы и цвета, сначала по показу, затем по словесному обозначению. Развивать зрительную память. Формировать умение следовать поставленной задаче. Развивать моторику кончиков пальцев рук, выполняя нанизывание мелких деталей на шнур( леску).
Ход игры: Игру провожу в различных вариантах: нанизывать бусинки на шнур такого же цвета; чередование бусинок по цвету; чередование форм и цвета; найди лишнюю бусинку и исправь ошибку.
Игра «Скрепки»
Задачи: учить правильно пользоваться канцелярскими скрепками. Развивать мелкую моторику, координацию движений, подготовка руки к письму, развивать фантазию и воображение.
Материал: в плоской корзинке лежат: картонный круг(или другие формы), обклеенный цветной бумагой, канцелярские скрепки разного цвета и размера в маленькой коробочке.
Описание игры:
Воспитатель с ребёнком приносит на стол корзинку с материалом. Взрослый тремя пальцами левой руки берёт круг, тремя пальцами правой руки – скрепку. Надевает скрепку на круг так, чтобы она оказалась на лицевой и тыльной сторонах одновременно(как скрепляют листы бумаги). Далее ребёнок продолжает работу самостоятельно, комбинируя цвет скрепок, их размер, создавая узоры и орнамент по окружности.
Упражнения
Можно предложить ребёнку скрепить канцелярской скрепкой несколько листов бумаги.
Старший возраст
«Весёлые клубочки»
Цель: Развивать умение наматывать клубочки из толстых ниток, подвижность пальцев, ловкость, координацию движений обеих рук.
Ход игры: Пособие предназначено для подгруппы детей до 5 человек.1) Ребёнок учится наматывать клубочек ниток. 2) Соревнования для 3-5 человек. Воспитатель предлагает детям выбрать клубочек определённого цвета, затем кто быстрее перемотает клубок.
Игра "Разложим по порядку"
Цель игры: развитие мелкой моторики, координация, различение по форме и цвету предметов, концентрация внимания.
Ход игры: Высыпьте в мисочку бусинки двух цветов (примерно по 5-7 бусинок каждого цвета) и справа от мисочки поставьте два блюдца. Предложите: «давай в одно блюдце сложим все красные бусинки, а в другое — все зеленые». Чтобы оживить игру, скажите, например, что это угощенье для мишки и зайки, причем мишка любит только вишню, а зайка — только крыжовник. Перекладывать бусинки надо по одной, беря тремя пальцами (покажите). Если какие-то бусинки упадут на стол, попросите поднять их с помощью совочка. Обязательно доведите работу до конца — этот навык очень важен. Поэтому на первых порах берите меньше бусинок.
Упражнения с пинцетом
Цель: развивать точность движений, закрепить знание цветов.
Что необходимо: пинцет, мелкие «пуговички» (я сделала их из влаговпитывающих салфеток для кухни с помощью дырокола), несколько маленьких мисочек.
Как играем: раскладываем с помощью пинцета «пуговички» по цвету в разные мисочки (формы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ В СИСТЕМЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В АВТОНОМНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности логопеда является работа с родителями, привлечение их к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речево...

Особенности логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушением зрения.
Рекомендации для учителя- логопеда....

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении, как способ управления воспитательно-образовательным процессом.
Презентация к защите выпускной квалификационной работы...

Система работы и организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении.
Система работы и организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении....

ПОЛОЖЕНИЕ «О логопедическом пункте при дошкольном образовательном учреждении»
Настоящее положение регулирует деятельность логопедического пункта (далее логопункт) для детей дошкольного возраста муниципального дошкольного образовательного учреждения...

Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении
Логопедическая помощь -вид медико-педагогической помощи, оказываемой лицам, страдающим расстройствами речи функционального или органического...

Краткий обзор статей на тему "Логопедическая работа в дошкольном образовательном учреждении"
В данном обзоре рассматриваются такие статьи, как Формирование внимания как одно из условий преодоления нарушений фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (Коротовских...
