"Слышим и различаем звуки". Консультация для родителей
консультация по логопедии (младшая, средняя группа)

Шиловская Татьяна Анатольевна

"Слышим и различаем звуки". Консультация для родителей 

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слышать и понимать речь. Так же необходимым является фонематическое восприятие, то есть умение анализировать и различать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь).

 

Маленький ребёнок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особое внимание нужно уделить развитию фонематического восприятия у детей с речевыми нарушениями. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки.

Уважаемые родители!

Предлагаем Вашему вниманию игровые упражнения, которые помогут ребёнку научиться слушать и слышать.

Выдели слово. Предложите ребёнку хлопать в ладоши (поднимать руку вверх, топать ногой) тогда, когда он услышит слова с заданным звуком.

Какой звук есть во всех словах? Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук, и спрашивает у ребёнка, какой звук есть во всех этих словах.

Назови лишнее слово. Из четырёх слов, отчётливо произнесённых взрослым, ребёнку нужно назвать то, которое отличается от остальных. Например: утёнок, утёнок, котёнок, утёнок.

Какой звук начинает слово? Вы бросаете малышу мяч и произносите слово, которое начинается на любой гласный звук, лучше – с ударением на первый гласный. Например: «аист», «осы», «утро», «иней», «эхо». Услышав слово и поймав мяч, ребёнок некоторое время будет думать, какой же звук первый. Пусть он сам несколько раз повторит слово и, подражая Вам, выделит начальный гласный. Затем чётко его произнесёт и вернёт Вам мяч.

Какой звук спрятался в середине слова? Игровое упражнение похоже на предыдущее, но гласный стоит уже в середине слова: «зал», «дом», «жук» и т. д. Внимание! Играйте со словами, состоящими из одного слога. Не включайте в упражнение такие слова, как «лёд», «люк», «лес». В них слышен один гласный звук, а буква пишется совсем другая. Малышу разница в понятиях «звук» и «буква» ещё неизвестна.

Какой звук находится в конце слова? Правила те же, только гласный звук надо искать в конце слова: «нога», «ведро», «столы» и т. д.

Подобным образом можно выделять и согласные звуки. Условия подбора слов те же: звук должен звучать ясно, не оглушаться и не пропадать, когда его произносят.

Договори словечко. Взрослый просит ребёнка подобрать слово в рифму:

Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи … (туч).

И назад, и вперёд может плыть … (пароход).

«Грузы я возить привык!» - говорит нам … (грузовик).

Как-то вечером две мышки унесли у Пети … (книжки). И т. д.

Цепочка. От данного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова. Например: дом – мак – кот и т. д.

Данные игровые упражнения рекомендуются для детей с 3 лет. Развитие фонематического восприятия необходимо ребёнку для усвоения звуковой системы языка, для грамотной устной и письменной речи.

Уважаемые родители!

Начинайте с простых упражнений, постепенно переходя к более сложным. Не перегружайте ребёнка и вовремя завершайте игру. И тогда, помимо развития фонематического восприятия, вы поможете малышу также в развитии внимания, памяти и воображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slyshim_i_razlichaem_zvuki._konsultatsiya_dlya_roditeley.docx36.89 КБ

Предварительный просмотр:

«Слышим и различаем звуки»

Консультация для родителей

2025 год

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слышать и понимать речь. Так же необходимым является фонематическое восприятие, то есть умение анализировать и различать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь).

Маленький ребёнок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особое внимание нужно уделить развитию фонематического восприятия у детей с речевыми нарушениями. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки.

Уважаемые родители!

Предлагаем Вашему вниманию игровые упражнения, которые помогут ребёнку научиться слушать и слышать.

Выдели слово. Предложите ребёнку хлопать в ладоши (поднимать руку вверх, топать ногой) тогда, когда он услышит слова с заданным звуком.

Какой звук есть во всех словах? Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук, и спрашивает у ребёнка, какой звук есть во всех этих словах.

Назови лишнее слово. Из четырёх слов, отчётливо произнесённых взрослым, ребёнку нужно назвать то, которое отличается от остальных. Например: утёнок, утёнок, котёнок, утёнок.

Какой звук начинает слово? Вы бросаете малышу мяч и произносите слово, которое начинается на любой гласный звук, лучше – с ударением на первый гласный. Например: «аист», «осы», «утро», «иней», «эхо». Услышав слово и поймав мяч, ребёнок некоторое время будет думать, какой же звук первый. Пусть он сам несколько раз повторит слово и, подражая Вам, выделит начальный гласный. Затем чётко его произнесёт и вернёт Вам мяч.

Какой звук спрятался в середине слова? Игровое упражнение похоже на предыдущее, но гласный стоит уже в середине слова: «зал», «дом», «жук» и т. д. Внимание! Играйте со словами, состоящими из одного слога. Не включайте в упражнение такие слова, как «лёд», «люк», «лес». В них слышен один гласный звук, а буква пишется совсем другая. Малышу разница в понятиях «звук» и «буква» ещё неизвестна.

Какой звук находится в конце слова? Правила те же, только гласный звук надо искать в конце слова: «нога», «ведро», «столы» и т. д.

Подобным образом можно выделять и согласные звуки. Условия подбора слов те же: звук должен звучать ясно, не оглушаться и не пропадать, когда его произносят.

Договори словечко. Взрослый просит ребёнка подобрать слово в рифму:

Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи … (туч).

И назад, и вперёд может плыть … (пароход).

«Грузы я возить привык!» - говорит нам … (грузовик).

Как-то вечером две мышки унесли у Пети … (книжки). И т. д.

Цепочка. От данного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова. Например: дом – мак – кот и т. д.

Данные игровые упражнения рекомендуются для детей с 3 лет. Развитие фонематического восприятия необходимо ребёнку для усвоения звуковой системы языка, для грамотной устной и письменной речи.

Уважаемые родители!

Начинайте с простых упражнений, постепенно переходя к более сложным. Не перегружайте ребёнка и вовремя завершайте игру. И тогда, помимо развития фонематического восприятия, вы поможете малышу также в развитии внимания, памяти и воображения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся играя. Эти трудные звуки. Консультация для родителей.

Какое это счастье – наблюдать за первыми шагами ма­ленького человека, слышать его первый лепет! А как забавно он произносит первые слова, смешно путает звуки! Эти словечки потом входят в семейные исто...

Учимся слышать и различать звуки

Игры и упражнения, которые помогут вашему ребёнку развить фонематическое представление...

"Игры со звуками" (консультация для родителей)

Удивителен мир звуков, окружающих нас. Их так много и они такие разные: вот жалобно мяукает кот, тонко позванивает хрусталь, таинственно шуршат листья под ногами, визжат тормозами машина и поёт скрипк...

Как научить ребенка правильно слышать и различать звуки речи.

Как научить ребенка правильно слышать и различать звуки речи Рекомендации для родителей...

Потерялся звук. Консультация для родителей

Все родители, конечно, хотят, чтобы их дети говорили чисто и красиво. Но у некоторых это выходит естественно, а у других … . Как мамы не бьются над этой проблемой, ну не идет дело дальше «...

Слышим и различаем звуки в 3-4 года

буклет для родителей...

Слышим и различаем звуки в 5-7 лет

буклет для родителей...