Развитие речевых функций через конструирование из счетных палочек.
консультация по логопедии (старшая группа)
Всем известно утверждение о том, что мелкая моторика благотворно влияет на речевое развитие. Ход развития детской речи таков: сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от движения пальцев рук. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга. Таким образом, моторика рук взаимодействует с вниманием, мышлением, оптико-пространственным восприятием, воображением, наблюдательностью, зрительной и двигательной памятью, речью. Речевые функции можно активизировать с помощью умелости и ловкости кистей рук. Речевое подкрепление увлекательных действий удвоит эффект. Поэтому на логопедических занятиях целесообразно применять специально подобранные игровые упражнения на развитие тонких движений пальцев рук. Подбирать задания можно в соответствии с изучаемой лексической темой.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речевых функций через конструирование из счетных палочек.
Всем известно утверждение о том, что мелкая моторика благотворно влияет на речевое развитие. Известный исследователь детской речи М.М.Кольцова пишет о том, что ход развития детской речи таков: сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от движения пальцев рук. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга. Таким образом, моторика рук взаимодействует с вниманием, мышлением, оптико-пространственным восприятием, воображением, наблюдательностью, зрительной и двигательной памятью, речью. Речевые функции можно активизировать с помощью умелости и ловкости кистей рук. Речевое подкрепление увлекательных действий удвоит эффект. Поэтому на логопедических занятиях целесообразно применять специально подобранные игровые упражнения на развитие тонких движений пальцев рук. Подбирать задания можно в соответствии с изучаемой лексической темой.
Одним из видов такой работы является конструирование из счетных палочек. Из палочек на плоскости можно выложить что угодно: посадить цветы, построить дом, выложить машину, угловатых кошек, птиц, рыб, человечков. Чем больше палочек и больше цветовая гамма, тем интересней.
Задачи:
- научить счету;
- дать начальные геометрические представления;
- развивать логическое мышление;
- уметь называть и видеть объект;
- уметь выделять составные части;
- уметь видоизменять и преобразовывать объект.
Занятия проводятся как индивидуально, так и в подгруппах.
При составлении фигурок из палочек можно предложить ребенку следующие вопросы:
- Сосчитать палочки, из которых выложена фигура.
- Сосчитать палочки разного цвета, сравнить каких больше.
- Сосчитать геометрические фигуры из которых состоит предмет.
- Самому придумать и выложить фигуру.
На таких занятиях формируются такие качества личности ребенка как: самостоятельность, находчивость, усидчивость, развиваются конструкторские умения.
Выкладывание фигурок сопровождается стихами. В результате у ребенка складывается не только зрительный, но и слуховой образ.
Трапеция.
Трапеция больше на крышу похожа.
Юбку рисуют трапецией тоже.
Взять треугольник и верх удалить –
Трапецию можно и так получить.
Бабочка
Крыльями бабочка машет, летает.
С цветка на цветок – нектар собирает.
Звездочка
Звезды нам с небес сияют,
Ночью путь нам освещают.
Рожица
Я состроил рожицу в зеркале себе.
Рожица смешною показалась мне.
Квадрат
Четыре палочки сложил
И вот квадратик получил.
Треугольник
У треугольника три стороны
И они могут быть разной длины.
Кубик
У кубика много равных сторон.
Можно построить из кубиков дом.
Ракета
В небо ракета стрелою взлетела.
В ней космонавт сидит сильный и смелый.
С начала необходимо научить детей строить по образцу взрослого в реальном исполнении, а потом переходить на показ схемы. В процессе такой деятельности формируются все параметры зрительного восприятия, ребенок учится действовать по плану, а потом соотносить сделанное с образцом. Происходит организация всей деятельности ребенка. Так же важен видимый результат: либо ребенок справился, либо у него не получилось скопировать образец.
В этом виде обучения важно уметь рассказывать о выполняемой работе уже при сооружении простых предметов: заборчик, домик, елка, треугольник, квадрат. Таким образом мы развиваем мелкую моторику рук, закрепляем сенсорные навыки, пространственные представления, коммуникативную функцию речи, воображение.
Выкладывание фигурок из счетных палочек относится к плоскостному конструированию по образцу. Оно отличается от объемного тем, что способствует развитию у детей видеть за плоскостным изображением объемную фигуру, позволяет создавать новую целостность путем образного мышления. Практическая деятельность детей направлена на создание фигуры, состоящей из определенных частей, которые находятся в строго заданном пространственном положении.
Игра со счётными палочками занимает большое место в развитии мелкой моторики у детей, что положительно влияет на кору головного мозга и развитие речи. Тренировка движений пальцев рук является важным фактором, стимулирующим улучшение артикуляционной моторики, а также подготовку кисти руки к письму. Уровень развития речи зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если она соответствует возрасту, то речевое развитие детей находится в пределах нормы.
Задания и упражнения со счётными палочками позволят детям развить мелкую моторику, закрепить знания о форме, величине, пространственном расположении предметов, овладеть навыками композиции сюжетного рисунка.
Занятия со счетными палочками полезны и для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. Для этого предлагаются следующие задания: сосчитать палочки, из которых сделана фигура; если фигура составлена из палочек разного цвета, то сосчитать палочки каждого цвета; сосчитать геометрические фигуры, изображающие предмет и уголки у фигур; самому придумать и сложить фигуру из заданного количества палочек.
Таким образом:
счетные палочки развивают мелкую моторику: от простейшей операции достать из футляра и сложить обратно до сложных узоров из счетного материала – все эти задачи выполняют огромную роль в тренировке мозга через пальцы;
занятия со счетными палочками способствуют формированию математических представлений у детей дошкольного возраста;
во время занятий со счетными палочками формируется пространственная ориентация, дети изучают понятия справа-слева, впереди-сзади, сверху-снизу;
разнообразные задачи со счетными палочками требуют внимания, наглядно-действенного мышления, активного мышления;
выполняя задания с помощью счетных палочек, ребенок изучает цвет;
составляя рисунки, дошкольник активизирует творческое начало, конструкторское мышление, воображение;
Список используемой литературы:
О.А.Глушкова, С.И.Дедова «Веселые счетные палочки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Развитие математических способностей дошкольника через конструирование из счетных палочек"
Как правильно заниматься с ребенком математикой?...

Конструирование из счетных палочек.
Игры со счетными палочками - это очень интересное и занимательное занятие для дошкольников. В процессе игр у детей развивается мелкая моторика рук, пространственное восприятие, фантазия, воображение, ...

Программа дополнительного образования по развитию познавательной активности, технического мышления и конструирования с помощью счетных палочек "Конструирование из счетных палочек"
Задачи программы:1. Расширять представления детей обокружающей действительности, познакомить с профессией инженер-конструктор;2. Формировать умение действовать всоответствии с инструкцией педагога, со...

Развитие математических способностей дошкольника через конструирование из счетных палочек.
Развитие математических способностей дошкольника через конструирование из счетных палочек....

Повышение профессиональной компетентности педагогов по развитию математических способностей дошкольников через конструирование из счетных палочек Кюизенера
Пустовойтенко Татьяна Владимировна МБОУ Мисайловская СОШ №1, д. Мисайлово, Московская область, 2022г.Счетные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет ...

«Конструирование из счетных палочек как средство развития логического мышления у детей дошкольного возраста»
Развитие логических способностей дошкольников будет осуществляться относительно легко, если при обучении детей использовать игры со счетными палочками....

