Дидактические игры по лексической теме "Дом".
материал по логопедии (средняя, старшая группа)
Данные словесные дидактические игры по лексической теме "Дом" рекомендуется использовать при групповой и индивидуальной работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.89 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОМ
«Назови ласково»
Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: мяч.
Ход. Педагог называет какую-нибудь часть дома и бросает мяч каждому ребенку по очереди. Они называет ее ласково и возвращает мяч взрослому (дом - домик, окно – окошечко, дверь – дверка)
«Один много».
Цель: научить образовывать существительные множественного числа
Оборудование: мяч.
Ход: Педагог называет существительное в единственном числе и бросает детям мяч. Они называют существительное во множественном числе и возвращает его: дом – дома, крыша – крыши, стена – стены, подъезд – подъезды, окно – окна, комната – комнаты, потолок – потолки, балкон – балконы, лифт – лифты, лестница – лестницы, этаж – этажи, пол – полы.
«Скромник и хвастун».
Цель: образовывать множественное число имен существительных в родительном падеже
Оборудование: предметные картинки с изображением элементов дома
Ход. Педагог делит детей на две команды «скромников» и «хвастунов», раздаёт каждому игроку по картинке. Команда «Скромников» говорит, что «у меня одна лестница», а команда «Хвастунов», отвечает «а у меня много лестниц» и т.д.. Далее команды меняются ролями.
-У меня один дом, а у меня много домов;
- В моем доме один лифт – а в моём доме много лифтов;
- В моей квартире одна комната – а в моей квартире много комнат;
- В моем доме один этаж – а в моём доме много этажей;
- В моем доме одна лестница – …много лестниц;
- В моем доме одна дверь – …много дверей;
- В моём доме одно окно – .…много окон.
«Какой дом?»
Цель: образовывать прилагательные от существительных
Оборудование: предметные картинки с изображением различных домов
Ход: Педагог раскладывает на столе картинки. Предлагает детям подумать и назвать материал, из которого сделаны дома. Например: «Дом из кирпича, какой дом? (кирпичный)». Картинку забирает ребенок, который правильно ответил. Побеждает тот кто больше соберет картинок.
Дом из панелей, какой дом? (панельный);
Дом из дерева, какой дом? (деревянный);
Дом из камней, какой дом? (каменный);
Дом из брёвен, какой дом? (бревенчатый)
Дом из двух этажей, какой? (двухэтажный) и т.д.
-А в сказке дома строят из разного необычного материала, из снега какой дом? Изо льда? из соломы? Из пряников? из леденцов? Из хрусталя?
- в квартире 1 комната, то квартира – однокомнатная-
в квартире 2 комнаты, то квартира – двухкомнатная
- в квартире 3 комнаты, то квартира – трехкомнатная
«Назови улицу».
Цель: образовывать прилагательные от существительных
Оборудование: предметные картинки и сюжетная картинка с изображением города
Ход: Педагог раскладывает картинки на столе, предлагает детям по очереди выбрать понравившиеся и придумать названия улиц. Например: Улица, на которой расположена больница, называется Больничная;
- если на ней растут клёны-…Кленовая;
- если на ней растут цветы…- Цветочная;
- а на этой улице расположена школа -…Школьная;
- а на этой – аптека, значит, улицу можно назвать -…Аптечная;
Игра «Какой дом?».
• В доме много этажей — он... (Многоэтажный.)
• В доме один этаж — он... (Одноэтажный.)
• В доме три этажа — он ... (Трехэтажный.) И т.д.
Игра «Подбери действие».
В гостиной (что делают?) — смотрят телевизор, отдыхают, принимают гостей.
В спальне (что делают?) — спят, отдыхают.
В прихожей (что делают?) — одеваются, раздеваются, разуваются, обуваются, встречают,
провожают (гостей).
В ванной комнате (что делают?) — умываются, моются, принимают душ, купаются, чистят зубы, причесываются и т.д.
В детской (что делают?) — играют, учат, занимаются, спят, отдыхают и т.д.
В кухне (что делают?)— готовят, варят, жарят, режут, моют (посуду), кушают и т.д.
В столовой (что делают?) — завтракают, обедают, ужинают.
Дидактическое упражнение «Для того, чтобы…»
(Дети повторяют за взрослым начало предложения и заканчивают его самостоятельно).
Крыша нужна дому для того, чтобы…
Двери нужны дому для того, чтобы…
Окна нужны дому для того, чтобы…
Мебель нужна дому для того, чтобы…
Кухня нужна дому для того, чтобы…
Игра «Гном и Дом»
Цель: учить подбирать родственные слова,слова-родственники
Жил да был весёлый гном. Он в лесу построил … Дом.
Рядом жил поменьше гномик. Под кустом он сделал … Домик.
Самый маленький гномишко под грибом сложил… Домишко.
Старый, мудрый гном-гномище выстроил большой… Домище.
Каждый день соседи-гномы навещали деда… Дома,
А на печке за трубой жил у гномов…Домовой
Домишко, домик, домище, дома, домовой- это семья слов, так как в каждом из них есть слово ДОМ. Но это еще не вся семья. Может быть кто-то еще придумает слова?
Игра «Закончи предложения по образцу»
Цел: образование сравнительной степени прилагательных
У Маши дом высокий, а у Вовы еще (выше)
У Маши балкон большой, а у Вовы еще…
У Маши комната светлая, а у Вовы еще…
У Маши окно чистое, а у Вовы еще…
У Маши коридор длинный, а у Вовы еще…
У Маши кухня широкая, а у Вовы еще…
Артикуляционная, дыхательная гимнастика.
«Ремонт дома». «Приколачиваем оконные рамы» Произносить на одном выдохе звуки: «Т-т-т-т-т, д-д-д-д-д», а затем слоги: «та-да-та-да, ты-ты-ты-ды, тук-тук-тук-тук».
«Сверлим дырки дрелью». Произносить звуки: т-т-т, д-д-д за верхними зубами и пальчиком выполнять вибрацию язычка: др-р-р-р; тр-р-р-р.
«Красим крыльцо». Рот закрыт. Облизывать сначала только верхние зубы, затем нижние. Далее облизывать зубы по кругу.
«Красим потолок». Кончиком языка проводить по небу—от мягкого неба до верхних зубов.
«Укладываем полы». Распластать язык на дне ротовой полости.
«Уборка дома». Твой рот, как дом. Представь, что твой язык – тряпка, и протри свой дом.
Протри порог дома – высуни язык и оближи всё вокруг нижней губы, водя языком вперед-назад.
Протри верхнюю часть двери – оближи верхнюю губу всю, от одного уголка до другого, водя языком вперед-назад.
Протри всю мебель внизу – проведи языком по нижним зубам.
Протри все комнаты наверху – проведи языком по верхним зубам.
«Моем окна». Производить круговые движения кончиком языка по верхней и нижней губам.
А теперь вытряхни тряпку на улице – высуни язык и покачай им из стороны в сторону.
Упражнения на дыхание «Клумба возле дома».
Возле дома растут цветы, вдыхаем через нос, аромат: «а-а-ах! » - на выдохе
Пальчиковая игра «Новый дом»
Тук-тук-тук, тук-тук-тук!
Молоток бери мой друг!
(Дети ударяют кулачком о кулачок, чередуя руки)
Мы построим новый дом,
(Есть окошко в доме том.
Большие пальцы складываются полочкой, остальные соединяются «крышей»)
Есть еще одно, повыше.
(Поднять вверх руки, не меняя положения пальцев)
Есть труба вверху на крыше.
(Поднимают вверх сжатый кулак с вытянутым вверх указательным пальцем)
Дом готов, зовем гостей:
Приходите поскорей!
(Показывают приглашающий жест рукой)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря дошкольников
Визитная карточка и выступление на конкурсе профессионального мастерства "Лесенка успеха - 2013"....

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Методические рекомендации
В содержании методических рекомендаций представлены дидактические игры и лексические упражнения, направленные на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста по определенным разделам. Опираясь...

Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста
Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько...

«Дидактические игры и лексические упражнения для обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказыва...

Дидактические игры по лексической теме : "Домашние птицы"
Картотека дидактических игр по теме "Домашние птицы."...
Дидактические игры и лексические упражнения
Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы. Игра является одним из средств умственного воспитания. В ней ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, де...

Консультация для воспитателей "Дидактические игры и лексические упражнения в развитии словаря детей"
Консультация для воспитателей "Дидактические игры и лексические упражнения в развитии словаря детей"...
