«Применение здоровьесберегающих технологий в семье и в ДОУ»
консультация по логопедии

     Здоровьесберегающая технология представляет собой комплекс мероприятий, который включает в себя взаимодействие всех элементов образовательной среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол для родителей

 «Применение здоровьесберегающих технологий

в семье и в ДОУ»

     Здоровьесберегающая технология представляет собой комплекс мероприятий, который включает в себя взаимодействие всех элементов образовательной среды.

     Цель: сохранение здоровья ребенка на протяжении всего процесса его обучения и развития.

     Основная задача здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании заключается в том, чтобы обеспечить высокий уровень физического здоровья воспитанников детских садов и формировать валеологическую культуру.

      Это культура включает в себя осознанное отношение детей к своему здоровью и жизни, знание основ здоровья и навыков, необходимых для его сохранения и поддержания. Важно развивать валеологическую компетентность, позволяющую детям самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные со здоровым образом жизни и безопасным поведением, а также оказывать элементарную медицинскую и психологическую помощь себе и окружающим.

      Эффективность различных оздоровительных мероприятий, входящих в здоровьесберегающую технологию, определяется не только качеством каждого из них, но и тем, насколько грамотно они интегрированы в общую систему, ориентированную на укрепление здоровья как детей, так и педагогов. В этом процессе семья играет активную роль в воспитательно-образовательной деятельности дошкольных учреждений. Для успешной реализации программы по здоровьесбережению необходимо:

  1. Обучение детей основам здорового образа жизни. •
  •  Оздоровительная гимнастика.
  • Игры на релаксацию.
  • Различные виды массажа.

      В современных условиях возникает необходимость поиска новых подходов к организации коррекционно-образовательного процесса уже на ранних этапах дошкольного возраста. Одним из таких направлений является массаж и самомассаж. Эти методы известны с древних времен как лечебные средства. Регулярный массаж способствует укреплению рефлекторных связей между корой головного мозга, мышцами и сосудами, нормализует мышечный тонус и активизирует тактильные ощущения. Массаж помогает синхронизировать работу обоих полушарий мозга. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Научные исследования В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурия подтвердили, что манипуляции с руками оказывают значительное влияние на высшую нервную деятельность и развитие речи. М.М. Кольцова установила тесную связь между развитием мелкой моторики пальцев и речевыми навыками. Речевая деятельность формируется под воздействием импульсов от пальцев рук, которые можно тренировать уже с шестимесячного возраста.

В процессе массажа используются различные движения для ладоней, кистей и предплечий обеих рук, такие как:

 • поглаживание,

 • растирание,

• легкое надавливание,

 • пощипывание,

 • похлопывание,

 • сгибание и разгибание пальчиков, как всех одновременно, так и поочередно.

Также применяются следующие упражнения:

• катание грецкого ореха или шарика,

• прокатывание ребристого карандаша,

• имитация скатывания колобка или палочек, как в лепке,

 • сжимание резинок разных плотностей и другие.

         Рекомендуется проводить массаж и самомассаж 2-3 раза в день во время занятий, физминуток или прогулок, продолжительностью до 5 минут для малышей. Каждое упражнение выполняется 8 раз: по 4 раза для каждой руки, с промежуточным расслаблением мышц. Все движения должны осуществляться в направлении лимфатических узлов: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упражнения следует делать расслабляющие поглаживания или встряхивания рук. Во время выполнения движений важно проговаривать действия, показывая их на себе или на ребенке.

      Подобранные упражнения оказывают комплексное влияние на развитие речи и интеллектуальных способностей детей. Учитывая, что у дошкольников преобладает конкретно-образное мышление, к многим массажам были разработаны стихотворные тексты, содержание и ритм которых соответствуют характеру движений, чтобы у ребенка возникал конкретный образ.

Начинать занятия следует с прогревающих движений, которые делают мышцы более податливыми и уменьшают дискомфорт.

Самомассаж кистей и пальцев рук включает три типа упражнений:

 • Самомассаж тыльной стороны кистей.

 • Самомассаж ладоней.

• Самомассаж пальцев.

Массаж стоп ног также известен как индийский. На подошве расположено множество кожных рецепторов — около 72 тысяч нервных окончаний, которые связывают организм с внешней средой.

Зоны на стопах связаны с внутренними органами через их проекции на высшие нервные центры. Согласно учению йоги, ноги выполняют функцию распределительного щита организма. Можно воздействовать на любой орган, зная соответствующую зону. При массаже важно уделить особое внимание большому пальцу, так как именно там сосредоточены рефлексогенные зоны головы.

    Артикулярный массаж ушных раковин рекомендуется для детей с раннего возраста. Этот метод способствует гармоничному развитию всех систем организма и способствует улучшению интеллектуальных способностей. Воздействуя на 170 известных точек, массаж активизирует функционирование всех органов и систем тела. Он успешно применяется в повседневной практике и может быть использован на протяжении всей жизни.

      Самомассаж лица 

Ф.Р. Ауглин из Швейцарии разработал метод самомассажа лица, который нацелен на развитие памяти, абстрактного мышления, интеллекта и речевых навыков. Регулярное применение этой техники может повысить уровень интеллекта ребенка до 75%.

Элементы йоги – использование простых асан для улучшения физического состояния.

 • Гигиенические навыки – формирование у детей привычек личной гигиены. • Основы первой помощи – обучение простейшим навыкам оказания первой помощи.

Физкультминутки – короткие перерывы для физической активности во время занятий.

Функциональная музыка – использование музыки для создания благоприятной атмосферы.

 • Оздоровительная физкультура – специальные занятия, направленные на укрепление здоровья.

Массовые оздоровительные мероприятия – коллективные активности для повышения общего тонуса.

Упражнения для глаз – специальные тренировки для улучшения зрения и снятия напряжения.

      Эти методы в комплексе способствуют всестороннему развитию детей и поддержанию их здоровья.

Формирование условий и развивающей среды 

• Закупка массажных устройств, тренажеров, спортивного инвентаря и модульных конструкций.

• Разработка материалов для профилактики плоскостопия и коррекции осанки. • Подбор картотек для занятий.

• Создание специализированных оздоровительных комплексов.

      С целью внедрения здоровьесберегающих технологий в детском саду создаются условия, способствующие укреплению здоровья детей и гармоничному физическому развитию. Спортивные площадки и залы оснащены как традиционным, так и уникальным оборудованием, необходимым для всестороннего развития ребенка. В каждой возрастной группе организованы уголки для двигательной активности, оборудованные в соответствии с потребностями детей. Для каждой возрастной категории разработан режим двигательной активности и система закаливания, учитывающие сезонные особенности и возрастные характеристики детей.

       Ключевыми задачами проведения оздоровительных упражнений являются:

• Профилактика простудных заболеваний. Для снижения риска простуд рекомендуется регулярно использовать точечный массаж, массаж биологически активных зон и ушей, а также дыхательную гимнастику с использованием специально разработанных игровых заданий. Движения играют важную роль в развитии и поддержании здоровья человека. Правильно организованная физическая активность способствует восстановлению организма после болезни. Однако детей не всегда можно заставить выполнять даже самые полезные упражнения целенаправленно. Важно, чтобы занятия приносили им радость и удовольствие, а не воспринимались как обязательная необходимость.

Адаптированные игры и оздоровительные упражнения не только соответствуют потребностям растущего организма, но и служат мощным терапевтическим инструментом.

Они создают атмосферу радости и эмоционального подъема, способствуя общению между детьми в окружении любви и заботы.

Игры подбираются в зависимости от типа заболевания и возраста детей. Существуют как простые, так и более сложные задания, которые можно чередовать. Каждой игре сопутствует пояснение, на что следует обратить внимание для достижения максимального эффекта.

 Когда ребенок заболевает, это становится настоящей проблемой. Неокрепший организм сталкивается с болезнью, и мы стараемся всеми силами поддержать его. Ограничение движений (в случае болезни или после выздоровления) может негативно сказаться на осанке, а также ослабить функции дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Снижение естественной физической активности приводит к уменьшению потоков раздражителей, возникающих в процессе движения. Это может вызвать расстройства центральной нервной системы и внутренних органов: снижается эмоциональный тонус, ослабевают сердечно-сосудистая и дыхательная системы, что в итоге приводит к общему ослаблению организма и увеличивает риск частых заболеваний.

Игры и оздоровительные упражнения не только отвечают потребностям развивающегося организма, но и выступают в роли мощного терапевтического инструмента. Они наполняют детей радостью, поднимают эмоциональный фон и способствуют укреплению общения в атмосфере любви и заботы. Применяя лечебные игры, мы не только поддерживаем здоровье детей, но и содействуем их всестороннему и гармоничному физическому и умственному развитию. Эти занятия помогают формировать важные навыки, развивают координацию движений, ловкость и меткость. Игры на свежем воздухе способствуют закаливанию организма и повышению иммунитета. Каждой игре сопутствует объяснение ключевых моментов, на которые стоит обратить внимание для достижения максимальных результатов. Однако важно помнить, что оздоровительный эффект от игр и упражнений проявляется только при регулярных и длительных занятиях, рекомендованных на протяжении 3-4 месяцев с частотой 2-3 раза в день.

Рекомендации по организации игр 

При проведении игр во время болезни важно выбирать такие, которые не создают значительной психологической нагрузки. Увеличение темпа выполнения может привести к перегрузке организма, поэтому лучше сосредоточиться на точности выполнения заданий и соблюдении правил. Игры следует подбирать и комбинировать так, чтобы они не вызывали утомления и оказывали комплексное воздействие на ребенка. Не забывайте делать перерывы для отдыха, включающие музыкальные паузы или пение. Рекомендуется проводить занятия в течение 3-4 месяцев, 2-3 раза в день, учитывая психологическую нагрузку: начинать с игр с меньшей нагрузкой, постепенно увеличивать её, а затем снова завершать занятия более легкими играми. Для улучшения концентрации внимания уберите все предметы и игрушки, которые могут отвлекать ребенка. Взрослый, будь то мама или папа, должен активно участвовать в игре, используя заинтересованный или даже интригующий тон голоса.

Перед началом занятий обязательно проветрите комнату и убедитесь, что нос ребенка свободен от слизи — это поможет наладить правильное носовое дыхание. Дети могут забывать правила — это естественно. Поэтому перед началом игры важно в доступной форме объяснить правила, напомнить их и попросить ребенка продемонстрировать необходимые движения, при необходимости скорректировав выполнение задания. Если вы заметили, что задание оказалось слишком сложным, не стесняйтесь изменять его или выбирать более простую игру. Если вам сложно проводить занятия в течение всего периода в одиночку, можно организовать совместные занятия с другими родителями, создавая команду из 3-4 участников. Продолжительность игр может варьироваться от 5 до 15 минут.

      Сегодня мы поделились с вами множеством интересных фактов. Надеемся, что эта информация будет для вас полезной. В заключение хотим подчеркнуть, что личный пример родителей имеет огромное значение во всех аспектах жизни! Поэтому здоровые дети — это не только счастье для них самих, но и, в первую очередь, для их родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект творческой группы по применению здоровьесберегающих технологий

Организация работы педагогов по применению здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками....

Применение здоровьесберегающих технологий на фронтальных занятиях по развитию речи у слабослышащих дошкольников через двигательную активность.

Обобщение накопленного опыта по применению здоровьезберегающих технологий в подготовительной группе слабослышащих дошкольников...

Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми и семьей в средней группе

Презентация по применению здоровьесберегающих технологий в детском саду....

НОД по развитию речи во второй группе раннего возраста с применением здоровьесберегающих технологий "Петушок и его семья"

Конспект отрытого просмотра непосредственно образовательной деятельности по развитию речи во второй группе раннего возраста "Петушок и его семья"....

Здоровьесберегающий проект «Использование инновационных методов и приемов в развитии музыкальных способностей дошкольников с применением здоровьесберегающих технологий»

В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий.В связи с введением в действие Федеральных государственных образовательных стандартов...

Консультация для родителей "Применение здоровьесберегающих технологий в семях воспитанников"

Здоровый образ жизни служит укреплению всей семьи. Ребенок должен узнать лучшие семейные российские традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и э...