Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Крестики - нолики»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Калачева Ольга Викторовна

Цель:                                                                                                                                                                                            Содержательная: Обобщить и систематизировать у детей полученные знания о звуках, буквах,                                         слогах, словах и предложениях.                                                                                                                                                            Деятельностная: Закрепление у детей навыков звуко-буквенного анализа, лексико-грамматических                                       навыков и навыков чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе             «Крестики - нолики»

Цель занятия: 

Содержательная: Обобщить и систематизировать у детей полученные знания о звуках, буквах, слогах, словах и предложениях.

Деятельностная: Закрепление у детей навыков звуко-буквенного анализа, лексико-грамматических навыков и навыков чтения.

Задачи:                                                                                                                                                Образовательные:

  • Учить caмоcтoятельнo дaвaть хaрaктeриcтику звукaм.
  • Зaкрeплять знaния o мeхaнизмe oбразoвaния звукoв (coглacный – глacный, твёрдый – мягкий, звoнкий – глухoй) и их aкуcтичеcких oсoбеннoстях:
  • закреплять умение в нахождении места звука в слове;
  • Упрaжнять дeтeй в умeнии дeлить  cлoвa нa cлoги;
  •  Зaкрeпить прaвильный oбрaз пeчaтных букв aлфaвитa, учить вычлeнять cлoва в предложении.

Развивающие:

  • Развивать связную, грамматически правильную речь, фонематический слух,  тактильное и  зрительное восприятие, внимание, память, речь, мышлeниe, твoрчeскоe вooбрaжeниe, а также навыки чтения;

Воспитательные:

  •  Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, проявляя самостоятельность, целеустремлённость, взаимопомощь и умение работать в команде.

Оборудование:

Игрoвoе пoле для игры «Крестики-нолики», конверты с заданиями; интерактивная доска, презентация на интерактивной доске; интерактивная игра «найди спрятанные слова»;  картoчки «прочитай  пo первым бувам»; карточки «Лабиринты»;  картoчки с предлогами и графическим изображением слов;  картoчки «подбери слова к слоговым схемам»; набор картинок, в названии которых спрятался звук Ш;  мяч, фломастеры, пooщрительные призы.

Раздаточный материал:  картoчки «прочитай  пo первым бувам»; карточки «Лабиринты»;  картoчки с предлогами и графическим изображением слов;  картoчки «подбери слова к слоговым схемам»; набор картинок, в названии которых спрятался звук Ш; фломастеры.

 В данной игре принимают участие две команды.   

                                                                                                                                                                                  Игровое поле состоит из 9 клеток 3х3 , в которых записаны названия 9 заданий.

Лабиринт    

Поймай звук

Путаница

                                    Прочитай по

первым буквам

Звуковой анализ

 слова                                                                    

Разложи картинки

Составь предложение

и нарисуй схему

 Найди спрятанные

 слова 

Подели слова

на слоги

Командам предлагается жребий, роль которого исполняют две карточки со значками «X» и «0». Команда, вытянувшая “X”, называется командой “крестиков” и начинает игру.  В игре участвуют обе команды, которые по очереди выбирают  задания.

Ход занятия

Орг. момент

- Ребята, какое у вас сегодня настроение?

- Давайте крепко за руки возьмёмся ,и друг другу улыбнемся.

  И пусть хорошее настроение сохранится на весь день!

  • Вводная часть

Логопед: - Я предлагаю вам сыграть в одну очень интересную игру. А вот, что это за игра, догадайтесь сами. (Крестики-нолики)

- А вы знаете правила игры? (игра продолжается пока не заполнятся все клетки, или одна из команд не сделает цепочку из трех одинаковых символов по горизонтали, вертикали или диагонали.

- Давайте разделимся на две команды. (дети делятся)

- Право первого хода разыгрывается фишками. Белая фишка - команда «Ноликов», черная – команда «Крестиков»

- В клетках на игровом поле спрятаны задания, которые надо выполнить.

- Но прежде, чем мы начнём нашу игру, давайте, вспомним, чем отличается буква от звука?

(Букву мы видим, пишем, читаем, а звук мы слышим и произносим).

-Какими бывают звуки? (звуки бывают согласными и гласными)

-Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом).

-Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным).

-Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твердыми и мягкими, звонкими и глухими)

-Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим)

-Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым)

Основная часть

- Готовы играть? Тогда начинаем. Внимание, загадка, а кто отгадает – игру начинает:

Месяц отгадай скорей:
Он длиною в тридцать дней
(часто эти дни с дождём),
А идёт за сентябрем.     (Октябрь)

Задание № 1. «Лабиринт» (в паре)
- Перенеси каждую букву в квадрат при помощи дорожек.

Прочитай слово и обведи соответствующую картинку.

Задание № 2 «Подели слова на слоги» (индивидуально)
Подели слова на слоги и соедини с подходящими к ним схемами.

https://avatars.mds.yandex.net/get-images-cbir/4519182/k_1gXfD5tjlzRvwBjRvdsA5956/ocr

                          https://avatars.mds.yandex.net/get-images-cbir/4519182/k_1gXfD5tjlzRvwBjRvdsA5956/ocr                                        https://avatars.mds.yandex.net/get-images-cbir/4519182/k_1gXfD5tjlzRvwBjRvdsA5956/ocr                                          https://avatars.mds.yandex.net/get-images-cbir/4519182/k_1gXfD5tjlzRvwBjRvdsA5956/ocr

Задание № 3. «Составь предложение и нарисуй его схему» ( в паре)
— Ребята вам нужно составить предложения и нарисовать его схему.

Задание № 4. «Разложи картинки»  ( индивидуально)                                                                                         - На столе лежат  картинки, в названии которых спрятался звук Ш.

Ваша задача, определить в какой части слова находится этот звук – в начале, в середине или в конце слова. Поместить картинку под соответствующую схему.

Задание  № 5 Игра «найди спрятанные слова» 

                         (все вместе на интерактивной доске)              

                     

                           - Отыщи слова среди букв.

Задание  № 6 «Звуковой анализ слов» (все вместе)

- Переходим к следующему заданию. Отгадайте  загадку:

Большой, просторный, светлый дом.
Ребят хороших много в нём.
Красиво пишут и читают.
Рисуют дети и считают. (школа)

-Давайте сделаем звуковой анализ слова «школа»

 Задание № 7 «Путаница»  (все вместе )

- В предложении перепутались все слова, давайте попробуем восстановить его и поставить слова в нужной последовательности.

-Червяк склевал скворца.                                  - Песня пела соловья.

- Мохнатая гусеница съела синицу.                 - В цветке стояла ваза.

- Грибы собирали детей в корзину.                  - Пушистая мышка поймала кошку.

Задание № 8 «Прочитай по первым буквам» (индивид)

 Составьте слово по первым буквам названий  картинок и записать его. 

Задание № 9 «Поймай звук» (вместе)
— Хлопни в ладоши, когда услышишь звук С:  уши, нос, кошка, поднос, зайка, коза, собака, ёжик, …..

Физминутку «Гласные звуки»:                                                                                                                                                                           Раз, два, три, четыре, пять                                Загибают пальчики, начиная с большого.                                                    Будем гласные считать:                                    Хлопают ладошками и кулачками.                                                                         А – это АИСТ на крышу забрался,                  Стоят на одной ноге, руки на поясе.                                                                       У – это УШКИ у зайки дрожат.                       “Дрожат”  поднятыми вверх руками.                                                                                         О – это ОСЛИК в дорогу собрался,                 Поднимают руки вверх в виде буквы О.                                                             И – это ИГЛЫ торчат у ежат.                           Разводят руки в стороны, улыбаются.                                                                          Э – это ЭХО кричит нам из леса.                    Руки рупором около рта, повороты вправо, влево.                                          Ы – отдыхает… А где его место?                   На сложенные ладошки наклоняют голову.  На                                                                    вопрос -  удивляются, приподнимая плечи.                                                               Пусть отдыхает, но каждый узнает,                    Машут рукой.                                                                                                           Что слов на звук Ы никогда не бывает.              Грозят пальчиком.                                                                                                      А, У, О, И, Э, Ы –                                              Хлопают попеременно ладошками и кулачками.                                                    Это точно знаем мы,                                                                                                                                                                                                  Что гласных звуков ровно шесть,                                                                                                                                                                           Их не сложно перечесть.

Подведение итога

Вариант 1 (ничья)

- Молодцы, обе команды справились замечательно с заданиями и показали хороший результат.

Вариант 2 (победила одна команда)

- Молодцы, хорошо справились с заданиями.

Рефлексия

 - Ребята, ну вот и закончилось наша игра

-  Если у вас всё получилось, то поднимите руки вверх.                                                                                       – Кому было трудно, но интересно, закройте глаза.                                                                                       - Что было самое сложное для вас?

- Что было самое лёгкое?

- Спасибо за игру. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия о обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Дифференциация звуков П-Б"

Конспект из серии конспектов по обучению грамоте детей дошкольного возраста...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Дифференциация звуков П-Б"

Конспект из серии конспектов по обучению грамоте детей дошкольного возраста...

Конспекты занятий по обучению грамоте в подготовительной к школе группе (учебно-методический комплекс)

Данный комплекс включает в себя шестнадцать занятий по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Занятия проходят в форме путешествия по волшебной стране "Пиши-Читай". В игровой форме происх...

конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Буква Б,б. Звуко-буквенный анализ"

В  ходе Нод дети знакомятся с буквой "Б" и тем. что она обозначает звук "Б", "Бь", и имеет парный звук "П". Продолжают учиться звуко-буквенному анализу, придумывают слова на определенный звук....

Конспект занятия по обучению грамоты в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ. Тема: «Звуки А, У, И, Э, О, Ы. Лесная школа»

Конспект занятия по обучению грамоты в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ.Тема: «Звуки А, У, И, Э, О, Ы. Лесная школа»Цели:1.     Закрепить навыки раз...

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе "Школа грамоты"

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе "Школа грамоты"...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе " В гостях у королевы Грамоты"

Конспект итогового занятия по обучению грамоте разработан для подгтовительной группы. Данный материал будет полезен  воспитателям для  работы с детьми подготовительного к школе возраста по о...