КРАТКОСРОЧНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Моя семья»
проект по логопедии

Горюнова Галина Дмитриевна

КРАТКОСРОЧНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Моя семья»

Актуальность: Выбор данной темы связан с особенностями работы с детьми с РАС и их родителями.

Для детей с РАС характерно погружение в мир личностных переживаний с ослаблением или потерей контакта с действительностью, утратой интереса к реальности.

Процесс взаимодействия детей с ближним социальным окружением рассматривается, как основа формирования потребности в общении, форм и способов общения, а в дальнейшем, - игровой деятельности или её предпосылок, основ развития личности ребенка с аутизмом.

Основополагающим является формирование способов принятия, установления и поддержания контакта ребенка со взрослым и научение малыша приёмам взаимодействия со взрослыми.

Большую роль играет эмоциональный контакт с близким взрослым (матерью, отцом), который является важным звеном становления мотивационной сферы ребёнка.   

  Не все дети группы знают о своей собственной семье; кем работают их члены семьи, плохо ориентируются в родственных связях. Не знают и путают, кто кому кем приходится, кто старший в семье, кто младший. Укреплению родственных связей способствует совместный досуг и совместное творчество, результаты которого можно продемонстрировать в детском саду, поделиться опытом с другими участниками образовательного процесса и что-то взять себе на вооружение.

       Развитие личности ребёнка невозможно без семейного воспитания. Именно в семье он учится любить, радоваться, сочувствовать, именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества.

 

       Особенна эта проблема актуальна для детей с РАС.

 

     Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.

 

Проблема: Несформированность  представлений у детей с РАС о семье.

 

Основание для разработки проекта: Недостаточно  сформированы знания о семье, родственных связях внутри семьи.

 

Цель: Формирование представлений о семье.

 

Задачи: 

  1. Формировать у детей понятие «семья», воспитывать любовь и уважение к семье.
  2. Формировать умения проявлять заботу о родных людях.
  3. Формировать первоначальные представлений о родственных отношениях в семье. Закрепить представления о трудовых обязанностях членов семьи. Вызывать интерес к собственному имени.
  4. Формировать умения проявлять заботу о родных людях.
  5.  Обогащать словарь по теме «Моя семья».
  6. Способствовать совместному творческому процессу родителей и детей в процессе изучения данной темы.

Ожидаемые результаты:

На уровне ребенка с расстройствами аутистического спектра

-       Сформируются и расширятся знания о семье

На уровне педагога:

-      Педагоги группы создадут систему развивающего обучения дошкольников с расстройствами аутистического спектра в рамках проекта «Моя семья»

-  Усовершенствуют профессиональное мастерство через подготовку, организацию и проведение мероприятий проекта.

На уровне родителей:

-    Повысится педагогическая компетентность родителей по теме проекта.

-     Родители примут активное участие в проекте.

 

Участники проекта: Дети  с РАС,  родители, учитель-логопед, учитель-дефектолог, воспитатели.

Форма проведения: Игровая деятельность, беседы, выставки рисунков детей, совместная деятельность детей и родителей, консультация, родительское собрание.

Сроки реализации:   Февраль  - март

I этап   Подготовительный

Цель: Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в области детско-родительских отношений.

1.Проведение мониторинга знаний детей.

2.Изучение методической литературы по проведению педагогических проектов.

3.Формулировка основных целей и задач.

4.Определение основных мероприятий, их форм.

5.Мотивация и привлечение детей, родителей к проведению проекта.

6.Утверждение плана проекта.

II этап  Практический

Цель: Способствовать более тесному детско-родительскому контакту.

Проведение комплекса мероприятий по теме: «Моя семья»

Включает в себя:

- Работа с детьми

- Работа с родителями

 

Работа с детьми включает:

1.Просмотр презентаций, познавательных и мультипликационных фильмов: «Моя семья», «Семья и семейные ценности», «Крошка Енот», «Мама для мамонтёнка», «Гуси-лебеди»

2.Рассматривание иллюстраций, книг, фотографий о семье.

3.Беседы: «Моя семья», «Мои братья и сёстры»

4.Организованная образовательная деятельность. Художественно-эстетическое развитие. Рисование: «Красивое платье для любимой мамы», «Рубашка для папы»; Аппликация «Мой папа - защитник отечества»; Лепка «Стол на кухню»

5.Раскраски по теме проекта

6.Пальчиковые игры: «Моя семья», «Дружные пальчики», «Мамины помощники»

7. Чтение художественной литературы: Потешки: «Ладушки-ладушки», «Из-за леса из-за гор, едет дедушка Егор»; Сказки: «Волк и козлята», «Маша и медведь», «Три медведя», «Репка»

8.Настольно-печатные игры: «Разрезные картинки», «Семья», «Как помогаю маме», «Мой дом», «Наведём порядок в доме»

9.Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Пришли гости», «Дочки-матери».

Игровые упражнения: «Помоги кукле Маше навести порядок», «Оденем куклу Катю на прогулку», «Приготовим обед»

10.Подвижные игры: «Птички в гнёздышках», «Наседка и цыплята», «Карусель»

В работе с родителями:

1.Консультации: «Семья и семейные ценности», «Права ребёнка», «В семье ребёнок с РАС, учимся понимать и взаимодействовать»

2.Папка-передвижка «Что такое семья»

3.Родительское собрание «Давайте познакомимся»

4.Групповой конкурс «Герб нашей семьи»

5.Сочинение «Значение имени»

III этап Заключительный

Цель: Подведение итогов:

- Выставка поделок и рисунков «Моя семья».

- Анкетирование родителей.

Оценка результатов:

Проведенное анкетирование позволяет сделать вывод о том,  что в результате  мероприятий,  которые были проведены в ходе проекта: беседы, выставки, тематические занятия, совместная деятельность детей и родителей, мы получили  положительный результат. У детей повысились знания в вопросах касающихся семьи, роли семьи, семейных связях и ценностях, родители стали проявлять интерес,  активнее участвовать в мероприятиях проходимых в детском саду.

Литература:

  1. Е.А.Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» М. Владос -2018, С 220-245
  2. Танцюра С.Ю., Кайдан И. Н. «Формирование речи у детей с аутизмом: рекомендации для специалистов и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2022. – 64 с. (Библитека Логопеда).
  3. 100 игр для запуска речи  / Марина Решетко. – Изд. 9-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2023. – 127 с. – (Библиотека логопеда), с. 44-124
  4. «Логопедические игры и упражнения для развития речи у детей с расстройствами аутистического спекта: Пособие для логопедов и родителей / В.С. Сандрикова; Под науч. Ред. О.В. Елецкой.- М.: Редкая птица, 2020. – 80с. – ( Серия «Начинаем говорить»), с. 8-69
  5. Ригина Н.Ф., Танцюра С.Ю. «Организация работы с ребенком с аутизмом: Взаимодействие специалистов и родителей». – М.: ТЦ Сфера, 2022. – 64 с. (Библиотека Логопеда).

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon moy_proekt_moya_semya.pdf165.56 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

краткосрочный социально-познавательный творческий проект "Посылка ветерану"

Приближается 9 мая – важная дата для всей страны, День Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945гг. в целях воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма в нашей группе будет проходить...

Социально – педагогический краткосрочный образовательный проект по экологии для родителей и детей (с привлечением детей с ОВЗ) «Дружба с ЛЕСом». Алисова Ирина Вячеславовна

Проект создан с учетом ФЗ «Об образовании в РФ», Положение «Об обеспечении условий доступности для детей с ОВЗ и других маломобильных граждан», Концепция «Федерального го...

Социально – педагогический краткосрочный образовательный проект по экологии для родителей и детей (с привлечением детей с ОВЗ) «Дружба с ЛЕСом»

Проект создан с учетом ФЗ «Об образовании в РФ», Положение «Об обеспечении условий доступности для детей с ОВЗ и других маломобильных граждан», Концепция «Федерального государственного образовате...

Краткосрочный социально-творческий проект в первой младшей группе «День Победы» воспитателя группы младшего дошкольного возраста (2 - 3 лет)

Краткосрочный социально-творческий проект в первой младшей группе «День Победы»Проблема: незнание детьми праздника - День Победы.Обоснование проблемы:Недостаточное внимание родителей к пра...

Краткосрочный творческий проект "Моя семья"

В младшем дошкольном возрасте у детей только начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни. Мы не предполагали, что такая близкая лексическая тема «Семья&r...

Краткосрочный групповой проект «Моя семья" (средняя группа)

Жизненная устойчивость, к которой должен стремиться каждыйнормальный человек, есть его личное состояние, не даруемоеприродой, а достигаемое в процессе душевно-духовнойдеятельности.Важнейшее условие та...

Краткосрочный познавательный проект «День семьи, любви и верности» старшая группа

Семья в жизни человека занимает очень большое место. И если человек ничего о ней не знает, он обделен самым главным на земле - теплом и вниманием....