«Геоборд как средство формирования математических представлений и сенсорных эталонов у детей старшего дошкольного возраста в условиях комбинированной группы».
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Аптрашитова Вера Сергеевна

У детей развивается пространственная ориентация: ребенок учится определять право, лево, середину поля или середину одной из сторон, вверх, низ. Называет цвета резиночек, озвучивает, куда он будет их крепить, тем самым решаются задачи пространственных отношений. Размечает поле на отдельные участки – познает понятия частей и целого, получает представление о симметрии и т. д. Называет геометрические фигуры, из которых получилось изображение.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_geobord.docx18.35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Геоборд как средство формирования математических представлений и сенсорных эталонов у детей старшего дошкольного возраста в условиях комбинированной группы».

С каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья становится всё больше. Результаты исследований и практика свидетельствует о том, что любой человек, имеющий дефект развития может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно и быть полезным обществу. Одной из задач специалистов, работающих с детьми с ОВЗ пробуждать у детей интерес у детей через возможные виды деятельности.

Основной целью воспитания и обучения детей с ОВЗ является коррекция отклонений в развитии путем снижения зависимости ребенка от посторонней помощи, активирования его активности, адаптации к окружающей и социальной среде. Согласно взглядам Л. С. Выготского, С. Л. Рубенштейна и А. Н. Леонтьева и других выдающихся отечественных психологов, психика человека больше всего активно меняется и трансформируется в процессе деятельности.

Для этого существуют различные методы и пособия работы с детьми с ОВЗ, предлагаю вашему вниманию одно из таких пособий Геоборд, является уникальным средством развития познавательной сферы дошкольника. Данное пособие было изобретено итальянским педагогом Марией Монтессори и его возникновение относят к середине XX века. Геоборд легко можно сделать и самостоятельно, это достаточно просто и быстро. Геоборд так же называют в практике математическим планшетом, геометриком.

Геоборд представляет собой деревянную дощечку (это может быть кусок фанеры или обычная разделочная доска) с расположенными на ней цветными силовыми кнопками (мебельными клепками, гвоздиками и т. п.). Штырьки набиваются обычным молотком, через равные промежутки пространства доски. Задания могут выполняться с помощью канцелярских резинок, текстильных резинок, различных нитей и т. п.

Возможности геоборда настолько широки, что использовать его можно в развивающих играх и обучении детей с 2-3 лет, дошкольников и даже младших школьников (чем младше ребенок, тем меньшее количество кнопок в геоборде). Геоборд - это возможность формирования исследовательской деятельности для ребенка, содействие его психосенсомоторному, познавательному развитию, а также развитию творческих способностей.

У детей развивается пространственная ориентация: ребенок учится определять право, лево, середину поля или середину одной из сторон, вверх, низ. Называет цвета резиночек, озвучивает, куда он будет их крепить, тем самым решаются задачи пространственных отношений. Размечает поле на отдельные участки – познает понятия частей и целого, получает представление о симметрии и т. д. Называет геометрические фигуры, из которых получилось изображение.

Занятия с геобордом способствуют развитию речи и развитию мелкой моторики рук. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его речь и дальнейшее развитие. В современном мире это актуально как никогда: дети, погруженные в себя, в гаджеты практически перестают разговаривать правильно, четко, образно. Игры могут быть разной сложности, которые способствуют развитию памяти, внимания, умению дошкольника сосредоточиться на игровом задании. При создании узоров у детей развивается воображение, творческие способности, фантазия.

Геоборд способен успокоить самого шустрого непоседу. Ребёнок с удовольствием, часами мастерит что-то на геоборде – а значит воспитывается усидчивость и волевые качества.

Во время игр в геоборд/планшет дети учатся взаимодействовать друг с другом, общаться, договариваться. Придумывать сюжет изображения, подбирать материалы, обговаривают способ прикрепления резиночки, выбирать место на планшете, где будет располагаться изображение. Помогают друг другу успешно выполнить задания педагога.

Во время игр с Геобордом соблюдаем дидактические принципы. Планшет используем во время образовательной деятельности.

Предлагаю Вам перейти от теории к практике и приглашаю шесть участников.

1 задание. Проявите и вы, уважаемые участники свою фантазию, выложите любую фигуру.

Скажите, пожалуйста, что у вас получилось? (Ответы).

Как видите, у каждого получилась своя фигура.

Для закрепления математических представлений, вы можете предложить ребенку выложить геометрическую фигуру. Уважаемые участники, выложите, пожалуйста, на своих планшетах треугольник.

Обратите внимание, что фигура всегда получится ровная, ребенок испытает положительные эмоции. Получилось? Молодцы!

2 задание. Далее задание усложняется. Изобразите квадрат красного цвета, ромб желтого цвета, а прямоугольник зеленого цвета.

3 задание. Все вы знаете, что дети любят отгадывать загадки. В более старшем возрасте дети могут с помощью планшета изображать отгадки на загадки. Итак, загадка:

Что за звёздочки резные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь — вода в руке. (Снежинки).

Ходит город-великан

На работу в океан. (Корабль)

Просмотр изображений участников, комментарии.

4 задание. «Самая длинная змейка» (используем маленькие резиночки для волос).

Делая ход по очереди (1 ход – 1 резинка-звено, постарайтесь сделать самую длинную змейку одного цвета. Выигрывает тот, чей ход будет последним.

5 задание «Лото». (Игроку выдается карточка с каким-либо изображением, которое, никому не показывая, нужно выложить на геоборде. Остальные игроки угадывают, что же это!)

Как играть с геобордом

1. Рисуем по схеме. Заготовьте дидактические карточки с нанесенными на них точками так, как это сделано на поле геоборда. Нарисуйте на карточках изображения и попросите ребенка повторить их с помощью резинок. Можно использовать цветные линии и, соответственно, цветные резинки.

2. Рисуем по заданию. Изобразить кошку, дерево, букву или цифру на планшете – для ребенка это серьезная работа! Самым маленьким предложите прокладывать дорожки из резиночек, делать простейшие геометрические фигуры. Более сложный вариант для продвинутых «геобордистов» - рисовать по словесной инструкции или по алгоритму.

3. «Оживляем» геометрические фигуры: квадрат превращается в домик, треугольник - в вазу с цветами и. т. п.

4. Просто фантазируем! Просто невероятно, как долго может даже самый бойкий непоседа возиться с геобордом, придумывая собственные творения. На большом поле можно делать лабиринты для человечков или, к примеру, «писать» резинками свое имя.

5. Игра «Лото». Игроку выдается карточка с каким-либо изображением, которое, никому не показывая, нужно выложить на геоборде. Остальные игроки угадывают, что же это!

6. Знакомимся с понятием «система координат». Можно пронумеровать ряды и столбцы штырьков: от 1 до 5 и от А до Д. Соответственно, точки поля имеют координаты А1, Б3, Г2 и так далее.

7. Проводим слуховые диктанты. Вы задаете ребенку координаты, а он по ним создает изображение. Что получилось?

Это лишь примеры возможных заданий. Самостоятельно, вместе с детьми, можно придумать еще больше занимательных игр. Рамки нашего мастер –класса не позволяют охватить все возможности данного пособия, настолько они многообразны, но это дает простор вашей фантазии и педагогической находчивости.

Рефлексия. Я сегодня вам рассказала о том, что такое Геоборд, как им пользоваться. Надеюсь, и вы найдете применение такого многофункционального пособия в своей образовательной деятельности. Пробуйте и развивайте своих воспитанников. Удивляйтесь сами и удивляйте детей. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений"Путешествие к неизведанному" для детей старшего дошкольного возраста.

Здесь представлены материалы для занятия по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста...

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольнико...

Педагогическая поддержка формирования представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т. д.В дошкольной педаг...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста через дидактическое пособие ».

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙПРОЕКТ  «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного  возраста через дидактическое пособие »....

Опытно – экспериментальная работа по проблеме формирования сенсорных эталонов у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта средствами конструирования из природного материала

В статье раскрывается опытно-экспериментальная работа  по развитию сенсорных эталонов у детей с нарушением интеллекта, а так же способы и методики по развитию сенсорных эталонов посредством конст...