Опытно – экспериментальная работа по проблеме формирования сенсорных эталонов у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта средствами конструирования из природного материала
статья по логопедии (старшая группа)
В статье раскрывается опытно-экспериментальная работа по развитию сенсорных эталонов у детей с нарушением интеллекта, а так же способы и методики по развитию сенсорных эталонов посредством конструирования из природного материала.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Львова Алена Игоревна.,
Учитель-логопед.,
МДОБУ «Детский сад № 28 «Аленький цветочек» комбинированного вида»
Опытно – экспериментальная работа по проблеме формирования сенсорных эталонов у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта средствами конструирования из природного материала
Аннотация: В статье раскрывается опытно-экспериментальная работа по развитию сенсорных эталонов у детей с нарушением интеллекта, а так же способы и методики по развитию сенсорных эталонов посредством конструирования из природного материала.
Ключевые слова: Моторика, обучающиеся, дети с нарушением интеллекта, конструирование из природного материала, сенсомоторика.
Актуальность исследования заключается в том, что на сегодняшний момент для российского образования характерны глобальные изменения в принципах и подходах осуществления образовательной деятельности на всех ступенях образования. Не является исключением и младший школьный возраст. Кроме этого, следует учесть внедрение инклюзивного образования, обеспечивающего единое образование для всех детей, в том числе и детей с нарушением интеллекта. Обучение и развитие таких дошкольников требует особых подходов и приемов обучения. С нашей точки зрения, эффективным средством развития интеллекта и сенсорных эталонов у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта, является конструирование из природных материалов.
Объект исследования – непосредственно образовательный процесс.
Предмет использования -конструирование из природного материала как средство развития сенсорных эталонов у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Цель работы – раскрыть особенности конструирования из природного материала как средства развития сенсорных эталонов у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Решение задач по достижению данной цели позволило выявить, что сенсорное воспитание формирует предпосылки развития психических функций, необходимых для обучения детей. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического и других видов ощущений и восприятия.
Система сенсорных эталонов включает в себя различные геометрические фигуры, их цветовую гамму, природу материала, из которых они изготовлены и многое другое. Именно поэтому использование природных материалов для изготовления наглядного материала наиболее эффективно для развития сенсорных эталонов старших дошкольников .
Для подтверждения наших убеждений был осуществлен педагогический эксперимент, состоящий из трех этапов. На первом этапе была изучена научно-методическая литература по проблеме исследования. На втором этапе были подобраны диагностики для выявления уровня сформированности сенсорных эталонов, подобраны группы испытуемых в количестве 40 человек, 20 в экспериментальной (ЭГ) и 20 в контрольной (КГ) группах, а также разработана методика развития и коррекции системы сенсорных эталонов у старших дошкольников . В ходе третьего этапа в ЭГ была внедрена разработанная методика и по результатам исследования проведено контрольное испытание, доказывающее эффективность разработанной методики.
В качестве диагностик были выбраны методики: Е.А. Стребелевой, Л.А. Венгера, М.И. Земцовой, М. Монтессори:
- «Цветные таблички» на выявление умений соотносить называть и различать предметы по цвету;
- «Розовая башня» методика на выявление умение детей соотносить предметы по размеру;
- умение называть «большой» – «маленький»; - умение различать «большой» – «маленький»;
- «Геометрический комод» выявление умения узнавать геометрические фигуры (упрощенный вариант).
Проведение данных диагностик на констатирующем этапе эксперимента показало, что в обеих группах преобладает средний и низкий уровень развития системы сенсорных эталонов, что позволяет говорить о первоначальном равенстве в развитии детей в испытуемых группах, а, следовательно, и о справедливости проведенного впоследствии эксперимента и выводов о его результатах.
За основу коррекционной программы нами была взята программа Л. А. Матиевой, Э.Я. Удаловой по курсу коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». Цель коррекционно-развивающих занятий состоит в использовании специальных упражнений и заданий, учитывающих психофизические возможности каждого ученика, способствующие активизации компенсаторных механизмов, оптимизации развития младших школьников, повышения эффективности овладения ими определенными способами взаимодействия с окружающим миром и самим собой.
После внедрения данной системы коррекционных занятий получили следующие результаты, представленные в таблицах 1, и 2.
Таблица 1 – Результаты диагностик в КГ на начало и конец эксперимента
Уровни сформированности сенсорных эталонов | Констатирующий этап, % | Контрольный этап, % |
Высокий | 5 | 10 |
Средний | 35 | 40 |
Низкий | 60 | 50 |
Данные, представленные в таблице 1 позволяют говорить о том, что в ходе эксперимента проведение стандартных занятий позволило незначительно повысить эффективность сформированности сенсорных эталонов старших дошкольников .
Таблица 2 – Результаты диагностик в ЭГ на начало и конец эксперимента
Уровни сформированности сенсорных эталонов | Констатирующий этап, % | Контрольный этап, % |
Высокий | 4 | 15 |
Средний | 35 | 50 |
Низкий | 61 | 35 |
Данные, представленные в таблице 2 позволяют говорить о значительном улучшении уровня сформированности сенсорных эталонов у старших экспериментальной группы, что подтверждает эффективность разработанной методики с использованием конструирования из природных материалов.
Список литературы
1. Монтессори М. Мой метод. – М.: АСТ, 2016. - 352 с
2. Стреблева Е.А. Психолого–педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2015. – 344 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальное исследование по теме: «Формирование просодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста в условиях коррекционного детского дома».
В данной работе, представлена система логопедической работы по формированию просодической стороны речи детей дошкольников в условиях детского дома. Для проведения данной раб...

Опытно-экспериментальная деятельность как основа формирования экологических знаний у детей старшего возраста.
В данной презентация представлен материал в рамках работы "Юный эколог" (старший дошкольный возраст)...

Опытно-экспериментальная работа, направленная на формирование навыков культуры общения у старших дошкольников.
Выявление уровня сформированности культуры общения у детей старшего дошкольного возрастаДля подтверждения теоретических основ и гипотезы нами был проведен педагогический эксперимент в двух...

Роль предметного рисования в формировании сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития и воспитания детей с нарушением зрения, служит важным средством коррекции и компенсации зрительной недостаточности....
Методическая разработка. Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию сенсорных эталонов для детей раннего возраста с нарушением зрения
Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию сенсорных эталонов для детей раннего возраста с нарушением зрения. Тема "Большой, маленький"...
Опыт работы на тему: «Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста посредством дидактических игр»
Сенсорное развитие ребенка-это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в про...

Буклет - игротека дидактического материала на тему: «Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста средствами дидактических игр»
Данные игры развивают усидчивость, внимание, речь, тактильное восприятие, моторику пальцев рук, зрительное восприятие, мышление, знакомят детей с понятиями: «один &ndash...
