Детские музыкальные инструменты как средство развития слухового восприятия дошкольников.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Ирина Штельма

Современные дети, нуждающиеся в логопедической практике, избалованы сенсорными впечатлениями (просмотр мультфильмов, компьютерные  игры и т.п.), что обязывает педагогов-практиков искать новые формы материализованных опор при подготовке детей к обучению грамоте. данный материал можно использовать на индивидуальных и подгрупповых занятиях в упражнениях на формирование фонематического восприятия детские музыкальные инструменты.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Детские музыкальные инструменты как средство развития слухового восприятия дошкольников.

Фонематическое восприятие лежит в основе процесса обучения грамоте. Для овладения такими понятиями как звук, слог, предложение. Умений дифференцировать характеристики звука по твердости-мягкости, звонкости-глухости, определять наличия преграды у воздушной струи при дифференциации гласных и согласных звуков, ориентироваться в «линейности» слова, определяя его границы, необходима сформированность надлежащего уровня образного мышления. Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) отличаются сниженной познавательной активностью, замедленным темпом формирования умений и навыков, требующих использования абстрактных категорий. С целью активизации процесса усвоения такими детьми вышеуказанных умений и навыков необходимо задействовать как можно большее количество анализаторов.

При формировании фонематического восприятия в логопедической практике широко используется сочетание методик Г.А. Каше и Д.Б.Эльконина. На этапе знакомства с фонетической системой языка классики коррекционной педагогики рекомендуют применять графические схемы, фишки для обозначения звуков, слогов для доступного и осознанного усвоения понятий, умений и навыков, необходимых для формирования операций звукового и лексико-синтаксического анализа.

Современные дети, нуждающиеся в логопедической практике, избалованы сенсорными впечатлениями (просмотр мультфильмов, компьютерные игры и т.п.), что обязывает педагогов-практиков искать новые формы материализованных опор при подготовке детей к обучению грамоте. Можно использовать на индивидуальных и подгрупповых занятиях в упражнениях на формирование фонематического восприятия детские музыкальные инструменты.

Надеюсь, что такая методическая идея «натолкнет» коллег на ее развитие и обогащение.

УПРАЖНЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТАЛЛОФОНА

Металлофон- инструмент, состоящий из металлический трубок или пластинок, имеющих четко опознаваемые границы (первая пластинка, последняя пластинка). Его использование дает возможность быстро и легко познакомить ребенка с наглядной моделью слова при нахождении местоположения звука в слове.

Где живет звук?

При предварительной подготовке дети знакомятся с расположением первой и последней пластинок металлофона, а также си нахождением середины полотна (возможно употребление метки на пластинке).

Цель: определять местоположение звука в слове.

Инструкция: Дорожка из пластинок похожа на слово, в котором живут звуки. Звук в слове может жить в начале слова, тогда надо ударить по первой пластинке. А если звук живет в конце слова, по какой пластинке ударяют молоточком? Услышав звук в середине слова, найдите середину дорожки. А теперь слушайте слово и показывайте, где в нем живет звук.

Слово или слог?

Предварительная подготовка состоит в знакомстве с понятиями слог, слово, вызывании определенных ассоциаций, связанных со звучанием вышеуказанных звуковых и лексических единиц.

Цель: дифференцировать понятие слог, слово.

Инструкция: При назывании слова приведите молоточком по всей дорожке. Услышав слог, ударьте по одной пластинке. Слово будет звучать долго, а слог коротко. Слово подскажет, о чем или о ком говорится, а слог не подскажет.

Пропой слово по слогам.

Предварительная подготовка состоит в ознакомлении ребенка с понятием слог, овладении навыка «прохлопывания» слов.

Цели: 1) Закреплять понятие слог;

2) Развивать умение делить слово на слоги.

Инструкция: Разделите слово на слоги, на каждый слог ударяя молоточком.

При обучении детей дифференциации звуков по акустическим признакам звонкости – глухости уместно использовать такие шумовые инструменты, как деревянные ложки и колокольчик. Звучание колокольчика соответствует обозначению звонкого согласного, звучание деревянных ложек- глухого согласного.

Звонкий – глухой

Предварительная подготовка состоит в ознакомлении с признаками звонких и шлухих согласных и способами их определения.

Цель: дифференцировать звонкие и глухие согласные.

Инструкция: Если услышите в начале слова звонкий согласный – позвени колокольчиком, услышите глухой – постучи ложками.

А для следующих упражнений можно использовать металлофон и погремушки, музыкальный треугольник и маракас, дудочку и барабан.

Посчитаем слова

Предварительная подготовка состоит в знакомстве с понятием предложение. Упражнение направлено на обучение элементарному синтаксическому анализу.

Цель: обучать элементарному синтаксическому анализу, количеству слов в предложении.

Инструкция: на каждое слово в предложении ударяйте палочкой по треугольнику и посчитайте слова.

Гласный – согласный

Предварительная подготовка состоит в ознакомлении с понятиями гласный и согласный звук.

Беспрепятственный «полет» гласных ассоциируется с игрой на дудочке ( звук льется легко и свободно), звучание согласных – с игрой на барабане (звук встречает препятствие, палочки ударяются о барабан).

Цель: развивать умение определять наличие или отсутствие преграды у воздушной струи при дифференциации гласных и согласных звуков.

Инструкция: услышите в начале слога гласный – играйте на дудочке, согласный – на барабане.

Далее дается инструкция о положении звуков в конце слога (слова).

Измерь слово

Цели: уточнять и закреплять понятие слово; развивать речевое внимание.

Инструкция: для этого упражнения можно использовать металлофон. Услышите длинное слово – «играйте на дудочке» долго, короткое – коротко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материл из опыта работы "Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития музыкальных способностей старших дошкольников"

Материл о музыке, музыкальных инструментах, композиторах. Построенный на слушание музыки, на играх, загадках, рассказах....

Консультация для родителей «Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития музыкальных способностей детей».

Консультация для родителей о значении игры на детских музыкальных инструментах для развития творческих способностей детей....

Музыкальные занятия как средство развития слухового восприятия у детей с нарушением речи

Проблемы слухового восприятия решаются на основе регулярно проводимых занятий, коррекционной работы и диагностических обследований музыкальных способностей детей....

«ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

laquo;ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»...

План самообразования "Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития музыкальных способностей дошкольников"

В плане прописаны: цель, задачи, предполагаемые результаты, актуальность. Он разбит на три этапа работы: организационно-ознакомительный, практический, обобщающий....