Конспект логопедического занятия в старшей группе. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН. Дифференциация звуков [в], [ф]».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Насифуллина Ирина Викторовна

В конспекте занятия описаны приемы рааботы учителя-логопеда по  формированию лексико-грамматических средств языка по теме «Животные жарких стран». Также  в процессе занятия решаются задачи по  дифференциации звуков [в], [ф],  развиваются  графические умение и навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_zhivotnye_zharkih_stran._zvuki_v-f.docx18.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в старшей группе.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН. Дифференциация звуков [в], [ф]».

Цель: формирование лексико-грамматических средств языка по теме «Животные жарких стран». Научить дифференцировать звуки [в], [ф], образовывать форму творительного падежа; развивать графические умение и навыки.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные

- активизировать словарь по теме занятия;

- совершенствовать грамматический строй речи (образовать притяжательные прилагательные, образовать множественное число существительных, формы родительного падежа со словом «много»)

2. Коррекционно-развивающие

- развивать фонематические представления, зрительный гнозис, логическое мышление, внимание, память, воображение;

- развивать общую моторику, артикуляционную моторику и моторику рук;

3. Коррекционно-воспитательные

- формировать навыки сотрудничества, взаимодействия;

- воспитать доброжелательность, самостоятельность, любознательность, инициативность, эмоциональность.

Оборудование: игрушки по теме занятия, картинки витаминов, картинки с животными Африки, картинки на изучаемые звуки, звуковые полоски и символы к ней.

Предварительная работа: беседа о животных жарких стран, рассматривание иллюстраций.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Игра с мячом «Назови ласково животное»

Слон - слоник, жираф - жирафик, бегемот - бегемотик, леопард-леопардик, крокодил-крокодильчик, зебра-зеброчка, антилопа-анетилопочка, носорог-носорожек, лев-левчик, пантера-пантерочка. Как называют таких животных? Правильно животные жарких стран.

2. Сообщение темы занятия.

Логопед: Дети, сегодня мы с вами поговорим о животных жарких стран и будем различать звуки [в], [ф].

3. Артикуляционная гимнастика

Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц:

Бегемот (широко открыть рот, язык опустить на дно ротовой полости).

Бегемот разинул рот,

Булку просит бегемот.

Упражнения для языка:

Жираф жует листочки (покусывать язык попеременно правыми и левыми коренными зубами, как бы жуя).

Обезьянки качаются на лианах (рот открыт. Губы в улыбке. Язык поднимается вверх-вниз).

Сигнал опасности у обезьянок (щелкать языком, изменяя форму рта "улыбка-трубочка").

4. Дифференциация звуков [в], [ф].

Логопед дает сравнительную характеристику звуков и объясняет:

— Звук [в] — согласный, звонкий; звук [ф] — согласный, глухой.

• «Дятел — молоток».

Дети показывают картинку с изображением дятла, услышав звук [в], и молотка, услышав [ф]: ва-фа-ву-фы-фо... фара, фокус, волосы, совок, форма...

• Дети повторяют слогоряд: ва-ва-фа

фу-фо-ва ва-ву-фы

• «Закончи слово».

Логопед произносит первый слог, дети продолжают: фа — фартук, ва — ваза, фо — фокус, фу — футбол...

• «Колокольчик — барабан».

Логопед показывает пары картинок. Дети называют слова, определяют, в каком слове есть звук [в], а в каком звук [ф] и расставляют слова к «колокольчику» и «барабану»: жираф, волк, овощи, фрукты, туфли, валенки, шарф, варежки, диван, шкаф.

• «Подбери словечко».

Дети должны подобрать по смыслу слова со звуками [в], [ф]. — Мальчики на улице играют в ... футбол.

- Мама на рынке купила ... фрукты.

— Зимой, выходя на улицу, надеваем ... варежки.

— У Даши длинные ... волосы.

— В цирке мы видели интересные ... фокусы.

5. Логоритмика «У жирафов…»

Логопед: мы играли и устали, предлагаю немножко отдохнуть. Встаем в круг.

Дети встают в круг.

У жирафов – пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

У жирафов – пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

(Похлопывают себя).

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носу, на животах, коленях и носках.

(Показывают части тела).

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде,

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде,

(Пощипывают себя).

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носу, на животах, коленях и носках.

(Показывают части тела).

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде,

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

(Показывают полоски).

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носу, на животах, коленях и носках.

(Показывают части тела)

Далее дети проходят к столу

6. Графическое задание на звуки [в], [ф]

7. Пальчиковая гимнастика «Африка»

В Африке горы - вот такой вышины,

Руки тянем вверх

В Африке горы – вот такой ширины.

Руки широко разводим в стороны

Крокодилы, бегемоты,

Загибают по одному пальчику, начиная с мизинца на обеих руках

Обезьяны, кашалоты,

И зелёный попугай.

8. Отгадывание загадок о животных жарких стран.

Послушайте загадки:

Он высокий и пятнистый,

С длинной, длинной шеей.

И питается он листьями,

Ветками с деревьев.

Он огромный и усатый,
И к тому же полосатый.
Если встретишь, не до игр,
Потому что это — …

Слышите могучий топот?

Видите длиннющий хобот?

Это не волшебный сон!

Это африканский...

Я в пижаме полосатой,

Очень теплой, волосатой.

Не лошадка я, но все же

На лошадку я похожа.

Любит он среди саванны

Принимать в озерах ванны.

Только ноздри-то и видно

Над водой, снаружи.

Зверь большой, но безобидный,

Очень неуклюжий.

В Африке, далекой и обширной,

Где кругом болота, реки, ил,

Плавает зеленый и зубастый….

Очень медленно ползёт,

Долго, говорят, живёт.

Голову, втянув от страха,

Скрылась в панцирь...

Это кто здесь самый главный?

Желтый, с гривою шикарной,

Не привык скрывать свой гнев,

Царь зверей, свирепый!

Зверь я горбатый,

А нравлюсь ребятам.

Нас скакать учить не просит,
А на брюшке сумку носит,
В эту сумку, как в нору,
Деток прячет ...

Люблю дразниться и кривляться,

И на лианах кувыркаться.

8. «Хищники и травоядные»

- Ребята, а чем питаются животные жарких стран? (травой, листьями, корнями, плодами, другими животными)

- Как мы назовём этих животных? (хищные и травоядные)

- Хотите поиграть? Если я назову хищное животное – хлопните в ладоши.

Слон, тигр, зебра, лев, кенгуру, леопард, жираф, обезьяна, бегемот, крокодил, верблюд.

9. Заключительный этап.

Подведение итогов.

Логопед: о ком мы говорили на занятии? Какое задание вам понравилось больше всего? Ребята, какие звуки мы различали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе Лексическая тема «Новый год». Звуки к, кь. Автоматизация звука ш.

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе  Лексическая тема «Новый год». Звуки к, кь. Автоматизация звука ш.   Коррекционно-образовательные цели. Закрепление ...

Методическая разработка логопедического занятия в подготовительной группе по теме " Животные жарких стран"

Методическая разработка плана занятия в подготовительной группе для детей с ОНР " Животное из жарких стран"...

Конспект логопедического занятия в старшей группе лексическая тема «Овощи. Огород»

Добрый день, уважаемые коллеги. Вот и начался долгожданный учебный год. Как заинтересовать детей, удержать их внимание на протяжении всего занятия? Предлагаю вашему вниманию конспект логопедического з...

Конспект логопедического занятия в старшей группе. Лексические темы «Здравствуй, зимушка-зима!», «В гостях у сказки»

Занятие проводится в рамках совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога....

Конспект логопедического занятия в старшей группе. Лексическая тема: Мамы разные нужны, мамы всякие важны»

laquo;Улыбка мамы»  Ничего милее нетМаминой улыбки –Словно вспыхнет солнца свет,Мрак развеет зыбкий! Словно хвостиком блеснет,Золотая рыбка –Радость сердцу принесетМа...

План-конспект логопедического занятия в старшей группе по теме:«Животные жарких стран» с использованием ИКТ и элементами песочной терапии.

Цели: Коррекционно-образовательные: уточнить и активизировать названия животных жарких стран и их детенышей; обогатить экспрессивный словарь, совершенствовать грамматический строй речи (соверш...