Социально-педагогический творческий проект «В гостях у Логосказки»
проект по логопедии (подготовительная группа)

Ирина Штельма

 Взаимодействие семьи и детского сада в подготовке детей к школе (первоначальные навыки чтения и письма).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_logoskazka.docx32.33 КБ

Предварительный просмотр:

Социально-педагогический творческий проект

«В гостях у Логосказки»

Актуальность

У современных детей, благодаря информационному прогрессу, снизился интерес к живому общению, чтению книг, практически исчезла потребность к играм-драматизациям, что неизбежно приводит к отставанию в речевом, интеллектуальном и психическом развитии. Количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет. Многие родители из-за экономического неблагополучия и социальной нестабильности все меньше уделяют внимания развитию и воспитанию своих детей, а также подготовке их к школе, переложив всю ответственность на педагогов ДОУ. В связи с этими факторами возникла идея создания совместного детско-творческого проекта, участниками которого будут не только дети и педагоги , но и родители.

В основе работы по взаимодействию учителя-логопеда с родителями и педагогами лежат следующие принципы:

- информационной достаточности ) обогащение родителей, детей знаниями, конкретными приемами и методами, которые могут быть применены в процессе работы);

-взаимодействия (партнерское взаимодействие между всеми участниками проекта );

- поэтапности, системного подхода (поэтапная организация деятельности участников с реализацией на каждом этапе конкретных задач);

-деятельностного подхода (приобретение ребенком знаний и навыков при подготовке к школьному обучению осуществляется через ведущий вид деятельности - игру);

- личностно- ориентированного подхода при взаимодействии с участниками процесса;

- открытости (открытость для инициативы и творчества каждого участника);

-и гибкости, свободы выбора (деятельность участников не ограничивается заданными рамками);

- природосообразности (ориентирование на внутренний мир ребенка, создание условий для самовыражения, реализация личностных качеств, развития творческих способностей),

Цели:

Взаимодействие семьи и детского сада в подготовке детей к школе (первоначальные навыки чтения и письма).

Задачи:

  1. Повысить эффективность коррекционной работы учителя-логопеда по подготовке детей к школе через сотрудничество с родителями;
  2. Повысить заинтересованность родителей в результатах коррекционно-воспитательной работы с детьми;
  3. Активизировать педагогический потенциал родителей;
  4. Развивать психические процессы у детей: восприятие, память, мышление;
  5. Развивать фонематическое восприятие, закрепить навыки правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа;
  6. Закрепить знания о буквах, выработать навыки составления и чтения слогов, слов, профилактика дисграфии;
  7. Активизировать и обогащать словарный запас дошкольников, развивать связную речь;
  8. Развивать коммуникативные способности детей, формировать эмоциональный контакт педагогов, родителей с детьми через совместную деятельность;
  9. Развивать творческие способности у детей приемами театрализованной деятельности и сказкотерапии.

Сроки реализации проекта.

Сентябрь - февраль 2023\2024 уч.г

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап (сентябрь)

  1. Постановка целей, задач, прогнозирование результатов.
  2. Создание автором проекта наглядно-дидактического материала (конспекты логосказок, различные виды театров- буквенный, прищепочный, оборудование для показа сказок).

Организационный этап (сентябрь)

  1. Создание мотивации участников и благоприятного микроклимата.
  2. Информирование родителей, формирование интереса к совместной деятельности с детьми и педагогами по изготовлению букв для театра, участие в конкурсах «Сделай букву сам», «Сказка о букве».
  3. Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта.

Практический этап (октябрь-январь)

  1. Проведение учителем-логопедом занятий с показом логосказок о буквах и звуках.
  2. Изготовление педагогами наглядно-информационного материала для родителей.
  3. Изготовление педагогами и родителями театральной напольной ширмы, логопедического настенного панно.
  4. Изготовление детьми на занятиях и в домашних условиях букв из различных материалов (крупа, пластилин, спички и т.д.)
  5. Проведение занятий воспитателем(рисование букв-вензелей карандашами и красками, развитие творческого потенциала детей средствами пластилинографии).
  6. Организация выставки букв, сделанных детьми под руководством родителей. Конкурс на лучшую букву «Сделай букву сам».
  7. Проведение учителем – логопедом и воспитателем интегрированного занятия «День рождения буквы Р».
  8. Разыгрывание сказок (придуманных детьми и родителями) с участием изготовленных букв.
  9. Оформление детьми совместно с родителями книжек-малышек с придуманными сказками. Конкурс «Придумай сказку о букве».
  10. Проведение родительского собрания.

В повестке:

- фотоотчет о ходе проекта;

- подведение итогов, проведение анкетирования родителей;

- награждение победителей (детей и родителей) конкурсов грамотами и призами.

Обобщающий этап (февраль)

  1. Обработка анкет родителей. Соотношение целей и результатов проекта.
  2. Подготовка видео- или фотоотчета о проделанной работе.
  3. Презентация проекта (педсовет, РМО учителей-логопедов).

Участники проекта.

Учитель-логопед, воспитатели, дети, родители.

Ожидаемые результаты проекта.

  1. Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей, укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей при подготовке будущих первоклассников к обучению в школе.
  2. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросе подготовки детей к школьному обучению.
  3. Повышение коммуникативных, творческих способностей детей.
  4. Расширение , активизация словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи у детей дошкольного возраста.
  5. Закрепление детьми знаний о буквах, приобретение устойчивых навыков чтения и письма.

Целевая группа проекта.

Дети подготовительной к школе группы, родители.

Достигнутые результаты по итогам проекта, при оценке которых учитывались:

  1. Выявленное путем анкетирования мнение родителей, участвовавших в проекте.
  2. Результаты диагностики речевого уровня детей подготовительной к школе группы (сравнительный анализ на начало и середину года по разделам «Обучение грамоте», «Развитие фонематического восприятия», «Развитие лексико- грамматических категорий и связной речи»).

Обработка данных анкетирования показала:

- 44% отметили, что участие в проекте помогло их ребенку запомнить буквы, у него появился интерес к изучению алфавита, письму и чтению;

- 63% родителей отметили, что в ходе проекта они получили больше информации о работе учителя-логопеда, воспитателей по подготовке детей к школе.

- 94% родителей высказали мнение, что участие в проекте дало возможность развить творческие способности как их самих, так и ребенка, участие было интересно и взрослым и детям;

-94% родителей считают, что участие в подобных совместных с педагогами конкурсах помогает лучше узнать своего ребенка, подготовить его к школе;

-100% родителей считают такое сотрудничество с педагогами ДОУ очень полезным для себя и детей.

Обработка результатов диагностики речевого развития детей подготовительной к школе группы показала следующие данные:

- «Фонематическое восприятие»: начало года – 1,7 балла, на середину года – 2,5 балла. (дети выделяют звук на фоне слова, определяют позицию звука в слове, придумывают слова на заданный звук. Все воспитанники группы овладели навыком звукового анализа и синтеза слогов и слов);

- «Обучение грамоте»: начало года- 1,5 балла, середина года- 2,6 баллов (дети знают буквы, умеют писать слоги, слова печатными буквами овладение навыками послогового чтения, выполняют звукобуквенный анализ слогов, слов).

- «Развитие связной речи и лексико-грамматических категорий»: на наяало года- 2,1 балла, на середину года- 2,5 баллов ( у детей значительно обогатился словарный запас, грамматический строй речи; они научились пересказывать тексты, а также составлять на заданную темы рассказы и сказки).

По завершению проекта в течение следующих месяцев (март- май) работа по закреплению полученных детьми и знаний, умений и навыков продолжается.

По результатам работы можно сделать следующие выводы:

- среди родителей дошкольников повысились заинтересованность в воспитании детей, желание сотрудничать с педагогами ДОУ по подготовке детей к школе;

- значительно повысились психологическая готовность и компетентность родителей в понимании своего ребенка, видении и развитии его талантов, преодолении возможных трудностей при подготовке детей к школе;

- повысились коммуникативные, творческие способности детей;

- расширились, активизировались словарный запас и грамматический строй речи у дошкольников, уровень связной речи значительно вырос;

- дети получили и закрепили знания о букве, приобрели устойчивые навыки чтения и письма.

В ходе проекта педагогами (учителем-логопедом, воспитателями группы) проведен ряд интегрированных занятий.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Конспект интегрированного занятия

Тема: «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ БУКВЫ Р»

Задачи:

- закреплять умение давать характеристику звука, придумывать слова с данным звуком;

- закреплять понятия «звук- буква», повторить ранее изученные буквы;

- упражнять в составлении предложений с однородными членами;

- развивать связную речь с помощью творческого рассказа (сказки) по созданной коллективной картинке (коллажу);

- закреплять приемы аппликации: навыки работы с картоном и бумагой;

- развивать планирующую функцию речи при создании аппликации;

- развивать у детей творческие способности, воображение;

- воспитывать чувства коллективизма и взаимопомощи.

Оборудование:

Плоскостная бумажная буква Р, лист ватмана, цветная бумага и картон, шаблоны букв, материал для украшения букв ( бусинки, стразы и т.д), ножницы, клей, фломастеры.

Организационный момент

Логопед: Раз, два, три, четыре, пять - становитесь в круг играть!

(Дети встают вместе с логопедом в круг. Звучит лирическая музыка)

Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды и огорчения.

(Дети делают упражнение на дыхание - три раза).

А сейчас давайте пожелаем друг другу доброго утра. А поможет нам это сделать маленький мячик. Мы будем его передавать друг другу правой рукой, держа большим пальцем и мизинчиком – вот так ( Показывает детям, как правильно держать мячик). Обращаемся к друг другу по имени и желая доброго утра.

Логопед: Доброе утро, Арина.

Ребенок: Доброе утро, Ирина Александровна. и т.д

Логопед проводит с детьми мимическую гимнастику.

Ру-ру-ру!

Мы задумали игру. (задумчивое выражение лица)

Ры- ры-ры!

Ох, боимся мы жары! (испуганное выражение лица)

Ра-ра-ра!

Разве нам страшна жара? (удивляются, пожимают плечами)

Ра-ра-ра!

Улыбнемся, детвора! (веселое, улыбчивое выражение лица)

Ход занятия.

Логопед: Ребята, какой звук часто встречался в нашей игре?

Дети: звук [Р]

Логопед: вы уже знакомы с этим звуком. Дайте ему характеристику.

Дети: Звук [Р]- согласный, звонкий, твердый, бывает мягким.

Логопед: Придумайте слова, в которых встречается звук [Р].

(Дети придумывают слова на заданный звук).

Ребята, а вы умеете писать букву Р? Давайте с вами вспомним, как отличить звук от буквы.

Дети: Звук мы слышим и произносим, а букву мы видим и пишем.

Логопед: Дети, хочу вам сообщить, что у нашей любимой буквы Р сегодня день рождения! Посмотрите, какая она нарядная! (Показывает лист ватмана с нарисованной в виде человека буквой Р).

Буква Р приглашает в гости другие буквы из забавной азбуки. Вот они, вы их узнали? (Показывает картонные шаблоны букв, а дети их называют).

Я предлагаю вам всем вместе придумать сказку о том, как буквы собирались на день рождения к букве Р. Я начну рассказывать, а вы помогайте.

Пригласила однажды буква Р подруг-буковок на свой день рождения. Буквы затеяли спор, что подарить имениннице.

Буква Н кричит:

- Нужно подарить ей подарки, названия которых начинаются на звук [Н]. (Педагог предлагает детям помочь букве Н придумать такие слова).

Буква Н говорит:

- И я хочу подарить свои подарки, но со своим звуком.

Ребята, помогите и мне придумать такие слова. (Далее дети самостоятельно рассказывают о других буквах и придумывают слова-предметы, названия которых начинаются с определенных звуков)

Логопед: Ребята, как же договорится буквам? Подарки на какие звуки они вручат букве Р?

(Дети предлагают свои варианты)

Что должны буковки сделать со своим внешним видом, чтобы отправиться в гости к Р?

Дети: Нарядиться.

Логопед: Как можно нарядить буковки?

(Дети высказывают свои мнения по оформлению букв: раскрасить, приклеить блестящие стразы или бусинки и т.д.).

Дети, а вы бы хотели помочь буквам подготовиться к празднику?

(Дети отвечают согласием. Каждый ребенок выбирает себе одну букву и придумывает ей подарок, а также то, во что бы он ее хотел нарядить).

Предлагаю вам пройти к столам и приступить к работе. Вот как раз пришел ваш воспитатель. Давайте попросим нам сделать красивые наряды буквам.

Воспитатель: Я с удовольствием вам помогу, ребята!

(Далее идет беседа воспитателя с детьми, в ходе которой составляется план работы, вспоминаются правила обращения с ножницами, клеем)

План работы:

  1. Создание шаблона буквы на цветной бумаге.
  2. Приклеивание глаз и рук букве, рисование рта.
  3. Украшение буквы стразами, бусинками и т.п.
  4. Изготовление подарка для буквы Р.

Логопед: Вот и готовы ваши буквы, ребята! Теперь можно продолжать сказку. Помогайте мне рассказывать.

Вот первой пришла на день рождения к Р буква Н и сказала…

(Ребенок с буквой Н подходит к листу ватмана и говорит от имени буквы)

Ребенок: Здравствуй, буква Р, я поздравляю тебя с днем рождения и дарю тебе носочки. (Приклеивает букву и ее подарок к ватману рядом с буквой Р).

(Подобным образом все дети подходят к листу ватмана поочередно, произносят поздравления и называют подарки своих букв, которые дарят, а буква Р благодарит их)

Логопед: Ребята, наша сказка закончилась. Кто хотел бы ее пересказать ?

(По желанию дети пересказывают сказку с опорой на коллаж).

Итог занятия.

Логопед: ребята, вам понравилась сказка, которую мы с вами придумали? Как она называлась? Понравился ли вам коллаж, который мы весте с вами делали? Дома вы можете рассказать сказку еще раз своим родителям, братишкам и сестренкам. До свидания, ребята! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий проект - В гости к солнышку

Объединение опыта и знания детей для создания музыкально-театрального представления, воспитание эстетических эмоций к яркому разнообразию окружающего мира....

Творческий проект «В гостях у дедушки Корнея».

Продолжать знакомить детей с творчеством К.И.Чуковского, с его произведениями. Вызывать любовь и интерес к заучиванию его стихов. Выставка детских риссунков по произведениям К.И.Чуковского....

Социально – педагогический краткосрочный образовательный проект по экологии для родителей и детей (с привлечением детей с ОВЗ) «Дружба с ЛЕСом». Алисова Ирина Вячеславовна

Проект создан с учетом ФЗ «Об образовании в РФ», Положение «Об обеспечении условий доступности для детей с ОВЗ и других маломобильных граждан», Концепция «Федерального го...

Социально – педагогический краткосрочный образовательный проект по экологии для родителей и детей (с привлечением детей с ОВЗ) «Дружба с ЛЕСом»

Проект создан с учетом ФЗ «Об образовании в РФ», Положение «Об обеспечении условий доступности для детей с ОВЗ и других маломобильных граждан», Концепция «Федерального государственного образовате...

Проект «В гостях у сказки» Краткосрочный творческий проект «В гостях у сказки» для старшего дошкольного возраста МБДОУ д/с 12 «Солнышко» Составитель: Шестакова С.А.

Актуальность темы: Сказка - входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь.Сказка - необходимый элемент д...

Социально-педагогический творческий проект «В гостях у Логосказки»

У современных детей, «бла­годаря» информационному про­грессу, снизился интерес к живому общению, чтению книг, практически исчезла потреб­ность к играм-драматизациям, что неизбе...

Образовательный проект "В гостях у ЛОГОсказки..."

Проект разработан и осуществлён с целью объединения воспитательно - образовательной деятельности педагогов и родителей в решении задач  развития звуковой и интонационной культуры речи, фонематиче...