Социально-педагогический творческий проект «В гостях у Логосказки»
проект по логопедии (подготовительная группа)
Взаимодействие семьи и детского сада в подготовке детей к школе (первоначальные навыки чтения и письма).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Социально-педагогический творческий проект
«В гостях у Логосказки»
Актуальность
У современных детей, благодаря информационному прогрессу, снизился интерес к живому общению, чтению книг, практически исчезла потребность к играм-драматизациям, что неизбежно приводит к отставанию в речевом, интеллектуальном и психическом развитии. Количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет. Многие родители из-за экономического неблагополучия и социальной нестабильности все меньше уделяют внимания развитию и воспитанию своих детей, а также подготовке их к школе, переложив всю ответственность на педагогов ДОУ. В связи с этими факторами возникла идея создания совместного детско-творческого проекта, участниками которого будут не только дети и педагоги , но и родители.
В основе работы по взаимодействию учителя-логопеда с родителями и педагогами лежат следующие принципы:
- информационной достаточности ) обогащение родителей, детей знаниями, конкретными приемами и методами, которые могут быть применены в процессе работы);
-взаимодействия (партнерское взаимодействие между всеми участниками проекта );
- поэтапности, системного подхода (поэтапная организация деятельности участников с реализацией на каждом этапе конкретных задач);
-деятельностного подхода (приобретение ребенком знаний и навыков при подготовке к школьному обучению осуществляется через ведущий вид деятельности - игру);
- личностно- ориентированного подхода при взаимодействии с участниками процесса;
- открытости (открытость для инициативы и творчества каждого участника);
-и гибкости, свободы выбора (деятельность участников не ограничивается заданными рамками);
- природосообразности (ориентирование на внутренний мир ребенка, создание условий для самовыражения, реализация личностных качеств, развития творческих способностей),
Цели:
Взаимодействие семьи и детского сада в подготовке детей к школе (первоначальные навыки чтения и письма).
Задачи:
- Повысить эффективность коррекционной работы учителя-логопеда по подготовке детей к школе через сотрудничество с родителями;
- Повысить заинтересованность родителей в результатах коррекционно-воспитательной работы с детьми;
- Активизировать педагогический потенциал родителей;
- Развивать психические процессы у детей: восприятие, память, мышление;
- Развивать фонематическое восприятие, закрепить навыки правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа;
- Закрепить знания о буквах, выработать навыки составления и чтения слогов, слов, профилактика дисграфии;
- Активизировать и обогащать словарный запас дошкольников, развивать связную речь;
- Развивать коммуникативные способности детей, формировать эмоциональный контакт педагогов, родителей с детьми через совместную деятельность;
- Развивать творческие способности у детей приемами театрализованной деятельности и сказкотерапии.
Сроки реализации проекта.
Сентябрь - февраль 2023\2024 уч.г
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап (сентябрь)
- Постановка целей, задач, прогнозирование результатов.
- Создание автором проекта наглядно-дидактического материала (конспекты логосказок, различные виды театров- буквенный, прищепочный, оборудование для показа сказок).
Организационный этап (сентябрь)
- Создание мотивации участников и благоприятного микроклимата.
- Информирование родителей, формирование интереса к совместной деятельности с детьми и педагогами по изготовлению букв для театра, участие в конкурсах «Сделай букву сам», «Сказка о букве».
- Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта.
Практический этап (октябрь-январь)
- Проведение учителем-логопедом занятий с показом логосказок о буквах и звуках.
- Изготовление педагогами наглядно-информационного материала для родителей.
- Изготовление педагогами и родителями театральной напольной ширмы, логопедического настенного панно.
- Изготовление детьми на занятиях и в домашних условиях букв из различных материалов (крупа, пластилин, спички и т.д.)
- Проведение занятий воспитателем(рисование букв-вензелей карандашами и красками, развитие творческого потенциала детей средствами пластилинографии).
- Организация выставки букв, сделанных детьми под руководством родителей. Конкурс на лучшую букву «Сделай букву сам».
- Проведение учителем – логопедом и воспитателем интегрированного занятия «День рождения буквы Р».
- Разыгрывание сказок (придуманных детьми и родителями) с участием изготовленных букв.
- Оформление детьми совместно с родителями книжек-малышек с придуманными сказками. Конкурс «Придумай сказку о букве».
- Проведение родительского собрания.
В повестке:
- фотоотчет о ходе проекта;
- подведение итогов, проведение анкетирования родителей;
- награждение победителей (детей и родителей) конкурсов грамотами и призами.
Обобщающий этап (февраль)
- Обработка анкет родителей. Соотношение целей и результатов проекта.
- Подготовка видео- или фотоотчета о проделанной работе.
- Презентация проекта (педсовет, РМО учителей-логопедов).
Участники проекта.
Учитель-логопед, воспитатели, дети, родители.
Ожидаемые результаты проекта.
- Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей, укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей при подготовке будущих первоклассников к обучению в школе.
- Повышение педагогической компетентности родителей в вопросе подготовки детей к школьному обучению.
- Повышение коммуникативных, творческих способностей детей.
- Расширение , активизация словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи у детей дошкольного возраста.
- Закрепление детьми знаний о буквах, приобретение устойчивых навыков чтения и письма.
Целевая группа проекта.
Дети подготовительной к школе группы, родители.
Достигнутые результаты по итогам проекта, при оценке которых учитывались:
- Выявленное путем анкетирования мнение родителей, участвовавших в проекте.
- Результаты диагностики речевого уровня детей подготовительной к школе группы (сравнительный анализ на начало и середину года по разделам «Обучение грамоте», «Развитие фонематического восприятия», «Развитие лексико- грамматических категорий и связной речи»).
Обработка данных анкетирования показала:
- 44% отметили, что участие в проекте помогло их ребенку запомнить буквы, у него появился интерес к изучению алфавита, письму и чтению;
- 63% родителей отметили, что в ходе проекта они получили больше информации о работе учителя-логопеда, воспитателей по подготовке детей к школе.
- 94% родителей высказали мнение, что участие в проекте дало возможность развить творческие способности как их самих, так и ребенка, участие было интересно и взрослым и детям;
-94% родителей считают, что участие в подобных совместных с педагогами конкурсах помогает лучше узнать своего ребенка, подготовить его к школе;
-100% родителей считают такое сотрудничество с педагогами ДОУ очень полезным для себя и детей.
Обработка результатов диагностики речевого развития детей подготовительной к школе группы показала следующие данные:
- «Фонематическое восприятие»: начало года – 1,7 балла, на середину года – 2,5 балла. (дети выделяют звук на фоне слова, определяют позицию звука в слове, придумывают слова на заданный звук. Все воспитанники группы овладели навыком звукового анализа и синтеза слогов и слов);
- «Обучение грамоте»: начало года- 1,5 балла, середина года- 2,6 баллов (дети знают буквы, умеют писать слоги, слова печатными буквами овладение навыками послогового чтения, выполняют звукобуквенный анализ слогов, слов).
- «Развитие связной речи и лексико-грамматических категорий»: на наяало года- 2,1 балла, на середину года- 2,5 баллов ( у детей значительно обогатился словарный запас, грамматический строй речи; они научились пересказывать тексты, а также составлять на заданную темы рассказы и сказки).
По завершению проекта в течение следующих месяцев (март- май) работа по закреплению полученных детьми и знаний, умений и навыков продолжается.
По результатам работы можно сделать следующие выводы:
- среди родителей дошкольников повысились заинтересованность в воспитании детей, желание сотрудничать с педагогами ДОУ по подготовке детей к школе;
- значительно повысились психологическая готовность и компетентность родителей в понимании своего ребенка, видении и развитии его талантов, преодолении возможных трудностей при подготовке детей к школе;
- повысились коммуникативные, творческие способности детей;
- расширились, активизировались словарный запас и грамматический строй речи у дошкольников, уровень связной речи значительно вырос;
- дети получили и закрепили знания о букве, приобрели устойчивые навыки чтения и письма.
В ходе проекта педагогами (учителем-логопедом, воспитателями группы) проведен ряд интегрированных занятий.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Конспект интегрированного занятия
Тема: «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ БУКВЫ Р»
Задачи:
- закреплять умение давать характеристику звука, придумывать слова с данным звуком;
- закреплять понятия «звук- буква», повторить ранее изученные буквы;
- упражнять в составлении предложений с однородными членами;
- развивать связную речь с помощью творческого рассказа (сказки) по созданной коллективной картинке (коллажу);
- закреплять приемы аппликации: навыки работы с картоном и бумагой;
- развивать планирующую функцию речи при создании аппликации;
- развивать у детей творческие способности, воображение;
- воспитывать чувства коллективизма и взаимопомощи.
Оборудование:
Плоскостная бумажная буква Р, лист ватмана, цветная бумага и картон, шаблоны букв, материал для украшения букв ( бусинки, стразы и т.д), ножницы, клей, фломастеры.
Организационный момент
Логопед: Раз, два, три, четыре, пять - становитесь в круг играть!
(Дети встают вместе с логопедом в круг. Звучит лирическая музыка)
Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды и огорчения.
(Дети делают упражнение на дыхание - три раза).
А сейчас давайте пожелаем друг другу доброго утра. А поможет нам это сделать маленький мячик. Мы будем его передавать друг другу правой рукой, держа большим пальцем и мизинчиком – вот так ( Показывает детям, как правильно держать мячик). Обращаемся к друг другу по имени и желая доброго утра.
Логопед: Доброе утро, Арина.
Ребенок: Доброе утро, Ирина Александровна. и т.д
Логопед проводит с детьми мимическую гимнастику.
Ру-ру-ру!
Мы задумали игру. (задумчивое выражение лица)
Ры- ры-ры!
Ох, боимся мы жары! (испуганное выражение лица)
Ра-ра-ра!
Разве нам страшна жара? (удивляются, пожимают плечами)
Ра-ра-ра!
Улыбнемся, детвора! (веселое, улыбчивое выражение лица)
Ход занятия.
Логопед: Ребята, какой звук часто встречался в нашей игре?
Дети: звук [Р]
Логопед: вы уже знакомы с этим звуком. Дайте ему характеристику.
Дети: Звук [Р]- согласный, звонкий, твердый, бывает мягким.
Логопед: Придумайте слова, в которых встречается звук [Р].
(Дети придумывают слова на заданный звук).
Ребята, а вы умеете писать букву Р? Давайте с вами вспомним, как отличить звук от буквы.
Дети: Звук мы слышим и произносим, а букву мы видим и пишем.
Логопед: Дети, хочу вам сообщить, что у нашей любимой буквы Р сегодня день рождения! Посмотрите, какая она нарядная! (Показывает лист ватмана с нарисованной в виде человека буквой Р).
Буква Р приглашает в гости другие буквы из забавной азбуки. Вот они, вы их узнали? (Показывает картонные шаблоны букв, а дети их называют).
Я предлагаю вам всем вместе придумать сказку о том, как буквы собирались на день рождения к букве Р. Я начну рассказывать, а вы помогайте.
Пригласила однажды буква Р подруг-буковок на свой день рождения. Буквы затеяли спор, что подарить имениннице.
Буква Н кричит:
- Нужно подарить ей подарки, названия которых начинаются на звук [Н]. (Педагог предлагает детям помочь букве Н придумать такие слова).
Буква Н говорит:
- И я хочу подарить свои подарки, но со своим звуком.
Ребята, помогите и мне придумать такие слова. (Далее дети самостоятельно рассказывают о других буквах и придумывают слова-предметы, названия которых начинаются с определенных звуков)
Логопед: Ребята, как же договорится буквам? Подарки на какие звуки они вручат букве Р?
(Дети предлагают свои варианты)
Что должны буковки сделать со своим внешним видом, чтобы отправиться в гости к Р?
Дети: Нарядиться.
Логопед: Как можно нарядить буковки?
(Дети высказывают свои мнения по оформлению букв: раскрасить, приклеить блестящие стразы или бусинки и т.д.).
Дети, а вы бы хотели помочь буквам подготовиться к празднику?
(Дети отвечают согласием. Каждый ребенок выбирает себе одну букву и придумывает ей подарок, а также то, во что бы он ее хотел нарядить).
Предлагаю вам пройти к столам и приступить к работе. Вот как раз пришел ваш воспитатель. Давайте попросим нам сделать красивые наряды буквам.
Воспитатель: Я с удовольствием вам помогу, ребята!
(Далее идет беседа воспитателя с детьми, в ходе которой составляется план работы, вспоминаются правила обращения с ножницами, клеем)
План работы:
- Создание шаблона буквы на цветной бумаге.
- Приклеивание глаз и рук букве, рисование рта.
- Украшение буквы стразами, бусинками и т.п.
- Изготовление подарка для буквы Р.
Логопед: Вот и готовы ваши буквы, ребята! Теперь можно продолжать сказку. Помогайте мне рассказывать.
Вот первой пришла на день рождения к Р буква Н и сказала…
(Ребенок с буквой Н подходит к листу ватмана и говорит от имени буквы)
Ребенок: Здравствуй, буква Р, я поздравляю тебя с днем рождения и дарю тебе носочки. (Приклеивает букву и ее подарок к ватману рядом с буквой Р).
(Подобным образом все дети подходят к листу ватмана поочередно, произносят поздравления и называют подарки своих букв, которые дарят, а буква Р благодарит их)
Логопед: Ребята, наша сказка закончилась. Кто хотел бы ее пересказать ?
(По желанию дети пересказывают сказку с опорой на коллаж).
Итог занятия.
Логопед: ребята, вам понравилась сказка, которую мы с вами придумали? Как она называлась? Понравился ли вам коллаж, который мы весте с вами делали? Дома вы можете рассказать сказку еще раз своим родителям, братишкам и сестренкам. До свидания, ребята! До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий проект - В гости к солнышку
Объединение опыта и знания детей для создания музыкально-театрального представления, воспитание эстетических эмоций к яркому разнообразию окружающего мира....

Творческий проект «В гостях у дедушки Корнея».
Продолжать знакомить детей с творчеством К.И.Чуковского, с его произведениями. Вызывать любовь и интерес к заучиванию его стихов. Выставка детских риссунков по произведениям К.И.Чуковского....

Социально – педагогический краткосрочный образовательный проект по экологии для родителей и детей (с привлечением детей с ОВЗ) «Дружба с ЛЕСом». Алисова Ирина Вячеславовна
Проект создан с учетом ФЗ «Об образовании в РФ», Положение «Об обеспечении условий доступности для детей с ОВЗ и других маломобильных граждан», Концепция «Федерального го...

Социально – педагогический краткосрочный образовательный проект по экологии для родителей и детей (с привлечением детей с ОВЗ) «Дружба с ЛЕСом»
Проект создан с учетом ФЗ «Об образовании в РФ», Положение «Об обеспечении условий доступности для детей с ОВЗ и других маломобильных граждан», Концепция «Федерального государственного образовате...

Проект «В гостях у сказки» Краткосрочный творческий проект «В гостях у сказки» для старшего дошкольного возраста МБДОУ д/с 12 «Солнышко» Составитель: Шестакова С.А.
Актуальность темы: Сказка - входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь.Сказка - необходимый элемент д...
Социально-педагогический творческий проект «В гостях у Логосказки»
У современных детей, «благодаря» информационному прогрессу, снизился интерес к живому общению, чтению книг, практически исчезла потребность к играм-драматизациям, что неизбе...

Образовательный проект "В гостях у ЛОГОсказки..."
Проект разработан и осуществлён с целью объединения воспитательно - образовательной деятельности педагогов и родителей в решении задач развития звуковой и интонационной культуры речи, фонематиче...
