Социально – педагогический краткосрочный образовательный проект по экологии для родителей и детей (с привлечением детей с ОВЗ) «Дружба с ЛЕСом»
проект (старшая группа) по теме

Салько Елена Николаевна

Проект создан с учетом ФЗ «Об образовании в РФ», Положение «Об обеспечении условий доступности для детей с ОВЗ и других маломобильных граждан», Концепция «Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»,   позволяют решить, как интегрированные задачи из образовательных областей, представленных в основной образовательной программе, так и задачи специфичные, связанные с изучением природы родного края, а также с учётом распоряжения от 2 июня 2016 г. № 1082-р Москва во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 5 января 2016 г. № 7 "О проведении в Российской Федерации Года экологии" (Утвердить прилагаемый план основных мероприятий по проведению в 2017 году в Российской Федерации Года экологии (далее - план).

Содержание проекта включает в себя мероприятия направленные на  сотрудничество  педагога, детей, родителей воспитанников и узких специалистов. Данное взаимодействие направлено на создание образовательного пространства, в котором участники и инициаторы деятельности и творчества, смогут проявить свою социальную активность в решении и обращении внимания общественности на актуальные  задачи по экологическому воспитанию.

Работа с природным материалом включает  в себя возможности сближения ребёнка с природой родного края, воспитания бережного отношения к ней, формирование трудовых навыков, решения задач экологического воспитания, способствует развитию психических процессов, эмоционально – волевой сферы, а также коррекции мелкой моторики.

Проект реализован в сентябре 2016 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc183 КБ

Предварительный просмотр:

Социально – педагогический краткосрочный образовательный проект по экологии для родителей и детей (с привлечением детей с ОВЗ)

«Дружба с ЛЕСом»

Разработчик:

Салько Елена Николаена

2016


Содержание

1.Информационная карта проекта        3

2.        Аннотация проекта        3

3.Проблемно-ориентированный анализ.        4

4.        Краткое описание имеющегося опыта        5

5. Цель и задачи        5

6.        Ожидаемые результаты        6

7. Критерии оценки результатов.        6

8. Этапы реализации проекта        7

9. Приложение ………………………………………………………………....14


1.Информационная карта проекта

Тема

«Дружба с ЛЕСом»

Тип

социально-педагогический, краткосрочный по экологии (далее проект)

Заказчик

Станция юных натуралистов

Разработчик, организатор и руководитель проекта

Салько Елена Николаевна

Исполнители

Рабочая группа

Субъекты проекта

Дети средней группы, воспитатели, узкие специалисты, родители воспитанников, дети с ВОЗ

База реализации

МБДОУ ДС № 15

Срок реализации

Сентябрь, 2016

  1. Аннотация проекта

Проект создан с учетом ФЗ «Об образовании в РФ», Положение «Об обеспечении условий доступности для детей с ОВЗ и других маломобильных граждан», Концепция «Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»,   позволяют решить, как интегрированные задачи из образовательных областей, представленных в основной образовательной программе, так и задачи специфичные, связанные с изучением природы родного края, а также с учётом распоряжения от 2 июня 2016 г. № 1082-р Москва во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 5 января 2016 г. № 7 "О проведении в Российской Федерации Года экологии" (Утвердить прилагаемый план основных мероприятий по проведению в 2017 году в Российской Федерации Года экологии (далее - план).

Содержание проекта включает в себя мероприятия направленные на  сотрудничество  педагога, детей, родителей воспитанников и узких специалистов. Данное взаимодействие направлено на создание образовательного пространства, в котором участники и инициаторы деятельности и творчества, смогут проявить свою социальную активность в решении и обращении внимания общественности на актуальные  задачи по экологическому воспитанию.

Работа с природным материалом включает  в себя возможности сближения ребёнка с природой родного края, воспитания бережного отношения к ней, формирование трудовых навыков, решения задач экологического воспитания, способствует развитию психических процессов, эмоционально – волевой сферы, а также коррекции мелкой моторики.

Проект реализован в сентябре 2016 года.

Актуальность проекта.  

В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребёнка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети всё больше и дальше отдаляются от природы, забывая её красоту и ценность. Работа с природным материалом помогает развивать воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природного материала, ребёнок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде. Конструирование из природного материала вводит детей в удивительный мир живой природы, как бы со стороны помогает проникнуть в её внутренний, зачастую скрытый от рационального современного человека мир. Это вооружает их: будущий взрослый человек, увидевший в еловой шишке забавного гномика, в сухом сучке зверька или птичку, захочет перенести в свою повседневную жизнь.

Любая работа с природным материалом: поделки из шишек, орехов или листьев – не только увлекательна, но и познавательна. Природа даёт возможность ребёнку развивать собственные творческие способности, он приобщается к эстетическому восприятию.

Данный проект разработан для педагогов, детей с ОВЗ среднего дошкольного возраста и их родителей. Проект включает в себя ряд мероприятий, направленных на познавательное, художественно - эстетическое, коммуникативное  развитие личности ребёнка с ОВЗ среднего дошкольного возраста, а также на вовлечение родителей воспитанников в совместную образовательную деятельность.

3.Проблемно-ориентированный анализ.

Опрос среди ДОУ для детей с ОВЗ пришла к выводу, что в воспитательной системе дошкольного образования  западает экологическое воспитание непосредственно в новых интересных формах: блицопрос, проблемные ситуации, проведение опытов, практическую работу и поисковую деятельность, игровые приёмы, природоохранные акции.

        О важности приобщения ребенка к природе родного края, где он живет, написано много, поскольку обращение к экологии родного края, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. И делать это следует с дошкольного детства.

Детство - ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях желание не только сохранить богатство, наследие родного края, но и приумножить его.

Проведя анкетирование среди родителей ДОУ для детей с ОВЗ, выявили, что в воспитательной работе образовательного учреждения недостаточное внимание уделяется экологическому воспитанию детей с ОВЗ.

Как показывает опыт работы ДОУ для детей с ОВЗ организация совместной продуктивной  деятельности педагога с детьми и их родителями решает множество воспитательно-образовательных задач, закладывает основы творчества дошкольников. Способствует формированию речевых навыков, влияет на развитие познавательной сферы, а также формирует социально – коммуникативное развитие личности ребёнка, способствует социальной адаптации детей с ОВЗ.

  1. Краткое описание имеющегося опыта

ДОУ  для детей с ОВЗ имеет достаточный опыт и, как отмечено ранее, кадровые, информационно-образовательные, средовые и прочие ресурсы для решения данной проблемы. Также, имеется опыт организации и проведения мероприятий и разработки проектов по экологии «Зимующие птицы – пернатые друзья», «Природа моего родного края», подписаны договоры о сетевом сотрудничестве с образовательными организациями «Станция юных натуралистов» и «Ровесник», решающие задачи экологического воспитания подрастающего поколения.

ДОУ для детей с ОВЗ является организатором муниципальных  культурно-массовых, спортивных, краеведческих мероприятий для жителей города.

ДОУ для детей с ОВЗ имеет педагогический, информационный, образовательный и другие ресурсы для решения поставленных проблем.

Установлены социально – партнёрские отношения с родителями в сфере СМИ и экологической деятельности.

  1. Цель и задачи

Цель проекта: Социализация детей с ОВЗ посредством включения в активные виды деятельности  в процессе экологического воспитания.

Задачи проекта:

  1. Включить участников проекта в социально-ориентированные и исследовательские виды деятельности направленные на решение экологических задач.
  2. Формировать у участников экологического проекта нравственные качества и чувства:

- уважения к лесам Краснодарской полосы;

- художественный вкус и любовь к прекрасному;

- основы экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.

  1.  Публичное признание и поощрение значительного личного вклада участников экологического проекта в проводимых творческих и природоохранных мероприятиях.
  2.  Способствовать обмену информацией, опытом участников и руководителей экологического проекта, общению и самосовершенствованию.
  3. Создать условия для социальной адаптации детей с ОВЗ;
  4. Поддержать и установить социально – партнёрские отношения с родителями воспитанников детей с ОВЗ.

6.        Ожидаемые результаты

  1. Дети с ОВЗ овладеют элементарными приёмами работы посредством природного материала;
  2. Повышение уровня знаний по экологии детей с ОВЗ;

Создание CD-диска (по теме экологического воспитания «Дружба с ЛЕСом»), публикация, информационно-методической базы и публикация материалов по экологии в газете, на сайте «Станции юных натуралистов» г. Краснодар создание сборника рассказов детей о природе Краснодарского края с фотографиями работ; методических рекомендаций.

  1. Пополнение ученического портфолио, портфолио педагогических работников и прочих участников сетевого взаимодействия;
  2. Повышение имиджа ДОУ за счёт включения родителей, детей, педагогов  в совместную образовательную деятельность.

7. Критерии оценки результатов.

Количественно-качественная оценка результатов проходит по следующим показателям:

 Качественная оценка:

Удовлетворенность участников сетевого взаимодействия используемыми формами работы

Не менее 85%

Удовлетворенность системой сетевого взаимодействия и работой Сетевого Центра

Не менее 85%

Количественная оценка:

Количество разработанных мероприятий по краеведению

Не менее 4 в год

Количество публикаций и методических материалов по краеведению.

Не менее 1 в год

Количество участников мероприятий по краеведению в условиях сетевого взаимодействия муниципального, краевого уровня

Не менее 20 ч/г

Увеличение количества педагогов (в том числе сетевых партнеров), владеющих современными формами организации работы по краеведению

Не менее 20%

Положительные отзывы на мероприятия по краеведению в условиях сетевого взаимодействия муниципального, краевого уровня.

Не менее 5 в год

8. Этапы реализации проекта

  1. Подготовительный этап

– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;– подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.);

- определение рабочей группы, реализующей проект;

– подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, тематические альбомы; организация развивающей среды в группе;

- Разработка Положений, поиск сетевых партнеров, подписание договоров и прочие организационно-нормативные действия.

- Анкетирование родителей;

-Взаимодействие с родителями на дискуссионной площадке: «Экология и дети» по вопросам экологического воспитания детей с ОВЗ в ДОУ;

- Организация творческих мастерских для родителей «Умелые руки не знают скуки» с целью знакомства с приёмами работы с природным материалом;

  1. Основной этап

- Проведение мероприятий согласно плана проекта, ориентирующих на актуальные экологические проблемы (проведение НОД, СОД с родителями, литературного вечера по темам: «Краснодарский лес полон сказок и чудес», «Загадочные места Краснодара», смотр-конкурс «Музеи Краснодарского леса» и др.);

- Создание Творческой Галереи в ДОУ и на муниципальном уровне («Станция юных натуралистов»),  публикация в средствах СМИ;

- Организация и проведение мероприятия в форме мастерской «Лесная чудесница»;

  1. Заключительный этап

Подведение итогов через:

- Проведение детско-родительской презентации «Краснодарский лесной зверёк» (показ готовых продуктов, изготовленных совместно с детьми и  родителями);

- Анализ результатов педагогической диагностики по формированию интегративного качества любознательный, активный.

- Обобщение итогов и оформление отчетной документации, информационно-методической базы по результатам проекта.


  1. Перспективный план на сентябрь 2017 учебный год.

Дата

Тема

Содержание занятия

Участники

Ответственные

Пон.

«Видео – письмо от старших друзей»

Игровая технология Су – Джок терапия с шишками

Просмотр видео – презентации «Путешествие по Краснодару»;

Магнитная доска, карта – маршрут, письмо, наглядно- дидактическое пособие «Расскажите детям о лесных жителях»;фотографии «Краснодарского леса», музыкальное сопровождение «Голоса леса», листы и бумаги на каждого ребёнка, «Лесные правила».

Ручной массаж кистей и пальцев рук, массаж стоп; игровой  самомассаж еловыми шишками с элементами пальчиковой гимнастики; катание шишки по телу;

Дети с ОВЗ средней группы, воспитатель

Методист, воспитатель, муз.работник,  логопед.

вторник

Квест-игра «Следопыты:  «Найди лесной подарок»

 Ориентация детей по групповому помещению, опираясь на условные знаки. Нахождение детьми «Даров леса» (природный лесной материал) как и было задумано вначале.

Дети с ОВЗ средней и подготовительной группы; воспитатель

Воспитатель.

Игры с шишками «Умелые ручки» (по технологии Су - Джок терапии);

Планирование предстоящей деятельности каждого ребёнка с ОВЗ используя методику «Лестницы успеха» (вариант 2)

Ручной массаж кистей и пальцев рук, массаж стоп; игровой  самомассаж еловыми шишками с элементами пальчиковой гимнастики; катание шишки по телу;

Определение проблемы, цели, способов решения, выбор помощников (привлечение взрослых), предполагаемый результат; оценка самого себя.

Дети средней группы с ЗПР, логопед

Дети средней группы с ЗПР, воспитатель

Логопед

Воспитатель

среда

Работа в творческой мастерской «Лесная Чудесница» (с привлечением родителей)

  1. Определение выбора поделки; игровое проектирование деятельности; 2. Родители берут на себя роль «мастеров».

Дети, воспитатель

Родители, муз. Рук, воспитатель, методист

четверг

Литературный вечер

«Краснодарский лесной зверёк»

Презентация готовой продукции (поделки) через сказку, придуманную детьми вместе с родителями. Запись на диктофон сказок «Дружба с ЛЕСом». Создание коллективной книги.

Дети, родители, воспитатель

Воспитатель, логопед

пятница

 «Карта леса»

Создание коллажа с применением разнообразных  способов и приёмов работы.

Дети, воспитатель

Воспитатель

понедельник

 «Музей леса»

 

 На базе группы, ДОУ (трансляция опыта среди детей с ОВЗ младшего возраста),  «Станции юных натуралистов»

Воспитатель, родители

Воспитатель

вторник

 «Экологическая сказка», «Лесной мастер»

Награждение, вручение сертификатов детям с ОВЗ и родителям по номинациям.

Дети с ОВЗ, родители, педагоги

воспитатель


10. Устойчивость проекта

- Жизнеспособность данного проекта подтверждается результатами анализа, направленного на изучение состояния проектного взаимодействия в условиях муниципалитета, по результатам которого была подтверждена актуальность проектного взаимодействия по экологическому воспитанию..

- реальность проекта подтверждается реальными сроками реализации и имеющимися возможностями для достижения положительных результатов.

- перспективность проекта подтверждается его ориентацией на будущее, так как он обеспечивает возможность его воспроизведения в других образовательных организациях.

11. Распространение результатов

Распространение педагогического опыта будет осуществляться, как в период реализации проекта, так и на этапе подведения итогов посредством:

- публикации  материалов в СМИ.

- информация на сайтах сетевых партнеров «Станция юных натуралистов».

- в методических пособиях и рекомендациях.

- мероприятия для педагогов города на сайте Информационно – методического центра.

- отчеты на итоговом педагогическом совете и родительском собрании.


Приложение 1

Техника «Лестница успеха»

Для ребёнка очень важно положительное оценивание его деятельности, а также, позитивный финал.  Ситуацию успеха можно создать с помощью «Лестницы успеха» (Н.М. Крылова).

Описание методики (вариант 1): после каждой деятельности ребёнок поднимается на 1 ступеньку вверх по лестнице (если он хорошо работал, отвечал, не мешал товарищам).  Когда ребёнок дошёл до последней ступеньки, то на ней рисуется звёздочка.  По окончанию проекта считается количество звёзд и выявляется победитель.

Вариант 2:

Педагог вместе с детьми подходят к «Лесенке успеха», обсуждают, анализируют деятельность, каждый ребёнок должен озвучить свой результат, построить предложение. Например: какая проблема перед ним стоит (нет лесного зверя), какую цель перед собой поставит (смастерить лису, медведя, волка, белку и т.д.), какими способами и материалами при этом будет пользоваться (шишки, семечки, веточки, камушки, пластилин, клей, ножницы и т.д), кто из взрослых сможет  помочь (родители, педагоги..), какой результат получится и как ребёнок оценит свою работу( какие трудности возникли, всё ли получилось, как и было запланировано вначале деятельности). Каждый этап прорисовывается в виде «Лестницы Успеха».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование педагогических технологий в проекте развития социально-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста "Уроки Доброты"

Дошкольное детство – это важный период в жизни ребёнка, когда формируются ощущения  собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающе...

Социально – педагогический краткосрочный образовательный проект по экологии для родителей и детей (с привлечением детей с ОВЗ) «Дружба с ЛЕСом». Алисова Ирина Вячеславовна

Проект создан с учетом ФЗ «Об образовании в РФ», Положение «Об обеспечении условий доступности для детей с ОВЗ и других маломобильных граждан», Концепция «Федерального го...

Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята - дошколята» (долгосрочный проект для детей дошкольного возраст 2-3лет)

План работы организации «Эколята – дошколята» на 2019-2020 уч.гпервой младшей группы «Ладушки»Взаимодействие с родителямиВсероссийская акция«Россия – тер...

Социально-педагогический краткосрочный проект «Изучаем правила дорожного движения» для детей старшей группы

Жизнь и здоровье человека является наивысшей ценностью. Наше государство берет на себя ответственность за защиту, охрану и обеспечение безопасности жизнедеятельности человека. Одной из составляющих об...

СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ, ДЕТЕЙ ИНВАЛИДОВ.

Аннотация: в статье раскрываются современные подходы работы дошкольного отделения в вопросах партнерского взаимодействия педагогов и родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоров...

Совместный социальный педагогический проект «Мы - вместе! Формы работы с родителями по ПДД в современных условиях»

Участники проекта: дети; родители; педагоги МДОУТип проекта: познавательныйСроки реализации проекта: долгосрочный, 2 года (2019-2020 г.г.)Вид проекта: инновационный.Проблема. Низкая компетен...