Социально – педагогический краткосрочный образовательный проект по экологии для родителей и детей (с привлечением детей с ОВЗ) «Дружба с ЛЕСом»
проект (старшая группа) по теме
Проект создан с учетом ФЗ «Об образовании в РФ», Положение «Об обеспечении условий доступности для детей с ОВЗ и других маломобильных граждан», Концепция «Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», позволяют решить, как интегрированные задачи из образовательных областей, представленных в основной образовательной программе, так и задачи специфичные, связанные с изучением природы родного края, а также с учётом распоряжения от 2 июня 2016 г. № 1082-р Москва во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 5 января 2016 г. № 7 "О проведении в Российской Федерации Года экологии" (Утвердить прилагаемый план основных мероприятий по проведению в 2017 году в Российской Федерации Года экологии (далее - план).
Содержание проекта включает в себя мероприятия направленные на сотрудничество педагога, детей, родителей воспитанников и узких специалистов. Данное взаимодействие направлено на создание образовательного пространства, в котором участники и инициаторы деятельности и творчества, смогут проявить свою социальную активность в решении и обращении внимания общественности на актуальные задачи по экологическому воспитанию.
Работа с природным материалом включает в себя возможности сближения ребёнка с природой родного края, воспитания бережного отношения к ней, формирование трудовых навыков, решения задач экологического воспитания, способствует развитию психических процессов, эмоционально – волевой сферы, а также коррекции мелкой моторики.
Проект реализован в сентябре 2016 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 183 КБ |
Предварительный просмотр:
Социально – педагогический краткосрочный образовательный проект по экологии для родителей и детей (с привлечением детей с ОВЗ)
«Дружба с ЛЕСом»
Разработчик:
Салько Елена Николаена
2016
Содержание
1.Информационная карта проекта 3
3.Проблемно-ориентированный анализ. 4
4. Краткое описание имеющегося опыта 5
7. Критерии оценки результатов. 6
9. Приложение ………………………………………………………………....14
1.Информационная карта проекта
Тема | «Дружба с ЛЕСом» |
Тип | социально-педагогический, краткосрочный по экологии (далее проект) |
Заказчик | Станция юных натуралистов |
Разработчик, организатор и руководитель проекта | Салько Елена Николаевна |
Исполнители | Рабочая группа |
Субъекты проекта | Дети средней группы, воспитатели, узкие специалисты, родители воспитанников, дети с ВОЗ |
База реализации | МБДОУ ДС № 15 |
Срок реализации | Сентябрь, 2016 |
- Аннотация проекта
Проект создан с учетом ФЗ «Об образовании в РФ», Положение «Об обеспечении условий доступности для детей с ОВЗ и других маломобильных граждан», Концепция «Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», позволяют решить, как интегрированные задачи из образовательных областей, представленных в основной образовательной программе, так и задачи специфичные, связанные с изучением природы родного края, а также с учётом распоряжения от 2 июня 2016 г. № 1082-р Москва во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 5 января 2016 г. № 7 "О проведении в Российской Федерации Года экологии" (Утвердить прилагаемый план основных мероприятий по проведению в 2017 году в Российской Федерации Года экологии (далее - план).
Содержание проекта включает в себя мероприятия направленные на сотрудничество педагога, детей, родителей воспитанников и узких специалистов. Данное взаимодействие направлено на создание образовательного пространства, в котором участники и инициаторы деятельности и творчества, смогут проявить свою социальную активность в решении и обращении внимания общественности на актуальные задачи по экологическому воспитанию.
Работа с природным материалом включает в себя возможности сближения ребёнка с природой родного края, воспитания бережного отношения к ней, формирование трудовых навыков, решения задач экологического воспитания, способствует развитию психических процессов, эмоционально – волевой сферы, а также коррекции мелкой моторики.
Проект реализован в сентябре 2016 года.
Актуальность проекта.
В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребёнка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети всё больше и дальше отдаляются от природы, забывая её красоту и ценность. Работа с природным материалом помогает развивать воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природного материала, ребёнок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде. Конструирование из природного материала вводит детей в удивительный мир живой природы, как бы со стороны помогает проникнуть в её внутренний, зачастую скрытый от рационального современного человека мир. Это вооружает их: будущий взрослый человек, увидевший в еловой шишке забавного гномика, в сухом сучке зверька или птичку, захочет перенести в свою повседневную жизнь.
Любая работа с природным материалом: поделки из шишек, орехов или листьев – не только увлекательна, но и познавательна. Природа даёт возможность ребёнку развивать собственные творческие способности, он приобщается к эстетическому восприятию.
Данный проект разработан для педагогов, детей с ОВЗ среднего дошкольного возраста и их родителей. Проект включает в себя ряд мероприятий, направленных на познавательное, художественно - эстетическое, коммуникативное развитие личности ребёнка с ОВЗ среднего дошкольного возраста, а также на вовлечение родителей воспитанников в совместную образовательную деятельность.
3.Проблемно-ориентированный анализ.
Опрос среди ДОУ для детей с ОВЗ пришла к выводу, что в воспитательной системе дошкольного образования западает экологическое воспитание непосредственно в новых интересных формах: блицопрос, проблемные ситуации, проведение опытов, практическую работу и поисковую деятельность, игровые приёмы, природоохранные акции.
О важности приобщения ребенка к природе родного края, где он живет, написано много, поскольку обращение к экологии родного края, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. И делать это следует с дошкольного детства.
Детство - ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях желание не только сохранить богатство, наследие родного края, но и приумножить его.
Проведя анкетирование среди родителей ДОУ для детей с ОВЗ, выявили, что в воспитательной работе образовательного учреждения недостаточное внимание уделяется экологическому воспитанию детей с ОВЗ.
Как показывает опыт работы ДОУ для детей с ОВЗ организация совместной продуктивной деятельности педагога с детьми и их родителями решает множество воспитательно-образовательных задач, закладывает основы творчества дошкольников. Способствует формированию речевых навыков, влияет на развитие познавательной сферы, а также формирует социально – коммуникативное развитие личности ребёнка, способствует социальной адаптации детей с ОВЗ.
- Краткое описание имеющегося опыта
ДОУ для детей с ОВЗ имеет достаточный опыт и, как отмечено ранее, кадровые, информационно-образовательные, средовые и прочие ресурсы для решения данной проблемы. Также, имеется опыт организации и проведения мероприятий и разработки проектов по экологии «Зимующие птицы – пернатые друзья», «Природа моего родного края», подписаны договоры о сетевом сотрудничестве с образовательными организациями «Станция юных натуралистов» и «Ровесник», решающие задачи экологического воспитания подрастающего поколения.
ДОУ для детей с ОВЗ является организатором муниципальных культурно-массовых, спортивных, краеведческих мероприятий для жителей города.
ДОУ для детей с ОВЗ имеет педагогический, информационный, образовательный и другие ресурсы для решения поставленных проблем.
Установлены социально – партнёрские отношения с родителями в сфере СМИ и экологической деятельности.
- Цель и задачи
Цель проекта: Социализация детей с ОВЗ посредством включения в активные виды деятельности в процессе экологического воспитания.
Задачи проекта:
- Включить участников проекта в социально-ориентированные и исследовательские виды деятельности направленные на решение экологических задач.
- Формировать у участников экологического проекта нравственные качества и чувства:
- уважения к лесам Краснодарской полосы;
- художественный вкус и любовь к прекрасному;
- основы экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
- Публичное признание и поощрение значительного личного вклада участников экологического проекта в проводимых творческих и природоохранных мероприятиях.
- Способствовать обмену информацией, опытом участников и руководителей экологического проекта, общению и самосовершенствованию.
- Создать условия для социальной адаптации детей с ОВЗ;
- Поддержать и установить социально – партнёрские отношения с родителями воспитанников детей с ОВЗ.
6. Ожидаемые результаты
- Дети с ОВЗ овладеют элементарными приёмами работы посредством природного материала;
- Повышение уровня знаний по экологии детей с ОВЗ;
Создание CD-диска (по теме экологического воспитания «Дружба с ЛЕСом»), публикация, информационно-методической базы и публикация материалов по экологии в газете, на сайте «Станции юных натуралистов» г. Краснодар создание сборника рассказов детей о природе Краснодарского края с фотографиями работ; методических рекомендаций.
- Пополнение ученического портфолио, портфолио педагогических работников и прочих участников сетевого взаимодействия;
- Повышение имиджа ДОУ за счёт включения родителей, детей, педагогов в совместную образовательную деятельность.
7. Критерии оценки результатов.
Количественно-качественная оценка результатов проходит по следующим показателям:
Качественная оценка:
Удовлетворенность участников сетевого взаимодействия используемыми формами работы | Не менее 85% |
Удовлетворенность системой сетевого взаимодействия и работой Сетевого Центра | Не менее 85% |
Количественная оценка:
Количество разработанных мероприятий по краеведению | Не менее 4 в год |
Количество публикаций и методических материалов по краеведению. | Не менее 1 в год |
Количество участников мероприятий по краеведению в условиях сетевого взаимодействия муниципального, краевого уровня | Не менее 20 ч/г |
Увеличение количества педагогов (в том числе сетевых партнеров), владеющих современными формами организации работы по краеведению | Не менее 20% |
Положительные отзывы на мероприятия по краеведению в условиях сетевого взаимодействия муниципального, краевого уровня. | Не менее 5 в год |
8. Этапы реализации проекта
- Подготовительный этап
– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;– подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.);
- определение рабочей группы, реализующей проект;
– подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, тематические альбомы; организация развивающей среды в группе;
- Разработка Положений, поиск сетевых партнеров, подписание договоров и прочие организационно-нормативные действия.
- Анкетирование родителей;
-Взаимодействие с родителями на дискуссионной площадке: «Экология и дети» по вопросам экологического воспитания детей с ОВЗ в ДОУ;
- Организация творческих мастерских для родителей «Умелые руки не знают скуки» с целью знакомства с приёмами работы с природным материалом;
- Основной этап
- Проведение мероприятий согласно плана проекта, ориентирующих на актуальные экологические проблемы (проведение НОД, СОД с родителями, литературного вечера по темам: «Краснодарский лес полон сказок и чудес», «Загадочные места Краснодара», смотр-конкурс «Музеи Краснодарского леса» и др.);
- Создание Творческой Галереи в ДОУ и на муниципальном уровне («Станция юных натуралистов»), публикация в средствах СМИ;
- Организация и проведение мероприятия в форме мастерской «Лесная чудесница»;
- Заключительный этап
Подведение итогов через:
- Проведение детско-родительской презентации «Краснодарский лесной зверёк» (показ готовых продуктов, изготовленных совместно с детьми и родителями);
- Анализ результатов педагогической диагностики по формированию интегративного качества любознательный, активный.
- Обобщение итогов и оформление отчетной документации, информационно-методической базы по результатам проекта.
- Перспективный план на сентябрь 2017 учебный год.
Дата | Тема | Содержание занятия | Участники | Ответственные |
Пон. | «Видео – письмо от старших друзей» Игровая технология Су – Джок терапия с шишками | Просмотр видео – презентации «Путешествие по Краснодару»; Магнитная доска, карта – маршрут, письмо, наглядно- дидактическое пособие «Расскажите детям о лесных жителях»;фотографии «Краснодарского леса», музыкальное сопровождение «Голоса леса», листы и бумаги на каждого ребёнка, «Лесные правила». Ручной массаж кистей и пальцев рук, массаж стоп; игровой самомассаж еловыми шишками с элементами пальчиковой гимнастики; катание шишки по телу; | Дети с ОВЗ средней группы, воспитатель | Методист, воспитатель, муз.работник, логопед. |
вторник | Квест-игра «Следопыты: «Найди лесной подарок» | Ориентация детей по групповому помещению, опираясь на условные знаки. Нахождение детьми «Даров леса» (природный лесной материал) как и было задумано вначале. | Дети с ОВЗ средней и подготовительной группы; воспитатель | Воспитатель. |
Игры с шишками «Умелые ручки» (по технологии Су - Джок терапии); Планирование предстоящей деятельности каждого ребёнка с ОВЗ используя методику «Лестницы успеха» (вариант 2) | Ручной массаж кистей и пальцев рук, массаж стоп; игровой самомассаж еловыми шишками с элементами пальчиковой гимнастики; катание шишки по телу; Определение проблемы, цели, способов решения, выбор помощников (привлечение взрослых), предполагаемый результат; оценка самого себя. | Дети средней группы с ЗПР, логопед Дети средней группы с ЗПР, воспитатель | Логопед Воспитатель | |
среда | Работа в творческой мастерской «Лесная Чудесница» (с привлечением родителей) |
| Дети, воспитатель | Родители, муз. Рук, воспитатель, методист |
четверг | Литературный вечер «Краснодарский лесной зверёк» | Презентация готовой продукции (поделки) через сказку, придуманную детьми вместе с родителями. Запись на диктофон сказок «Дружба с ЛЕСом». Создание коллективной книги. | Дети, родители, воспитатель | Воспитатель, логопед |
пятница | «Карта леса» | Создание коллажа с применением разнообразных способов и приёмов работы. | Дети, воспитатель | Воспитатель |
понедельник | «Музей леса»
| На базе группы, ДОУ (трансляция опыта среди детей с ОВЗ младшего возраста), «Станции юных натуралистов» | Воспитатель, родители | Воспитатель |
вторник | «Экологическая сказка», «Лесной мастер» | Награждение, вручение сертификатов детям с ОВЗ и родителям по номинациям. | Дети с ОВЗ, родители, педагоги | воспитатель |
10. Устойчивость проекта
- Жизнеспособность данного проекта подтверждается результатами анализа, направленного на изучение состояния проектного взаимодействия в условиях муниципалитета, по результатам которого была подтверждена актуальность проектного взаимодействия по экологическому воспитанию..
- реальность проекта подтверждается реальными сроками реализации и имеющимися возможностями для достижения положительных результатов.
- перспективность проекта подтверждается его ориентацией на будущее, так как он обеспечивает возможность его воспроизведения в других образовательных организациях.
11. Распространение результатов
Распространение педагогического опыта будет осуществляться, как в период реализации проекта, так и на этапе подведения итогов посредством:
- публикации материалов в СМИ.
- информация на сайтах сетевых партнеров «Станция юных натуралистов».
- в методических пособиях и рекомендациях.
- мероприятия для педагогов города на сайте Информационно – методического центра.
- отчеты на итоговом педагогическом совете и родительском собрании.
Приложение 1
Техника «Лестница успеха»
Для ребёнка очень важно положительное оценивание его деятельности, а также, позитивный финал. Ситуацию успеха можно создать с помощью «Лестницы успеха» (Н.М. Крылова).
Описание методики (вариант 1): после каждой деятельности ребёнок поднимается на 1 ступеньку вверх по лестнице (если он хорошо работал, отвечал, не мешал товарищам). Когда ребёнок дошёл до последней ступеньки, то на ней рисуется звёздочка. По окончанию проекта считается количество звёзд и выявляется победитель.
Вариант 2:
Педагог вместе с детьми подходят к «Лесенке успеха», обсуждают, анализируют деятельность, каждый ребёнок должен озвучить свой результат, построить предложение. Например: какая проблема перед ним стоит (нет лесного зверя), какую цель перед собой поставит (смастерить лису, медведя, волка, белку и т.д.), какими способами и материалами при этом будет пользоваться (шишки, семечки, веточки, камушки, пластилин, клей, ножницы и т.д), кто из взрослых сможет помочь (родители, педагоги..), какой результат получится и как ребёнок оценит свою работу( какие трудности возникли, всё ли получилось, как и было запланировано вначале деятельности). Каждый этап прорисовывается в виде «Лестницы Успеха».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование педагогических технологий в проекте развития социально-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста "Уроки Доброты"
Дошкольное детство – это важный период в жизни ребёнка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающе...
Социально – педагогический краткосрочный образовательный проект по экологии для родителей и детей (с привлечением детей с ОВЗ) «Дружба с ЛЕСом». Алисова Ирина Вячеславовна
Проект создан с учетом ФЗ «Об образовании в РФ», Положение «Об обеспечении условий доступности для детей с ОВЗ и других маломобильных граждан», Концепция «Федерального го...
Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята - дошколята» (долгосрочный проект для детей дошкольного возраст 2-3лет)
План работы организации «Эколята – дошколята» на 2019-2020 уч.гпервой младшей группы «Ладушки»Взаимодействие с родителямиВсероссийская акция«Россия – тер...
Социально-педагогический краткосрочный проект «Изучаем правила дорожного движения» для детей старшей группы
Жизнь и здоровье человека является наивысшей ценностью. Наше государство берет на себя ответственность за защиту, охрану и обеспечение безопасности жизнедеятельности человека. Одной из составляющих об...
Педагогический проект Лэпбук «Экология» как современное средство обучения экологической грамотности детей дошкольного возраста
Педагогический проект...
СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ, ДЕТЕЙ ИНВАЛИДОВ.
Аннотация: в статье раскрываются современные подходы работы дошкольного отделения в вопросах партнерского взаимодействия педагогов и родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоров...
Совместный социальный педагогический проект «Мы - вместе! Формы работы с родителями по ПДД в современных условиях»
Участники проекта: дети; родители; педагоги МДОУТип проекта: познавательныйСроки реализации проекта: долгосрочный, 2 года (2019-2020 г.г.)Вид проекта: инновационный.Проблема. Низкая компетен...