использование речевых игр в процессе формирования и коррекциизвукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста .Горбунова Татьяна Владимировна
методическая разработка по логопедии (средняя группа)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 42.64 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК: 373.24
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ И КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Горбунова Татьяна Владимировна
Воспитатель
ЧОУ ОК «Точка Будущего»
г. Иркутск
e-mail: venеdich@mail.ru
Аннотация: Статья посвящена исследованию важности использования речевых игр в процессе формирования и коррекции звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста. На основе исследования выявлен уровень сформированности звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста. Выявлена эффективность применения картотеки правильно подобранных речевых игр у детей младшего дошкольного возраста в синтезе с соответствующей предметно-пространственной средой и комплексом мероприятий по работе с родителями.
Ключевые слова: речевые упражнения, младшие дошкольники, формирование звукопроизношения, коррекция звукопроизношения.
Введение: Уникальный период в жизни ребенка - период младшего дошкольного возраста. Ведь темпы развития мозга и нервной системы в этот период определяющие. Как открывает для себя мир дошкольник? Конечно, через игру! Младший дошкольный возраст – важнейший период для воспитания звуковой культуры, так как является средством познания действительности, средством общения человека. Время младшего дошкольного возраста - время становления и развития лексической, грамматической и фонетической сторон речи через ведущий вид деятельности игру. Ребёнок и игра-понятия неразрывные. Свойство речевой игры-обучать и развивать ребенка непреднамеренно. Основная задача речевой игры - формирование правильного звукопроизношения, громкости речи, правильного темпа речи, слухового внимания. Воспитание правильной речи у младшего дошкольника – одна из основ развития личности. ФГОС ДО указывает на важность развития правильного звукопроизношения у дошкольников, подчеркивает важность воспитания у ребенка чистого, отчетливого произношения звуков в словах, а также необходимость воспитания выразительности детской речи.
Актуальность данной статьи в том, что проблема нарушения звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста стоит очень остро. Отечественные педагоги и психологи Л. С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В. В. Давыдов М. Ф. Фомичева, Т. А. Ткаченко и многие другие занимались изучением этого аспекта. Но и сегодня этот вопрос не получил полного осмысления. Особенности влияния речевых игр на формирование и коррекцию звукопроизношения у дошкольников требуют более пристального внимания со стороны психологов и педагогов. Это противоречие обуславливают проблему исследования по применению речевых игр для формирования и коррекции звукопроизношения младших дошкольников.
Объект исследования: процесс формирования и коррекции звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности влияния речевых игр на формирование и коррекцию звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Цель исследования: выявление эффективности картотеки правильно подобранных речевых игр, в качестве средства по формированию и коррекции звукопроизношения детей младшего дошкольного возраста в синтезе с соответствующей предметно-пространственной средой и комплексом мероприятий по работе с родителями.
Изучив методические материалы по данной теме, я стала использовать речевые игры на занятиях. Речевые игры — это разновидность игр с правилами. Структура игры показывает, что здесь синтезируется форма обучения и игровая деятельность одновременно. Но перед использованием речевых игр я провела исследование.
В качестве диагностики уровня сформированности звукопроизношения детей на первичном и повторном обследовании использованы следующие методики (Ю. В. Бродская):
- Артикуляционная моторика - диагностика состояния артикуляционной моторики.
- Слуховое восприятие - определение умения ребенка правильно определять звуки игрушек, музыкальных инструментов.
- Уровень состояния звукопроизношения-проверить уровень сформированности произношения звуков детьми в звукосочетаниях; обследовать уровень произношения звуков детьми в словах.
- Фонематический слух - диагностировать у ребенка способность фонематическому анализу. а также разделять звуки на слух.
На основе использованных методик определяется результат текущего уровня звукопроизношения в баллах: от «1» до «4», где «1» - низкий уровень, а «4» - высокий.
В диагностике (с согласия родителей) участвовали младшие дошкольники младшей группы «Росинка» ЧОУ ОК «Точка Будущего» ДОО в количестве 10 человек (4 мальчика и 6 девочек), возраст 3–4 года.
Рисунок 1. Первичное обследование младших дошкольников
Как следует из данных, представленных на рисунке 1, по итогам первичного обследования младших дошкольников у 2 человек наблюдается высокий уровень сформированности звукопроизношения, средний – у 4, ниже среднего – 1, низкий – 3 человек.
Из таблицы 1 следует, что дети с интересом и с удовольствием восприняли задание на слуховое восприятие, игру «Отгадай чья песенка?». Задание на диагностику артикуляционной моторики, игровое упражнение «Приключения Язычка», для детей было труднее всего. Из полученных результатов следует, что у детей лучше всего развито слуховое восприятие, а артикуляция развита хуже.
Таблица 1. Результаты диагностики начального уровня звукопроизношения у младших дошкольников.
№ | Слуховое восприятие | Артикуляция | Фонематический слух | Звукопроизношение | Общий балл | Уровень | |||
Чья песенка? | Приключение язычка | Когда придет мишка? | Скажи и покажи | Послушай и повтори | Скажи, что я тебе покажу | ||||
1 | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 22 | высокий | |
2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 17 | средний | |
3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 15 | средний | |
4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 22 | высокий | |
5 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 15 | средний | |
6 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 16 | средний | |
7 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 14 | н/среднего | |
8 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 7 | низкий | |
9 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 7 | низкий | |
10 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 7 | низкий | |
Ср. | 2,6 | 1,6 | 2.0 | 1,9 | 2,5 | 2,3 | 14,2 | н/среднего | |
Следовательно, результаты свидетельствуют об уровне сформированности звукопроизношения «ниже среднего» у воспитанников младшей группы «Росинка» ЧОУ ОК «Точки Будущего» ДОО. Дошкольники младшей группы нуждаются в комплексной развивающей работе по развитию произносительной стороны речи с использованием речевых игр.
Выполнение условий формирования и коррекции звукопроизношения у детей в перспективе может повлиять на многие факторы развития: уровень развития мелкой моторики артикуляционной моторики, уровень сформированности звукопроизношения, просодики, улучшение общей моторики, повысится уровень слухового и фонематического восприятия, повысится уровень компетенции родителей в развитии звукопроизношения детей. Примененные подходы отражены ниже:
Первое условие -применение картотеки правильно подобранных речевых игр. Картотека речевых игр состоит из 4 тем, соответствующих решаемым задачам.
- Игры и комплекс упражнений на развитие артикуляционной моторики .2. Игры на развитие речевого дыхания и игры на развитие просодической стороны речи. (дыхание, темп, дикция.) 3. Игры на развитие фонематического слуха. 4. Игры на развитие мелкой моторики
Второе условие: предметно-пространственная среда для применения игровых упражнений для развития звукопроизношения: кубики, конструктор «Лего», мячи-колючки, маленькие мячики, теннисные мячики, бельевые прищепки, кольца для су- джок терапии, дорожки -аппликаторы Кузнецова, коврики травка, пластмассовые шарики, оборудование сенсорной комнаты. Мука, соль для приготовления соленого теста, крупы, скорлупки грецкого ореха, разрезные картинки, мозаика, конструкторы Монтессори, волшебный мешочек, а также декорации и оформление по соответствующим тематикам.
Проведение консультации с родителями по вопросам развития звукопроизношения у детей является важнейшим третьим условием в процессе формирования и коррекции звукопроизношения у детей.
С целью определения эффективности применения речевых игр при формировании звукопроизношения и возможной корректировки я провела повторную диагностику в конце года. Результаты представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Результаты применения системы развивающих речевых игр.
После повторной диагностики выявлено, что у 3 детей высокий уровень развития произносительной стороны речи, средний – у 5, ниже среднего – 1, низкий – у 1 ребенка. Мальчик с низким уровнем развития направлен на ППК, хотя наблюдается положительная динамика развития.
Таблица 2. Результаты повторной диагностики уровня звукопроизношения у младших дошкольников
№ | Слуховое восприятие | Артикуляция | Фонематический слух | Звукопроизношение | Общий балл | Уровень | ||
Чья песенка? | Приключение язычка | Когда придет мишка? | Скажи и покажи | Послушай и повтори | Скажи, что я тебе покажу | |||
1 | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 22 | высокий |
2 | 4 | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 | 21 | высокий |
3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 18 | средний |
4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 22 | высокий |
Окончание таблицы 2 | ||||||||
5 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 15 | средний |
6 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 18 | средний |
7 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 16 | средний |
8 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 15 | средний |
9 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 12 | н/среднего |
10 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 7 | низкий |
Ср. зн | 2,9 | 2,5 | 2,7 | 2,8 | 2,8 | 2,7 | 16,4 | средний |
Из таблицы 2 следует, что по результатам повторной диагностики общий балл «ниже среднего» улучшился до результата «средний», а результаты диагностики значительно улучшились.
В силу особенностей младшего дошкольного возраста и отсроченного результата, значительного повышения результатов нет. Но работу в этом направлении продолжать нужно, используя более сложные игры сообразно возрасту.
Заключение: исследование показало эффективность использования на занятиях картотеки правильно подобранных речевых игр с целью формирования и коррекции звукопроизношения у младших дошкольников в синтезе с соответствующей предметно-пространственной средой и комплексом мероприятий по работе с родителями.
Список литературы:
- Алексеева М. М. Теория и методика развития речи детей.2013.г.Москва ИЦ «Академия»
- Бродская Ю. В. К вопросу о диагностике процесса усвоения звуковой стороны речи детьми младшего дошкольного возраста//Вопросы дошкольной педагогики. -2016.-№1(4)-с.27-31.
- Васильева Т. В., Ведерникова А. Д., Горская В. Б., Пискунова Репина З.А.В.Н. Поле речевых чудес: Учебное пособие. — Екатеринбург: ТОО "Грик", 1997
- Османова Г. А. Позднякова Л. А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков (3–4 года) 2010.Издательство КАРО
- Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. - М.: Эксмо, 2007. - 194 с.
- Ткаченко Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. - М.: ЭКСМО, 2010. - 234 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...
Формирования словаря в процессе проведения дидактических играх у детей младшего дошкольного возраста
Для детей и родителей....

Формирование семейных ценностей у детей младшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности
Статья из опыта работы по социализации дошкольников посредством семьи...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ НА ТЕМУ:«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное зна...

Мастер-класс для детей и родителей с использованием метода рисования посредством выдувания через трубочку в процессе развития творческого потенциала личности детей младшего дошкольного возраста
Мастер-класс для детей и родителей с использованием метода рисования посредством выдувания через трубочку в процессе развития творческого потенциала личности детей младшего дошкольного возрастаР...



