Педагогическая находка «Использование интерактивных игр в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Виктория Андреевна Козлова

Козлова В.А., учитель-логопед, воспитатель,

МБДОУ № 6 «Рябинка»

Актуальность

                        Мир, в котором живет и воспитывается ребенок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Сегодня, в эпоху кардинальных перемен и технического прогресса, сложно представить нашу жизнь без применения информационных-коммуникативных технологий.   

В настоящее время использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном пространстве ДОО является неотъемлемой частью коррекционного процесса с воспитанниками, имеющими нарушения речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dou_6_-_pednahodka_-_kozlova_v.a.docx41.02 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая находка

«Использование интерактивных игр в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста»

Козлова В.А., учитель-логопед, воспитатель,

МБДОУ № 6 «Рябинка»

Актуальность

                    Мир, в котором живет и воспитывается ребенок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Сегодня, в эпоху кардинальных перемен и технического прогресса, сложно представить нашу жизнь без применения информационных-коммуникативных технологий.   

В настоящее время использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном пространстве ДОО является неотъемлемой частью коррекционного процесса с воспитанниками, имеющими нарушения речи.

Использование интерактивных технологий сегодня - это не дань моде, а требование закона «Об образовании в РФ» и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и ФОП ДО, именно в этот период важно адаптировать ребенка к информационно-коммуникативной деятельности для того, чтобы обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для последующего успешного обучения в школе.

Проблема

С каждым годом, количество детей с нарушением речи неуклонно растет. Поэтому, система современного образования ставит перед педагогами новые задачи при организации коррекционно-развивающего процесса, которые позволили бы наряду с традиционными средствами обучения использовать и интерактивные.

Безусловно, современного ребенка сложно удивить обычными традиционными средствами наглядности, поскольку с раннего детства его окружают технические средства коммуникации. Мощный поток информации оказывает большое влияние на восприятие окружающего мира в целом. В связи с чем современному педагогу крайне важно уметь организовать образовательный процесс таким образом, чтобы ребенку было интересно и комфортно принимать в нем участие.

Работая с детьми, мы наблюдаем, что у детей практически отсутствует или очень низкая мотивация к обучению, трудности удержания внимания, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, быстрая утомляемость, лексико-грамматическое недоразвитие речи, гипо- или гиперактивность.

Новизна

В таком случае на помощь коррекционному педагогу приходят интерактивные игры, которые несут в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Каждый ребенок получает эмоциональный и познавательный заряд. Кроме того, интерактивные игры помогают совершенствовать процесс обучения детей, сделать его более мобильным, дифференцированным и индивидуальным, поддерживать у детей с различной речевой патологией познавательную активность и способны повышать эффективность логопедической работы в целом. Еще одно преимущество интерактивных игр заключается в том, что их можно применять на любом этапе коррекционной работы и при любой форме проведения занятий. Интерактивные и мультимедийные средства вызывают у детей:

  • познавательный интерес;
  • способствуют снятию напряжения, перегрузки и утомления;
  • служат средством развития речи и двигательных качеств;
  • развивают мелкую моторику, координацию;
  • развивают двигательную память;
  • повышают работоспособность головного мозга;
  • готовят руку к письму.

Цель: создание и использование интерактивных речевых игр, как эффективного средства коррекции нарушений всех компонентов речи, позволяющих повысить результативность логопедической работы с воспитанниками.

В соответствии с поставленной целью, я определила для себя следующие задачи:

  • подобрать новые интересные технологии и методы, позволяющие эффективно решать образовательные потребности воспитанников с разными видами речевых нарушений;
  • создать комплекс дидактических компьютерных игр и мультимедийных презентаций, направленных на развитие всех компонентов речи: произносительной стороны, фонематических представлений, лексико-грамматического строя и связной речи, первоначальных навыков письма (графомоторных умений) и чтения;
  • познакомиться со способами работы на интерактивной доске и особенностями выполнения игровых заданий;
  • систематическое использование интерактивных дидактических игр и заданий на интерактивной доске на подгрупповых, индивидуальных занятиях в соответствии с лексической темой занятия.

 Практическая значимость.

  • создание отдельных интерактивных дидактических игр и/или серии игр для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья с нарушением речи;
  • знакомство детей с интерактивным оборудованием и правилами поведения при работе с ним, формирование у детей навыка работы с ИКТ;
  • полноценное овладение дошкольником системой родного языка для успешного пребывания его в социуме.

Следует помнить, что использование технических средств обучения должно быть уместным, целесообразным, чтобы воздействие компьютерных технологий имело не развлекательный, а действительно развивающий эффект, их целесообразно использовать в комплексе с традиционными формами обучения, стандартным наглядным материалом, реальными объектами, которые стимулируют полноценное всестороннее развитие дошкольников.

При разработке содержания занятий с ИКТ оборудованием, выборе и создании электронных материалов, следует учитывать следующие принципы логопедической работы:

  • Принцип комплексного подхода, активного взаимодействия всех участников коррекционно-образовательного процесса (любимые сказки, герои)
  • Принцип вариативности и индивидуально-дифференцированного подхода в отборе электронного материала. (Выражается в учёте особенностей речевого нарушения каждого воспитанника, этапа логопедической работы, на котором находится ребенок).
  • Принцип последовательности и постепенности. (При переходе от простого речевого материала к сложному).
  • Принцип учёта ведущего вида деятельности и здоровьесбережения. (Предусматривает игровой характер заданий, чередование с раздаточным и электронным материалов, смена различных видов деятельности).

           

Чтобы здоровью детей ничего не угрожало, важно соблюдать следующие  требования:

  • работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста воспитанника, особенностей его нервной системы);
  • проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд воспитанника с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд;
  • включение игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.

В своей работе я использую готовые программы («Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Логоша» «Игры для тигры», «Помоги Мише», «Мерсибо», «Ленинг эпс»). Игры подбираю как по лексическим темам, так и по направлениям коррекционно-развивающей работы. Но иногда нам недостаточно готовых игровых упражнений из специальных программ по определенной лексической теме. Тогда, используя программу SMART NOTEBOOK, мы можем создать свою игру для решения коррекционно-развивающих задач. Использование ярких картинок, элементов анимации и сюрпризных моментов позволяет заинтересовать детей и разнообразить коррекционный процесс.

Интерактивные игры направлены на развитие всех компонентов речи: звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры слов, лексики, грамматических категорий, связной речи, и предполагают использование в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи.

Такие как:

  •  «Собери урожай» - направлена на формирование лексики и развития мыслительных операций: навыков дифференциации овощей и фруктов; способствует расширению словарного запаса, использованию в речи слов, обозначающих названия, признаки овощей и фруктов. Эту игру можно использовать на занятиях по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в рамках лексической темы «Овощи», «Фрукты», «Сад-огород».
  • «С какого дерева листок» - способствует расширению знаний и представлений воспитанников о лиственных и хвойных деревьях, развитию словарного запаса. Игра используется на занятиях по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в рамках лексической темы «Деревья».
  • «Кто где живёт?» - направлена на расширение знаний и представлений воспитанников о животных, обитающих в различных климатических зонах; формирует навыки составления предложений. Игра используется на занятиях по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в рамках лексической темы «Дикие животные».
  • «Подбери пару» и др.

Данные интерактивные игры целесообразно использовать на занятиях по развитию лексико-грамматических категорий и формированию связной речи.

А, например, следующие интерактивные игры:

  •  «Где живут звуки?», направлена на закрепление навыков произношения звука «Р» в различных фонетических позициях. Игру использую на занятиях по обучению грамоте и в индивидуальных формах работы с детьми.
  • «Подбери фонетическую схему к слову», направлена на развитие навыков сложного звукового анализа; закрепление представлений о характеристике звуков, формирует навыки подбора фонетической схемы к слову, игру используют на занятиях по обучению грамоте.
  • «Подбери слоговую схему к слову», способствует развитию навыков деления слов на слоги, с выделением ударного гласного, подбору графической слоговой схемы к слову, игра используется на занятиях по обучению грамоте.
  • «Разгадай ребус», формирует навыки звукового анализа (выделение первых звуков в словах) и звукового синтеза, соединение выделенных первых звуков в одно новое слово.
  • «Какие буквы спрятались», направлена на развитие зрительного восприятия, способствует формированию навыков дифференциации графических образов букв, позволяет выделять и различать печатные буквы в наложенном изображении,
  • «Допиши букву», способствует формированию навыков чтения, фонетического анализа, графомоторных навыков, используется на занятиях по обучению грамоте.
  • «Обведи по образцу», способствует развитию зрительного восприятия, соотнесения звука с графическим образом буквы, формированию графомоторных навыков, готовит руку к письму,
  • «Выполни штриховку», способствует развитию зрительного восприятия, зрительного сосредоточения, формирует графомоторные навыки, готовит руку к письму.

Целесообразно применять на занятиях по формированию произносительной стороны речи и обучению грамоте.

Также, в индивидуальной коррекционной работе использую интерактивные игры на постановку и автоматизацию звуков.

Апробация комплекса интерактивных компьютерных речевых игр проводилась с воспитанниками старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением «фонетико-фонематическое недоразвитие речи». Интерактивные игры из этого комплекса систематически использовала в форме подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми.

Для определения количественных показателей уровня развития всех компонентов речи воспитанников, провела диагностическое обследование в начале года (сентябрь 2024) и промежуточное диагностическое обследование (январь 2025). Результативность представлена на слайде:

Сравнивая количественные показатели первичного обследования компонентов речи с данными промежуточного мониторинга, отмечено, что у воспитанников с ФФН наблюдаются следующие результаты: качество звукопроизношения повысилось с 51% до 74%; формирование фонематических процессов на более высоком уровне (с 41% до 67%); увеличился словарный запас с 33% до 72%; качество лексико-грамматических процессов увеличилось с 30% до 62%; формирование развития связной речи на более высоком уровне (с 37% до 70%).

В заключение хочется отметить, что применение интерактивных технологий в коррекционно-образовательном процессе в сочетании с традиционными методами значительно повышает эффективность воспитания и обучения дошкольников с нарушением речи, что в свою очередь значительно облегчает процесс коррекции речевых нарушений и способствует формированию учебной мотивации. Я считаю, что интерактивные игры могут быть полезны в работе не только учителям-логопедам, но и воспитателям на занятиях по познавательному развитию, развитию речи и обучению грамоте, а также специалистам ДОО.

Так как использование интерактивных игр позволяет сделать процесс обучения и развития ребенка достаточно простым, эмоционально-привлекательным и доступным, что в процессе обучения ведет к положительной динамике речевого развития.

Мою работу компьютер не заменяет, а дополняет и делает ее более эффективной, качественной и разнообразной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода сказкотерапии в коррекционной работе со страхами с детьми старшего дошкольного возраста

В последнее время вопросы диагностики и коррекции страхов приобрели, важное значение, ввиду их довольно широкого распространения среди детей. В связи с вышесказанным остро встает необходимость комплек...

Технология применения метода мозжечковой стимуляции в работе учителя - логопеда ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня

Важным в образовательном процессе ДОУ является осуществление коррекционной работы, которая направлена на своевременное выявление и устранение нарушений речевого и личностного развития дошкольников. С ...

Проект "Музейная педагогика в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР"

Речь ребенка – это, пожалуй, один из самых значимых и весомых показателей его развития. Чем богаче и шире будет его речевой кругозор, высокая грамотность и речевая активность в дошкольный период...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ (ТНР) ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ В СООТВЕТСТВИИ С ФАОП ДО

Доклад посвящён актуальной проблеме по обучению детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР) элементам грамоты в соответствии с ФАОП ДО посредством использования современных игровых технологий. В д...