Педагогическая находка «Использование интерактивных игр в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Козлова В.А., учитель-логопед, воспитатель,
МБДОУ № 6 «Рябинка»
Актуальность
Мир, в котором живет и воспитывается ребенок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Сегодня, в эпоху кардинальных перемен и технического прогресса, сложно представить нашу жизнь без применения информационных-коммуникативных технологий.
В настоящее время использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном пространстве ДОО является неотъемлемой частью коррекционного процесса с воспитанниками, имеющими нарушения речи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 41.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая находка
«Использование интерактивных игр в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста»
Козлова В.А., учитель-логопед, воспитатель,
МБДОУ № 6 «Рябинка»
Актуальность
Мир, в котором живет и воспитывается ребенок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Сегодня, в эпоху кардинальных перемен и технического прогресса, сложно представить нашу жизнь без применения информационных-коммуникативных технологий.
В настоящее время использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном пространстве ДОО является неотъемлемой частью коррекционного процесса с воспитанниками, имеющими нарушения речи.
Использование интерактивных технологий сегодня - это не дань моде, а требование закона «Об образовании в РФ» и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и ФОП ДО, именно в этот период важно адаптировать ребенка к информационно-коммуникативной деятельности для того, чтобы обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для последующего успешного обучения в школе.
Проблема
С каждым годом, количество детей с нарушением речи неуклонно растет. Поэтому, система современного образования ставит перед педагогами новые задачи при организации коррекционно-развивающего процесса, которые позволили бы наряду с традиционными средствами обучения использовать и интерактивные.
Безусловно, современного ребенка сложно удивить обычными традиционными средствами наглядности, поскольку с раннего детства его окружают технические средства коммуникации. Мощный поток информации оказывает большое влияние на восприятие окружающего мира в целом. В связи с чем современному педагогу крайне важно уметь организовать образовательный процесс таким образом, чтобы ребенку было интересно и комфортно принимать в нем участие.
Работая с детьми, мы наблюдаем, что у детей практически отсутствует или очень низкая мотивация к обучению, трудности удержания внимания, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, быстрая утомляемость, лексико-грамматическое недоразвитие речи, гипо- или гиперактивность.
Новизна
В таком случае на помощь коррекционному педагогу приходят интерактивные игры, которые несут в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Каждый ребенок получает эмоциональный и познавательный заряд. Кроме того, интерактивные игры помогают совершенствовать процесс обучения детей, сделать его более мобильным, дифференцированным и индивидуальным, поддерживать у детей с различной речевой патологией познавательную активность и способны повышать эффективность логопедической работы в целом. Еще одно преимущество интерактивных игр заключается в том, что их можно применять на любом этапе коррекционной работы и при любой форме проведения занятий. Интерактивные и мультимедийные средства вызывают у детей:
- познавательный интерес;
- способствуют снятию напряжения, перегрузки и утомления;
- служат средством развития речи и двигательных качеств;
- развивают мелкую моторику, координацию;
- развивают двигательную память;
- повышают работоспособность головного мозга;
- готовят руку к письму.
Цель: создание и использование интерактивных речевых игр, как эффективного средства коррекции нарушений всех компонентов речи, позволяющих повысить результативность логопедической работы с воспитанниками.
В соответствии с поставленной целью, я определила для себя следующие задачи:
- подобрать новые интересные технологии и методы, позволяющие эффективно решать образовательные потребности воспитанников с разными видами речевых нарушений;
- создать комплекс дидактических компьютерных игр и мультимедийных презентаций, направленных на развитие всех компонентов речи: произносительной стороны, фонематических представлений, лексико-грамматического строя и связной речи, первоначальных навыков письма (графомоторных умений) и чтения;
- познакомиться со способами работы на интерактивной доске и особенностями выполнения игровых заданий;
- систематическое использование интерактивных дидактических игр и заданий на интерактивной доске на подгрупповых, индивидуальных занятиях в соответствии с лексической темой занятия.
Практическая значимость.
- создание отдельных интерактивных дидактических игр и/или серии игр для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья с нарушением речи;
- знакомство детей с интерактивным оборудованием и правилами поведения при работе с ним, формирование у детей навыка работы с ИКТ;
- полноценное овладение дошкольником системой родного языка для успешного пребывания его в социуме.
Следует помнить, что использование технических средств обучения должно быть уместным, целесообразным, чтобы воздействие компьютерных технологий имело не развлекательный, а действительно развивающий эффект, их целесообразно использовать в комплексе с традиционными формами обучения, стандартным наглядным материалом, реальными объектами, которые стимулируют полноценное всестороннее развитие дошкольников.
При разработке содержания занятий с ИКТ оборудованием, выборе и создании электронных материалов, следует учитывать следующие принципы логопедической работы:
- Принцип комплексного подхода, активного взаимодействия всех участников коррекционно-образовательного процесса (любимые сказки, герои)
- Принцип вариативности и индивидуально-дифференцированного подхода в отборе электронного материала. (Выражается в учёте особенностей речевого нарушения каждого воспитанника, этапа логопедической работы, на котором находится ребенок).
- Принцип последовательности и постепенности. (При переходе от простого речевого материала к сложному).
- Принцип учёта ведущего вида деятельности и здоровьесбережения. (Предусматривает игровой характер заданий, чередование с раздаточным и электронным материалов, смена различных видов деятельности).
Чтобы здоровью детей ничего не угрожало, важно соблюдать следующие требования:
- работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста воспитанника, особенностей его нервной системы);
- проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд воспитанника с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд;
- включение игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.
В своей работе я использую готовые программы («Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Логоша» «Игры для тигры», «Помоги Мише», «Мерсибо», «Ленинг эпс»). Игры подбираю как по лексическим темам, так и по направлениям коррекционно-развивающей работы. Но иногда нам недостаточно готовых игровых упражнений из специальных программ по определенной лексической теме. Тогда, используя программу SMART NOTEBOOK, мы можем создать свою игру для решения коррекционно-развивающих задач. Использование ярких картинок, элементов анимации и сюрпризных моментов позволяет заинтересовать детей и разнообразить коррекционный процесс.
Интерактивные игры направлены на развитие всех компонентов речи: звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры слов, лексики, грамматических категорий, связной речи, и предполагают использование в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи.
Такие как:
- «Собери урожай» - направлена на формирование лексики и развития мыслительных операций: навыков дифференциации овощей и фруктов; способствует расширению словарного запаса, использованию в речи слов, обозначающих названия, признаки овощей и фруктов. Эту игру можно использовать на занятиях по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в рамках лексической темы «Овощи», «Фрукты», «Сад-огород».
- «С какого дерева листок» - способствует расширению знаний и представлений воспитанников о лиственных и хвойных деревьях, развитию словарного запаса. Игра используется на занятиях по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в рамках лексической темы «Деревья».
- «Кто где живёт?» - направлена на расширение знаний и представлений воспитанников о животных, обитающих в различных климатических зонах; формирует навыки составления предложений. Игра используется на занятиях по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в рамках лексической темы «Дикие животные».
- «Подбери пару» и др.
Данные интерактивные игры целесообразно использовать на занятиях по развитию лексико-грамматических категорий и формированию связной речи.
А, например, следующие интерактивные игры:
- «Где живут звуки?», направлена на закрепление навыков произношения звука «Р» в различных фонетических позициях. Игру использую на занятиях по обучению грамоте и в индивидуальных формах работы с детьми.
- «Подбери фонетическую схему к слову», направлена на развитие навыков сложного звукового анализа; закрепление представлений о характеристике звуков, формирует навыки подбора фонетической схемы к слову, игру используют на занятиях по обучению грамоте.
- «Подбери слоговую схему к слову», способствует развитию навыков деления слов на слоги, с выделением ударного гласного, подбору графической слоговой схемы к слову, игра используется на занятиях по обучению грамоте.
- «Разгадай ребус», формирует навыки звукового анализа (выделение первых звуков в словах) и звукового синтеза, соединение выделенных первых звуков в одно новое слово.
- «Какие буквы спрятались», направлена на развитие зрительного восприятия, способствует формированию навыков дифференциации графических образов букв, позволяет выделять и различать печатные буквы в наложенном изображении,
- «Допиши букву», способствует формированию навыков чтения, фонетического анализа, графомоторных навыков, используется на занятиях по обучению грамоте.
- «Обведи по образцу», способствует развитию зрительного восприятия, соотнесения звука с графическим образом буквы, формированию графомоторных навыков, готовит руку к письму,
- «Выполни штриховку», способствует развитию зрительного восприятия, зрительного сосредоточения, формирует графомоторные навыки, готовит руку к письму.
Целесообразно применять на занятиях по формированию произносительной стороны речи и обучению грамоте.
Также, в индивидуальной коррекционной работе использую интерактивные игры на постановку и автоматизацию звуков.
Апробация комплекса интерактивных компьютерных речевых игр проводилась с воспитанниками старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением «фонетико-фонематическое недоразвитие речи». Интерактивные игры из этого комплекса систематически использовала в форме подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми.
Для определения количественных показателей уровня развития всех компонентов речи воспитанников, провела диагностическое обследование в начале года (сентябрь 2024) и промежуточное диагностическое обследование (январь 2025). Результативность представлена на слайде:
Сравнивая количественные показатели первичного обследования компонентов речи с данными промежуточного мониторинга, отмечено, что у воспитанников с ФФН наблюдаются следующие результаты: качество звукопроизношения повысилось с 51% до 74%; формирование фонематических процессов на более высоком уровне (с 41% до 67%); увеличился словарный запас с 33% до 72%; качество лексико-грамматических процессов увеличилось с 30% до 62%; формирование развития связной речи на более высоком уровне (с 37% до 70%).
В заключение хочется отметить, что применение интерактивных технологий в коррекционно-образовательном процессе в сочетании с традиционными методами значительно повышает эффективность воспитания и обучения дошкольников с нарушением речи, что в свою очередь значительно облегчает процесс коррекции речевых нарушений и способствует формированию учебной мотивации. Я считаю, что интерактивные игры могут быть полезны в работе не только учителям-логопедам, но и воспитателям на занятиях по познавательному развитию, развитию речи и обучению грамоте, а также специалистам ДОО.
Так как использование интерактивных игр позволяет сделать процесс обучения и развития ребенка достаточно простым, эмоционально-привлекательным и доступным, что в процессе обучения ведет к положительной динамике речевого развития.
Мою работу компьютер не заменяет, а дополняет и делает ее более эффективной, качественной и разнообразной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода сказкотерапии в коррекционной работе со страхами с детьми старшего дошкольного возраста
В последнее время вопросы диагностики и коррекции страхов приобрели, важное значение, ввиду их довольно широкого распространения среди детей. В связи с вышесказанным остро встает необходимость комплек...
Технология применения метода мозжечковой стимуляции в работе учителя - логопеда ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня
Важным в образовательном процессе ДОУ является осуществление коррекционной работы, которая направлена на своевременное выявление и устранение нарушений речевого и личностного развития дошкольников. С ...

Проект "Музейная педагогика в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР"
Речь ребенка – это, пожалуй, один из самых значимых и весомых показателей его развития. Чем богаче и шире будет его речевой кругозор, высокая грамотность и речевая активность в дошкольный период...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ (ТНР) ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ В СООТВЕТСТВИИ С ФАОП ДО
Доклад посвящён актуальной проблеме по обучению детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР) элементам грамоты в соответствии с ФАОП ДО посредством использования современных игровых технологий. В д...

Мастер класс учителя-логопеда на тему "Использование интерактивных игр в коррекционной работе учителя логопеда"
Использование ИКТ-технологийв коррекционной работе учителя-логопеда...

Педагогическая находка «Использование интерактивных игр в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста»
Козлова В.А., учитель-логопед, воспитатель,МБДОУ № 6 «Рябинка»Актуальность ...


