Проектная деятельность как средство развития социально-коммуникативной сферы дошкольников с ОВЗ.
консультация по логопедии
Современный человек живет в непростой, постоянно меняющейся и развивающейся среде. Обилие разнообразной информации, большое количество контактов с окружающими, в целом ускорение жизненного темпа - все это приводит к увеличению объема знаний, который необходимо усвоить для комфортной жизни в обществе.
Период дошкольного детства – время, когда ребенку необходимо общение с окружающими его людьми, так как именно таким образом формируются представления о себе и своих возможностях, запускается процесс становления личности. Но, когда мы говорим о ребенке, ОВЗ, способы и методы научить его общению в процессе межличностного взаимодействия усложняются.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7»
Проектная деятельность как средство развития социально-коммуникативной сферы дошкольников с ОВЗ.
Учитель-логопед
Леонтьев В.В.
Современный человек живет в непростой, постоянно меняющейся и развивающейся среде. Обилие разнообразной информации, большое количество контактов с окружающими, в целом ускорение жизненного темпа - все это приводит к увеличению объема знаний, который необходимо усвоить для комфортной жизни в обществе.
Период дошкольного детства – время, когда ребенку необходимо общение с окружающими его людьми, так как именно таким образом формируются представления о себе и своих возможностях, запускается процесс становления личности. Но, когда мы говорим о ребенке, ОВЗ, способы и методы научить его общению в процессе межличностного взаимодействия усложняются.
Главной целью социально-коммуникативного развития дошкольников является приобщение к принятым в обществе нормам общения, к традициям, принятым в семье и в стране в целом, в выстраивании взаимоотношений с ровесниками и старшим поколением.
Можно выделить следующие задачи социально-коммуникативного развития:
- постижение главных ценностей и моральных норм, принятых в обществе;
- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
- обучение ребёнка проявлять такие эмоциональные составляющие общения, как отзывчивость, сопереживание;
- развитие самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- воспитание у детей уважения к собственной семье, ровесникам, старшим людям и к обществу в целом;
- помощь в выработке у детей позитивных установок, касающихся творчества и труда;
- воспитание у детей готовности совместно работать и отдыхать; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
У воспитанников с интеллектуальными нарушениями возникают сложности со вступлением во взаимодействие не только с взрослыми, но и со сверстниками, они редко проявляют инициативу, их речь малопонятна или отсутствует вовсе. Часто мы наблюдаем, что дети предпочитают взаимодействовать с игрушкой, а не с живым человеком, чтобы избежать речевого контакта. Многие воспитанники во время занятий или игровой деятельности нередко отвлекаются, им тяжело сосредоточится, усидеть на месте, не говоря уже о том, что огромных трудов стоит сконцентрироваться, уловить и тем более продолжить мысль, которую пытается донести собеседник. Ребятам тяжело дается формулирование вопросов, ответов на них, установление причинно-следственных связей, аргументация своей точки зрения. Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что уровень сформированности социально-коммуникативных навыков у дошкольников с ОВЗ находится на достаточно низком уровне. Поэтому так важен поиск новых возможностей, которые позволят повысить качество коммуникативного взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Одним из методов, формирующих творческую, любознательную, инициативную личность является метод проектной деятельности. Именно его я успешно использую в своей коррекционно-развивающей работе.
Хочу отметить, что в работе над проектом всегда участвуют несколько специалистов, которые взаимодействуют с детьми данной группы (в нашем случае это учитель-логопед, воспитатели, дефектолог и музыкальный руководитель). Работа педагогов связана единым тематическим планированием. Это позволяет постоянно, непрерывно и интенсивно погружать воспитанников в изучение темы, которая берется за основу проекта, на всех этапах и предусмотренных видов образовательной деятельности в течение дня.
Особыми участниками реализации проектов являются родители. Без их активной помощи невозможно представить не только реализацию проектов, но и полноценную работу над коммуникативным развитием. Так как семья - основной источник положительных эмоций, которые и побуждают ребенка к речевой активности.
Совместная работа всех участников образовательного процесса способствовала установлению между ними партнерских отношений.
За время совместной работы всех специалистов, нами были реализованы такие проекты как «Зимушка-зима», Новый год», «8 Марта», «Защитники Отечества» и другие.
Наши проекты различались своей продолжительностью, объемом, охватывающим одну или несколько лексических тем, тематикой (традиции, история, символы России и праздников, живая и неживая природа).
В каждой из проведенных работ соблюдались все этапы реализации проекта:
1 этап – организационный.
Сбор информации и подготовка литературы по теме проекта, создание развивающей среды в группе, планирование, написание конспектов занятий, составление сценария праздника/досуга – итогового/завершающего занятия проекта, привлечение родителей к предстоящей творческой работе.
2 этап – познавательный, исследовательский.
Постановка проблемы для работы с детьми.
Проведение тематических занятий, бесед.
3 этап – практический.
Изготовление поделок, рисование, лепка, аппликация, сбор фотоматериалов, подготовленных родителями, знакомство с литературными произведениями, просмотр видеоматериалов, разучивание игр, песен и танцев.
4 этап – итоговый (заключительный):
Обобщение опыта, создание фотогазет, проведение выставок работ воспитанников, проведение праздников и досугов.
Несмотря на то, что проекты очень отличались друг от друга, можно выделить некоторые их общие цели и задачи.
Цель: всестороннее познавательное и личностное развитие, направленное на коррекцию и компенсацию имеющихся отклонений, подготовка к обучению в школе и социальной адаптации.
Задачи:
- Обогащать, систематизировать и расширять знания детей в рамках выбранной темы.
- Развивать заинтересованность к коммуникативной, познавательно-исследовательской, конструктивной, изобразительной, музыкальной деятельности, посредством взаимодействия всех участников образовательного процесса.
- Развивать умение получать необходимые сведения из разнообразных источников, анализировать их и делать выводы.
- Вызывать эмоциональный отклик на песни, музыку для танцев веселого характера.
Решение поставленных задач требовало так организовать познавательную среду, чтобы дети могли не просто участвовать в режимных моментах, но и наблюдать за явлениями и событиями, проживать их, учились задавать вопросы и получали бы на них ответы.
Во время реализации каждого из проектов мы старались организовать пространство так, чтобы воспитанники продолжали работу в выбранном нами направлении не только во время целенаправленной деятельности (занятий), но и в свободной деятельности (игре).
В кабинете учителя-логопеда и учителя-дефектолога занятия по развитию речи и формированию элементарных математических представлений продолжали погружать детей в выбранные темы.
Я считаю, что использование проектной деятельности с дошкольниками с ОВЗ позволяет им получить бесценный положительный социальный опыт, в ходе которого они развиваются как личность и становится интересны для окружающих, что стимулирует их продолжать совершенствоваться. Решая проблему, которую ставит проект перед ребенком, воспитанники учатся задавать вопросы, отвечать на них, делать выбор, самостоятельно формулируя речевые высказывания, что положительно сказывается на развитии мыслительных процессов. Ребята, в ходе каждого проекта, получили огромное количество творческих, выполненных их руками работ. Мы считаем, что полученный осязаемый результат, который видят воспитанники, не только поддерживает интерес на протяжение всего времени работы над проектом, но и готовит ребят к новым свершениям, открытиям, которые им еще только предстоит сделать. И, наконец, проект объединяет всех участников образовательного процесса – специалистов ДОУ, воспитанников и их родителей, создавая почву для проявления и развития индивидуальности детей.
Проводя, совершенствуя и анализируя свою работу, могу сделать вывод, что технология проектной деятельности является одной из эффективных средств познания окружающего мира и личности в целом. Его активное внедрение в коррекционно-развивающую работу позволило наблюдать у дошкольников проявления познавательной активности, положительную динамику в развитии социально-коммуникативной сферы. Проект позволил не только углубить знания воспитанников по выбранным темам, но и активизировал общение воспитанников между собой, усилил взаимодействие детей и взрослых. Я заметил, что благодаря проведенной работе, родители стали больше включаться в диалоги с детьми, узнавать об их интересах и увлечениях, что благоприятным образом повлияло на эмоциональное сближение семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта работы «Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности»
Театр это один из самых доступных видов искусства для детей.Театр это мысли свободный полет.Театр здесь фантазия щедро цветет.В театре сердец растворяется лед.И чудо рождается здесь, с третьим звонком...

Техника ЛЕГО – конструирование как средство развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников
Презентация по использованию техники лего- конструированиядля развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста...
Консультация. "Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста"
Коммуникативные способности - это те способности, которые нужно и можно развивать....
Игровая деятельность как средство развития социально-коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста. (Из опыта работы)
В статье говорится об опыте работы в первой младшей группе (2-3 года) по организации игровой деятельности детей и ее значении в их развитии...
Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативных способностей детей раннего возраста»
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования коммуникативных навыков ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.Участву...

Парциальная программа. Сюжетно - ролевая игра как средство развития социально коммуникативных навыков у дошкольников в группах комбинированной направленности с ТНР.
Материал будет интерес воспитателям и специалистам ДОУ, работающие в группах с детьми с ОВЗ. Центральными задачами программы являются: спосбствовать общему развитию детей с ТНР, укреплению их фи...

Доклад. "Квест-технология как средство развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников"
Квест игра - это инновационная образовательная технология, вы можете использовать её для проведения праздников, а также решать с её помощью профессиональные задачи: реализовывывать проектную и и...