Обзор игр и игровых упражнений с грамматическим содержанием.
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Морозова Ольга Борисовна

Одним из действенных средств развития лексико-грамматического строя речи у детей является использование в работе  грамматических игр и упражнений, содержащих в себе большие возможности для развития коммуникативных способностей детей и развития речемыслительной деятельности. В публикации дан краткий обзор игр для детей от младшей до подготовительной групп, которые автор использует в повседневной работе с дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obzor_igr_s_grammaticheskim_soderzhaniem.docx21.46 КБ

Предварительный просмотр:

Обзор игр и игровых упражнений с грамматическим содержанием.

Грамматика – это наука о строе языка, о его законах. Как строй языка она представляет собой «систему систем», объединяющую словообразование, морфологию, синтаксис.

Морфология – это грамматические свойства языка, слова, речи. (Для детей научиться правильно говорить.

Синтаксис – словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов.

Словообразование – образование слов на базе другого однокоренного слова или других слов, которым оно мотивировано, т.е. выводится из него по смыслу и форме с помощью специальных средств, присущих языку.) в детском саду не ставится задача изучения законов грамматики, её категорий и терминологий. Правила и законы языка познаются в практике живой речи.

Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей:

  1. Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, лицам, числам, падежам, временам).
  2.  Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов  в предложении, построению разного типа предложений и сочетанию их в связном тексте.
  3. Сообщить знания о некоторых нормах словообразования.

Одним из действенных средств развития лексико-грамматического строя речи у детей является использование в работе  грамматических игр и упражнений, содержащих в себе большие возможности для развития коммуникативных способностей детей и развития речемыслительной деятельности.

В ходе игр создаются условия для умственной активности всех детей: отвечать готовятся все играющие, а выбор падает на кого-то одного. В каждую игру вводятся элементы занимательности, которые заключаются в использовании считалок, соревнования, разыгрывания фантов.  Выбор игр определяется задачами образовательной работы с детьми данной группы, поэтому она может занимать различное место в педагогическом процессе: как самостоятельное, предваряющее, закрепляющее занятие или как отдых. Подбор игр и упражнений должен быть ориентирован на постоянный подъём «лексической планки», т.е. на усвоение новых слов, а так же тренинг по их использованию в словосочетаниях и предложениях.

В младших группах при проведении дидактических  игр должна осуществляться связь грамматических форм с реальными жизненными отношениями. Варианты игр: «Чего не стало?», «Что изменилось?» - отработка родительного падежа множественного  числа. «Что делает кукла?» - отработка глагольных форм.

 В средних группах содержание то же, что и в младшей группе, но усложняются задачи, увеличивается количество объектов, картинок, активно используются словесные упражнения без наглядных пособий. (Спряжение глаголов по лицам и числам, употребление предлогов с пространственными значениями: слева, справа, снизу, сверху и т.д.)  

В старших группах у детей в целом складывается целостное представление о правильном употреблении слов, словосочетаний, предложений и на первый план выступают задачи по словообразованию. Появляются первые упражнения на образование причастий. Например, мальчик читает. Он какой?  Читающий.

Перечень игр используемых для развития и формирования грамматического строя речи детей.

Это традиционные игры на словоизменение и словообразование: «Один - много», «Большой – маленький», или «Назови ласково», «Весёлый счёт», «Чего (кого) не стало?», «Кто как кричит?», «Что где лежит?», «Чей, чья, чьё, чьи?», «Продолжи предложение». А также модифицированные варианты и собственные разработки игр:

  • «Дружная семейка». Цель: учить пользоваться обобщающими понятиями. Педагог называет ряд слов, а дети отвечают, какие из них относятся к семейке слова «мебель» или «овощи».
  • «Копилка» - цель та же. Предложить собрать слова, которые можно назвать одним словом, например, «одежда». (Нужна копилка- красивая коробка с прорезью для картинок, карточек с напечатанными словами).
  • «Иностранец» - упражнять детей в правильном использовании различных грамматических форм: родительного падежа множественного числа, согласования слов и т.д. Взрослый выполняет роль «иностранца», намеренно искажая слова, а детям предлагается научить говорить правильно иностранного гостя, знакомя со своей группой, садом, улицей и т.д.
  • «Соберём стеклянные (деревянные, пластмассовые, металлические) слова» - обогащать словарный запас детей, учить согласовывать прилагательные с существительными. Двум командам или детям предлагается назвать как можно больше слов, обозначающих предметы, сделанные из стекла: стеклянная ваза, стеклянный стакан и т.д.
  • «Дружные, сердитые, весёлые, ласковые слова» - учить употреблять в речи слова – синонимы.
  • «Упрямые слова» - употреблять несклоняемые существительные.
  • «Молчун и говорун» - упражнять в составлении простых и распространённых предложений. Один ребёнок (молчун) задаёт основу предложения, а другой (говорун) расширяет основу, как только может. Эта игра требует предварительной подготовки, объяснения детям правил. На первых порах одну из ролей должен брать на себя воспитатель.
  • «Похвали себя» - упражнение в образовании сравнительной степени прилагательных. Взрослый: «Я  добрая» . Ребёнок: «А я ещё добрее». «Я умная».  «А я ещё умнее».
  • «Кто или что?» различение одушевлённых и неодушевлённых предметов. Педагог показывает картинку, а дети задают вопрос «кто?» или «что?»
  • «Кто больше?» - цель та же. 2 команды или игрока за 1 минуту должны назвать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «кто?» или «что?»
  • «Сочиняем сказку о предлогах».

Педагог начинает рассказывать детям сказку о предлогах: «Жили-были братья по фамилии Предлоги, а имена у них были такие: В, ИЗ, НА, С и т.д. предлоги были очень любопытные. В любил повсюду заглядывать и прятаться: в шкаф, в стол и в другие места. Придумайте, куда ещё прятался В.»

Для достижения более высокой результативности при организации речевых игр и упражнений необходимо придерживаться некоторых рекомендаций:

  • Игры не должны быть длительными по времени (7 – 10 мин.)
  • Они должны проводиться в неторопливом ритме.
  • Игра должна быть живой, интересной и привлекательной для детей.
  • В игре необходимо добиваться активной речевой деятельности.

Особое место в игре отводится педагогу. Он должен внимательно корректировать речь детей в соответствии с их речевыми возможностями, задачами и условиями игры.

При использовании в работе грамматических игр, разнообразных приёмов и методов, проявления заинтересованности, доброжелательного внимания к каждому ребёнку, поощрения даже самого маленького успеха, можно добиться положительных результатов в формировании лексико-грамматических представлений, повысить активность детей на занятиях, развить интерес к языковым играм, научить критически относиться к своим грамматическим ошибкам и контролировать собственную речь.                                

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения игр и упражнений с грамматическим содержанием.

Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опосредствованных сло...

Использование игровых упражнений при формировании грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

В статье рассмотрены особенности формирования грамматического строя речи у детей с ОНР. Даются конкретные методические рекомендации по использованию игровых упражнений при формировании грамматического...

Игровые упражнения на развитие навыков восприятия характера и содержания музыкального произведения для детей старшего дошкольного возраста.

    В наше социально - ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, приобщение ребенка к наилучшим об...

Картотека игровых упражнений на развитие грамматического строя речи

В данной картотеке подобраны упражнения на развитие грамматического строя речи детей старшей группы....

Игры и упражнения с грамматическим содержанием.

В статье описано значение детского речетворчества, необходимости развития творческих и языковых возможностей дошкольников. Представлены игры и упражнения для развития данной стороны речи...

Развитие диалогического общения у старших дошкольников через проведение игр и упражнений с грамматическим содержанием

Именно на игре словом ребёнок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его, и то, что филологи называют «духом языка».М.Горький...

"Игры и игровые упражнения на формирование правильного грамматического строя речи. Картотека дидактических игр и упражнений."

Консультация для воспитателей "Игры и игровые упражнения на формирование правильного грамматического строя речи. Картотека дидактических игр и упражнений."   Консультация содержит ...