Лэпбук – новейший способ организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
статья по логопедии

Лэпбук - это самодельная интерактивная папка, в ней собирается материал по какой-то определенной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_po_teme_lepbuk.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №88»

Выступление по теме самообразования:

Лэпбук – новейший способ организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста

Выполнила: учитель-логопед

Жиркова Марина Иннокентьевна

г. Якутск

2019 г

Период работы: 2019-2020, 2020-2021 учебные годы.

Цель: изучение новых подходов и идей в своей педагогической деятельности посредством использования метода «Лэпбука».

Задачи по теме самообразования:

1. Изучить материалы о лэпбуке;

2. Выбрать темы, материалы, создать схемы;

3. Применить на практике в педагогической деятельности;

4. Организовать выставки для педагогов и родителей.

Актуальность: Проблема развития речи является одной из актуальных тем в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном увеличении количества детей, имеющих различные нарушения речи. По словам главы Минобрнауки Ольги Васильевны, на сегодняшний день 58% детей имеют логопедические проблемы. Работая с такими детьми, специалисты нередко отмечают отсутствие мотивации у детей, снижение познавательной активности и это заставляет нас, педагогов, использовать в своей работе не только традиционные, но и современные, более актуальные способы обучения наших воспитанников. 

Аудитория: данное пособие предназначено для детей дошкольного возраста. Может использоваться как в индивидуальной работе, так и в работе с небольшой подгруппой детей.

В последнее время симпатии педагогов, а главное, детей, все больше завоевывает Лэпбук. Педагогам он интересен тем, что в простой, игровой форме позволяет выполнить множество задач в работе с ребенком. А для детей Лэпбук – это и книжка, и игрушка, и интересное занятие.

Лэпбук (lap – колени, book – книга). Если переводить дословно, то лэпбук - это книжка на коленях. Лэпбук - это самодельная интерактивная папка, в ней собирается материал по какой-то определенной теме.

У детей с речевыми патологиями речь самостоятельно развиваться не может. Путь исправления звукопроизношения трудный и длительный. Очень часто у детей дошкольного возраста, имеющими нарушения страдают и познавательные процессы: память, внимание, восприятие, мышление.

Помочь решить эту проблему может использование в коррекционной работе лэпбука. Он способствует:

  • Формированию правильного речевого выдоха;
  • Развитии мелкой моторики;
  • Развитии связной речи;
  • Пополнении и расширении словаря детей;
  • Ускорении процесса автоматизации и дифференциации звуков;
  • Формировании грамматических категории;
  • Повторении и закреплении изученного, систематизация знаний.

  Для детей, в зависимости от возраста и уровня развития речи можно брать «широкие, обобщающие» темы - времена года, транспорт, овощи и т.п. Тогда получится папка с общей информацией по данной теме. Для детей старшего возраста лучше брать темы более узкие, несущие конкретную информацию - это будет более продуктивнее, допустим вода, снегирь.

В пособиях материал должен представлен на развитие всех компонентов речевой системы. Задания разного уровня сложности позволяют заниматься с детьми с различными нарушениями речи. Такие папки помогут в игровой форме отработать те направления, которые логопед считает наиболее важными для данной группы детей.

Кроме папки по отработке лексической темы можно создать лэпбук по совершенствованию звукопроизношения. Тогда это может быть подборка упражнений и игр для автоматизации, дифференциации определённого звука, или группы звуков.

Наиболее эффективно использовать лэпбук для подгрупповой, индивидуальной, или для самостоятельной работы. Для группового занятия он не актуален: картинки мелкие, материал расположен компактно, да сама форма не способствует демонстрации на большую аудиторию. Зато на индивидуальном занятии видны все его достоинства. Яркая, большая книжка –игрушка не может не привлечь внимание ребёнка. Разнообразные кармашки с секретом, движущиеся детали могут поддерживать интерес достаточно продолжительное время. За счёт большого количества материала можно позволить ребёнку выбрать тот или иной набор заданий для сегодняшнего занятия. Оптимален он и для занятий с небольшой подгруппой детей (2,3 максимум 4 человека). 

В заключении хочу добавить, что лэпбук способствует не только усвоению тех или иных знаний, но и живому эмоциональному общению и взаимодействию всех участников педагогического процесса.

ЛЭПБУК:

1. Информативен: в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал;

2. Многофункционален: способствует развитию творчества, воображения, есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально; обладает дидактическими свойствами;

3. Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);

4. Обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с речевым материалом;

5. Является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

6. Его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;

7. Обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Список литературы

1. Блохина Е., Лиханова Т. «Лэпбук – «наколенная книга» / [Текст]/ Журнал "Обруч "№ 4 2015 год

2. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). Пермь: Меркурий, 2015.

3. Горбунова Ю. Мастер-класс для педагогов. Лэпбук как форма совместной деятельности взрослого и детей/ [Электронный ресурс] / http://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-dlja-pedagogov-na-temu-lyepbuk-kak-forma-sovmestnoi-dejatelnosti-vzroslogo-i-detei.html

4. Лэпбук-форма работы по развитию речи / [Электронный ресурс] http://index.php/специалисты/логопед/логокарусель-игры-для-развития-речи/157-лэпбук-форма-работы-по-развитию-речи

5. Лукашук О.С. Лэпбук - новая форма организации образовательной деятельности/ [Электронный ресурс] / http://www.maam.ru/detskijsad/lyepbuk-novaja-forma-organizaci-obrazovatelnoi-dejatelnosti.html

6. Мартынова Н. Т. Лэпбук как вид совместной деятельности взрослого и детей/ [Электронный ресурс] / https://infourok.ru/proekt-lepbuk-prednaznachen-dlya-sovmestnoy-deyatelnosti-vospitatelya-s-detmi-512880.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, обеспечивающие интеграцию образовательных областей.

Материал полезен педагогам организующим деятельность на основе модульного построения образовательного процесса....

Статья: "Квест – как одна из форм организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста".

В данной статье представлен опыт работы по использованию элементов квест - технологии в дошкольном образовании. Адаптированная к условиям детского сада квест - технология, может стаь одной из форм орг...

Презентация Новые подходы к организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста

Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным - вот задача первичного обучения.К.Д. Ушинский...

"Зернышко доброты" Сборник практических материалов по организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста

Сборник включает в себя практические материалы по формирование духовно-нравственных качеств у детей посредством приобщения их к ценностям Православной культуры и духовно-нравственным традициям русског...

Статья Виртуальный музей в детском саду – форма организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста

Современный ребенок растет в динамичном, изменчивом мире, и система дошкольного образования должна быть гибкой, уметь приспосабливаться к социальным запросам родителей и в тоже время помочь ребенку пр...

Удостоверение о повышении квалификации «Новый контекст содержания образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС, в рамках реализации Федеральных образовательных программ: дошкольного образования, адаптированной программы

Удостоверение о повышении квалификации «Новый контекст содержания образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС, в рамках реализации Федеральных образовательны...