«Применение нейроигр в логопедической практике с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Абалмазова Людмила Владимировна

Нейроигры - это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на головной мозг. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyroigry_v_marte_2025_godadocx.docx372.29 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка  

«Применение нейроигр в логопедической практике с детьми

с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)»

                                                                                 

       Нейроигры - это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на головной мозг.

Включение нейроигр и упражнений на занятиях учителя-логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ТНР. Использование нейроигр позволяет, с одной стороны повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, с другой - в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения.

  Эффективные упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия:

Упражнение «Гуси», « Собачка», «Ежики», «Колечко», «Лошадка» и многие другие

Двуручное рисование 

Лабиринт «Полушарные доски»

«Полушарные доски» — это развивающая пособие , предназначенное  для тренировки полушарий головного мозга и одновременно автоматизацию и дифференциациюзвуков.
Играя в лабиринт обеими руками, ребёнок развивает взаимодействие и синхронизацию работы левого и правого полушарий головного мозга.
Игра благоприятно влияет на развитие  координации движений рук, мелкую моторику, восприятие, долгосрочную память, улучшается процесс чтения и письма.
https://basket-05.wb.ru/vol792/part79200/79200036/images/c246x328/1.jpg

  Логопальцеход -  помогает  развить навыки логопедического занятия, а также фонематический слух. Нейротренажер Монтессори создан, чтобы ребенок мог заниматься нейропсихологическими занятиями как дома, так и на занятий у логопеда. При помощи данного пособия для межполушарной работы ребенок  тренирует  свой мозг, улучшать координацию движений и развивать свой интеллект. Доска сортер изготовлена из дерева, и помогает  ребенку развивать память, логическое мышление, улучшать свои навыки и способности.

Логопедическая игра специально созданы для развития речи у детей. Поможет научиться правильно произносить звуки и слова, составлять правильные предложения, а также улучшать фонетику. Кружочки - это развитие для детей в игровой форме, помогает им тренироваться в управлении рук, а также развивать координацию движений.

  2. Кинезиологические упражнения. На логопедических занятиях в детском саду мы  с детьми регулярно выполняем кинезиологические упражнения. Это заметно повышает умственную активность и работоспособность детей, а значит и эффективность коррекционной работы. 

Пособие «Нейроладошки». Нейроладошки – это универсальный развивающий набор жестов, который помогает разнообразить занятие с  ребенка, наполнить его полезными играми Данное пособие  формируют - переключение. Самый важный компонент процесса внимания.  https://static.tildacdn.com/stor3833-3464-4832-a364-666236626563/52494689.jpgC:\Users\Пользователь\AppData\Local\Temp\Rar$DIa0.979\1743002080191.jpg

C:\Users\Пользователь\AppData\Local\Temp\Rar$DIa0.628\1743002080206.jpg

Без него любая деятельность практически невозможна. Ребенок научится переключаться с одного действие на другое , даже не замечая учебной нагрузки. Концентрацию и устойчивость внимания. Это самый мощные инструмент для стимуляции работы мозга.

 Развивающий набор фигур из дерева незаменимый помощник на логопедических занятий  Увлекательная головоломка используется для развития пальцевого праксиса. Нейротренажер активно использую в своей работе для логопедических занятий с детьми. За счет различных форм, жесты интересны для детей как игрушки, что повышает мотивацию к занятиям и молниеносному обучению. Эффективно применяем пособие на автоматизацию заданного звука. Ребенок одновременно следит за звуками и выполняет определенные жесты. Детям очень нравится .

Упражнение «Кулак-ребро-ладонь» («Два, три, ноль»).

Используем эту игру для автоматизации звуков, для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков (если услышишь звук Ш — ставь кулак, звук С — ставь ребро; звук Р —  кулак, звук Л —  ладонь и т.д.).

«Ухо-нос» - между сменой рук хлопок

«Моряк» (козырёк и класс)

«Ладушки»

Упражнение «Выложи фигуры» - одновременно работая вылаживаем правой рукой круг, а левой квадрат…Дети по ранее подготовленной схеме.

Упражнение «Голова, уши, плечи» (Голова, плечи, колени)

Двумя руками одновременно касаться указанных частей тела и проговаривать чистоговорки, слова, фразы, стихи.

Упражнение «Жесты»

Автоматизация звука в словах (слово-жест), Построение простой фразы (Я подарю Лунтику», «Я вижу…»

Левой рукой показывать «класс», правой – «зайчика». Одновременно менять положение рук и постепенно наращивать скорость.

 «Попробуй повтори» На столе разложены квадраты и круги, где круг это з удара по столу, а квадрат – 2 хлопка.

 «Резиночки».

Эта игра полезна для развития мелкой моторики, внимания, пространственной ориентировки. Здесь есть специальные карточки со схемами одевания резинок на пальцы. Такую игру легко сделать самим. Так же полезен вариант без использования карточек по словесной инструкции (Одень на мизинец правой руки оранжевую  резинку, на указательный пальчик правой руки- желтую  и т.д. Таким образом закрепляем названия пальцев и понятия: «право-лево».

Игра: «Хлоп-Топ-Тук»

Это работа над темпом, ритмом речи. А так же у ребенка формируется внимание, зрительная память, быстрота реакции, способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации.

«Нейрогимнастика»

 Применяется не только для коррекции развития детей с ОВЗ, но и для развития высших психических функций у нормально развивающихся детей.  С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. Каждое из упражнений нейрогимнастики способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения, также способствуют развитию координации движений и психофизических функций. https://documents.infourok.ru/03c0a9fb-e079-42d4-9860-509dbd5654cf/0/image011.pngC:\Users\Пользователь\Downloads\1743015812064.jpg

                                  «Гимнастика для пальчиков»https://documents.infourok.ru/03c0a9fb-e079-42d4-9860-509dbd5654cf/0/image012.png

Развивающий набор «Гимнастика для пальчиков» интересное пособие, дети с удовольствием выполняют различные задания. Особенно интересны упражнения в сопровождении стихотверений и чистоговорок. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга.https://documents.infourok.ru/03c0a9fb-e079-42d4-9860-509dbd5654cf/0/image013.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный подход к адаптации в логопедической группе детей с тяжелыми нарушениями речи, со сложной структурой дефекта, детей-инвалидов.

Более половины из детей, поступающих в логопедические группы, кроме выраженного речевого нарушения имеют сопутствующие неврологические, соматические заболевания и психологические, личностные особеннос...

Родительское собрание в старшей группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».

на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми  нарушениями речи»Цели: ознакомление родителей с особенностями логопедической р...

«Применение интерактивного редактора «Сова» для детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях дистанционного обучения»

Применение  в коррекционной работе с детьми (ТНР) интерактивных, обучающих игр, предотвращает утомление, поддерживает познавательную активность, повышает развитие всех компонентов речи. ( ...

Осуществление коррекционно – развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи посредством применения практики «Сказки на степ - платформах»

Представить опыт работы по использованию практики «Сказки на степ - платформах», как один из способов коррекционно – развивающей работы с детьми с  тяжелыми нарушениями ре...

Нейроигры для работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

   Научные исследования выявили, что определенные физические движения оказывают влияние на развитие интеллекта человека. На основании полученных выводов возникла новая система &mdash...

Программа логопедического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) на 2024-2025 уч. год

Рабочая программа разработана с учетом целей и задач образовательной программы дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями ре...

Применение сказкотерапии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

В последние годы проблема поддержки детей с особыми образовательными потребностями стала особенно актуальной. У дошкольников с тяжелыми нарушениями в речи часто наблюдаются стойкие проблемы в коммуник...