Календарно-тематическое планирование. Младшая группа
календарно-тематическое планирование по логопедии (младшая группа)

Слепова Вера Петровна

Календарно-тематическое планирование. Младшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskiy_plan.doc573.35 КБ

Предварительный просмотр:

       Тематический план

подгрупповых логопедических занятий

в младшей группе

для детей с недоразвитием речи

Неделя

Лексическая тема

Словарь для пассивного и активного усвоения

Развитие общих речевых навыков, понимания

и употребления грамматических форм

Октябрь

3-я

4-я

ОБСЛЕДОВАНИЕ (заполнение логопедом речевых карт детей)

Ноябрь

1-я

«Овощи»

Капуста, морковь, лук, огу рец, помидор, картошка, репа.

Дать, положить, рубить, тереть, варить, солить

Расширение пассивного сло варя, его активизация

2-я

«Фрукты»

Яблоко, груша, лимон, ба нан, слива, апельсин, кожу ра, дольки.

Большой, маленький, кис лый, сладкий. Рвать, складывать, делить

Знакомство с понятиями «один» - «много». Закрепле ние в активной речи оборота «у меня». Понимание предло га «в». Понимание существительных с суффиксами уменьшитель но-ласкательного значения

3-я

«Части тела»

Голова, руки, ноги, волосы, уши, глаза, нос, щеки, рот, шея, живот, спина. Поднимать, опускать, хло пать, топать

Понимание категории числа существительных. Употреб ление в речи уменьшитель но-ласкательных форм суще ствительных

4-я  

«Одежда.Обувь»

Одежда, обувь, платье, юбка, брюки, колготки, носки, ру башка, шорты, сапоги, туф ли, тапочки, шарф, куртка, шапка, варежки, перчатки, воротник, карман, рукав, пу говицы, капюшон, «молния». Надевать, обувать

Понимание категории числа существительных. Закрепле ние в речи оборота «у меня». Практическое усвоение предложно-падежных конструкций типа «надевать на голову»

Декабрь

1-я

«Семья»

Мама, папа, бабушка, дедуш ка, брат, сестра, семья. Работать, подметать, стирать, полоскать, колоть (дрова)

Усвоение предложной конст рукции «на работу». Образо вание существительных ро дительного падежа без пред лога (нет кого?). Образование уменьшительно-ласкатель ных форм существительных. Усвоение предложных конст рукций типа «у мамы»

2-я

«посуда»

Посуда, чайник, чашка, ложка, блюдце, сахарница, тарелка. Горячий.

Наливать, размешивать, об жечься, кипеть, пить (чай)

Закрепление понятий «один» — «много». Образова ние множественного числа существительных. Понимание пространствен ных отношений и простых предлогов, обозначающих их

3-я

«Мебель»

Стол, стул, шкаф, кровать, полка, кресло, диван, нож ки, спинка, сиденье. Ставить, класть, положить, ложиться, спать, отдыхать, сидеть, помогать, вытирать (пыль)

Понимание предлогов про странственного значения. Практическое усвоение предложно-пространственных конструкций. Образование уменьшительно-ласкатель ных форм существительных

4-я

«Новогодний праздник. Елка»

Елочные (игрушки), шары, шишки, вата, мишура, игол ки, фонарики, дождик, Дед Мороз, Снегурочка. Колючая, нарядная, яркая, блестящая, добрый, борода тый, старый.

Наряжать, украшать, вешать

Понимание (употребление) предлогов «на», «под». Уп ражнение в образовании мно жественного числа существи тельных

Январь

1-я

«Зима.

Зимние забавы»

Санки, горка, лыжи, коньки, лед, снеговик, снежинка. Белый, холодный, пушистый, липкий, мокрый. Кататься, лепить

Закрепление понятий «один» - «много». Практиче ское усвоение предложно-падежных конструкций. Обуче ние составлять рассказ со зрительной опорой

2-я

«Домашние птицы»

Гусь, утка, яйца. Веселый, грустный. Кукарекать, крякать, пищать, гоготать, клевать, плавать

Понимание и образование множественного числа суще ствительных. Развитие фра зовой речи

3-я

«Птицы»

Воробей, синичка, снегирь, ворона, кормушка. Красная (желтая) грудка, черная, коричневый

Развитие фразовой речи ( «У воробья клюв»). Понимание катего рии числа глаголов прошедш. вр. Образование существительных мн. числа

Февраль

1-я

«Кошка с котятами»

Кошка, кот, котенок, котята, усы, лапы, хвост, шерсть, мордочка.

Мяукать, лакать, ловить (мышей)

Развитие фразовой речи (фразы типа «Кошка спит», «Кошка лакает молоко»). За крепление понимания суще ствительных с уменьшитель но-ласкательными суффикса ми. Обучение пересказу со зрительной опорой

2-я

«Собака со щенка ми»

Собака, щенок, щенки. Добрая, злая, чистый, грязный. Лаять, сторожить, охранять, угощать (косточкой), приче сывать, гладить

Упражнение в подборе анто нимов-определений. Развитие фразовой речи (фразы типа «Таня гладит собаку», «У со баки щенки»)

3-я

«День защитника отечества»

Праздничный день, герой, флаг, флажок, труба, фуражка, бинокль, танк

закреплять знание прилагательных (боль шой — маленький, синий, красный, зеленый, жел тый); учить договаривать слова и словосочетания; — формировать умение образовывать родительный падеж имен существительных со значе нием отсутствия.

4-я

«Домашние животные»

Коза, корова, лошадь, овца, рога, копыта.

Дает (молоко, шерсть), пере возит грузы, подает голос, приносит пользу, ухаживает

Развитие фразовой речи (фразы типа «У коровы рога», «Корова дает молоко», «Траву дадим козе») Практиче ское усвоение предлогов «на», «под», «в»






Март


1-я

«Дикие животные»

Медведь, лиса, волк, ежик, белка.

Косолапый, рыжая, зуба стый, колючий

Обучение связному высказыванию   (описательному   рассказу о животном). Практическое усвоение употребления существительных в родительном падеже с предлогом «от» Обучение пересказу сказки с опорой на иллюстрации

2-я

«Мамин праздник»

Красивая, добрая, умная, ве селая.

Готовит (обед), моет (посуду), шьет, гладит, стирает, жарит, варит, чистит, печет

Практическое усвоение со гласования существительных женского рода с прилагательными и местоимением «моя». Практическое употребление глаголов совершен ного вида. Образование существительных дательного и винительного падежей. Раз витие фразовой речи (фразы типа «Мама варит суп»)

3-я

«Продукты питания»

Борщ, суп, каша, колбаса, ма кароны, хлеб, компот. Горячий, вкусный. Наливать, резать, накрывать (на стол)

Образование существитель ных творительного падежа. Практическое усвоение пред логов «на», «в», «из», «под» Употребление глаголов совершенного вида, глаголов в прошедшем времени

4-я

«Профессии в детском саду»

Воспитатель, няня, логопед, повар, музыкальный руково дитель, врач (медсестра). Учить, читать, гулять, уби рать, подметать, играть (на пианино), танцевать, лечить

Развитие диалогической речи. Развитие фразовой речи. Упражнение детей в употреблении глаголов пове лительного наклонения (оречевление инструкций)

Апрель

1-я

«Весна. Кораблик»

Кораблик, лодочка, весна, ру чейки, сосульки, проталины. Весеннее, яркое. Греть, таять, пускать, плыть

Практическое усвоение при тяжательных местоимений «мой», «моя». Упражнение детей в пересказе со зритель ной опорой. Закрепление по нятий «один» - «много»

2-я

«Перелетные птицы»

Ласточка, грач, скворец, кры лья, перья, птенцы, гнездо. Важный, быстрая. Летать (прилетать, улетать), петь (распевать песню), ша гать, устраивать (гнезда), ловить

Упражнение в понимании стихотворных текстов, связ ного рассказа педагога. Учить детей отвечать фразой на вопросы по прослушанно му тексту

3-я

«Транспорт»

Машина, автобус, кузов, ка бина, колесо, фара, шофер, гараж.

Легковая, грузовая. Едет, гудит, везет. Быстро, медленно, тихо, громко, вперед, назад

Различение и практическое усвоение форм ед. и мн. числа су ществительных. Образование существительных род. падежа с предлогом «без». Практическое употребление сложных глаголов будущего времени с существительным винительного падежа. Упраж нение в пересказе со зритель ной опорой. Практическое употребление предлога «на» с существительным предложно го падежа.

4-я

«Самолет»

Самолет, крылья, хвост, ка бина, колеса, руль, пилот, летчик, пассажиры. Лететь, взлетать, приземлять ся, подниматься, опускаться. Далеко, близко, высоко, низко

Образование множественного числа существительных. Практическое усвоение пред логов «на», «под», «в», «за». Практическое усвоение наре чий-антонимов, приставоч ных глаголов

Май

1-я

«Весна»

Времена года (осень, зима, весна, лето). Вырасти, распускаться. Тепло, жарко

Развитие словесно-логическо го мышления. Развитие диа логической речи. Упражне ние в употреблении предлогов пространственного значения

2-я

«Насекомые»

Бабочка, муха, жук, оса, паук, муравей, стрекоза, ко мар, крылья, лапки, усики. Разноцветная.

Ползать, жужжать, прыгать, кружиться

Практическое усвоение согла сования прилагательных с су ществительными,   существи тельных с глаголами прошед шего времени. Употребление предлогов «на», «под», «в». Развитие фразовой речи

3-я

«Цветы»

Мак, одуванчик, василек, ландыш, ромашка, роза, тюльпан, колокольчик, сте бель, лепестки, листок. Сажать, поливать, собирать

Развитие фразовой речи (фраза типа «Девочка сажает цветы»). Упражнение в со гласовании существительного с прилагательным. Образова ние существительных датель ного падежа

Тематический план подгрупповых логопедических занятий в младшей группе для детей с недоразвитием речи

Неделя

Лексическая тема

Словарь для пассивного и активного усвоения

Развитие общих речевых навыков, понимания   -.

и употребления грамматических форм

Сентябрь

1-я 2-я

ОБСЛЕДОВАНИЕ (заполнение логопедом речевых карт детей)

3-я

«Игрушки»

Кукла, машина, юла, нева ляшка, мяч, матрешка, пи рамидка, кубики, флажок. Играть, катать, качать, соби рать, бросать, взять

Преодоление речевого нега тивизма, развитие понима ния обращенной речи

4-я

«Овощи»

Капуста, морковь, лук, огу рец, помидор, картошка, репа.

Дать, положить, рубить, тереть, варить, солить

Расширение пассивного сло варя, его активизация

Октябрь

1-я

«Фрукты»

Яблоко, груша, лимон, ба нан, слива, апельсин, кожу ра, дольки.

Большой, маленький, кис лый, сладкий. Рвать, складывать, делить

Знакомство с понятиями «один» - «много». Закрепле ние в активной речи оборота «у меня». Понимание предло га «в»

2-я

«Во саду ли, в огороде»

Сад, огород, земля, грядка, дерево, ветка, борщ, компот. Красный, зеленый, желтый, круглый, длинный. Сажать, пахнет. Вверху, внизу

Понимание существительных с суффиксами уменьшитель но-ласкательного значения

3-я

«Части тела»

Голова, руки, ноги, волосы, уши, глаза, нос, щеки, рот, шея, живот, спина. Поднимать, опускать, хло пать, топать

Понимание категории числа существительных. Употреб ление в речи уменьшитель но-ласкательных форм суще ствительных

Календарный план

4-я   ! *Ощежт~ Обузь»

Одежда, обувь, платье, юбка, брюки, колготки, носки, ру башка, шорты, сапоги, туф ли, тапочки, шарф, куртка, шапка, варежки, перчатки, воротник, карман, рукав, пу говицы, кашошон, «молния». Надевать, обувать

Понимание категории числа существительных. Закрепле ние в речи оборота «у меня». Практическое усвоение пред-ложно-падежных конструкций типа «надевать на голову»

Ноябрь

1-я

«Дерево

(признаки осени)*

Дерево, листья, ветка, ствол, птицы.

Слабый, сильный (ветер). Качаться, гнуться, опадают, колышутся

Образование множественного числа существительных. Прак тическое закрепление в речи согласования существительно го с прилагательным в роде

2-я

«Дома»

Дом, стена, пол, потолок, крыша, дверь, окно, балкон, лестница.

Высокий, низкий, высоко, низко.

Строить, сломаться

Закрепление понятий «один» — «много». Образова ние множественного числа существительных. Понимание пространствен ных отношений и простых предлогов, обозначающих их

3-я

«Семья»

Мама, папа, бабушка, дедуш ка, брат, сестра, семья. Работать, подметать, стирать, полоскать, колоть (дрова)

Усвоение предложной конст рукции «на работу». Образо вание существительных ро дительного падежа без пред лога (нет кого?). Образование уменьшительно-ласкатель ных форм существительных. Усвоение предложных конст рукций типа «у мамы»

4-я

«Чайная посуда»

Посуда, чайник, чашка, ложка, блюдце, сахарница, тарелка. Горячий.

Наливать, размешивать, об жечься, кипеть, пить (чай)

Образование множественного числа существительных. Практическое усвоение пред-ложно-падежных конструк ций

Декабрь

1-я

«Мебель»

Стол, стул, шкаф, кровать, полка, кресло, диван, нож ки, спинка, сиденье. Ставить, класть, положить, ложиться, спать, отдыхать, сидеть, помогать, вытирать (пыль)

Понимание предлогов про странственного значения. Практическое усвоение пред-ложно-пространственных конструкций. Образование уменьшительно-ласкатель ных форм существительных

2-я

«Зима.

Зимняя одежда»

Зима, снег, шуба, пальто, ва ленки, шапка, шарф. Зимний, снежный (ком), теп лая (одежда). Замерзнуть, погреться. Холодно

Упражнение в употреблении существительных в винитель ном падеже. Практическое ус воение предлога «на». Обуче ние пересказу со зрительной опорой

Календарный план

3-я

«Зима.

Зимние забавы»

Санки, горка, лыжи, коньки, лед, снеговик, снежинка. Белый, холодный, пушистый, липкий, мокрый. Кататься, лепить

Закрепление понятий «один» - «много». Практиче ское усвоение предложно-па-дежных конструкций

4-я

«Новогодний праздник. Елка»

Елочные (игрушки), шары, шишки, вата, мишура, игол ки, фонарики, дождик, Дед Мороз, Снегурочка. Колючая, нарядная, яркая, блестящая, добрый, борода тый, старый.

Наряжать, украшать, вешать

Понимание (употребление) предлогов «на», «под». Уп ражнение в образовании мно жественного числа существи тельных

Январь

1-я

«Петушок с семьей»

Петух, курица, цыпленок, цыплята, хвост, крылья, клюв, гребешок, бородка. Ходить, звать, взлетать (на забор), кормить

Развитие фразовой речи (фра зы типа «У петушка голова», «Хозяйка кормит кур»)

2-я

«Домашние птицы»

Гусь, утка, яйца. Веселый, грустный. Кукарекать, крякать, пищать, гоготать, клевать, плавать

Понимание и образование множественного числа суще ствительных. Развитие фра зовой речи

3-я

«Птицы»

Воробей, синичка, снегирь, ворона, кормушка. Красная (желтая) грудка, черная, коричневый

Развитие фразовой речи (фразы типа «У воробья клюв»). Понимание катего рии числа глаголов прошед-. шего времени. Образование существительных множест венного числа

Февраль

1-я

«Кошка с котятами»

Кошка, кот, котенок, котята, усы, лапы, хвост, шерсть, мордочка.

Мяукать, лакать, ловить (мышей)

Развитие фразовой речи (фразы типа «Кошка спит», «Кошка лакает молоко»). За крепление понимания суще ствительных с уменьшитель но-ласкательными суффикса ми. Обучение пересказу со зрительной опорой

2-я

«Собака со щенка ми»

Собака, щенок, щенки. Добрая, злая, чистый, грязный. Лаять, сторожить, охранять, угощать (косточкой), приче сывать, гладить

Упражнение в подборе анто нимов-определений. Развитие фразовой речи (фразы типа «Таня гладит собаку», «У со баки щенки»)

3-я

«Домашние животные»

Коза, корова, лошадь, овца, рога, копыта.

Дает (молоко, шерсть), пере возит грузы, подает голос, приносит пользу, ухаживает

Развитие фразовой речи (фразы типа «У коровы рога», «Корова дает молоко», «Траву дадим козе»)

2--115S

Календарный гок

4-я

«Дикие животные. Заяц»

Заяц, зайчик. Прыгать, бегать, скакать, шевелить (ушами), грызть (кору, морковку), бояться (лису, волка, сову)

Развитие фразовой речи (фразы типа «Зайчик хочет покататься», «У моего зайчи ка болит ухо»). Практиче ское усвоение предлогов «на», «под», «в»

Март

1-я

«Дикие животные»

Медведь, лиса, волк, ежик, белка.

Косолапый, рыжая, зуба стый, колючий

Обучение связному высказы ваншо   (описательному   рас сказу о животном). Практиче ское усвоение употреблени; существительных в родитель ном падеже с предлогом «от» Обучение пересказу сказки < опорой на иллюстрации

2-я

«Мамин праздник»

Красивая, добрая, умная, ве селая.

Готовит (обед), моет (посуду), шьет, гладит, стирает, жарит, варит, чистит, печет

Практическое усвоение со гласования существительной женского рода с прилагатедь ными и местоимением «моя». Практическое упот ребление глаголов совершен ного вида. Образование суще ствительных дательного и винительного падежей. Раз витие фразовой речи (фразы типа «Мама варит суп»)

3-я

«Продукты питания»

Борщ, суп, каша, колбаса, ма кароны, хлеб, компот. Горячий, вкусный. Наливать, резать, накрывать (на стол)

Образование существитель ных творительного падежа. Практическое усвоение пред логов «на», «в», «из», «под» Употребление глаголов совер шенного вида, глаголов в прошедшем времени

4-я

«Профессии в детском саду»

Воспитатель, няня, логопед, повар, музыкальный руково дитель, врач (медсестра). Учить, читать, гулять, уби рать, подметать, играть (на пианино), танцевать, лечить

Развитие диалогической речи. Развитие фразовой речи. Упражнение детей в употреблении глаголов пове лительного наклонения (оре-чевление инструкций)

Апрель

1-я

«Весна. Кораблик»

Кораблик, лодочка, весна, ру чейки, сосульки, проталины. Весеннее, яркое. Греть, таять, пускать, плыть

Практическое усвоение при тяжательных местоимений «мой», «моя». Упражнение детей в пересказе со зритель ной опорой. Закрепление по нятий «один» - «много»

Календарный пяон

2-я

«Перелетные птицы»

Ласточка, грач, скворец, кры лья, перья, птенцы, гнездо. Важный, быстрая. Летать (прилетать, улетать), петь (распевать песню), ша гать, устраивать (гнезда), ловить

Упражнение в понимании стихотворных текстов, связ ного рассказа педагога. Учить детей отвечать фразой на вопросы по прослушанно му тексту

3-я

«Транспорт»

Машина, автобус, кузов, ка бина, колесо, фара, шофер, гараж.

Легковая, грузовая. Едет, гудит, везет. Быстро, медленно, тихо, громко, вперед, назад

Различение и практическое усвоение форм единственного и множественного числа су ществительных. Образование существительных родительно го падежа с предлогом «без». Практическое употребление сложных глаголов будущего времени с существительным винительного падежа. Упраж нение в пересказе со зритель ной опорой. Практическое употребление предлога «на» с существительным предложно го падежа. Усвоение наре чий-антонимов

4-я

«Самолет»

Самолет, крылья, хвост, ка бина, колеса, руль, пилот, летчик, пассажиры. Лететь, взлетать, приземлять ся, подниматься, опускаться. Далеко, близко, высоко, низко

Образование множественного числа существительных. Практическое усвоение пред логов «на», «под», «в», «за». Практическое усвоение наре чий-антонимов, приставоч ных глаголов

Май

1-я

«Весна»

Времена года (осень, зима, весна, лето). Вырасти, распускаться. Тепло, жарко

Развитие словесно-логическо го мышления. Развитие диа логической речи. Упражне ние в употреблении предлогов пространственного значения

2-я

«Насекомые»

Бабочка, муха, жук, оса, паук, муравей, стрекоза, ко мар, крылья, лапки, усики. Разноцветная.

Ползать, жужжать, прыгать, кружиться

Практическое усвоение согла сования прилагательных с су ществительными,   существи тельных с глаголами прошед шего времени. Употребление предлогов «на», «под», «в». Развитие фразовой речи

3-я

«Цветы»

Мак, одуванчик, василек, ландыш, ромашка, роза, тюльпан, колокольчик, сте бель, лепестки, листок. Сажать, поливать, собирать

Развитие фразовой речи (фраза типа «Девочка сажает цветы»). Упражнение в со гласовании существительного с прилагательным. Образова ние существительных датель ного падежа

Тематический план подгрупповых логопедических занятий в младшей группе для детей с недоразвитием речи.

Первый период - сентябрь, октябрь, ноябрь. Сентябрь - адаптационный период, обследование состояния речи и неречевых процессов.

Октябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Семья

Игрушки

Игрушки

Части тела

Ноябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Туалетные принадлежности

Одежда

Одежда

Обувь

Второй период - декабрь, январь, февраль.

Декабрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Обувь

Мебель

Мебель

Новый год. Елка

Январь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Зимние забавы

Продукты

Посуда

Февраль

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Посуда

Домашние Птицы

Домашние птицы

Домашние животные

Третий период - март, апрель, май, июнь.

Март

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Весна.

Мамин праздник

Домашние животные

Дикие птицы

Дикие птицы

Апрель

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Дикие животные

Дикие животные

Транспорт

Транспорт

Май

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Деревья

Лето. Цветы

Лето.

Насекомые

Лето.

Игры с водой

~r ^-язтэ-ъ~ъ~:гл прилагательными (мамин,       " ' Личным местоимением; ко мне Напин, тетин, дядин). . Притяжательными местоимениями: моего,

7. Местоименными формами: твоего.       ...

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД (игры) 1. Развитие слухового внимания и памяти (узнавание неречевых звуков)_

икажи, что ты слышишь Покажи что (кто) шумит?

11оют птички, шумят листочки, топает мальчик, едет машина и т.д.

Тихо — громко!

Если бубен звенит тихо, дети стоят, а если — громко, то бегут на пальчиках

Что шумит?

Отгадывание (показ), каким предметом произведен звук: ложкой, бу магой, стулом, мячом и др.

Встречайте гостей! (назвать или показать)

По звуку погремушки, барабана, колокольчика догадаться какой гость идет: мишка, зайчик или петрушка.

Ветер и птицы

Если тихо гремит погремушка, дети (птички) свободно, но не шумно бегают, а если громко, то прячутся в свои гнезда)

Скажи (покажи) что звучало?

За ширмой: колокольчик, барабан, дудочка

Солнце и дождь

Если звенит тамбурин — на улице доэадь. Дети быстро садятся на стульчики, а если тихо, то светит солнце и можно собирать цветочки

Угадай, что делать?

Под фомкий хлопок — поднять флажок вверх, под тихий — опустить

.—_

вниз

Узнай по звуку

Сказать или показать что упало на пол: ложка, мяч, карандаш

.Ктосмеется?.—-        ~

Узнать кто смеется-:— педагог или кто-то из детей------ — -

Кто это?

По крику животного (птицы) показать или назвать его

Медведь и мишутка (можно брать других животных)

Догадаться, кто рычал низко, а кто высоко?

Кто плачет мальчик или де вочка                 ~-.......~

(высоко и низко)

2. Развитие речевого слуха.

Угадай, чей голос (сказать или показать)

Определить товарища по голосу

Угадай, кто это?

По голосу узнать товарища, который скажет, "ав-ав" или "мяу-мяу"

Лягушка

По голосу определить, кто был лягушкой Педагог. Вот лягушка по дорожке Скачет, вытянувши ножки, Увидала комара,

Закричала.,.  Ребенок ква-ква-кеа

Улавливай шепот

Отойти от детей на определенное расстояние и четким, внятным шепо том отдавать кёманды, типа: "потопать!", "руки вверх*

Кто внимательней

С расстояния от 3 до 6 м (увеличивать постепенно) давать короткие и простые задания. Например: "Возьми мишку и лосадн в машину".

Слушай и выполняй

Ребенку предлагается выполнить 1-2 движения, не показывая их. За точ ное выполнение задания, ребенок поощряется фантом.

У кого? (лото)

У детей 1-2 предметные картинки. Поднимает тот, чей предмет назовет педагог,-

:ерспективный план фронтальных (подгрупповых) занятий * детьми трехлетнего'вюзраста, ........._ ^.имеющими общее недоразвитие речи

(1 год обучения)

Цель логопедический занятий по развитию речи

1. Развитие понимания речи

2. Уточнение и расширение активного словаря

3. Формирование понимания отдельных обоб щающих понятий.

4. Формирование практических навыков в слово образовании и в словоизменении

5. Формирование грамматического строя речи

6. Привитие навыка общения со взрослыми людь ми и сверстниками группы

7. Формирование мотивации речи, как с помощь взрослых, так и по собственной инициативе.

8. Обучение рассказыванию об увиденном на пр гулке или о нарисованном на картинке в 2 — 4 предложениях.

9. Формирование интонационной выразительное речи (сердито, нежно, ласково).

10. Развитие логического мышления и речи.

11. Развитие общего внимания и памяти

12. Развитие общей и мелкой моторики. Цель логопедических занятий по звуковой культуре речи

1. Готовить артикуляционный аппарат для пра вильного произношения звуков, тренируя его ос новные движения во время артикуляционной гим-

настики и в процесса рябпты надозростыми пп-

произношению звуками: а, у, о, и, з, п, б, м, ф, в.

2. Развивать слуховое внимание, речевой слух, речевое дыханиегеилу и высоту (тембр)* гошеа.

3. Вырабатывать четкое произношение слоо, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.

4. Упражнять в правильном произношении звукое А, У, И. О, М, П, Б, Ф, В, К, Г, X, Р. Д\ Н\ Л\ J, Э, А Н, Ы, С, 3, Ш. Ж Щ. Ц, Ч. Л. Р. (можно не брать -^и-звуки, так-как они и южные по api нкукляций):

5. Упражнять в интонационно-ритмической струк туре слов (из 2-3 слогов) с лравильны^прюизно-"шением ударных и бёзуд~арных гласных звуков,

кроме зв. "ЬГ.

6. Развивать мелкую и общую моторику.

7. Развивать общее внимание и память.

Виды и формы работ на занятиях

1. Уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произ ношения звука (веселого язычка в своем домике).

2. Изолированное произношение звука

3. Произношение звука в слогах, словах, фразах.

4. Дидактические игры на развитие слухового вни мания, речевого слуха, зрительного внимания, физиологического дыхания.

5. Выполнение упражнений на развитие общей и мелкой моторики

6. Выполнение упражнений на развитие логиче ского мышления и памяти.

годовой план работы с детьми трехлетнего возраста, имеющими общее недоразвитие речи

~ ~      ~ Задачи работы. -----

1. Формировать у детей мотивацию речи, как с помощью взрослых, так и по собственной инициа-

5. Упражнять в правильном произношении дос тупных для ребенка звуков, звукосочетаний, звуко-

подражании и отдельных слов.

6. Работать над звуконаполняемостью и пра вильным произношением структуры слов и слово сочетаний.

;   7. Формировать фамматическии .строй речи.

8. Учить рассказывать об увиденном на прогул ке или о нарисованном на картинке в 2-4-х пред ложениях.

Расширение понимания речи детей (пассивного словаря)

тиве.

2. Прививать навык общения со взрослыми людьми и сверстниками группы.

3. Расширять пассивный и активный словарь

детей.

4. Развивать логическое мышление, внимание и память.

1 Названиями окружающих предметов (см. словарные темы), устанавливая связь слова с   -предметом и его частями.

2., Названиями слов-действий, которые совер шает сам ребенок.

(спит, ест, сидит, идет, бежит, прыгает, играет, врач — лечит детей.) папа рубит, пилит; * ~~~

няня убирает, моет, вытирает пыль, меняет поло тенца;

4. Вопросительными словами:

—(где; куда? что? кому? для кого? откуда? чем? с чем? на чем? кого? у кого? и др.)

В вопросах должны быть подсказывающие сло-ва7 хорошо знакомые дётямГКагГтолько дети нау-чатся понимать подсказывающие вопросы, из них постепенно "убирать" все подсказывающие слова:

Откуда достал книгу? Куда положил?

Затем включать разные вопросительные слова с одинаковыми глаголамиг типа.   -Откуда приехал? — Куда приехал? Чем ешь? — С чем ешь?

(Фрагменты занятий см. в книге Жуковой Н.С и др. "Преодоление задержки речевого развития у дошкольников" м., "Просвещение" 1973 г. стр. 60-63).

5. Понимание ощущений, которые испыты вает ребенок: холодно, тепло, вкусно, кисло, горько.

6. Прилагательными:

Качественными, обозначающими: величину (большой, маленький).

цвет (белый, красный, зеленый, желтый, си ний, черный),

вкус (горький, сладкий, кислый),

температуру (теплый, холодный),

вес (тяжелый, легкий),

оценку предметов (грязный, чистый, хороший, плохой).

гуляет, едет, убирает, умывается, моется, купает ся, одевается, раздевается, причесывается, ката ется, поливает, кричит, говорит, строит, зовет, ри-йует, несет, везет, падает, поет, кормит, чистит, -одметает, звонит)

Все действия подкрепляются наглядностью, < олровождая проговариванием ситуаций во время игр или прогулок. Вначале произносится предло жение из 2-4 слов, а.затем делается пауза, после чего слово повторяется 2-3 раза, употребляя одни и те же слова в разных грамматических формах с нарочитым выделением ударного слога, немного растянув ударный гласный. Обучение пониманию и выполнению поручения, следует связывать со знакомым уже для ребенка предметом. Если же ребенок не понимает, то это поручение выполняет сам педагог, оречевляя свои действия.

3, Названиями слов-действий совершаемых дру гими лицами:

(бабушка убирает, готовит, вяжет;

м/сестра — лечит детей; дедушка читает, чинит;

шофер — водит машину, едет, гудит, брат читает, пишет,

повар — варит;

сестра учит, рассказывает;

летчик — водит самолет, летит; мама стирает, гладит, шьет,

Заложить 3-4 предметные картинки. Назвать из них 1-2. Предложить

найти названные картинки и взять себе

Wm тебя позвал? ^Сш^фикнулг-АУ* ........_......-..............

(2-3 слова)           г*

1 Кто сказал тихо, а кто гром ко? .

Как гудит пароход?

Произносить звук "У" тихо или громко

Как плачет девочка?

Произносить звук "А* тихо    фОМКО

3. Развитие зрительного внимание и памяти.

| Какая игрушка появилась? | Назови (покажи) что видел {Поставь, как было

(2-3 ифушки)

(2-3 картинки или другихпредметов)

1 Какие картинки (предметы) по казали? ~~~~

(Из 3-4 картинок показать 2)

Чего не стало?

Отгадай, что взял Петрушка? Что не так убрал Незнайка? 7

■       • ■ - -     ■—.....•.....                _ •  ■

* Найди такую же картинку

** Какие игрушки спрятали в ме-

4. Развитие физиологического дыхания.

:    1 );аль: Развитие глубокого вдоха и длительного плавного выдоха                          .....-

| 4ей пароход дольше гудит? Чья птичка дальше улетит?

(Птичек делать из тонкой бумаги)

Чья лодочка дальше уплывет?

(Бумажные лодочки помещать в тазик с водой)

Раздуем огонек ~*

(Из тонкой цветной бумаги (желтой или оранжевой) и соединить кольцом, как султанчики.

\ Пофеем озябшие ручки Волшебные султанчики

(Лучше сделать из цветной бумаги)

! Волшебные пузыречки

Дуть в пузыречки с горлышками разного диаметра от 1, 5 до 1 см.

j Пускание мыльных пузырьков

Использовать по возможности готовую ифушку

; Душистые цветочки

Нюхать цветы — вдох через нос.

Музыканты

Ифы с музыкальными духовыми ифушками; дудочкой, саксофоном и т.п.

Надуем шарик

(Из растянутой резинки)

Надуем ифушку

(Маленькие размером)

Воздушная вертушка

(Готовые и самодельные)

Волшебный шарик

(Готовая ифушка)                                                             1

1. Группировка предметов по цвету,

2. Катание с лотка цветных шариков.

Обогащение сенсорного опыта ребенка

3. Нанизывание на стержень колец (затем на тесьму).

Зн-я^я с втулками.

5. Различные постройки из ройков.

6. Занятия с в!шадыш¥ми (коробками, матрешка- — ми..формочками и др.)

7. Игры с моззикой.8. Ифы с конструкторами._

(См. задания №"30ГЭТ732ГЗз, 34, Щ Щ 37; 38; 39, 40 в книге Жуковой Н.С. и др "Преодоление задержки речевого развития у дошкольников", Мо сква, "Просвещение" 1973 г. стр. 218-220)

Развитие мелкой моторики рук

1. Учить расстегивать и застегивать пуговицы '(большие, затем кукольные).

""" 2: Учить развязывать и завязывать бантик. - 3. Упражнять в шнуровке различных предмете! (ботинок, специальных рамок).    - ~ -    _

4. Легко нажимая тремя пальцами на фушу пульверизатора, направлять получаемую струю

•обБГОНа"плашо~двигалаа

воздуха на~ва!

по столу.

5. Перебор крупы, зерен (фасоль отделить от гороха) по 1£Ы5 штук

6. Тренировать движения пальцев сначала нг правой, затем на левой руке, а в конце — на дву руках вместе, выполняя все упражнения по 3-8 раз.

Пальчиковая гимнастика (картотека иф прилагается)

г

"Разминка"

"Здравствуйте"

"Курочка пьет воду"

"Погладим котенка"

"Оса"          -    •

... ...

"Моя семья"

"Человечек"

"Семья"

"Коза рогатая"

"Качаем лодочку"

-

"Белка*

: "Зайчик*

-

•"fie тки"

"Кольци"

"Встали пальчики"

"Зайчик-кольцо"

z "За работу*

— -Веселый оркестр* .

"Пальчики" .

"Мизинчик"

.  "Мы считаем*   "

; "Пальчик-мальчик"

"Гусь"

"Утята"

"Деревья"

"Пальчики здороваются"

"Птички" *

"Ладонь-кулак"

— "Здравствуй, пальчик, как живешь?" •

-• "Весел ые маляры"

.     Развитие общей моторики.

7. Лечебная физкультура (проводит инструктор ЛФК из поликлиники). - с

2. Включение в физминутку различных движений, предусмотренных "Профаммой" я/сада, например:

- Развитие координации движения рук по подража нию.

- Прыжки на 2-х ногах, затем на одной левой

(правой). .

- Выработка правильной осанки, походки.

- Учить перекладывать мяч с руки на руку.

Развитие логического мышления

- Прокатить мяч в ворота.

- Развивать удар мячом о пол левой и правой кой.

- Бросание мяча вверх

- Катание мяча .  .   . *

- Метание мяча вдаль.

- Ловля мяча.

- Ходьба по прямой дорожке и др.

"Соберем разрезанные картинки" (из 2-3 частей). "Определение предмета по его частям". "Что ты видел на улице?" "Что умеет делать собачка" (затем кошка) "Собери пирамидку!"

"Собери мафешкуГ "Собери вкладыши"

"Дай предметы красного (белого/синего, за желтого) цвета!"

"Покажи на чем сидят (лежат)!"

"Поставь как было!"

"Найди место предмету!" (с учетом высоты) "Найди ифушку с большими ушками" "Возьми большие (маленькие) предметы" Словарная работа Цель:

-~ъ ~зтей воспроизводить звукоподражания и отдельные звукртгимеющие-лекеическое-^начение-.

- - -"зтстеующих ситуациях.

2, Учить узнавать и называть предметы различных словарных тем:______

ггок д/сада

улица, участок, веранда, качели, горка, песочница, песок

(слова -действия, слова-признаки и др.материал смотри в приложении)

■1 ом и его части.

окно, крыша, дверь, лестница, комната, дом, домик, (см. приложение)

I Овощи

репа, морковь, огурец, помидор, кусочек (см. приложение)

Фрукты

яблоко, фуша, лимон, апельсин, долька, (см. приложение)

Одежда (понимать обобщающие слова).

платье, рубашка, кофта, штаны, носки, рукав, воротничек, пуговка, карман (см. приложение)

Обувь (понимать   . . обобщающие слова)

туфли, тапки, сапоги, валенки, калоши, (см. приложение)

Мебель и ее части

стол, стул, шкаф, диван, кровать, ножки, крышка, спинка, полка, дверца, табу ретка.

Посуда

j                          *.

тарелка, блюдце, стакан, ложка, вилка, ручка, донышко, кастрюля, (см. прило жение)        ?                                                            -

Г игрушки (понимать 1 сообщающие слова)

кубикиГмашина,"кукла, мяч~тюшадка, мишкагзайкагволчек (юла), кабина, руль, колесо, голова, ноги, руки, хвост, лапы. (см. приложение)

: Домашние животные " j и их детеныши

собака, корова, коза, кошка, лошадка, щенок, котенок, козленок, теленок, лап ки, ушки, хвостик, рога. (см. приложение)

Домашние гтгицы

курица, петух, цыпленок, фебешок, ноги, клюв. (см. приложение)

Птицы

птичка, голова/хвост, ноги, воробей, голубь, ворона, водичка, крошки (см. при ложение)               .      .

Рыбы

рыба, голова, хвостик, глазки, (см. приложение)

Семья

мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, (см. приложение)

Труд людей

мама, няня, врач, повар, шофер, летчик, м/сестра, машина, самолет, пыль, суп, каша, котлета, булка, (см. приложение)

Транспорт

машина, „автобус, трамвай, самолет, шофер, летчик, кабина, колесо, руль, ку зов, (см. приложение)

Растения

березка, клен, тополь, одуванчик, ромашка, трава, дерево, цветок, стебель, листочек, ветка, роза (китайская), фикус (бегония), (см. приложение)

Дикие животные и их детеныши

заяц, медведь, лиса, волк, зайчонок, медвежонок, лисенок, голова, хвост, ноги, лес (см. приложение)

С обобщающими понятиями вышеназванных словарных тем детей знакомят частично (см. вы ше),

IIL Знать следующие слова-признаки IV. Знать глаголы: отдать, помочь, пожалеть

(прилагательные), обозначающие: цвет — фас- (характеризующие взаимоотношения людей), ный, белый; синий, зеленый, желтый, черный; Понимать некоторые слова-действия, котооые

величину - большой, маленький; вкус- сладкий, совершает сам ребенок вкусный, кислый, горький, плохой, хороший.

:   -ъ наречия: сейчас/больше, меньше,

= ~эдо, близко, далеко, короче, скорее; низ-: сою, быстро, медленно, темно, хорошо, вот, ~ц5,"еще, ввёрЗ^вниз, рэдййГ " "

" ^ГЗнать местоимёниягя; ты, вь/,. мы

VII. Упражнять д^ёи в образовании сущ. ед.ч * уменьшительно-ласшгельными суффиксами ачт woif флаг—флажок, стул — Ьульчик

Подготовительные упражнения на развитие артикуляционного аппарата

„^ЬДахь-ооняшя: "Рот*, иДомик^^е^ель1Й-язьр-ю 2. Упражнения для языка: -"Вверх —вниз"

- "Вперед — назад" (от звуков "и" и "э")

- "Облизывание верхней губы"

- "Удерживание языка в состоянии присоса"

- "Пощелкивание языком* . 3. Упражнения для губ:

Звуковая культура речи

ё*аЧ*-^скал" (^т^вукее^Нг^5)-

- "Вперед*, Трубочка" (от звуков "о* и У)

- "Опустить нижнюю губу, "плотно смыкать губы" на звуки ttMVnV6*.

4. Упражнение для нижней челюсти:

- "Вниз" — "В исходное положение (ИЛ.)в от звука

Цель: 1. Упражншъ в правильном произно шении доступных для детей звукосочетаний, звукоподражаний и отдельных слов.

2. Учить говорить не торопясь и внятно.

3. Учить воспроизводить звукоподражания

(слова):-быстро и медленно (развивая mm

речи), — тихо и громко (развивая силу голоса), — ласково и-сердито (развивая тембр голоса) - -

*4.^РШ5мйТь "детей ~с~ ЧТёшями^ ^зву;шмй)"

звук в новые звукосочетания, звукоподражания лепетные слова и в доступные для детей простые слова (предложения). А — У — И — О — М — Г _Б — Ф — В — К — Г — Х-Г,— Д\ — Н\-л v—J —э — т—-н — Ы — С—3 — ш -Ж—Щ — Ц — Ч — Л — Р У кого произношение

звуков грубо нарушено, можно оставить им толькс гласные звуки и ограничиться работой над инто-• нацйоннс^рйтмической структурой слов (из 2-3-4

"Веселого язычка"--аккуратно *зодя изучаемый

1. Развитие внимания.

слогов) с правильным произношением ударных и - безударных гласных-звуков; кроме*звука ЪГ   -Цель занятия:

5. Развитие тембра голоса (ласково — серди-

2. Развитие физиологического дыхания. "37Р¥з"Ез1^ёТемпа речи (быстро — медленно)." 4. Развитие силы голоса (фомко —тихо).

то).   ........

~6: Упрашять в правильном произношении зву ков, (можно брать лепетные слова или звукопод ражания).

Этапы.развития фонематического слуха.

L Узнавание неречевых звуков, (см. ифы на развитие слухового внимания)

II. Различение одинаковых звуков, звукосочета ний, слов, фраз по высоте, силе, тембру голоса.

(см. ифы на развитие речевого слуха).

Ill Различать слова-паронимы и близкие по звуковому составу.

Покажи где дом, а где ком?

—w — мак —*—бак

—м —сук —"—суп

—м — коза—а —коса

—u — Маша—а — каша

—"—лук —"— жук —а — ветка—**— клетка —"—листок —"— платок —■—мишка — "— миска — "—усы—* — осы и др.

— —лыжи —" — лужи -IV. Воспроизводить на слух слоги и звукосочетания:

ам — ум им -ом ау —уа ма— му мо • аи — иа ма an — оп уп — ил ао — 6а

па — по пу — па уо — оу

аф — уф иф^ оф уи — иу фу — фа фо

г— фу ОИ-

I ио

V. Различать звуковыефонемьп~ Если "веселый даычок^сет-пешн^,* У—то пр|дшк_аршнку^пашход^:^

"а"—то покажи картинку "девочка плачет* "о" — то покажи картинку "болит зуб* "

иия-

-то покажи картинку "птичка поет*

сравнить по 2 звука

По аналогии сравнить й согласные звуки.

~У.гТТУзнавать звук в потоке звуков: ауааоуиаоуаио ауи... 2} Соотносить слова с предметами.

Работа над звуконаполняемостью слов, правильным произношением структуры слов и сло восочетаний

1. Воспроизведение неречевых структур (ритмическое похлопывание или постукивание на слоги).

2. Восприятие 2-х (3-х) одинаковых слогов, типа: ма-ма, ба-ба, му-му, ко-ко (аморфных слов) (можно стучать или хлопать).

3. Произносить ударный слог в словах - - -

4. Различать 2 слога, отличающихся то гласными, то согласными звуками, типа: па-пу, ка-па.

Я Произношение доступных звукосочетаний, кото-, •чые меняются местами, типа: ау-уа. ауо-оау.

9. Проговаривание 3-х сложных слов из прямых слогов,типа: .....- - - •

панама, петухи; с правильным ударением, допус кая искаженное произношение звуков, (стучать или хлопать)

10. Преодоление стечения согласных в середине слова, типа: вет-ка, дет-ка, туф-ли и др.

11. Преодоление стечения согласных в начале слова.

Я скажу кусочек слова, а ты приклей к нему "песенку*: V (т, п, н...) _^_

воспроизводить ряды слогов, где варьируются ic-чые звуки: тз-ту. ту-та. та-ту-то, то-та-ту.

воспроизводить рядслогов^еняя-сошасные---лж са-ка, па-та-ка.

'роговаривание 2-х сложных слов из прямых .*гов, типа:

:':-ша. Ната. Топя; с правильным удяр^ыивм'дгу

12. Стремиться звуковой состав приближать к да ваемому образцу, за счет правильного интонациг. -Онногр растрвделенуш/удэрнь|ЮйАезударньт.озог гов и за счет усвоения ударения в слове, (стучать или-хлопать) —-----—=——-----—

Произношение звуков остается неправильное. Со хранение слогов идет по количеству гласных зву-

пуская искаженное произношение звуков, (стучать или[хлопать) "  " ~

кйв согласные же могут замещагься, искажаться, -смешиваться между собой; а их группы упрощать ся.

Формирование грамматического строя речи

1. Согласование сущ. ед.ч. И.П. с глаголом повелительного наклонения.

Мишка, спи! Тага, ешь! (иди, дай, неси)

2. Согласование сущ. ед.ч. И.п. с глаголом прошедшего времени.

Зайка пришел. , Мама дала.

3. Согласование местоимений с глаголами.

,  Я ем (поела).       Мы идем (пришли).    Она спит (встала). Ты дай! (дала).      Он несет (принес).

4. Практическое употребление глаголов ед. и мн. числа.

Собака едет, собаки идут. Кукла сидит, куклы сидят.

5. Практическое употребление служебных частей речи:

предлогов: у, на, под, к, за, от, в частиц: "ка*. "бы*, *да*. *той, *не*

Дай-ка мишку. Бабушка да дедушка... *  Не надо бить...

..;-.~Ябы дал... - -   -------------Я-то вижу!    —~—- --------------------

междометий: Ох! Ах! Ух! Эх! * * V .

22

6. Формирование падежных окончаний сущ.:- И.п. сущ. ед.ч. и мн. ч. с продуктивными окончи

ми: v, V, "а.

• --»•  собака собаки_____......кукла—куклы

- В.п. сущ. ед.ч с окончанием "у": зайку, куклу В,л. сущ. ед.ч. с предлогом "на":на стол, на стул

^щгед^г<глредлого^^ чения места) под стол, под стул

- Д.п, сущ. ед.ч. без предлога (для обозначения лица): Дай Вове! Дай папе!

Д.п. сущ. ед.ч. без предлога: {для обозначения направления) Поедем маме

Д.п. сущ. ед.ч. с предлогом "к": (для обозначе-. ния направления) К маме, к папе

- Т.п. сущ. ед.ч. без предлога: (в значении ору-дийности)

а}'с ударным окончанием: рукой, пилой;______

утенок—утята

б) с безударным окон^ниём: вилкой, ложко! лопатой, палкой.

.п^су^щ. ед.ч. с предлогом "за" (для обозна ния цели) За машиной. За водой. ~~

Р.п. сущ. ед.ч. с предлогом му": У Вовы. У ма&

Р.п. сущ. ед.ч. с предлогом "от": (для обозна* ния места) От стола, от окна

- П.п. сущ. ед.ч. без предлога: (для обозначен места) Возьми сумке!

П.п. сущ. ед.ч. с предлогом "в" (для обозначе ния места). В сумке. В кармане.

П.п. сущ. ед.ч. с предлогом "на": На окне, на стуле

7. Учить согласовывать прилагательные с существительными в косвенных падежах: Дай синюю кофту. Неси белый бантик * Нет зеленой машины

8. Составление предложений из 3-4 слов:

~Виъ<з, дай машину!       —■■     Тпня села и* гтуп _у Лены красные туфли.

Кате дали мяч. Мне купили новую машину.

. J9. Составление фразьи:^)днородными членами предложения: -------

Вова убрал куклу, мишку, зайку. ] Мама~ ^пйгй'ябш '"j ТаняГВова; Лена катаютс

_;_   Подготовка и обучение связной речи

1. Учить отвечать на простейшие вопросы: Кто зто и что делает?

2. Учить выражать свою просьбу, не подключая жесты

3. Учить понимать несложные рассказы и сказки й отвечать на вопросы по их содержанию.

4. Учить рассказывать об увиденном на nporyj или о нарисованном на картинке в 2-4 предло: ния.

Упражняя по всем разделам годового плана, за тия проводить в игровой форме с использовани дидактического демонстрационного и раздаточз го материала

.Используемая литература:

1. М.Ф. Фомичева "Воспитание у детей правильного произношения". М., "Просвещение* 1971 г.

2. М.Ф. Фомичева "Воспитание у детей правильного произношения*, М., "Просвещение* 1981 г.

3. М.Ф, Фомичева "Воспитание у детей правильного произношения". М., "Просвещение" 1989 г.

4. Н.С. Жукова, Е.М. Маслюкова, Т.Б. Филичева "Преодоление общего недоразвития речи у дошкольни ков", M.t "Просвещение", 1990 г.

5. Н.С. Жукова, Е.М. Масгюкова, Т.Б. Филичева "Преодоление задержки речевого развития у дошколь ников", М., "Просвещение", 1973 г.

6. Т.Б. Филичева, НА Чевелева, Г.В. Чиркина "Основы логопедии", М.. "Просвещение" 1989 г.

7. Ифы в логопедической работе с детьми", под редак цией 8.И. Селиверстова, М., "Просвещение", 1991 г.

8. СА Миронова "Развитие речи дошкольника на лого педических занятиях", М., "Просвещение", 1991 ш.

9. Г.А. Каше "Подготовка к школе детей с недостатке речи", М., "Просвещение" 1985 ш.

10. А.И. Максаков, ГЖ Туманова "Учите, играя", "Просвещение" 1979 г.

11. "Игры и упражнения по развитию умственных слое носгей у детей дошкольного возраста", М., "Просвещен 1989 г.

12. Л.М. Житникова "Учите детей запоминать", "Просвещение", 1987 г.

13. Г.А, Каше "Использование недостатков речи у школьников", М., "Просвещение" 1971 г.

14. "Программа воспитания и обучения в д / саду", "Просвещение", 1987 г.

15. В.В. Гербова, А.И. Максакова "Занятия по разви речи   в   первой   младшей   группе   д/сада* "Просвещение", 1979 г.

16. А.М. Бородич "Методика развития речи детей" "Просвещение*, 1974 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно тематический план. 1 младшая группа. Сентябрь.

Календарно - тематический план для детей 1 младшей группы на сентябрь. В соответствии с ФГТ....

Календарно-тематический план 1 младшей группы на тему " Мои любимые игрушки"

Календарный план работы по  данной теме на неделю...

Календарное-тематическое сентябрь планирование подготовительная группа ФГОС

Календарный-тематический план подготовительная группа...

Календарно-тематический план второй младшей группы

Календарно-тематический план второй младшей группы...

Календарно-тематический план работы Младшая группа

Календарный план на год по программе " Ладушки"...

Календарно-тематический план ( первая младшая группа, программа "Детство")

Календарно-тематический план (первая младшая группа, программа "Детство")...