Паспорт проекта "Сказкотерапия в коррекции речи детей старшего дошкольного возраста"
проект по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Логопедическое воздействие в игровой, сказочной форме является наиболее универсальным, комплексным и результативным методом воздействия в коррекционной работе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта
Тема проекта: «Сказкотерапия в коррекции речи детей
старшего дошкольного возраста»
Актуальность темы
В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями речевого развития. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников. Необходимо развитие звуковой стороны, словарного запаса, грамматического строя, связной речи. Одним из видов инноваций в логопедической практике являются логосказки.
Логопедическое воздействие в игровой, сказочной форме является наиболее универсальным, комплексным и результативным методом воздействия в коррекционной работе.
Основная цель логосказки – всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения) путём использования элементов сказкотерапии.
Цель: коррекция нарушений в речевом развитии детей через использование логопедических сказок у детей старшего дошкольного возраста
Задачи проекта:
- Повышение мотивации и интереса детей к логопедическим занятиям.
- Активизация и расширение словарного запаса детей.
- Развитие связной речи.
- Развитие грамматического строя речи.
- Развитие и коррекция звуковой стороны речи.
- Развитие творческого воображения, памяти, мышления, коммуникативных способностей.
- Привлечение родителей и педагогов к совместной деятельности по коррекции речевых нарушений.
Ожидаемые результаты проекта:
У детей:
- совершенствование звуковой стороны речи;
- успешное овладение грамотной и связной речью;
- развитие творческого потенциала;
- повышение интереса к занятиям.
У родителей:
- участие родителей в коррекционно-образовательном процессе с позиции сотрудничества;
- повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-развивающей работы.
У педагогов:
- помощь педагогам ДОУ в определении основных направлений и содержания работы по развитию звуковой культуры речи;
- разработка методического и практического материала по проекту.
Вид проекта: долгосрочный
По доминирующей в проекте деятельности: познавательно - творческий, социальный, практико-ориентированный
По содержанию: коррекционно-обучающий.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.
Сроки реализации: 1.10.2021-20.05.2022г.
Продукт проекта: Изготовление книжки «Герои сказочного мира» с изображениями персонажей, иллюстрированных детьми в процессе проектной деятельности.
Особенности проекта:
Интеграция образовательных областей, таких как: речевое развитие, художественно-эстетическое, познавательное развитие, социально-коммуникативное, физическое, повысилась заинтересованность детей к выполнению поставленных задач.
Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система применения логопедических сказок в коррекционно-образовательном процессе достаточно эффективна и может применяться не только на коррекционных занятиях, а также педагогами и родителями. Сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием. Дети, увлечённые содержанием сказки и замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты. Логосказки помогают усвоить материал и сохранить его надолго в памяти, сокращать период автоматизации поставленных звуков в речь. Способствуют развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Итоги проекта:
1. Обогащена предметно-развивающая среда:
-Картотека артикуляционной гимнастки.
-Картотека пальчиковых игр.
-Картотека игр на развитие мелкой моторики.
-Картотека дидактических игр на развитие фонематических процессов.
-Картотека упражнений для развития речевого дыхания.
2. Разработан цикл логосказок, направленных на профилактику и коррекцию речевых нарушений.
3. Подготовлены рекомендации для родителей по закреплению пройденного материала:
-Консультация по развитию мелкой моторики;
-Памятки
-Буклеты
-Папки-передвижки
-Семинар-практикум «По дорогам сказок»
4. Подготовлены рекомендации для педагогов:
-Семинар-практикум: «Роль сказки в речевом развитии дошкольников».
-Консультация «Логосказки в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи»
Этапы работы:
Информационно-подготовительный этап
- Изучение научной и учебно-методической литературы;
- Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по данной теме;
- Обозначены проблема и тема будущего проекта;
- Поставлена цель и определены основные задачи проектной деятельности;
- Подобраны художественная литература,
- Разработаны необходимые материалы, конспекты образовательной деятельности, сценарии проведения мероприятий;
- Составлен план реализации проекта
Практический этап
Реализация проекта:
-Оформление приемной групп наглядной информацией по речевому развитию детей (буклеты, папки-передвижки, памятки для родителей);
- Применение разработок в коррекции речи детей на индивидуальных и подгрупповых занятиях;
- Коллективное изготовление детьми книжки «Герои сказочного мира»;
- Проведение семинара-практикума с педагогами на тему «Роль сказки в речевом развитии дошкольников»;
- Консультация «Логосказки в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи»
- Проведение семинара-практикума с родителями «По дорогам сказок»
Итоговый этап
Обобщение опыта работы по теме проекта в виде презентации на педагогическом совете
Перспективный план работы
Сроки проведения | Содержание работы | Формы работы |
Ноябрь | Подбор и изучение методической литературы по данной теме | |
Декабрь | Изучение статей по теме в журнале «Дошкольное воспитание», «Логопед»; изучение опыта других педагогов по обозначенной теме на Интернет-сайтах. | Оформление приемной групп наглядной информацией (буклеты, памятки для родителей) |
Декабрь-январь | Создать картотеки по пальчиковым играм, артикуляционной гимнастике, дыхательным упражнениям, дидактические игры на развитие фонематических процессов. | Картотека игр и упражнений |
Январь | Подобрать цикл сказок на коррекцию речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. | Тексты логопедических сказок Применение разработок в коррекционно-образовательном процессе |
Февраль | Использование логосказок в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми по закреплению вызванных звуков. | Семинар-практикум для педагогов «Роль сказки в речевом развитии дошкольников» |
Март | Участие родителей в коррекционном процессе. | Семинар-практикум для родителей «По дорогам сказок» |
Апрель | Систематизировать методический материал по теме: «Логосказки – метод коррекции речи дошкольников» | Создание презентации «Коррекция речи дошкольников при помощи логосказок» |
Май | Обобщение опыта работы | Презентация. |
Используемая литература:
- Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - СПб.: Детство-пресс, 2005.
- Аромштам М. С. Азбучные сказки. Начальный курс обучения грамоте детей от пяти лет. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005.
- Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. - М.: ACT. Астрель, 2006.
4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателей дет. сада. – 2-е изд., дораб.- М.: Просвещение,1991.
- Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логосказки. - СПб.: Издательство КАРО, 2002.
- Гальцова П.С., Дудка И.С., Ильина О.В. Логопедические сказки для самых маленьких. - М.:ТЦ Сфера, 2016.
- Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / - СПб.: РЕЧЬ, 2001.
8. Ивановская О. Г., Петрова Е. А., Савченко С. Ф. Логопедические сказки для развития речи: Сказка в природосообразном образовании / - СПб.: КАРО, 2008.
9.Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. - М., 2003.
10. Лукина Н.А. Использование игровых приемов в коррекционной работе с детьми с ОНР // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2004, №4.
11. Малец М. В. Комплекс артикуляционных упражнений "Веселый лягушонок» // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2007, № 3.
12.Мецлер Т.В. Многофункциональные пособия тренажеры// Логопед, 2008, №4.
14.Репина З.А., Лизунова Л.Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук.-2004.-№ 5(14).
15. Рогожникова М.В. Артикуляционные и пальчиковые игры-сказки// Логопед, 2008, № 2.
16. Рожкова Т.В. Веселые истории для артикуляционной гимнастики // Логопед, 2005, № 1.
17. Рыжова Н.В. Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей // Дошкольная педагогика, 2010, №4.
18. Урмина И.А., Данилина Т.А. Инновационная деятельность в ДОУ: Програм.- метод.обеспечение /И.А.Урмина, Т.А.Данилина.–М.:Линка – Пресс, 2009.
19. Филимонова О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.
20. Чернякова В.Н. Стихотворно-игровые комплексы для дошкольников с недостатками речи // Логопед, 2005, № 2.
21. Материалы сайтов:
http://www.boltun-spb.ru/art.html
http://detsad-kitty.ru/lessons/logo/115-zanyatiya-dlya-razvitiya-rechi-logopedicheskie.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация - практикум для родителей "Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста в играх"
В данной консультации раскрывается необходимость работы с детьми по развитию фонетико-фонематических процессов. Подобран и представлен практический материал в виде игр и упражнений, который родители м...

Адаптивная образовательная программа развития и коррекции речи детей старшего дошкольного возраста на 2015/2016 учебный год
Адаптивная образовательная программа развития и коррекции речи детей старшего дошкольного возраста на 2015/2016 учебный год....
"Повышение качества образовательного процесса на основе использования полимедийного оборудования, как средства коррекции речи детей старшего дошкольного возраста"
Повышение качества образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образованияЦель:...

Наглядно-графическое моделирование как прием коррекции речи детей старшего дошкольного возраста
Ссылка на пезентацию: https://yadi.sk/i/XY4LI-RrWdt9Gw...

Рабочая программа учителя-логопеда по развитию и коррекции речи детей старшего дошкольного возраста с ФНР, ФФНР, ОНР III и IV уровней в условиях логопедического пункта ДОУ
Цели программы· Обеспечение условий для устранения речевых недостатков и ...

Самообразование "Логосказки как средство коррекции речи детей старшего дошкольного возраста»
Обоснование выбора темы: В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человече...

Наглядно-графическое моделирование как прием коррекции речи детей старшего дошкольного возраста
Ссылка на презентацию в яндекс диске:https://disk.yandex.com.am/d/Hyk2Ce2S_MZi_w...
