Паспорт проекта "Сказкотерапия в коррекции речи детей старшего дошкольного возраста"
проект по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Иванькина Аюна Дмитриевна

Логопедическое воздействие в игровой, сказочной форме является наиболее универсальным, комплексным и результативным методом воздействия в коррекционной работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

Тема проекта: «Сказкотерапия в коррекции речи детей

старшего дошкольного возраста»

Актуальность темы

  В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями речевого развития. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников. Необходимо развитие звуковой стороны, словарного запаса, грамматического строя, связной речи. Одним из видов инноваций в логопедической практике являются логосказки.

Логопедическое воздействие в игровой, сказочной форме является наиболее универсальным, комплексным и результативным методом воздействия в коррекционной работе.

Основная цель логосказки – всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения) путём использования элементов сказкотерапии.

Цель: коррекция нарушений в речевом развитии детей через использование логопедических сказок у детей старшего дошкольного возраста

Задачи проекта:

  • Повышение мотивации и интереса детей к логопедическим занятиям.
  • Активизация и расширение словарного запаса детей.
  • Развитие связной речи.
  • Развитие грамматического строя речи.
  • Развитие и коррекция звуковой стороны речи.
  • Развитие творческого воображения, памяти, мышления, коммуникативных способностей.
  • Привлечение родителей  и  педагогов к совместной деятельности по коррекции речевых нарушений.

Ожидаемые результаты проекта:

У детей:

  • совершенствование звуковой стороны речи;
  • успешное овладение грамотной и связной речью;
  • развитие творческого потенциала;
  • повышение интереса к занятиям.

У родителей:

  • участие родителей в коррекционно-образовательном процессе с позиции сотрудничества;
  • повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-развивающей  работы.

У педагогов:

  • помощь педагогам ДОУ в определении основных направлений и содержания работы по развитию звуковой культуры речи;
  • разработка методического и практического материала по проекту.

Вид проекта: долгосрочный

По доминирующей в проекте деятельности: познавательно - творческий, социальный, практико-ориентированный

По содержанию: коррекционно-обучающий.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.

Сроки реализации: 1.10.2021-20.05.2022г.

Продукт проекта: Изготовление книжки «Герои сказочного мира»  с изображениями персонажей, иллюстрированных детьми в процессе проектной деятельности.

 Особенности проекта:

 Интеграция образовательных областей, таких как: речевое развитие, художественно-эстетическое, познавательное развитие, социально-коммуникативное, физическое, повысилась заинтересованность детей к  выполнению поставленных задач.

Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система применения  логопедических сказок в коррекционно-образовательном процессе достаточно эффективна  и может применяться не только на коррекционных занятиях, а также педагогами и родителями.  Сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием. Дети, увлечённые содержанием сказки и замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты. Логосказки  помогают усвоить материал и сохранить его надолго в памяти, сокращать период автоматизации поставленных звуков в речь. Способствуют развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Итоги проекта:

 1. Обогащена предметно-развивающая среда:

-Картотека артикуляционной гимнастки.

-Картотека пальчиковых игр.

-Картотека игр на развитие мелкой моторики.

-Картотека  дидактических игр на развитие фонематических процессов.

-Картотека  упражнений для развития речевого дыхания.

2. Разработан цикл логосказок, направленных на профилактику  и коррекцию речевых  нарушений.

3. Подготовлены рекомендации для родителей по закреплению пройденного материала:

-Консультация по развитию мелкой  моторики;

-Памятки

-Буклеты

-Папки-передвижки

-Семинар-практикум «По дорогам сказок»

4. Подготовлены рекомендации для педагогов:

-Семинар-практикум: «Роль сказки в речевом развитии дошкольников».

-Консультация «Логосказки в коррекционной работе с детьми,  имеющими нарушения речи»

Этапы работы:

Информационно-подготовительный этап

- Изучение научной и учебно-методической литературы;

- Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по данной теме;

- Обозначены проблема и тема будущего проекта;

- Поставлена цель и определены основные задачи проектной деятельности;

 - Подобраны художественная литература,

- Разработаны необходимые материалы, конспекты образовательной деятельности, сценарии проведения мероприятий;

- Составлен план  реализации проекта

Практический этап

Реализация проекта:

-Оформление приемной групп наглядной информацией по речевому развитию детей (буклеты, папки-передвижки, памятки для родителей);

- Применение разработок в коррекции речи детей на индивидуальных и подгрупповых занятиях;

- Коллективное изготовление детьми  книжки «Герои сказочного мира»;

- Проведение семинара-практикума с педагогами на тему «Роль сказки в речевом развитии дошкольников»;

- Консультация «Логосказки  в коррекционной работе с детьми,  имеющими нарушения речи»

- Проведение семинара-практикума с родителями «По дорогам сказок»

Итоговый этап 

Обобщение опыта работы по теме проекта  в виде презентации на педагогическом совете

Перспективный план работы

Сроки проведения

             Содержание работы

Формы работы

Ноябрь

Подбор и изучение методической литературы по данной теме

Декабрь

Изучение статей по теме в журнале «Дошкольное воспитание», «Логопед»; изучение опыта других педагогов по обозначенной теме на Интернет-сайтах.

Оформление приемной групп наглядной информацией (буклеты, памятки для родителей)

Декабрь-январь

Создать картотеки по пальчиковым играм, артикуляционной гимнастике, дыхательным упражнениям, дидактические игры на развитие фонематических процессов.

Картотека игр и упражнений

Январь

Подобрать цикл сказок на коррекцию речевого развития у детей старшего дошкольного возраста.

Тексты логопедических сказок

Применение  разработок в коррекционно-образовательном процессе

Февраль

Использование логосказок  в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми по закреплению вызванных звуков.

Семинар-практикум для педагогов «Роль сказки в речевом развитии дошкольников»

Март

Участие родителей в коррекционном процессе.

Семинар-практикум для родителей «По дорогам сказок»

Апрель

Систематизировать методический материал по теме: «Логосказки – метод коррекции речи дошкольников»

Создание презентации «Коррекция речи дошкольников при помощи логосказок»

Май

Обобщение опыта работы

  Презентация.

Используемая литература:

  1. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - СПб.: Детство-пресс, 2005.
  2. Аромштам М. С. Азбучные сказки. Начальный курс обучения грамоте детей от пяти лет. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005.
  3. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. - М.: ACT. Астрель, 2006.
         4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателей дет. сада. – 2-е изд., дораб.- М.: Просвещение,1991.
  1. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логосказки. - СПб.: Издательство КАРО, 2002.
  2. Гальцова П.С., Дудка И.С., Ильина О.В. Логопедические сказки для самых маленьких. - М.:ТЦ Сфера, 2016.
  3. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / - СПб.:  РЕЧЬ, 2001.
          8. Ивановская О. Г., Петрова Е. А., Савченко С. Ф. Логопедические сказки для развития речи: Сказка в природосообразном образовании / - СПб.: КАРО, 2008.

9.Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. - М., 2003.

10. Лукина Н.А. Использование игровых приемов в коррекционной работе с детьми с ОНР // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2004, №4.

11. Малец М. В. Комплекс артикуляционных упражнений "Веселый лягушонок» // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2007, № 3.

12.Мецлер Т.В. Многофункциональные пособия тренажеры// Логопед, 2008, №4.

14.Репина З.А., Лизунова  Л.Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук.-2004.-№ 5(14).

15. Рогожникова М.В. Артикуляционные и пальчиковые игры-сказки// Логопед, 2008, № 2.

16. Рожкова Т.В. Веселые истории для артикуляционной гимнастики // Логопед, 2005, № 1.

17. Рыжова Н.В. Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей // Дошкольная педагогика, 2010, №4.

18. Урмина И.А., Данилина Т.А. Инновационная деятельность в ДОУ: Програм.- метод.обеспечение /И.А.Урмина, Т.А.Данилина.–М.:Линка – Пресс, 2009.

19. Филимонова О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.

20. Чернякова В.Н. Стихотворно-игровые комплексы для дошкольников с недостатками речи // Логопед, 2005, № 2.

21. Материалы сайтов:

http://www.boltun-spb.ru/art.html

http://detsad-kitty.ru/lessons/logo/115-zanyatiya-dlya-razvitiya-rechi-logopedicheskie.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - практикум для родителей "Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста в играх"

В данной консультации раскрывается необходимость работы с детьми по развитию фонетико-фонематических процессов. Подобран и представлен практический материал в виде игр и упражнений, который родители м...

Адаптивная образовательная программа развития и коррекции речи детей старшего дошкольного возраста на 2015/2016 учебный год

Адаптивная образовательная программа развития и коррекции речи  детей старшего дошкольного возраста на 2015/2016 учебный год....

"Повышение качества образовательного процесса на основе использования полимедийного оборудования, как средства коррекции речи детей старшего дошкольного возраста"

Повышение качества образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образованияЦель:...

Самообразование "Логосказки как средство коррекции речи детей старшего дошкольного возраста»

Обоснование выбора темы:   В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человече...