Игры на развитие слухового восприятия у детей с ТНР
консультация по логопедии (старшая группа)

Балова Ольга Ивановна

Слуховое восприятие - важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слышать и понимать речь, а значит правильно говорить. Чтобы ребёнок научился правильно и чётко говорить - нужно с раннего детства, в игровой форме  развивать у него слуховое восприятие, внимание и память.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста.

СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ

1.«Разнеси письма». 

Прикрепляются изображения разных домиков. На каждом домике есть почтовый ящик с прорезью, куда опускаются письма. У ведущего разноцветные прямоугольники из плотной бумаги-«письма». Задача: разнести письма точно по адресам. Вызванный ребенок получает задание, куда отнести письма. «Письмо ждут в домике с красной крышей, второго этажа и с голубой дверью». Инструкция дается один раз, без повторения. Об этом дети заранее предупреждаются. Можно сопровождать действия словами:

«почтальон наш быстро шел, домик сразу он нашел»,

«что-то долго он идет, домик нужный не найдет»,

«хоть и долго ты ходил, но письмо свое вручил»,

«будь внимателен, дружок, поищи еще разок !»

«Почтальон совсем устал, в нужный домик не попал».

«Кто из вас, друзья, пойдет, эти письма разнесет ?»

 2.  «Потерянные вещи». 

«В городе открылся стол находок. Человек, потерявший вещь, может обратиться в стол находок, но ему нужно точно рассказать о том, какая вещь потеряна, как она называется, какого она цвета, формы и т.д. Сегодня у нас открылся стол находок: посмотрите, какие вещи здесь».

  • Полностью описываются все признаки предмета;
  • не расслышал, что пропало, но оно круглое, красного цвета резиновое (мяч);
  • найти вещи, совпадающие с приметами имеющихся вещей только частично, дети решают, есть такая вещь или нет;
  • названы несущественные приметы: «потерялся теплый и красивый шарф». Можно ли по таким приметам найти вещь, (ведущий помогает задать уточняющие вопросы, затем по точным данным вещь находится).

3.  «Слово заблудилось». 

Ведущий произносит рифмованные и нерифмованные фразы, в которых используется неподходящие по смыслу слова. Дети слушают внимательно и подсказывают нужное слово.

  • На полу из плошки молоко пьет ложка (кошка),
  • На полянке у дубочка собрала кусочки дочка (грибочки).
  • Вкусная сварилась Маша. Где большая жрошка наша. (каша, ложка).
  • На дворе большой мороз, отморозить можно хвост, (нос).
  • «Испеки мне утюжок!» - просит бабушку крючок, (пирожок. внучок)

 4.  «Будь внимателен к словам». 

Ставятся стулья в два ряда с небольшим расстоянием. На один ряд садятся дети, они получают картинки с изображением дома, машины и др. предметные карточки. Ведущий читает или рассказывает историю. Если в тексте встречается слово, обозначающее картинку, ребенок- должен встать и быстро пересесть на стул напротив. Выигрывают дети, которые ни разу не пропустили «свое» слово.

 5.   «Игра в кругу» (аналогична №4)

Если будет произнесено слово, обозначающее животное, дети должны присесть, если растение - поставить руки на пояс.

 8.  Игры на восприятие звука.

  • Дать представление о громком и тихом звуке, шепоте, шуршании, скрипе, писке, звоне, шелесте и др.
  • Научить слышать разные шумы, прислушиваться.
  • Игры на подражание звукам: как поют птички, кричат животные. шумят машины...

 9. «Угадай, по описанию, о чем я расскажу тебе?» Примеры:

Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку. Все они сидят

друг в дружке, а всего одна игрушка.

 10. «Понимание текста». 

 Диктуется предложение: «Сережа встал, умылся, позавтракал, взял

портфель, пошел в школу». Ребенка спрашивают о порядке действий Сережи.

 11. Двигательный диктант.

Например: один шаг вперед, два шага направо, один шаг назад.

 12.Нарисовать определенные фигуры в правом нижнем углу, левом верхнем и т.д.        

 

 13. Проводятся линии (прямые, пунктирные, волнистые, цветные

и т.д.) в определенном направлении, не отрывая карандаш от бумаги. Пример: из центра листа (ставим точку) проводим волнистую линию вверх, затем прямую линию в левый нижний угол.( с 6 лет )

 14. «Расставь знаки» 

«Обозначь на строке четыре точки». Поставь + от первой точки снизу, от второй - сверху, от третьей - справа, от четвертой - слева. Аналогично с двумя разными знаками (+ ; -).

 15.  Обозначь на строке четыре точки. От первой проведи стрелку в направлении вниз, от второй вправо, от третьей влево, от четвертой вверх. Проверка: от какой точки стрелка смотрит вправо? Прочитать направления стрелок во всех выполненных заданиях.

  Какой звук чаще всего слышим?"

Цель. Развитие фонематического слуха, умения выделять из потока речи часто повторяющийся звук.
Оборудование. Набор коротких стихотворений, в которых часто повторяется один и тот же звук.
Ход игры. Педагог произносит стихотворение, а дети называют звук, который они чаще всего слышали.
Примерный материал.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел.

Кот копеек накопил,
Кошке козочку купил.

«Да и нет не говорить»

 Цель:  развить  внимание.

 Задание:  ответь  на  вопросы.  Запрещается  говорить  «да»  и  «нет».  

 1)Ты  любишь  лето?

 2)Тебе  нравится  зелень  парков?

 3)Ты  любишь  солнце?

 4)Тебе  нравится  купаться  в  море  или  реке?

 5)Ты  любишь  рыбалку?

 6)Ты  любишь  зиму?

 7)Ты  любишь  кататься  на  санках?

 8)Тебе  нравится  играть  в  снежки?

 9)Ты  любишь,  когда  холодно?

 10)Тебе  нравится  лепить  снежную  бабу?

«Кто  заметит  больше  небылиц?»

 Цель:  развить  внимание,  умение  замечать  нелогичные  ситуации.

 Задание:  отметить  все  небылицы.

          Кисель  там  варят  из  резины,

          Там  шины  делают  из  глины.

          Кирпич  там  жгут  из  молока,

          Творог  готовят  из  песка.

          Стекло  там  плавят  из  бетона,

          Плотины  строят  из  картона.

          Обложки  там  из  чугуна,

          Там  варят  сталь  из  полотна.

          Там  кроят  рубахи  из  пластмассы,

          Посуду  делают  из  пряжи,

          Прядут  там  нити  из  сукна,

          Костюмы  шьют  из  толокна.

          Едят  там  вилками  компот,

          Там  пьют  из  чашки  бутерброд,

          Из  хлеба  с  сыром  там  котлеты,

          Из  мяса  свежего  конфеты.

          С  начинкой  сладкой  суп  с  фасолью,

           В  тарелках  все  там  варят  с  солью…

                                     

  В. Чантурия.

           Это  верно  или  нет,

           Что,  как  сажа,  черен  снег?

           Сахар – горек,

           Уголь – бел,

           Ну  а  трус,  как  заяц,  смел?

           Что  комбайн  не  жнет  пшеницы?

           Что  в  упряжке  ходят  птицы?

           Что  летать  умеет  рак,

           А  медведь – плясать  мастак?

           Что  растут  на  вербе  груши?

           Что  киты  живут  на  суше?

           Что  с  зари  и  до  зари

           Сосны  валят  косари?

           Ну,  а  белки  любят  шишки,

           А  лентяи  любят  труд…

           А  девчонки  и  мальчишки

           В  рот  пирожных  не  берут?     (Л.  Станчев).

«Исправь  ошибки»

 Цель:  развить  слуховое  внимание.

 Задание:  ведущий  читает  стихотворение,  намеренно  делая  ошибки  в  словах.

 Назвать  правильно  слова.

         Куклу  выронив  из  рук,

         Маша  мчится  к  маме:

         - Там  ползет  зеленый  лук

         С  длинными  усами    (жук).

         Закричал  охотник:  «Ой!

         Двери  гонятся  за  мной!»  (звери).

         Эй,  не  стойте  слишком  близко.

         Я  тигренок,  а  не  миска     (киска).

        Ехал  дядя  без  жилета,

        Заплатил  он  штраф  за  это      (билета).

        Сели  в  ложку  и  айда!

        Покатили  вдоль  пруда      (лодку).

        Тает  снег,  течет  ручей,

        На  ветвях  полно  врачей      (грачей).

        Мама  с  бочками  пошла

        По  дороге  вдоль  села   (дочками).

        На  поляне  весной  

        Вырос  зуб  молодой   (дуб).

        На  пожелтевшую  траву

        Роняет  лев  свою  листву   (лес).

        На  глазах  у  детворы

        Крысу  красят  маляры     (крышу).

        Я  рубашку  сшила  шишке,

        Я  сошью  ему  штанишки    (мишке).

        Встало  солнце,  уходит  прочь

        Темная  длинная  дочь     (ночь).

        Фруктов  в  корзине  не  счесть:

        Яблоки,  груши,  бараны  есть   (бананы).

        Чтоб  пообедать,   взял  Алешка

        В  правую  руку  левую  ножку    (ложку).

        В  реке  живет  мак,

        Его  не  поймаю  никак    (рак).

        На  пароходе  повар – док

        Приготовил  вкусный  сок       (кок).

        Очень  ласковый  был  дот,

        Он  хозяйку  лизнул  в  лоб    (кот).

        Рогатый  дол

        По  дороге  шел     (вол).

        Школьник  кончил  строчку

        И  поставил  бочку      (точку).

«Будь  внимателен»

 Цель:  развить слуховое внимание, научить быстро и точно реагировать  на  звуковые сигналы.

 Задание: дети идут по кругу. Ведущий с разными интервалами вперемежку дает  команды: «Лошадки», «Зайчики», «Цапли», «Раки», «Лягушки», «Коровки», «Птицы». Дети должны выполнять  движения  в  соответствии с командой. Выполнению сигналов надо научить перед игрой.

 «Послушай  и  повтори»

 Цель:  развитие  слухового  внимания.

 Задание: педагог  шепотом  за  экраном произносит слова  по  теме  урока, а дети вслух  повторяют их.

«Дятел»

 Цель:  развитие слухового внимания.

 Задание:  педагог отстукивает  разные  ритмы в быстром темпе

 (…  …  .;  …  ..  …  и  т. д.), а  дети  повторяют  за  ним.

«Цепочка  слов»

 Цель:  развитие  слухового  внимания.

 Задание:  педагог  называет  слово, а  дети по порядку придумывают  слова,  которые  начинаются  с  последнего звука предыдущего

«Кто  лучше  слушает?»

 Цель:  развитие  слухового  внимания.

 Задание:  педагог  называет  слова,  а  дети поднимают руку лишь  тогда,  когда  услышат  в  слове  заданный  звук, например, Ш: шапка,  дом,  жук,  лиса,  ежик,  кошка,  тарелка, вешалка, лыжи, карандаш,  бочка,  ножницы,  замок,  лужа, крыша.

   

«Хлопки»

 Цель:  развитие  слухового  внимания.

 Задание:  логопед  сообщает  детям, что он будет называть различные  слова.  Как  только  он  назовет  животное, дети должны хлопать.  При  произнесении  других слов хлопать нельзя. Тот, кто ошибся,  выбывает  из  игры.

«Запомни  слова»  

 Цель:  развитие  слухового  внимания.

 Задание:  логопед  называет  3 – 5  слов,  дети  должны   повторить  их  в  том  же  порядке.

«Кто  летит»

 Цель:  развитие  слухового  внимания.

 Задание:  логопед  сообщает  детям,  что  он  будет говорить слово  «летит»  в   сочетании  с  другими  словами (птица  летит, самолет  летит).  Но  иногда  он  будет  ошибаться (например: собака летит).  Дети  должны  хлопать  только  тогда, когда два слова употребляются  правильно.  В  начале  игры  логопед  медленно произносит  фразы,  делает  паузы  между  ними. В дальнейшем темп речи  ускоряется.

«Найди  картинку»

 Цель:  развитие  слухового  внимания  и  восприятия.

 Задание:  логопед  раскладывает  перед  ребенком  или перед детьми  ряд  картинок  с  изображением  животных (пчела, жук, кошка, собака,  петух,  волк  и  др.)  и  воспроизводит соответствующие звукоподражания.  Далее  детям  дается задание определить по звукоподражанию  животного  и  показать картинку с его изображением.

 Губы  логопеда  закрываются

   «Назови  звук»

 Цель:  развитие  слухового  внимания.

 Задание:  педагог  произносит  3 – 4  слова,  в  каждом из которых  есть  один  из  отрабатываемых  звуков  и  спрашивает детей: «Какой  звук  есть  во  всех  этих  словах?»

 «Определи  на  слух  самое  короткое  слово»

 Строитель,  каменщик,  дом,  стекольщик.

 (Слова  подбираются  в  соответствии  с  темой  урока, также можно дать  задание  на  определение  самого  длинного  слова).

«Испорченный  телефон»

 Цель:  развитие  слухового  внимания.

 Задание: педагог произносит шепотом три слова по теме одному ученику,  а  он  по  цепочке  передает другим детям. Слова должны дойти  до  последнего  игрока.  Педагог спрашивает его: «Какие ты услышал  слова?»,  если  он  скажет верно, значит, телефон исправен.

«Слушай  и  делай»

 Цель:  развитие  слухового  внимания.

 Задание: педагог дает ребенку следующие, к примеру, команды: «Подойди к окну и  подними руку», «Возьми в правую руку линейку, а в левую тетрадь» и т.д.

 «Где  стучали?»

 Цель:  развитие  слухового  внимания.

 Задание:  дети сидят  с  закрытыми  глазами, а педагог или ведущий стучит чем – нибудь  в  любом  месте.  Дети  должны  показать  место,  откуда  слышался  звук.

«Угадай,  чей  голос?»

 Цель:  развитие  слухового  внимания.

 Задание:  педагог  подходит  к  любому ребенку в классе и он произносит что – либо, а  ведущий  с  закрытыми  глазами  угадывает чей  это  голос.

 «Алфавит»

 Цель:  развить  внимание.

 Задание: если играет группа детей, то каждому присваивается какая - либо буква алфавита, точно так же организуется игра с одним ребенком.

 Ведущий перечисляет  вперемешку  буквы.  Услышав  свою букву алфавита, ребенок  должен  встать  и  топнуть  ногой.

 С  группой  детей  можно  провести  игру  на  выбывание.

 «Где позвонили?»

Цель. Определение направления звука.

Оборудование. Звоночек (или колокольчик, или дудочка и т.п.).

Описание игры. Дети сидят группами в разных местах комнаты, в каждой группе есть какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать направление рукой. Если ребенок правильно укажет направление, педагог говорит: "Пора" - и водящий открывает глаза. Тот, кто звонил, встает и показывает звоночек или дудочку. Если водящий укажет направление неправильно, он снова водит, пока не угадает.

«Скажи, что ты слышишь»

Цель. Накопление словаря и развитие фразовой речи.

Описание игры. Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (щебет птиц, сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т.д.). Дети должны ответить целым предложением. Игру хорошо проводить на прогулке.

«Тихо — громко!»

Цель. Развитие координации движений и чувства ритма.

Оборудование. Бубен, тамбурин.

Описание игры. Педагог стучит в бубен тихо, потом громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий — полным шагом, под более громкий - бегут. Кто ошибся, тот становится в конце колонны. Самые внимательные окажутся впереди.

«Кто что услышит?»

Цель. Накопление словаря и развитие фразовой речи.

Оборудование. Ширма, разные звучащие предметы: звонок, молоток, трещотка с камешками или горохом, труба и т.д.

Описание игры. Педагог за ширмой стучит молотком, звонит в звонок и т.д., а дети должны отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясные и контрастные.

«Продавец и покупатель»

Цель. Развитие словаря и фразовой речи.

Оборудование. Коробки с горохом и различной крупой.

Описание   игры.  Один ребенок продавец. Перед ним две коробки (затем число их можно увеличить до четырех-пяти), в каждой разный вид продуктов, например горох, пшено, мука и пр. Покупатель входит в магазин, здоровается и просит отпустить ему крупу. Продавец предлагает найти ее. Покупатель должен по слуху определить, в какой коробке нужная ему крупа или другой требуемый товар. Педагог,  предварительно познакомив детей с продуктами, помещает в коробку, встряхивает и дает возможность детям прислушаться к издаваемому каждым продуктом звуку.

«Найди игрушку»

Цель. Развитие координации движений.

Оборудование. Небольшая яркая игрушка или кукла.

Описание игры.

Вариант 1. Дети стоят полукругом. Педагог показывает игрушку, которою они будут прятать. Водящий ребенок или уходит из комнаты, или отходит в сторону и отворачивается, а в это время педагог прячет у кого-нибудь из детей за спиной игрушку. По сигналу "Пора" водящий идет к детям, которые тихо хлопают в ладоши. По мере того как водящий приближается к ребенку, у которого спрятана игрушка, дети хлопают громче, если отдаляется, хлопки стихают. По силе звука ребенок отгадывает, к кому он должен подойти. После того как будет найдена игрушка, водящим назначается другой ребенок.

Вариант 2. Дети сидят на стульчиках полукругом. Один ребенок водит (он уходит в другую комнату или отворачивается). Воспитатель прячет куклу. По сигналу водящий входит, а дети ему говорят:

Кукла Таня убежала

Вова, Вова, поищи.

Как найдешь ее, то смело

С нашей Таней попляши.

Если водящий оказывается в том месте, где спрятана кукла, дети громко хлопают в ладоши, если отдаляется, хлопки стихают.

Ребенок находит куклу и пляшет с ней, все дети хлопают в ладоши.

«Часовой»

Цель. Развитие ориентации в пространстве.

Оборудование. Повязка на глаза.

Описание игры. Посередине площадки чертят круг. В середине круга ребенок с завязанными глазами (часовой). Все дети с одного конца площадки должны пробраться тихонько через круг на другой конец. Часовой слушает. Если услышит шорох, кричит: "Стой!" Все останавливаются. Часовой идет на звук и старается отыскать, кто шумел. Найденный выходит из игры. Игра продолжается дальше. После того как будут пойманы четыре-шесть детей, выбирается новый часовой и игра начинается сначала.

«Где звенит?»

Цель. Развитие ориентации в пространстве.

Оборудование. Колокольчик или погремушка.

Описание игры. Педагог дает одному ребенку колокольчик или погремушку, а остальным детям предлагает отвернуться и не смотреть, куда спрячется их товарищ. Получивший колокольчик прячется где-либо в комнате или выходит за дверь и звонит. Дети по направлению звука отыскивают товарища.

«Где постучали?»

Цель. Развитие пространственной ориентировки.

Оборудование. Палочка, стульчики, повязки.

Описание игры. Все дети сидят в кругу на стульчиках. Один (водящий) выходит в середину круга, ему завязывают глаза. Педагог обходит весь круг за спинами детей и кому-то из них дает палочку, ребенок стучит ею о стул и прячет ее за спину. Все дети кричат : "Пора". Водящий должен искать палочку. Если он ее находит, то садится на место того, у кого была палочка, а тот идет водить, если не находит, продолжает водить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста " Внедрение эффективных методов и приемов развития восприятия в процессе экспериментирования со звуками".

Краткосрочный образовательный проект  по развитию слухового восприятия рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и направлен на развитие уменя детей слушать и слышать окружающие , в том чи...

Игры на развитие слухового восприятия у детей 2-3 лет

Для работы с дошкольниками в группах раннего возраста...

Игры на развитие слухового восприятия для детей 2 лет

Материал будет полезен для родителей и педагогов ДОУ....

Консультация для родителей «Игры по развитию слухового восприятия для детей раннего возраста»

Консультация для родителей «Игры по развитию слухового восприятия для детей раннего возраста»...

Игры для развития слухового восприятия для детей 1-3 лет

Консультация для родителей и воспитателей...

Презентация "Игры по развитию слухового восприятия у детей 3-5 лет"

Презентация подготовлена к выступлению на педагогическом совете 2.03.21г. Может быть интересна для педагогов ДОУ и родителей....