Анализ протоколов обследования детей старшего дошкольного возраста
материал по логопедии
В учреждении используют речевую карту Нищевой Н.В. И картинный материал к речевой карте.
Нищева Н. В. РЕЧЕВАЯ КАРТА ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет). СПб, Детство-пресс, 2020. 40 с.
Нищева Н. В. КАРТИННЫЙ МАТЕРИАЛ К РЕЧЕВОЙ КАРТЕ ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет). СПб, Детство-пресс, 2020. 80 с.
Анализ речевой карты Нищевой для ребенка старшего дошкольного возраста представляет собой важную процедуру, позволяющую оценить состояние речевого развития и выявить возможные отклонения или задержки. Рассмотрим ключевые этапы и элементы анализа этой карты.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ протоколов обследования детей старшего дошкольного возраста
Выполнила Сухорукова В.В., студентка группы МЛСЗ-24-1
В учреждении используют речевую карту Нищевой Н.В. И картинный материал к речевой карте.
Нищева Н. В. РЕЧЕВАЯ КАРТА ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет). СПб, Детство-пресс, 2020. 40 с.
Нищева Н. В. КАРТИННЫЙ МАТЕРИАЛ К РЕЧЕВОЙ КАРТЕ ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет). СПб, Детство-пресс, 2020. 80 с.
Анализ речевой карты Нищевой для ребенка старшего дошкольного возраста представляет собой важную процедуру, позволяющую оценить состояние речевого развития и выявить возможные отклонения или задержки. Рассмотрим ключевые этапы и элементы анализа этой карты.
Этап 1: Сбор данных
Специалист (логопед, дефектолог) собирает информацию о ребенке, заполняя соответствующие разделы речевой карты. Это включает:
Общие сведения: имя, фамилия, возраст, дата рождения, место проживания, образовательные учреждения, посещаемые ребенком.
Анамнез жизни и развития: информация о здоровье матери во время беременности, ходе родов, ранних этапах развития ребенка, перенесенных заболеваниях и травмах.
Особенности речевого анамнеза: когда появились первые звуки, слова, фразы, как шло формирование речи.
Этап 2: Оценка состояния артикуляционного аппарата
В этом разделе анализируются анатомические особенности органов артикуляции (губы, зубы, язык, небо). Важно отметить наличие аномалий, таких как неправильный прикус, короткая уздечка языка и другие факторы, которые могут влиять на качество произношения звуков.
Этап 3: Анализ звукопроизношения
Проверяется правильность произношения всех звуков русского языка. Для этого используются специальные наборы слов и предложений, содержащих звуки разных групп (свистящие, шипящие, сонорные и др.). Оцениваются ошибки в произношении, замены одних звуков другими, пропуски звуков.
Этап 4: Исследование фонематического слуха
Выясняется способность ребенка различать звуки речи, определять их последовательность в словах, выделять отдельные звуки из потока речи. Применяются задания на подбор слов с определенным звуком, определение позиции звука в слове, дифференциацию близких по звучанию звуков.
Этап 5: Оценка словарного запаса
Определяется объем активного и пассивного словаря ребенка. Проверяются знания названий предметов, действий, признаков, обобщающих понятий. Оценивается способность использовать синонимы, антонимы, многозначные слова.
Этап 6: Анализ грамматического строя речи
Изучается правильность построения предложений, использование падежных окончаний, согласование подлежащего и сказуемого, употребление предлогов и союзов. Особое внимание уделяется сложным синтаксическим конструкциям, таким как сложноподчиненные предложения.
Этап 7: Оценка связной речи
Оценивается способность ребенка составлять рассказы по картинкам, пересказывать тексты, отвечать на вопросы, поддерживать беседу. Важными критериями являются логичность изложения, полнота передачи содержания, соблюдение последовательности событий.
Этап 8: Предварительная подготовка к чтению и письму
Хотя дети старшего дошкольного возраста обычно еще не умеют читать и писать, этот раздел может включать предварительные навыки, такие как узнавание букв, чтение слогов, написание печатных букв.
Этап 9: Формулировка заключения и рекомендаций
На основании проведенного обследования специалист делает выводы о состоянии речевого развития ребенка. Отмечается соответствие или несоответствие возрастных норм, выделяются сильные и слабые стороны. Даются рекомендации по проведению коррекционных мероприятий, таких как занятия с логопедом, выполнение специальных упражнений дома, участие в развивающих программах.
Заключение
Анализ речевой карты Нищевой позволяет получить полное представление о состоянии речи ребенка и выявить возможные проблемы на ранней стадии. Это важный инструмент для своевременной коррекции речевых нарушений и обеспечения успешного перехода ребенка к школьному обучению.
В ходе производственной практики на базе МАДОУ «Бурцевский детский сад» были проанализированы две речевые карты обучающихся из старшей группы «Почемучки» (5-6 лет). Дата обследование – начало сентября. Речевые нарушения у родителей и ближайших родственников отсутствуют. Родителя обучающихся контактны, заинтересованы, активны в совместной работе с учителем-логопедом. Обучающиеся не испытывают трудности в ориентировки в пространстве. Общая и мелкая моторика не нарушена, движения выполняются четко. Ведущая рука правая. Состояние артикуляционного аппарата – без особенностей в единичных случаях, наблюдается такое отклонение, как укороченная уздечка (1 обучающийся), гипертонус мышц языка (несколько обучающихся). Объем артикуляционных движений достаточный (не выполняет упражнение «чашечка»). Темп и плавность речи не нарушены, речь смазанная только при произнесении сложных слов. Слоговая структура слова не нарушена. Обращенную речь понимает, инструкцию выполняет. Звукопроизношение нарушено (звук [р] заменяется на [л], звук [ш] заменяется на [с], звук [ж] заменяется на [з]), Фонематический слух – слух в целом не нарушен у обучающихся, но определение позиции звука в слове затруднительно, возможно по причине того, что обучающиеся первый год посещают логопункт. Связанная речь хорошая, обучающиеся составляют рассказы, пересказывают текст, активно поддерживают беседу. Грамматический строй речи в целом не нарушен. Логопедическое заключение – ОНР 3 уровня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностическое обследование детей старшего дошкольного возраста по разделу ФЭМП
Диагностика детей по ФЭМП...

Методическая разработка диагностического обследования детей старшего дошкольного возраста по правилам дорожного движения.
Настоящая собственная методическая разработка диагностики детей старшего дошкольного возраста по Правилам дорожного движения представляет собой результат опыта практической работы автора с детьм...

Речевая карта для обследования детей старшего дошкольного возраста
В данной речевой карте представлены пункты для обследования разных сторон речи, чтобы в результате обследования ребенка иметь полную картину о состоянии его речи и дать грамотное заключение....

Рекомендации родителям по развитию навыков звукового анализа слова у детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет)
Консультация для родителей...

Методика и рекомендации по проведению психологического обследования детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Методика и рекомендации по проведению психологического обследования детей старшего дошкольного возраста с ЗПР...

Рекомендации родителям по развитию навыков звукового анализа слова у детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет)
Рекомендации родителям по развитию навыков звукового анализа словау детей старшего дошкольного возраста(от 5 до 7 лет)...

Методики и рекомендации по проведению психологического обследования детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Цель: определение уровня осведомлённости детей в окружающем мире (о себе и своей семье, предметный мир, общество и природа)....
