Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизация звука «Л» в словах и словосочетаниях.
план-конспект занятия по логопедии

Варшавская Екатерина Сергеевна

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизация звука «Л» в словах и словосочетаниях рассчитан на детей старшего дошкольного возраста.Направление- экологическое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_dobrye_dela_s_shalunom.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизация звука «Л» в словах и словосочетаниях.

«Добрые дела с Шалуном»

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизация звука «Л» в словах и словосочетаниях рассчитан на детей старшего дошкольного возраста.

Направление- экологическое.

Цель – это создание условий для продуктивного и эффективного закрепления звука «Л» в словах и словосочетаниях.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

•        Развивать артикуляционную моторику губ и языка;

•        Закреплять акустико-артикуляционную характеристику звука;

•        Развивать мелкую моторику рук;

•        Развивать память, мыслительную деятельность;

•        Развивать лексико-грамматический строй речи и связную речь;

•        Учить правильно согласовывать числительные с существительными;

•        Формировать двигательные навыки и умений, ориентирование в пространстве;

Коррекционно-воспитательные:

•        Создать эмоционально приподнятое настроение;

•        Воспитывать бережное отношение к природе, экологическое мировоззрение, любознательность;

•        Формирование положительной мотивации на занятиях, умения слушать других детей и учителя-логопеда;

•        Воспитание у детей желания правильно и красиво говорить;

•        Вырабатывать навык контроля за собственной речью;

•        Формировать интерес к исследовательской деятельности и желание находить ответ опытно-экспериментальным путём.

Коррекционно-образовательные:

•        Автоматизация звука «Л» в словах и словосочетаниях;

•        Расширение представлений детей о некоторых видах опасных ситуаций для окружающего мира природы (загрязнения воздуха);

•        Формирование и расширение словарного запаса;

•        Повышение уровня экологической культуры и информированности о проблеме обращения с отходами;

•        Закрепление знаний и умений дифференцировать и сортировать отходы по материалам.

Предварительная работа:

•        проведение мастер класса для родителей на тему «Артикуляционная гимнастика дома»;

•        индивидуальная работа по постановке звука «Л»;

•        автоматизация звука «Л» изолировано и в слогах;

•        беседы о бережном отношение к природе;

•        разучивание пальчиковой гимнастики;

•        разучивание физминутки;

•        совместный просмотр родителей и детей видеороликов на тему «Эколята – защитники природы»;

•        создание родителями и детьми макета контейнеров для сортировки мусора.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение? Сегодня на почту мне пришло сообщение, с пометкой «Для самых добрых ребят» и я уверенна, что оно адресовано именно вам. Давайте его откроем.

На экране запись – обращение эколёнка Шалуна. (1 слайд).

«Здравствуйте дорогие ребята, я эколёнок Шалун. Мы с вами живем на самой красивой планете, богатой густыми лесами, глубокими озерами и бескрайними полями, но случилась беда, и злые люди стали загрязнять наши красивые места, разбрасывать мусор, загрязнять водоемы и леса. Мне нужна ваша помощь в спасении нашей планеты».

Логопед: Ну что ребята, поможем Шалуну? (Ответ детей)

Нам на пути встретятся разные препятствия и трудные задания, справившись с которыми, вы получите подсказки.

Логопед: А для того, что бы пройти все испытания и помочь Шалуну нам нужно сделать гимнастику для нашего язычка.

Артикуляционная гимнастика. (2 слайд).

1. «Заборчик»

2. «Месим тесто»

3. «Блинчик»

4. «Иголочка»

5. Чередовать «Блинчик – Иголочка»

6. «Вкусное варенье»

7. «Индюк»

8. «Качели»

9. «Маляр»

10. «Почистим верхние зубки»

11. «Пароход гудит»

Акустико-артикуляционный образ звука. (3 слайд).

Логопед: Давай вспомним, когда мы произносим звук «Л». Что делают губки?

- Улыбаются.

Логопед: Что делает язычок?

- Поднимается за верхние зубки к бугорочкам (если отрабатывается зазубная артикуляция). Или:

- Кончик языка зажат между зубов.

Дети рассказывают об артикуляционном укладе по схеме на экране. Дают характеристику звуку.

Автоматизация звуков в словах (определение звука в слове).

Игра «У Белочки». (4 слайд).

Логопед: Ребята, посмотрите, кто нас встречает? Это же белочка и у нее случилась беда. Все ее ореховые запасы рассыпались, я предлагаю Вам помочь и собрать орешки.

Дети по очереди называют картинку и определяют позицию звука в слове: начало, середина и конец, а затем прикрепляют картинку-орешек в нужное лукошко, отвечая развернутым ответом: «У Белочки в лукошке лук и т.д.»

Логопед: Молодцы ребята! За Вашу помощь Белочка дает вам следующую подсказку. (5 слайд).

Все обходят это место:

Здесь земля - как будто тесто.

Здесь осока, кочки, мхи...

Нет опоры для ноги. Ответы детей (Болото). (6 слайд).

Логопед: Совершенно верно ребята, это болото. Чтобы нам пробраться через него, нужно передвигаться по кочкам и выполнять задания.

Автоматизация звука в словосочетания

Игра «Кочки»

Детям предлагается пройти моторную дорожку. Используя

9 ортопедических ковриков (клеточек). Сверху раскладываем стрелочки, которые указывают, куда ребенок должен двигаться. Ребенок смотрин на стрелочки, двигается в заданном направлении и называет словосочетания, которые встречаются на пути и считает их в зависимости от той цифры которая написана. Индивидуальный контроль.

Речевой материал: Лыжная палка, ласковая улыбка, сладкое яблоко, весёлый малыш, голубой плащ, жёлтый подсолнух, белая футболка, золотой кулон.

Логопед: Замечательно! Но для того, что бы отправится дальше, необходимо взбодрится. (7 слайд).

Физкультминутка "Защитники Планеты"

Солнце светит ярко нам,        (Руки поднимаем вверх, тянемся к солнцу)

Греет землю тут и там!

Мы деревья посадили,                 (Приседаем, как будто сажаем деревья)

Чтоб леса густыми были!

Мусор мы в лесу найдем,        (Наклоны в стороны, имитируем сбор мусора)

И в корзину соберем!

Моря, реки и озера,                 (Машем руками, как волны)

Чистыми быть должны, помните!

Мы по морю поплывем,         (Круговые движения плечами, будто плывем)

Рыбок дивных там найдем!

Энергией мы полны,                 (Прыжки на месте, изображаем энергию)

Планету защищать должны!

Воздух чистый, мы вдохнем,         (Глубокий вдох и выдох)

И природу сбережем!

Логопед: Ну что ребята сил прибавилось? (Ответы детей)

Тогда слушайте новую подсказку. (8 слайд).

На траве устроив пир,

Фрукты, хлеб съедим и сыр.

Время проведём со вкусом,

Уберём с полянки … (мусор). (9 слайд).

Логопед: Ребята, прежде чем выбросить мусор, его сортируют, в зависимости от материала, из которого он изготовлен. Как думаете зачем? (Ответы детей)

Логопед: Да, это облегчает переработку на заводе. Давайте с вами вспомним для раздельного сбора бытовых отходов созданы специальные контейнеры. Они установлены в местах сбора мусора. Мусорные контейнеры имеют свой собственный цвет, который указывает на разный тип отходов –

Кто их видел?

Где?

Почему они разного цвета?

Кто знает? (ответы детей).

• оранжевый контейнер – для опасных отходов

• синий контейнер — для сбора бумаги

• зеленый контейнер — для стеклянных отходов

• желтый контейнер — для пластика

• красный контейнер — для бытовых отходов

Логопед: Сейчас поиграем в игру «Сортируем вместе». (10 слайд).

В группе стоят коробки с условными знаками. Задача ребят рассортировать мусор, четко и правильно проговаривая полным ответом: «Кладу бутылку в желтый контейнер и т.д.»

Речевой материал представлен в виде карточек:

Металлическим (игла, ложка, вилка, болт, булавки, молоток),

Пластиковым (тарелка, лопатка, стул, бутылка, ложка, ластик) Стеклянным (тарелка, бутылка, флакон, бокал, колба, лампочка).

Бумажным (блокнот, салфетки, колпак, пазлы).

Логопед: Ребята, давайте вспомним с вами упражнение для пальчиков. (11 слайд).

Пальчиковая гимнастика «Любимая наша Земля».

Солнце ласково сияет, (Раскрываем ладонь, растопыриваем пальцы)

Землю нашу согревает. (Обводим ладонью круг)

Вот моря и океаны, (Волнообразные движения ладонями)

Рыбки плавают там стаями. (Соединяем ладони, изображаем рыбку)

Горы тянутся к вершинам, (Соединяем кончики пальцев, образуем "гору")

Там орлы парят над миром. (Скрещиваем большие пальцы, машем остальными)

Лес густой, зеленый, шумный, (Растопыриваем пальцы, имитируем деревья)

Там живут звери дружно. (Сжимаем и разжимаем кулачки)

Все мы Землю любим очень, (Обнимаем себя руками)

Беречь ее должны мы точно! (Прижимаем ладони к груди)

Давайте Землю охранять, (Протягиваем руки вперед)

Сажать деревья, поливать! (Имитируем посадку и полив)

Логопед: Слушаем новую подсказку отправляемся дальше в путь.

(12 слайд).

Лесные, торфяные,

И даже степные,

В природе встречаться, опасными являются (пожар). (13 слайд).

Логопед: Да, ребята, мы с вами оказались на прекрасной полянке, где растут цветы, только вот тут случилось беда, и наши прекрасные бабочки не могу порхать и наслаждаться ароматом цветов. Как вы думаете, почему? (Ответы детей).

Логопед: Совершено, верно! Давайте с вами посмотрим, как и почем опасны костры.

Опыт

Логопед зажигает под белой фаянсовой емкостью свечу, белая емкость покрывается копотью.

Логопед: Что появилось на емкости? (Сажа, копоть).

Откуда на емкости появилась копоть? (При горении выделилась сажа).

Куда улетает грязный воздух? (Грязный воздух поднимается вверх).

Логопед: Да, при горении выделяется сажа, зола, дым, копоть. Это только при горении одной свечи, а представьте, сколько костров горит на нашей планете, а если горит свалка, где много пластика, различных коробок, целлофановых пакетов, пленки, резиновых шин. Эти продукты горения очень ядовиты для воздуха и всего живого на нашей планете.

Автоматизация в чистоговорках

Логопед: А сейчас давайте скорее спасем наших бабочек.

(Дети повторяют чистоговорки за логопедом и «лопают» шары. Индивидуальный контроль).

Речевой материал:

Ла – ЛА – ЛА   новая юла

ЛА – ЛА – ЛА   высокая скала

ЛА – ЛА – ЛА   новая метла

ЛО – ЛО – ЛО   на улице тепло

ЛО – ЛО – ЛО   мы приехали в село

ЛО – ЛО – ЛО   мама вымыла окно

ЛУ – ЛУ – ЛУ   мы сидели на полу

ЛУ – ЛУ – ЛУ   диван стоит в углу

ЛУ – ЛУ – ЛУ я взяла иглу

ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ   вот идут ослы

ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ  у папы нет пилы

ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ  в комнате углы

Логопед:

Кружится, вертится,

Планета давно,

Суш, морей, океанов полно,

Флора и фауна,

На ней процветает,

Ну же дружок, как её называют? (ответы детей). (14 слайд).

Логопед: Правильно! Это наша планета Земля. На нашей планете много лесов, морей, рек и озер, удивительных и красивых мест. И для того, что бы они оставались такими же красивыми и богатыми своими   ресурсами нужно планету беречь. Я предлагаю вам поиграть в игру «Почему планета грустит, радуется?» и вспомнить, правила поведения на природе.

Игра «Почему планета грустит, радуется?»

Детям предлагается два изображения планеты Земля и набора карточек с символами, обозначающими различные действия, которые могут помочь или навредить планете. При выборе карточек, ребенок отвечает развернутым ответом «Планета плачет, если…» «Планета, улыбается если…». Индивидуальный контроль.

Логопед: Ребята вы сегодня большие молодцы! Помогли нашему Шалуну. А за вашу помощь он передал вам в подарок вот такой прекрасный цветок, который будет нам напоминать о том, что наша Планета Земля прекрасна, ее нужно беречь и любить. Что Вам больше всего запомнилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия на автоматизацию звука Л в словах

Конспект подгруппового логопедического занятияВозраст: 6 летКоличество: 3 детейЛогопедическое заключение: ФНР, параламбдацизм замена[Л] на [W].Тема: Звук [Л]Этап: автоматизация в словахЦель:  зак...

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука «Л» в словосочетаниях и предложениях «Поиски клада»

Занятие рекомендовано для детей старшего дошкольного возраста, посещающих логопедический пункт в ДОУ....

Конспект логопедического занятия «Беспорядок». Автоматизация звука [Л] в словах и словосочетаниях.

Конспект логопедического занятия  «Беспорядок». Автоматизация звука  [Л] в словах и словосочетаниях. ...

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [р] в словах и словосочетаниях «Школа юных поварят»

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [р] в словах и словосочетаниях «Школа юных поварят»...

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] в словах и словосочетаниях

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] в словах и словосочетаниях...

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах словосочетаниях, предложениях и связной речи.

Закрепление правильного произношения звука [Л] в словах словосочетаниях, предложениях и связной речи....

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Р] у детей с нарушением речи в слогах, словах, предложениях с использованием метода кейс-технологии. Тема: «Звук и буква [Р]»

Кейс-технологии – это метод активного проблемно-ситуативного анализа, основанный на подлинных или вымышленных ситуациях.Суть кейс-технологии - стимулировать познавательную активность д...