Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе для детей с ТНР. Тема: "Звуки [ Л], [ЛЬ]. Буква Л.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Cоловетская Наталья Николаевна

Конспек занятия в старшей логопедической группе для детей с ТНР. Тема: "Звуки [Л ],  [ Ль]. Буква Л"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_starshaya_gruppa_zvuki_l-l_bukva_l.docx18.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе

Тема: «Звуки Л-Ль, буква Л»

Коррекционно-образовательные задачи:
- познакомить детей со звуком и буквой Л;

- закрепить правильное произношение звука Л;

- учить выделять звук Л из ряда звуков, слогов, слов;

- учить детей определять место звука в слове;

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать зрительное и слуховое внимание и память, мышление;

- развивать речевое дыхание;

- развивать мелкую моторику;

- развивать личностные качества: любознательность, активность, умение применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развивать способность к самооценке и самоанализу, самостоятельность.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать устойчивый интерес с образовательной деятельности, самостоятельность в принятии решений;

- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Демонстрационный материал  Картинки:  Лунтик, Мила, лук, луна, ложка, лиса; лавочка, лопата, лампа, лак, скалка, скакалка, ёлка, белка, бокал, пенал, вол, кинжал,  буква Л, картина с символами Л,

Раздаточный материал: символ синего цвета, карточка-слово, счетные палочки.

Ход занятия:

I. Орг.момент:

Дети стоят в кругу. Здороваются с гостями.

- Сегодня у нас занятие по обучению грамоте, на котором мы  повторяем выученные буквы, знакомимся с новыми звукам и буквой, учимся слышать этот звук среди других, определять место звука в словах, учимся строить новую букву.

- Скажите, на какие 2 группы делятся звуки?  (гласные и согласные)

- Чем они отличаются? ( одни  поются и нет преграды во рту)

- Повторение алфавита.

- Какие звуки всегда твердые? ( Ж,Ж,Ц)

- Какие звуки всегда мягкие? (Ч,Й,Щ)

-2. Ребята к нам сегодня  на занятие  заглянул  необычный гость. Кто это?
Знают взрослые и дети, что упал с другой планеты
Фиолетовый зверёк- детям маленьким дружок.
Ты узнал, кто это?
Лунтик.

Лунтик  принес загадки, и хочет чтобы вы их угадали.

Дид. игра «Отгадай загадки»

Сидит в земле сердитый дед.

В шубу желтую одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает. (ЛУК)

      Освещает ночью путь,

      Звездам не дает заснуть.

     Пусть все спят, ей не до сна,

     В небе светит нам… (ЛУНА)

По моей тарелке лодочка плывёт.
Лодочку с едою отправляю в рот. (
ЛОЖКА)

Пушистый хвост – краса,

А зовут её … (ЛИСА).

3. Какой один и тот же звук повторяется в словах-отгадках?

- Верно, это звук  [ Л] . Сегодня на занятии мы будем закреплять произношение этого звука.

-  Лунтик хочет  вас покатать на лодке, но для этого нужно научиться правильно произносить новый звук.  Для этого  придвиньте  к себе зеркала, слушайте и выполняйте, что я буду вам говорить.

 Растяните губы слегка в  улыбку, зубы сблизьте, но не смыкайте, между ними есть щель. Кончик языка поднять  и  упереть  в верхние передние зубы, горлышко « работает».

Попробуйте произнести звук.(л-л-л)

Ребята, попробуйте пропеть этот звук. Получилось?  Что вам помешало его спеть? (язык и сближенные зубы)

Если, мы не можем его спеть, значит какой это звук? (согласный)

Теперь поставьте ладонь к горлу и проверьте, пляшет оно или спит? ( пляшет), значит этот звук – звонкий.

А теперь вспомним еще раз отгадки  и послушайте,  в этих словах звук Л  слышится одинаково или по разному?  ( мягко и твердо)

Так, что мы узнали про наш новый звук? ( от согласный, звонкий, может быть твердым и будем обозначать  его фишкой  синего цвета  или мягкий – тогда зеленого цвета)

4. Игра Лунтик предлагает вам поиграть в игру  «Внимательные ушки» Развитие фонематического слуха)

 Я называю звуки, а вы если услышите звук  Л, то показывайте рукой как плывет лодка по волнам:

 -к-с-т-л-м-л-п-л-з-т-л-к-л

 Слоги:  -Ла-ка-со-то-ло-му-лу-пу-лу-зы-ли

Слова: -лапша-окно-лимон-лампа- нос - машина-стол

5.(Работа со звуковым символом  и карточкой – словом)

Лунтик принес картинки и просит нас  распределить их по схемам: звук Л в начале, середине и конце слова)

( лавочка, лопата, лампа, лак, скалка, скакалка, ёлка, белка, бокал, пенал, вол, кинжал).

6. Игра «Рассели картинки». (Деление слов на слоги)

А теперь эти слова поделите на слоги и распределите по вагонам.

7. Лунтик предлагает выучить песню, которую он любит петь :

  • Ла-Ла-Ла — Мила молоко пила. 
  • Ло-Ло-Ло — Миле стало вдруг смешно. 
  • Лу-Лу-Лу —  Для Милы достану луну. 
  • Лё-Лё-Лё—    Миле позвоню « алё»

8.Физминутка:

Вот со звуком Л слова:
Лоб, затылок, голова,            
 ( показывать на себе части тела)
Кулаки, ладошки, локти,       (вращать  кулачками, хлопок в ладоши, локти вперед)
Звука Л нет в слове ногти.      (показать  ногти)
Глазки, тело  и лопатки,          
(поморгать глазами, погладить туловище,  свести лопатки)                               
Звука Л нет и  в слове пятки.      (присесть, дотронуться до пяток)

9.А теперь пора познакомиться с буквой Л.

На что она похожа? постройте букву Л из счетных палочек)

10. Мы с вами познакомились с буквой, теперь прочитаем слоги  с ней.

   Знакомим с соседями (повторяем изученные буквы).

Гласные пошли в гости, посмотреть, как устроилась новая буква
А-Л                Е-Л
У-Л                Ё-Л
О-Л                И-Л
Ы-Л               Э-Л

потом буква Л идёт в соседний домик - читаем слоги.

Л-А              Л-Е

Л-Ё              Л-И

Л-Э               Л-У
Л-О              Л-Ы

11. Итог . С каким звуком сегодня познакомились? Что вы запомнили про этот звук? Какие картинки вы запомнили со звуком Л.

 Пропишем в воздухе букву Л.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С. Цели:Коррекционно-образовательная:уточнить и  закрепить правильное произношение звуков  С и...

Конспект интегрированного познавательно – игрового занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе детского сада № 45 по теме: « Звук и буква «к» на лексическом материале «домашние животные».

ЗАДАЧИ:- уточнение артикуляции звука К, акустических признаков;- развитие слухо-речевой памяти, фонематического восприятия, интонационной выразительности;- уточнение и расширение лексического запаса, ...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме «Звук ж. Буква Ж»

Цель: познакомить детей со звуком [ж] и буквой Ж. Коррекционно-образовательные задачи:-закрепить умение детей выделять звук [ж] из ряда звуков, слогов, слов;-упражнять в опред...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе Тема: «Звук и буква Ш"

Коррекционно-образовательные задачи:- знакомство детей со звуком и буквой Ш;- закрепить правильное произношение звука Ш;- продолжать учить выделять звук Ш из ряда звуков, слогов, слов;- учить детей оп...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки т, ть. Буква Т»

Цель: познакомить детей со звуками «Т, ТЬ», буквой Т.Задачи:-Учить детей выделять на слух звук (т)-Закрепить понятие «твердый звук», навык деления слова на слоги.-Упражнят...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки н, нь. Буква Н"

Цель: познакомить детей со звуками «н, нь», буквой Н.Задачи:Уточнить артикуляцию звука [Н].-Научить детей четко произносить звук [Н]; -Учить детей выделять на слух звук (н)...

Конспект ООД по обучению грамоте в старшей логопедической группе для детей с ОНР. Тема: «Звук [Э ], буква Э».

Фронтальное логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте по теме: «Звук [Э]. Буква Э» в старшей логопедической  группе для детей с ОНР. (2 занятие)...