Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе для детей с ТНР. Тема: "Звуки [ Л], [ЛЬ]. Буква Л.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспек занятия в старшей логопедической группе для детей с ТНР. Тема: "Звуки [Л ], [ Ль]. Буква Л"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе
Тема: «Звуки Л-Ль, буква Л»
Коррекционно-образовательные задачи:
- познакомить детей со звуком и буквой Л;
- закрепить правильное произношение звука Л;
- учить выделять звук Л из ряда звуков, слогов, слов;
- учить детей определять место звука в слове;
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать зрительное и слуховое внимание и память, мышление;
- развивать речевое дыхание;
- развивать мелкую моторику;
- развивать личностные качества: любознательность, активность, умение применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развивать способность к самооценке и самоанализу, самостоятельность.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать устойчивый интерес с образовательной деятельности, самостоятельность в принятии решений;
- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
Демонстрационный материал Картинки: Лунтик, Мила, лук, луна, ложка, лиса; лавочка, лопата, лампа, лак, скалка, скакалка, ёлка, белка, бокал, пенал, вол, кинжал, буква Л, картина с символами Л,
Раздаточный материал: символ синего цвета, карточка-слово, счетные палочки.
Ход занятия:
I. Орг.момент:
Дети стоят в кругу. Здороваются с гостями.
- Сегодня у нас занятие по обучению грамоте, на котором мы повторяем выученные буквы, знакомимся с новыми звукам и буквой, учимся слышать этот звук среди других, определять место звука в словах, учимся строить новую букву.
- Скажите, на какие 2 группы делятся звуки? (гласные и согласные)
- Чем они отличаются? ( одни поются и нет преграды во рту)
- Повторение алфавита.
- Какие звуки всегда твердые? ( Ж,Ж,Ц)
- Какие звуки всегда мягкие? (Ч,Й,Щ)
-2. Ребята к нам сегодня на занятие заглянул необычный гость. Кто это?
Знают взрослые и дети, что упал с другой планеты
Фиолетовый зверёк- детям маленьким дружок.
Ты узнал, кто это? Лунтик.
Лунтик принес загадки, и хочет чтобы вы их угадали.
Дид. игра «Отгадай загадки»
Сидит в земле сердитый дед.
В шубу желтую одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает. (ЛУК)
Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам… (ЛУНА)
По моей тарелке лодочка плывёт.
Лодочку с едою отправляю в рот. (ЛОЖКА)
Пушистый хвост – краса,
А зовут её … (ЛИСА).
3. Какой один и тот же звук повторяется в словах-отгадках?
- Верно, это звук [ Л] . Сегодня на занятии мы будем закреплять произношение этого звука.
- Лунтик хочет вас покатать на лодке, но для этого нужно научиться правильно произносить новый звук. Для этого придвиньте к себе зеркала, слушайте и выполняйте, что я буду вам говорить.
Растяните губы слегка в улыбку, зубы сблизьте, но не смыкайте, между ними есть щель. Кончик языка поднять и упереть в верхние передние зубы, горлышко « работает».
Попробуйте произнести звук.(л-л-л)
Ребята, попробуйте пропеть этот звук. Получилось? Что вам помешало его спеть? (язык и сближенные зубы)
Если, мы не можем его спеть, значит какой это звук? (согласный)
Теперь поставьте ладонь к горлу и проверьте, пляшет оно или спит? ( пляшет), значит этот звук – звонкий.
А теперь вспомним еще раз отгадки и послушайте, в этих словах звук Л слышится одинаково или по разному? ( мягко и твердо)
Так, что мы узнали про наш новый звук? ( от согласный, звонкий, может быть твердым и будем обозначать его фишкой синего цвета или мягкий – тогда зеленого цвета)
4. Игра Лунтик предлагает вам поиграть в игру «Внимательные ушки» Развитие фонематического слуха)
Я называю звуки, а вы если услышите звук Л, то показывайте рукой как плывет лодка по волнам:
-к-с-т-л-м-л-п-л-з-т-л-к-л
Слоги: -Ла-ка-со-то-ло-му-лу-пу-лу-зы-ли
Слова: -лапша-окно-лимон-лампа- нос - машина-стол
5.(Работа со звуковым символом и карточкой – словом)
Лунтик принес картинки и просит нас распределить их по схемам: звук Л в начале, середине и конце слова)
( лавочка, лопата, лампа, лак, скалка, скакалка, ёлка, белка, бокал, пенал, вол, кинжал).
6. Игра «Рассели картинки». (Деление слов на слоги)
А теперь эти слова поделите на слоги и распределите по вагонам.
7. Лунтик предлагает выучить песню, которую он любит петь :
- Ла-Ла-Ла — Мила молоко пила.
- Ло-Ло-Ло — Миле стало вдруг смешно.
- Лу-Лу-Лу — Для Милы достану луну.
- Лё-Лё-Лё— Миле позвоню « алё»
8.Физминутка:
Вот со звуком Л слова:
Лоб, затылок, голова, ( показывать на себе части тела)
Кулаки, ладошки, локти, (вращать кулачками, хлопок в ладоши, локти вперед)
Звука Л нет в слове ногти. (показать ногти)
Глазки, тело и лопатки, (поморгать глазами, погладить туловище, свести лопатки)
Звука Л нет и в слове пятки. (присесть, дотронуться до пяток)
9.А теперь пора познакомиться с буквой Л.
На что она похожа? постройте букву Л из счетных палочек)
10. Мы с вами познакомились с буквой, теперь прочитаем слоги с ней.
Знакомим с соседями (повторяем изученные буквы).
Гласные пошли в гости, посмотреть, как устроилась новая буква
А-Л Е-Л
У-Л Ё-Л
О-Л И-Л
Ы-Л Э-Л
потом буква Л идёт в соседний домик - читаем слоги.
Л-А Л-Е
Л-Ё Л-И
Л-Э Л-У
Л-О Л-Ы
11. Итог . С каким звуком сегодня познакомились? Что вы запомнили про этот звук? Какие картинки вы запомнили со звуком Л.
Пропишем в воздухе букву Л.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С. Цели:Коррекционно-образовательная:уточнить и закрепить правильное произношение звуков С и...

Конспект интегрированного познавательно – игрового занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе детского сада № 45 по теме: « Звук и буква «к» на лексическом материале «домашние животные».
ЗАДАЧИ:- уточнение артикуляции звука К, акустических признаков;- развитие слухо-речевой памяти, фонематического восприятия, интонационной выразительности;- уточнение и расширение лексического запаса, ...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме «Звук ж. Буква Ж»
Цель: познакомить детей со звуком [ж] и буквой Ж. Коррекционно-образовательные задачи:-закрепить умение детей выделять звук [ж] из ряда звуков, слогов, слов;-упражнять в опред...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе Тема: «Звук и буква Ш"
Коррекционно-образовательные задачи:- знакомство детей со звуком и буквой Ш;- закрепить правильное произношение звука Ш;- продолжать учить выделять звук Ш из ряда звуков, слогов, слов;- учить детей оп...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки т, ть. Буква Т»
Цель: познакомить детей со звуками «Т, ТЬ», буквой Т.Задачи:-Учить детей выделять на слух звук (т)-Закрепить понятие «твердый звук», навык деления слова на слоги.-Упражнят...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки н, нь. Буква Н"
Цель: познакомить детей со звуками «н, нь», буквой Н.Задачи:Уточнить артикуляцию звука [Н].-Научить детей четко произносить звук [Н]; -Учить детей выделять на слух звук (н)...
Конспект ООД по обучению грамоте в старшей логопедической группе для детей с ОНР. Тема: «Звук [Э ], буква Э».
Фронтальное логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте по теме: «Звук [Э]. Буква Э» в старшей логопедической группе для детей с ОНР. (2 занятие)...
