Конспект занятия на тему "Пресноводные рыбы. Звук и буква Р"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Кузичева Виктория Викторовна

Данный конспект будет актуален учителям-логопедам при планировании занятий по лексической теме "Пресноводные рыбы. Звук и буква Р"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл presnovodnye_ryby_konspekt_zanyatiya_.docx19.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Сортавальского Муниципального округа Республики Карелия детский сад №23 «Ладушки» корпус №1

Разработала: учитель-логопед Кузичева Виктория Викторовна

Конспект занятия в подготовительной группе для детей с ТНР

«Пресноводные рыбы. Звук и буква Р»

Цель: Активизация и актуализация словаря по теме «Пресноводные рыбы», знакомство со звуком и буквой Р.

Задачи: 1. Развитие общих речевых навыков

2. Формирование правильного речевого дыхания

3. Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, памяти, мышления

4. Совершенствование грамматического строя речи

5. Развитие пальчиковой моторики, координации речи с движением

6. Совершенствование навыка звукового анализа

Оборудование:

  • Сюжетная картина «Пресноводный водоём»
  • Аудиозапись «Звуки подводного мира»
  • Аудиозапись детской песни «Любитель – рыболов» в исполнении детского хора
  • Фигурки рыб на нитке (для дыхательной гимнастики) по количеству детей
  • Дидактическое пособие «Части рыбы»
  • Предметные картинки: комар, муха, хлеб, дождевой червяк, рыбки, фрукты, овощи, водоросли, молочные продукты, торт (для игры «Накорми рыбку»)
  • Массажёры «Су – джок» по количству детей
  • Разрезные картинки «Рыбы» по количеству детей
  • Картинки для звукового анализа «Щука» по количеству детей
  • Кружки (красный, синий, зелёный) для звукового анализа
  • Буква Р и картинка – символ звука Р
  • Сухие бобы для выкладывания буквы Р
  • Указка, поднос для рыбок (дыхательная гимнастика), «чудесный мешочек» для частей рыбы, мяч.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Дети вхлдят в группу, встают около стульчиков.

- «Сядет тот, кто вспомнит название рыбы» (отвечают, садятся)

  1. Беседа по картине «Пресноводный водоём»

Включаю запись «Звуки подводного мира»

- Что вы видите на картине?

- Какие слышите звуки?

Читаю стихотворение:

Возле дома - водоём.

И зимой и летом

Ловят рыбу люди в нём –

Расскажу об этом:

Летом с удочкой сидят,

Только солнце встанет,

И за поплавком следят –

Рыбка не потянет?

И зимой, когда вода

Скована морозом,

Не пугает рыбака

Холода угроза.

- Как вы понимаете словосочетание «пресноводный водоём»? (это водоём, в котором вода не солёная, а пресная)

- Пресноводные водоёмы находятся на поверхности суши. Какие пресноводные водоёмы вы знаете? (река, пруд, озеро и т.д.)

- Кто живёт в этих водоёмах? (Пресноводные рыбы)

- Каких пресноводных рыб ты знаешь? (Карп, окунь, лещ, щука и т.д.)

- Сегодня мы с вами окажемся в подводном мире и будем играть с рыбками, подружимся с ними.

  1. Дыхательная гимнастика

- Вот и первые жители озера пожаловали к нам (раздаю рыбок на ниточке)

- У кого кто, назовите. (называют)

Выполняем дыхательную гимнастику, стоя, держим за ниточку, картинка на уровне рта:

Вдох носом (живот надули) – выдох ртом (живот сдули)

  1. Рассказывание стихов про рыб
  • С длинным телом серебристым,

Обитает в речке быстрой.

Многим рыбам – страшный враг.

Догадались? Нет? Судак. (В.Нищев)

  • Ёрш колючий, конопатый

Некрасивый и горбатый.

Но ушица без ерша

Вряд ли будет хороша. (Н.Нищева)

  • Щука – хищница речная,

Щука всех в реке пугает

Разевает щука пасть –

Страшно щуке в пасть попасть. (Н.Нищева)

  • В пруду или озере, больше нигде,

В тихой, спокойной, стоячей воде,

Где буйная зелень на дне разрослась, -

Вот именно там обитает карась. (В.Нищева)

  1. Беседа о частях тела рыб (понятие «часть целого», моделирование)

Сюрпризный момент «Чудесный мешочек».

В мешочке части тела рыбы (плавники спинной, брюшные, хвост).

Дети дотают по-очереди часть тела и пристёгивают к телу рыбы.

При этом проговаривание: рыбий хвост, рыбий плавник, рыбья голова, рыбье тело, рыбьи глаза и т.д.)

  1. Игра «Накормим рыбку»

- Наша рыбка проголодалась и хочет кушать. Накормим рыбку .

(На столике перевёрнутые картинки – корм для рыбы. Дети подходят по-очереди, берут картинку, называют и определяют – едят рыбы это или нет. Подходящий корм кладём рыбке в рот).

  1. Пальчиковое упражнение «Рыбка» (стоя)

Рыбка плавает в водице, Сложить ладонь вместе и показать как плавает

Рыбке весело играть. рыбка

Рыбка, рыбка, озорница, Погрозить пальчиком

Мы хотим тебя поймать. Медленно сблизить ладони.

Рыбка спинку изогнула, Снова показать, как плавает рыбка

Крошку хлебную взяла, Сделать хватательное движение двумя руками

Рыбка хвостиком махнула, Снова показать, как плавает рыбка.

Рыбка быстро уплыла.

(М.Клокова)

  1. Упражнение «Цепочка слов» (сидя на ковре)

- Сейчас проверим, хорошая ли у вас память? Поиграем в цепочку слов.

Я скажу первое название рыбы. Влада повторит его и добавит ещё одно. Матвей повторит два названия и добавит третье и так далее.Сом.

1-й ребёнок: Сом, ёрш.

2-й ребёнок: Сом, ёрш, щука.

3-й ребёнок: Сом, ёрш, щука, судак.

4-й ребёнок: Сом ,ёрш, щука, судак, окунь.

  1. Упражнение «Семейка слов» (сидя на ковре)

Закончи фразу, подбери словечко.

Плавники у нас росли бы, мы бы плавали как…..(рыбы)

Я б хвостом махала гибким и резвилась, словно….. (рыбка)

Вот с крючка срывает крошки очень мелкая….. (рыбёшка)

Выплывает, корм ища, пребольшая …..(рыбища)

«Эх, сорвался мой улов! – рассердился…..(рыболов)

Рыба не клюёт никак, видно я плохой…..(рыбак)

От обиды чуть не плачет, но сидит весь день…..(рыбачит)

Рыбаку ужасно жалко, что не удалась…..(рыбалка)

  1. Упражнение на развитие фонематического восприятия «Подними рыбку»

- В слове «рыба» какой звук первый? (Р)

- Какой это звук? (согласный, твёрдый, звонкий, обозначаем синим цветом)

- Это очень сложный звук, чтобы его правильно произнести, нужно иметь сильный язычок, который умеет заводить мотор.

- Я буду называть звуки, слоги и слова, если услышите звук [р], поднимите рыбку.

Р, л, з, р, ш, д, ж, р, р, к, ф, л……

Ра, до, шу, ры, ла, ро, до…..

Рыба, шапка, луна, роза, шум, лавка, работа, рынок, золото, мираж…..

  1. Работа за столами
  1. Пальчиковое упражнение с использованием массажёра «Су – джок»

Проведём разминку, будут работать пальчики.

Пять маленьких рыбок играли в реке

Лежало большое бревно на песке

И рыбка сказала: «Нырять здесь легко»

Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко»

А третья сказала: «Мне хочется спать»

Четвёртая стала чуть-чуть замерзать

А пятая крикнула: «Здесь крокодил!

  1. Упражнение «Сложи рыбку из частей»

Включаю песенку «Любитель – рыболов».

Дети складывают картинки с изображением рыб из частей.

- Найдите знакомые буквы в названии, кто может – прочитает. У кого есть буква Р?

  1. Звуковой анализ слова «Рыба»

Дети выполняют с помощью кружков красного, синего и зелёного цвета звуковой анализ.

  1. Выкладывание буквы Р из сухих бобов.

- На что похожа буква Р?

- Показывание картинки – символа.

- Выкладывание буквы Р из бобов.

  1. Подведение итогов занятия.

- Что вы сегодня делали на занятии?

- Что нового узнали?

- Как понимаете пословицу «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда»?

- Мы сегодня потрудились хорошо, большое спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия Тема: «Согласный мягкий звук [Щ]. Буквы Щ, щ. Чтение слогов и слов с новой буквой.»

Учебное занятие разработано в рамках образовательной программы дополнительного образования по обучению чтению «Читалочка» для детей 5-6 лет....

Конспект занятия по грамоте Тема: «Звук (Ц). Буква (Ц).

Цели:- закрепить навык произношения звука (ц);- умение слышать в слове, выделять и называть звук;- упражнять в определении места звука в слове, в звуковом анализ слов, в выделении ударного гласного;- ...

Конспект занятия по обучению грамоте "Звук и буква М. Родная земля-матушка"

Основная цель занятия: обобщить представления по теме "Хлеб.С\х профессии", знания о звуках и букве на лексическом материале. Конспект может быть использован логопедами и воспитателями....

Конспект занятия по знакомству со звуком и буквой И

Цели: Познакомить детей со звуком и буквой- И-. Продолжать формировать понятие «гласный звук». Упражнять в четком произнесении звука- И- изолированно и в словах, предложениях. Учит...

конспект занятия с применением ИКТ «Звук и буква О»

Учить составлять предложения из 2, 3 слов, называть первое и второе слово, учить называть слова с заданным звуком; делить слова на слоги; определять место  звука в словах....

Конспект занятия по развитию речи "Звук и буква С"

Цель:1) Знакомство со звуками (С) и (С*);2) Различение звуков (С) и (С*);3) Знакомство с буквой С;4) Закрепление понятия «родственные слова»....

Конспект занятия «Путешествие в Звукоград». Звук и буква Д.

Проведения занятия в логопедической группе с детьми 5-6 лет по формированию фонематического восприятия и навыков звукового анализа. Учить детей четко произносить звук Д. Познакомить с буквой Д. Развив...