Конспект НОД "Ручей хрустальный языка родного"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ №8 г. ЛИПЕЦКА
Конспект НОД
по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи
Тема: «Ручей хрустальный языка родного»
2 год обучения
Подготовила: учитель-логопед
Трубицына Н.С.
Цель: познакомить детей с «Международным днём родного языка».
Задачи:
Образовательные:
1.Формирование понятия «родной язык» и почему его называют родным.
2.Уточнение значения пословиц.
3. Формирование умения правильно произносить слова со спорным ударением/
4. Знакомство с высказываниями Л.Н.Толстого и других авторов о красоте русского языка.
5.Обучение грамоте.
Коррекционные:
1. Обогащение словаря детей:
- названиями народностей России;
- эпитетами: богатый, певучий, прекрасный, могучий, родной, живой, мудрый, необъятный, великий.
2. Совершенствование грамматического строя.
Формирование умения словообразования прилагательных от существительных.
Название языка от названия народности (калмыкский, якутский, татарский, бурятский, осетинский, башкирский, чеченский...)
3. Развитие слогового синтеза ( чтение слов, разделённых на слоги).
4. Развитие мышления через разгадывание ребусов.
5. Развитие внимания, памяти.
Воспитательные:
1.Воспитать уважение и любовь к родному языку, а также к другим языкам.
2.Развивать у детей любознательность и интерес к изучению норм русского языка.
3.Прививать интерес к устному народному творчеству через чтение пословиц и поговорок.
Оборудование: карта России, куклы в костюмах народов России, карточки с пословицами, пособие «О чём говорят символы России?», мнемотаблица с высказыванием Л.Толстого, таблица слов-эпитетов о русском языке, ребусы, таблицы с рифмами для запоминания правильной постановке ударения.
Ход занятия
1. Организационный момент
Педагог: Ребята, отгадайте загадки. Всегда во рту, а не проглотишь. Что это?
Дети: Язык.
Педагог: Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком,
Разговаривает с нами
Всем понятным языком
Дети: Книга.
Педагог: Здесь родился, живешь,
Уезжаешь — скучаешь,
Как зовут это место, знаешь?
Дети: Родина.
Педагог: В какой стране мы живём?
Дети: В России.
Педагог: Посмотрите на карту России. В России проживает более 180 народов! Каждый народ – хранитель традиций и языка. Народ существует до тех пор, пока его представители чтут и передают из поколения в поколение свою культуру, пока говорят на родном языке.
Демонстрируются куклы в костюмах народов России.
А на каком языке говорят адыгейцы?
Дети: Адыгейцы говорят на адыгейском языке.
Педагог: На каком языке пишут калмыки?
Дети: Калмыки пишут на калмыкском языке.
Педагог: На каком языке поют осетины?
Дети: Осетины поют на осетинском языке.
Кабардинцы - на кабардинском языке, чеченцы – на чеченском языке, ингуши – на ингушском языке, татары – на татарском языке, башкиры - на башкирском языке, буряты – на бурятском языке, якуты - на якутском, удмурты – на удмуртском языке.
Сегодня мы будем говорить о Международном дне родного языка.
Неслучайно, ведь 21 февраля – Международный день родного языка! Обычно первый язык, на котором учится говорить человек — родной язык. В мире много языков у каждого народа – свой. На нем говорят, пишут письма, стихи, поют песни. Это – родной язык. Нас учили говорить на нём родные люди, на нём мы думаем. Правильно говорить и писать на родном языке значит уметь размышлять и выражать свои мысли. Поэтому родной язык надо знать и беречь.
В России русский язык государственный. Много стихов о русском языке.
Язык наш прекрасный-
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нём есть и усмешка,
И мягкость, и ласка.
Написаны им и рассказы, и сказки.
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!
****
Как он велик и необъятен,
Язык мой русский! Он родной,
Со всех сторон он мне приятен.
Он так могуч, такой живой!
О, как чудны его творенья,
Правописанье, говоренье!
Я с ним, как с воздухом, живу.
Без языка родного, мудрого
Ни дня прожить я не могу!
Со мной он всюду и везде,
Поможет в счастье и в беде.
Мой русский, мой родной язык,
Ты необъятен и велик!
***
А.Н.Толстой
«Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после ливня. Меткий, как стрелы. Певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью».
2.Назовите символы России.
Педагог: Какая игрушка считается символом России?
Дети: Матрёшка.
Педагог: Какая посуда считается символом России?
Дети: Самовар.
Педагог: Какой музыкальный инструмент считается символом России?
Дети: Балалайка.
Педагог: Какой цветок считается символом России?
Дети: Ромашка.
Чтение по слогам «О чём говорят символы России?"
Прочитайте по слогам стихотворение о русском языке, написанное на матрёшках, самоварах, ромашках и балалайках.
О, русс-кий я-зык!
Ты бо-гат и мо-гуч!
Род-ной наш я-зык!
Ты пре-кра-сен, пе-вуч!
3.Игра «Разминка»
Педагог: Какое слово состоит из 3 слогов, а указывает на 33 буквы?
Дети: Алфавит.
Педагог: В каких словах по 100 согласных?
Дети: Стол, стог.
Педагог: В каком глаголе НЕТ слышится 100 раз?
Дети: Стонет.
Педагог: Как большой дом сделать маленьким?
Дети: Домик.
Педагог: В каком слове 7 йотированных гласных?
Дети: Семья.
Педагог: В каком слове 40 гласных А?
Дети: Сорока.
Педагог: Что находится посредине земли?
Дети: Буква М.
Педагог: Какой город летает?
Дети: Орёл.
4.Пальчиковая гимнастика «Моя страна»
Посмотрю на карту я: (дети вытягивают вперед прямые ладони).
Вот российская земля (поочередно соединяют одноименные пальцы рук).
Есть леса тут и озера,
Горы, реки и моря.
Я люблю тебя, Россия, (крепко сжимают в «замок»)
Ты же Родина моя! (прикладывают руки к груди)
5. Обогащение словаря эпитетами.
Богат и красив наш русский язык, сколько в нём слов, с помощью которых мы можем составлять рассказы, придумывать сказки, сочинять стихи и просто общаться.
Педагог: Откроем копилку слов о русском языке. Какой родной язык?
Дети читают: Прекрасный, богатый, могучий, звучный, родной, певучий.
6. «Ударение».
Педагог: Дети, в русском языке принято говорить правильно и грамотно.
Например, звонить, а не звонить. А запомнить помогут весёлые рифмы.
Если есть в тебе таланты,
Завяжи на праздник БАНТЫ!
***
Хватит БАЛОВАТЬСЯ,
Будем улыбаться!
***
Сшей себе пошире
шОрты,
Если любишь кушать торты
***
Как у нашей Марфы
Все в полоску шАрфы.
***
Красит здания малЯр.
Мебель делает столЯр.
***
Поскорее привезИ
для окошек жалюзИ.
***
У того, кто знаменИт
Телефон весь день звонИт.
***
Несу в корзинке Ивовой
Пирог с начинкой слИвовой
***
Чем человек счастлИвее,
Тем выглядит красИвее.
7. «Пословицы и поговорки»
Народные пословицы украшают нашу речь, делают ярче, выразительнее.
Педагог читает начало пословицы, а дети находят продолжение.
Век живи- век учись.
Нет друга-ищи,а нашёл береги.
Не спеши языком,торопись делом.
Сначала подумай-потом говори.
Ласковое слово что вешний день.
Человек без Родины что соловей без песни.
Не имей 100 рублей,а имей 100 друзей.
Хочешь есть калачи-не сиди на печи.
Делу время - потехе час.
Без букв и грамматики не научишься и математике.
Возьми книгу в руки - и не будет скуки.
- Вот и подошло к концу наше занятие, посвящённое Международному дню родного языка. Любите русский язык! В нём наше прошлое, настоящее и будущее.
8.Итог занятия. Рефлексия.
Педагог: Дети, что вам больше понравилось?
Какие задания вызывали трудности?
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.72 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ №8 г. ЛИПЕЦКА
Конспект НОД
по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи
Тема: «Ручей хрустальный языка родного»
2 год обучения
Подготовила: учитель-логопед
Трубицына Н.С.
Цель: познакомить детей с «Международным днём родного языка».
Задачи:
Образовательные:
#1060;ормирование понятия «родной язык» и почему его называют родным.
#1059;точнение значения пословиц.
3. Формирование умения правильно произносить слова со спорным ударением/
4. Знакомство с высказываниями Л.Н.Толстого и других авторов о красоте русского языка.
#1054;бучение грамоте.
Коррекционные:
1. Обогащение словаря детей:
- названиями народностей России;
- эпитетами: богатый, певучий, прекрасный, могучий, родной, живой, мудрый, необъятный, великий.
2. Совершенствование грамматического строя.
Формирование умения словообразования прилагательных от существительных.
Название языка от названия народности (калмыкский, якутский, татарский, бурятский, осетинский, башкирский, чеченский...)
3. Развитие слогового синтеза ( чтение слов, разделённых на слоги).
4. Развитие мышления через разгадывание ребусов.
5. Развитие внимания, памяти.
Воспитательные:
#1042;оспитать уважение и любовь к родному языку, а также к другим языкам.
#1056;азвивать у детей любознательность и интерес к изучению норм русского языка.
#1055;рививать интерес к устному народному творчеству через чтение пословиц и поговорок.
Оборудование: карта России, куклы в костюмах народов России, карточки с пословицами, пособие «О чём говорят символы России?», мнемотаблица с высказыванием Л.Толстого, таблица слов-эпитетов о русском языке, ребусы, таблицы с рифмами для запоминания правильной постановке ударения.
Ход занятия
- Организационный момент
Педагог: Ребята, отгадайте загадки. Всегда во рту, а не проглотишь. Что это?
Дети: Язык.
Педагог: Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком,
Разговаривает с нами
Всем понятным языком
Дети: Книга.
Педагог: Здесь родился, живешь,
Уезжаешь — скучаешь,
Как зовут это место, знаешь?
Дети: Родина.
Педагог: В какой стране мы живём?
Дети: В России.
Педагог: Посмотрите на карту России. В России проживает более 180 народов! Каждый народ – хранитель традиций и языка. Народ существует до тех пор, пока его представители чтут и передают из поколения в поколение свою культуру, пока говорят на родном языке.
Демонстрируются куклы в костюмах народов России.
А на каком языке говорят адыгейцы?
Дети: Адыгейцы говорят на адыгейском языке.
Педагог: На каком языке пишут калмыки?
Дети: Калмыки пишут на калмыкском языке.
Педагог: На каком языке поют осетины?
Дети: Осетины поют на осетинском языке.
Кабардинцы - на кабардинском языке, чеченцы – на чеченском языке, ингуши – на ингушском языке, татары – на татарском языке, башкиры - на башкирском языке, буряты – на бурятском языке, якуты - на якутском, удмурты – на удмуртском языке.
Сегодня мы будем говорить о Международном дне родного языка.
Неслучайно, ведь 21 февраля – Международный день родного языка! Обычно первый язык, на котором учится говорить человек — родной язык. В мире много языков у каждого народа – свой. На нем говорят, пишут письма, стихи, поют песни. Это – родной язык. Нас учили говорить на нём родные люди, на нём мы думаем. Правильно говорить и писать на родном языке значит уметь размышлять и выражать свои мысли. Поэтому родной язык надо знать и беречь.
В России русский язык государственный. Много стихов о русском языке.
Язык наш прекрасный-
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нём есть и усмешка,
И мягкость, и ласка.
Написаны им и рассказы, и сказки.
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!
****
Как он велик и необъятен,
Язык мой русский! Он родной,
Со всех сторон он мне приятен.
Он так могуч, такой живой!
О, как чудны его творенья,
Правописанье, говоренье!
Я с ним, как с воздухом, живу.
Без языка родного, мудрого
Ни дня прожить я не могу!
Со мной он всюду и везде,
Поможет в счастье и в беде.
Мой русский, мой родной язык,
Ты необъятен и велик!
***
А.Н.Толстой
«Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после ливня. Меткий, как стрелы. Певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью».
#1053;азовите символы России.
Педагог: Какая игрушка считается символом России?
Дети: Матрёшка.
Педагог: Какая посуда считается символом России?
Дети: Самовар.
Педагог: Какой музыкальный инструмент считается символом России?
Дети: Балалайка.
Педагог: Какой цветок считается символом России?
Дети: Ромашка.
Чтение по слогам «О чём говорят символы России?"
Прочитайте по слогам стихотворение о русском языке, написанное на матрёшках, самоварах, ромашках и балалайках.
О, русс-кий я-зык!
Ты бо-гат и мо-гуч!
Род-ной наш я-зык!
Ты пре-кра-сен, пе-вуч!
#1048;гра «Разминка»
Педагог: Какое слово состоит из 3 слогов, а указывает на 33 буквы?
Дети: Алфавит.
Педагог: В каких словах по 100 согласных?
Дети: Стол, стог.
Педагог: В каком глаголе НЕТ слышится 100 раз?
Дети: Стонет.
Педагог: Как большой дом сделать маленьким?
Дети: Домик.
Педагог: В каком слове 7 йотированных гласных?
Дети: Семья.
Педагог: В каком слове 40 гласных А?
Дети: Сорока.
Педагог: Что находится посредине земли?
Дети: Буква М.
Педагог: Какой город летает?
Дети: Орёл.
#1055;альчиковая гимнастика «Моя страна»
Посмотрю на карту я: (дети вытягивают вперед прямые ладони).
Вот российская земля (поочередно соединяют одноименные пальцы рук).
Есть леса тут и озера,
Горы, реки и моря.
Я люблю тебя, Россия, (крепко сжимают в «замок»)
Ты же Родина моя! (прикладывают руки к груди)
5. Обогащение словаря эпитетами.
Богат и красив наш русский язык, сколько в нём слов, с помощью которых мы можем составлять рассказы, придумывать сказки, сочинять стихи и просто общаться.
Педагог: Откроем копилку слов о русском языке. Какой родной язык?
Дети читают: Прекрасный, богатый, могучий, звучный, родной, певучий.
6. «Ударение».
Педагог: Дети, в русском языке принято говорить правильно и грамотно.
Например, звонить, а не звонить. А запомнить помогут весёлые рифмы.
Если есть в тебе таланты,
Завяжи на праздник БАНТЫ!
***
Хватит БАЛОВАТЬСЯ,
Будем улыбаться!
***
Сшей себе пошире
шОрты,
Если любишь кушать торты
***
Как у нашей Марфы
Все в полоску шАрфы.
***
Красит здания малЯр.
Мебель делает столЯр.
***
Поскорее привезИ
для окошек жалюзИ.
***
У того, кто знаменИт
Телефон весь день звонИт.
***
Несу в корзинке Ивовой
Пирог с начинкой слИвовой
***
Чем человек счастлИвее,
Тем выглядит красИвее.
7. «Пословицы и поговорки»
Народные пословицы украшают нашу речь, делают ярче, выразительнее.
Педагог читает начало пословицы, а дети находят продолжение.
Век живи- век учись.
Нет друга-ищи,а нашёл береги.
Не спеши языком,торопись делом.
Сначала подумай-потом говори.
Ласковое слово что вешний день.
Человек без Родины что соловей без песни.
Не имей 100 рублей,а имей 100 друзей.
Хочешь есть калачи-не сиди на печи.
Делу время - потехе час.
Без букв и грамматики не научишься и математике.
Возьми книгу в руки - и не будет скуки.
- Вот и подошло к концу наше занятие, посвящённое Международному дню родного языка. Любите русский язык! В нём наше прошлое, настоящее и будущее.
#1048;тог занятия. Рефлексия.
Педагог: Дети, что вам больше понравилось?
Какие задания вызывали трудности?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ Тема: Родной Язык/ Художественная лит-ра. « Чтение стихотворений детьми». ( старшая группа)
Цели: - Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух.- Учить выразительно читать наизусть стихотворения, передавая интонацией, понимать и воспроизводить образность языка стихотворения....

Конспект открытого занятия по родному языку во II мл.гр. Тема: Русская народная потешка "Сорока-сорока".
Цель занятия: Воспитать любовь к устному народному творчеству ......

конспект досуга "Международный день родного языка"
Знакомство с днйм Международного дня родного языка,обогащение духовного мира детей через различные виды деятельности,воспитание любви и уважения к родному языку...

Родительское собрание в форме мастер – класса «Язык родной дружи со мной». Выступление «Игры с буквами русского языка»
Очень важно познакомить родителей с играми, в которые играют с их детьми в детском саду. А собрание является прекрасной формой общения воспитателей с родителями воспитанников. В подготовительно...

Проект по приобщению дошкольников и их родителей к Коми культуре и обучению коми языку "Люби и знай язык родной"
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида № 3» г. Ухты(МДОУ «Детский сад № 3» г. Ухты)...

Сценарий ко дню родного языка в старшей группе д/с "Живой язык - родное слово»
Отличный новый наполненный играми, песнями, танцами,частушками, загадками, прибаутками,сценарий ко дню родного языка в старшей группе д/с "Живой язык - родное слово» с веселыми ведущими ско...
