Конспект НОД "Ручей хрустальный языка родного"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ  №8 г. ЛИПЕЦКА

 

 

Конспект НОД

по формированию лексико-грамматических средств языка  и развитию связной речи

Тема: «Ручей хрустальный языка родного»

2 год обучения

 

 

 

 

                                       Подготовила:  учитель-логопед

                                                                  Трубицына Н.С.

 

 

 

Цель: познакомить детей с «Международным днём родного языка».

Задачи:

Образовательные:

1.Формирование понятия «родной язык» и почему его называют родным.

2.Уточнение значения пословиц.

3. Формирование умения правильно произносить слова со спорным ударением/

4. Знакомство с высказываниями Л.Н.Толстого и других авторов о красоте русского языка.

5.Обучение грамоте.

Коррекционные:

1. Обогащение словаря детей:

- названиями народностей России;

- эпитетами: богатый, певучий, прекрасный, могучий, родной, живой, мудрый, необъятный, великий.

2. Совершенствование грамматического строя.

Формирование умения словообразования прилагательных от существительных.

Название языка от названия народности (калмыкский, якутский, татарский, бурятский, осетинский, башкирский, чеченский...)

3. Развитие слогового синтеза ( чтение слов, разделённых на слоги).

4. Развитие мышления через разгадывание ребусов.

5. Развитие внимания, памяти.

Воспитательные:

1.Воспитать уважение и любовь к родному языку, а также к другим языкам.

2.Развивать у детей любознательность и интерес к изучению норм русского языка.

3.Прививать интерес к устному народному творчеству через чтение пословиц и поговорок.

Оборудование: карта России, куклы в костюмах народов России, карточки с пословицами, пособие «О чём говорят символы России?», мнемотаблица с высказыванием Л.Толстого, таблица слов-эпитетов о русском языке, ребусы, таблицы с рифмами для запоминания правильной постановке ударения.

Ход занятия

1. Организационный момент

 

Педагог: Ребята, отгадайте загадки. Всегда во рту, а не проглотишь. Что это?

Дети: Язык.

Педагог: Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком,

Разговаривает с нами

Всем понятным языком

Дети: Книга.

Педагог: Здесь родился, живешь,

Уезжаешь — скучаешь,

Как зовут это место, знаешь?

Дети: Родина.

Педагог: В какой стране мы живём?

Дети: В России.

Педагог: Посмотрите на карту России. В России проживает более 180 народов! Каждый народ – хранитель традиций и языка. Народ существует до тех пор, пока его представители чтут и передают из поколения в поколение свою культуру, пока говорят на родном языке.

Демонстрируются куклы в костюмах народов России.

А на каком языке говорят адыгейцы?

Дети: Адыгейцы говорят  на адыгейском языке.

Педагог: На каком языке пишут калмыки?

Дети: Калмыки пишут на калмыкском языке.

Педагог: На каком языке поют осетины?

Дети: Осетины поют на осетинском языке.

Кабардинцы - на кабардинском языке, чеченцы – на чеченском языке, ингуши – на ингушском языке, татары – на татарском языке, башкиры - на башкирском языке, буряты – на бурятском языке, якуты - на якутском, удмурты – на удмуртском языке.

Сегодня мы будем говорить о Международном дне родного языка.

Неслучайно, ведь 21 февраля – Международный день родного языка! Обычно  первый язык, на котором учится говорить человек — родной язык. В мире много языков у каждого народа – свой. На нем говорят, пишут письма, стихи, поют песни. Это – родной язык. Нас учили говорить на нём родные люди, на нём мы думаем. Правильно говорить и писать на родном языке значит уметь размышлять и выражать свои мысли. Поэтому родной язык надо знать и беречь.

В России русский язык государственный. Много стихов о русском языке.

Язык наш прекрасный-

Богатый и звучный,

То мощный и страстный,

То нежно-певучий.

В нём есть и усмешка,

И мягкость, и ласка.

Написаны им и рассказы, и сказки.

Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни

Наш великий язык!

****

Как он велик и необъятен,

Язык мой русский! Он родной,

Со всех сторон он мне приятен.

Он так могуч, такой живой!

О, как чудны его творенья,

Правописанье, говоренье!

Я с ним, как с воздухом, живу.

Без языка родного, мудрого

Ни дня прожить я не могу!

Со мной он всюду и везде,

Поможет в счастье и в беде.

Мой русский, мой родной язык,

Ты необъятен и велик!

***

А.Н.Толстой

«Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после ливня. Меткий, как стрелы. Певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью».

2.Назовите символы России.

Педагог: Какая игрушка считается символом России?

Дети: Матрёшка.

Педагог: Какая посуда считается символом России?

Дети: Самовар.

Педагог: Какой музыкальный инструмент считается символом России?

Дети: Балалайка.

Педагог: Какой цветок считается символом России?

Дети: Ромашка.

Чтение по слогам «О чём говорят символы России?"

Прочитайте по слогам стихотворение о русском языке, написанное на матрёшках, самоварах, ромашках и балалайках.

О, русс-кий я-зык!

Ты бо-гат и мо-гуч!

Род-ной наш я-зык!

Ты пре-кра-сен, пе-вуч!

 

3.Игра «Разминка»

Педагог: Какое слово состоит из 3 слогов, а указывает на 33 буквы?

Дети: Алфавит.

Педагог: В каких словах по 100 согласных?

Дети: Стол, стог.

Педагог: В каком глаголе НЕТ слышится 100 раз?

Дети: Стонет.

Педагог: Как большой дом сделать маленьким?

Дети: Домик.

Педагог: В каком слове 7 йотированных гласных?

Дети: Семья.

Педагог: В каком слове 40 гласных А?

Дети: Сорока.

Педагог: Что находится посредине земли?

Дети: Буква М.

Педагог: Какой город летает?

Дети: Орёл.

 

4.Пальчиковая гимнастика «Моя страна»

Посмотрю на карту я: (дети вытягивают вперед прямые ладони).

Вот российская земля (поочередно соединяют одноименные пальцы рук).

Есть леса тут и озера,

Горы, реки и моря.

Я люблю тебя, Россия, (крепко сжимают в «замок»)

Ты же Родина моя! (прикладывают руки к груди)

 

5. Обогащение словаря эпитетами.

Богат и красив наш русский язык, сколько в нём слов, с помощью которых мы можем составлять рассказы, придумывать сказки, сочинять стихи и просто общаться.

Педагог: Откроем копилку слов о русском языке. Какой родной язык?

Дети читают: Прекрасный, богатый, могучий, звучный, родной, певучий.

6. «Ударение».

Педагог: Дети, в русском языке принято говорить правильно и грамотно.

Например, звонить, а не звонить. А запомнить помогут весёлые рифмы.

Если есть в тебе таланты,

Завяжи на праздник БАНТЫ!

***

Хватит БАЛОВАТЬСЯ,

Будем улыбаться!

***

Сшей себе пошире

шОрты,

Если любишь кушать торты

***

Как у нашей Марфы

Все в полоску шАрфы.

***

Красит здания малЯр.

Мебель делает столЯр.

***

Поскорее привезИ

для окошек жалюзИ.

***

У того, кто знаменИт

Телефон весь день звонИт.

***

Несу в корзинке Ивовой

Пирог с начинкой слИвовой

***

Чем человек счастлИвее,

Тем выглядит красИвее.

7. «Пословицы и поговорки»

Народные пословицы украшают нашу речь, делают ярче, выразительнее.

Педагог читает начало пословицы, а дети находят продолжение.

Век живи- век учись.

Нет друга-ищи,а нашёл береги.

Не спеши языком,торопись делом.

Сначала подумай-потом говори.

Ласковое слово что вешний день.

Человек без Родины что соловей без песни.

Не имей 100 рублей,а имей 100 друзей.

Хочешь есть калачи-не сиди на печи.

Делу время - потехе час.

Без букв и грамматики не научишься и математике.

Возьми книгу в руки - и не будет скуки.

- Вот и подошло к концу наше занятие, посвящённое Международному дню родного языка. Любите русский язык! В нём наше прошлое, настоящее и будущее.

8.Итог занятия. Рефлексия.

Педагог: Дети, что вам больше понравилось?

Какие задания вызывали трудности?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_den_rodnogo_yazyka.docx24.72 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ №8 г. ЛИПЕЦКА

Конспект НОД

по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи

Тема: «Ручей хрустальный языка родного»

2 год обучения

Подготовила: учитель-логопед

Трубицына Н.С.

Цель: познакомить детей с «Международным днём родного языка».

Задачи:

Образовательные:

#1060;ормирование понятия «родной язык» и почему его называют родным.

#1059;точнение значения пословиц.

3. Формирование умения правильно произносить слова со спорным ударением/

4. Знакомство с высказываниями Л.Н.Толстого и других авторов о красоте русского языка.

#1054;бучение грамоте.

Коррекционные:

1. Обогащение словаря детей:

- названиями народностей России;

- эпитетами: богатый, певучий, прекрасный, могучий, родной, живой, мудрый, необъятный, великий.

2. Совершенствование грамматического строя.

Формирование умения словообразования прилагательных от существительных.

Название языка от названия народности (калмыкский, якутский, татарский, бурятский, осетинский, башкирский, чеченский...)

3. Развитие слогового синтеза ( чтение слов, разделённых на слоги).

4. Развитие мышления через разгадывание ребусов.

5. Развитие внимания, памяти.

Воспитательные:

#1042;оспитать уважение и любовь к родному языку, а также к другим языкам.

#1056;азвивать у детей любознательность и интерес к изучению норм русского языка.

#1055;рививать интерес к устному народному творчеству через чтение пословиц и поговорок.

Оборудование: карта России, куклы в костюмах народов России, карточки с пословицами, пособие «О чём говорят символы России?», мнемотаблица с высказыванием Л.Толстого, таблица слов-эпитетов о русском языке, ребусы, таблицы с рифмами для запоминания правильной постановке ударения.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Педагог: Ребята, отгадайте загадки. Всегда во рту, а не проглотишь. Что это?

Дети: Язык.

Педагог: Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком,

Разговаривает с нами

Всем понятным языком

Дети: Книга.

Педагог: Здесь родился, живешь,

Уезжаешь — скучаешь,

Как зовут это место, знаешь?

Дети: Родина.

Педагог: В какой стране мы живём?

Дети: В России.

Педагог: Посмотрите на карту России. В России проживает более 180 народов! Каждый народ – хранитель традиций и языка. Народ существует до тех пор, пока его представители чтут и передают из поколения в поколение свою культуру, пока говорят на родном языке.

Демонстрируются куклы в костюмах народов России.

А на каком языке говорят адыгейцы?

Дети: Адыгейцы говорят на адыгейском языке.

Педагог: На каком языке пишут калмыки?

Дети: Калмыки пишут на калмыкском языке.

Педагог: На каком языке поют осетины?

Дети: Осетины поют на осетинском языке.

Кабардинцы - на кабардинском языке, чеченцы – на чеченском языке, ингуши – на ингушском языке, татары – на татарском языке, башкиры - на башкирском языке, буряты – на бурятском языке, якуты - на якутском, удмурты – на удмуртском языке.

Сегодня мы будем говорить о Международном дне родного языка.

Неслучайно, ведь 21 февраля – Международный день родного языка! Обычно первый язык, на котором учится говорить человек — родной язык. В мире много языков у каждого народа – свой. На нем говорят, пишут письма, стихи, поют песни. Это – родной язык. Нас учили говорить на нём родные люди, на нём мы думаем. Правильно говорить и писать на родном языке значит уметь размышлять и выражать свои мысли. Поэтому родной язык надо знать и беречь.

В России русский язык государственный. Много стихов о русском языке.

Язык наш прекрасный-

Богатый и звучный,

То мощный и страстный,

То нежно-певучий.

В нём есть и усмешка,

И мягкость, и ласка.

Написаны им и рассказы, и сказки.

Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни

Наш великий язык!

****

Как он велик и необъятен,

Язык мой русский! Он родной,

Со всех сторон он мне приятен.

Он так могуч, такой живой!

О, как чудны его творенья,

Правописанье, говоренье!

Я с ним, как с воздухом, живу.

Без языка родного, мудрого

Ни дня прожить я не могу!

Со мной он всюду и везде,

Поможет в счастье и в беде.

Мой русский, мой родной язык,

Ты необъятен и велик!

***

А.Н.Толстой

«Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после ливня. Меткий, как стрелы. Певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью».

#1053;азовите символы России.

Педагог: Какая игрушка считается символом России?

Дети: Матрёшка.

Педагог: Какая посуда считается символом России?

Дети: Самовар.

Педагог: Какой музыкальный инструмент считается символом России?

Дети: Балалайка.

Педагог: Какой цветок считается символом России?

Дети: Ромашка.

Чтение по слогам «О чём говорят символы России?"

Прочитайте по слогам стихотворение о русском языке, написанное на матрёшках, самоварах, ромашках и балалайках.

О, русс-кий я-зык!

Ты бо-гат и мо-гуч!

Род-ной наш я-зык!

Ты пре-кра-сен, пе-вуч!

#1048;гра «Разминка»

Педагог: Какое слово состоит из 3 слогов, а указывает на 33 буквы?

Дети: Алфавит.

Педагог: В каких словах по 100 согласных?

Дети: Стол, стог.

Педагог: В каком глаголе НЕТ слышится 100 раз?

Дети: Стонет.

Педагог: Как большой дом сделать маленьким?

Дети: Домик.

Педагог: В каком слове 7 йотированных гласных?

Дети: Семья.

Педагог: В каком слове 40 гласных А?

Дети: Сорока.

Педагог: Что находится посредине земли?

Дети: Буква М.

Педагог: Какой город летает?

Дети: Орёл.

#1055;альчиковая гимнастика «Моя страна»

Посмотрю на карту я: (дети вытягивают вперед прямые ладони).

Вот российская земля (поочередно соединяют одноименные пальцы рук).

Есть леса тут и озера,

Горы, реки и моря.

Я люблю тебя, Россия, (крепко сжимают в «замок»)

Ты же Родина моя! (прикладывают руки к груди)

5. Обогащение словаря эпитетами.

Богат и красив наш русский язык, сколько в нём слов, с помощью которых мы можем составлять рассказы, придумывать сказки, сочинять стихи и просто общаться.

Педагог: Откроем копилку слов о русском языке. Какой родной язык?

Дети читают: Прекрасный, богатый, могучий, звучный, родной, певучий.

6. «Ударение».

Педагог: Дети, в русском языке принято говорить правильно и грамотно.

Например, звонить, а не звонить. А запомнить помогут весёлые рифмы.

Если есть в тебе таланты,

Завяжи на праздник БАНТЫ!

***

Хватит БАЛОВАТЬСЯ,

Будем улыбаться!

***

Сшей себе пошире

шОрты,

Если любишь кушать торты

***

Как у нашей Марфы

Все в полоску шАрфы.

***

Красит здания малЯр.

Мебель делает столЯр.

***

Поскорее привезИ

для окошек жалюзИ.

***

У того, кто знаменИт

Телефон весь день звонИт.

***

Несу в корзинке Ивовой

Пирог с начинкой слИвовой

***

Чем человек счастлИвее,

Тем выглядит красИвее.

7. «Пословицы и поговорки»

Народные пословицы украшают нашу речь, делают ярче, выразительнее.

Педагог читает начало пословицы, а дети находят продолжение.

Век живи- век учись.

Нет друга-ищи,а нашёл береги.

Не спеши языком,торопись делом.

Сначала подумай-потом говори.

Ласковое слово что вешний день.

Человек без Родины что соловей без песни.

Не имей 100 рублей,а имей 100 друзей.

Хочешь есть калачи-не сиди на печи.

Делу время - потехе час.

Без букв и грамматики не научишься и математике.

Возьми книгу в руки - и не будет скуки.

- Вот и подошло к концу наше занятие, посвящённое Международному дню родного языка. Любите русский язык! В нём наше прошлое, настоящее и будущее.

#1048;тог занятия. Рефлексия.

Педагог: Дети, что вам больше понравилось?

Какие задания вызывали трудности?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ Тема: Родной Язык/ Художественная лит-ра. « Чтение стихотворений детьми». ( старшая группа)

Цели: - Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух.- Учить выразительно читать наизусть стихотворения, передавая интонацией, понимать и воспроизводить образность языка стихотворения....

"Ручей хрустальный языка родного".

Экскурсия в Центр детского и семейного чтения....

конспект досуга "Международный день родного языка"

Знакомство с днйм Международного дня родного языка,обогащение духовного мира детей через различные виды деятельности,воспитание любви и уважения к родному языку...

Родительское собрание в форме мастер – класса «Язык родной дружи со мной». Выступление «Игры с буквами русского языка»

Очень важно познакомить родителей с играми, в которые играют с их детьми в детском саду. А собрание является прекрасной формой общения воспитателей с родителями воспитанников.   В подготовительно...

Проект по приобщению дошкольников и их родителей к Коми культуре и обучению коми языку "Люби и знай язык родной"

Муниципальное  дошкольное образовательное  учреждение«Детский сад  общеразвивающего вида № 3»  г. Ухты(МДОУ «Детский сад № 3»  г. Ухты)...

Сценарий ко дню родного языка в старшей группе д/с "Живой язык - родное слово»

Отличный новый наполненный играми, песнями, танцами,частушками, загадками, прибаутками,сценарий ко дню родного языка в старшей группе д/с "Живой язык - родное слово» с веселыми ведущими ско...