Конспект занятия "Зимующие птицы Мордовии"
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Бояркина Елена Александровна

Конспект логопедического занятия "Зимующие птицы Мордовии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект54 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида»

Конспект занятия

в подготовительной группе компенсирующей направленности

 «Зимующие птицы Мордовии»

                                                Автор: Бояркина Е.А.,

                                                учитель-логопед  МБДОУ

                                                «Большеелховский детский сад №1

комбинированного вида»

Цель: формирование лексико-грамматических категорий, развитие связной речи и подготовка к обучению грамоте.

Коррекционно-образовательные задачи:

- расширять и активизировать словарь детей по теме «Зимующие птицы»;

- закрепить умение согласовывать числительные с существительными;

- учить образовывать сложные прилагательные;

- закрепить умение употреблять в речи предлоги: «на», «под», «над», «от», «к», «с»;

-упражнять в составление предложений по предметным картинкам и схеме предлога;

Коррекционно-развивающие:

- развивать слуховое и зрительное внимание, мышление;

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать наблюдательность, умение замечать прекрасное, любовь к родному краю;

- приобщать к мордовскому фольклору.

         Оборудование: электронное приложение: презентация к занятию «Зимующие птицы Мордовии»; большой экран, мультимедийное оборудование; компьютер; орехи.

Содержание организованной деятельности

  1. Организационный момент.

Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! Я улыбнусь вам, а вы мне и друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы и здоровы.

Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту.

А выдохните через рот обиды и огорчения.

II. Отгадывание загадки.

(Логопед обращает внимание на конверт)

- Кому это письмо?

- Давайте проверим адрес, нам ли письмо.

- Здесь указана республика, село.

- Как называется наша республика? (Мордовия)

- А село наше как называется? (Большая Елховка)

- Ребята, адрес указан такой: республика Мордовия, село Большая Елховка, детский сад. Значит письмо нам.

Утром нам пришло письмо

В гости нас зовёт оно.

(Слайд 2) В лесу мордовском, далёком и густом

Есть поляна с волшебством.

- Пойдём в лес?

По дорожкам вы идите

И поляну отыщите.

- Вот и пришли.

- Волшебство начинается.

(Слайд 3) - Посмотрите, кто это нас встречает? (Вирява)

- А кто, такая Вирява? (Мордовская хранительница леса)

- Давайте поздороваемся с Вирявой на мордовском языке.(Шумбратадо)

- Ребята, Вирява  приготовила для вас мордовскую загадку.

В одно время – наряженный,

В другое время –  мороженый.

Дни укоротила.

Ночи удлинила. ( Зима )

- Назовите зимние месяцы.

III. Называние зимующих птиц.

- Ребята, Вирява пригласила гостью на волшебную поляну.

- Отгадайте мордовскую загадку, она и появится.

Вверх поднимается – белая,

Вниз опускается – чёрная. (Сорока)

(Слайд 4)

(Логопед вместе с детьми проговаривает мордовскую потешку)

Сорока, сорока,

Сорока, акша бока

Азк мезе, вешендят,

Мезень колга чикордат?

Мезе юмафтонь?

Мезе прафтонь?

– Пяштенянень прафтонь

Марнек юмафтонь.

- Вот, что мы ей сказали:

- Сорока, сорока,

Сорока, белобока.

Скажи, что ищешь?

И о чём трещишь?

Что потеряла?

Что упало? Что ты уронила?

Орешки уронила

И всех их потеряла.

(рассыпаются орехи)

- Ребята, орехи сорока рассыпала не с проста. Ей интересно, знаете ли вы её друзей, подруг, птиц, которые зимуют в наших краях, в Мордовии.

- Каждый поднимет орех и назовёт зимующую птицу в Мордовии.

(Слайд 5)

- Ребята, Вирява спрашивает, чем можно подкормить птиц зимой?

(Слайд 6)

-Не забывайте подкармливать друзей наших меньших, помогайте им перезимовать в наших краях.

IV. Согласование числительных с существительным.

Дидактическая игра «Сосчитай птиц»

(Слайд 7)

    - Посчитайте, сколько синиц прилетело к кормушке.

(Слайд 8)

- А сколько воробьёв?

(Слайд 9)

             - Сколько сорок?  

(Слайд 10)

- Сколько ворон?  

(Слайд 11)

          - Сколько снегирей?  

(Слайд 12)

             - Сколько голубей?  

(Слайд 13)

          - Сколько дятлов?  

V. Пальчиковая гимнастика.

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Пять снегирей, пять голубей,

Дятел в пёстрых пёрышках.

Всем хватило зёрнышек.

VI. Составление предложений по предметным картинкам и схеме предлога.

- Возвращайтесь в лесную школу.

- Посмотрите, какая беда случилась,  птиц заморозили.

(Слайд 14)

- Чтобы помочь птицам, нужно выполнить задание, составить предложения.

(Слайды 15 - 22)

(Дети составляют предложения по данной картинке и схеме предлога)

VII. Образование сложных прилагательных.        

(Слайд 23)

Какие красивые птицы, полюбуйтесь.

- У снегиря красная грудка, как про него можно сказать? (снегирь красногрудый)

- А синица какая? (синица желтогрудая)

- у кого белые бока? (у сороки)

- Значит сорока какая? (Сорока белобокая)

- А ещё у сороки длинный хвост.

- Сорока какая? (сорока длиннохвостая)

- У кого крупные глаза? (у совы)

- Сова какая? (сова крупноглазая)

VIII. Подбор соответствующего понятия.

(Слайд 24). Игра «Кто как кричит?»

Выходите на поляну, Вирява предлагает поиграть и послушать пение птиц, которые обитают в наших мордовских лесах.

Воробей – чирикает.

Сорока – трещит.

Ворона – каркает.

Синица - свистит

Дятел – стучит.

Снегирь- свистит

Голубь – воркует.

Сова – ухает.

 (Слайд 25) (Вирява хвалит детей)

IX. Итог.

Виряве понравилось, что вы много знаете о птицах Мордовии.

- О каких птицах мы говорили? (О зимующих)

Молодцы, что отгадали мордовские загадки.

Сорока очень рада, что вы знаете мордовскую потешку о ней.

Какой чудесный подарок нам приготовила Вирява.

(Слайд 26)  Сорока тоже приготовила вам подарок (угощает детей орешками).

Скажем им спасибо по-мордовски.

Дети: Пасиба.

- Ребята, сорока останется в лесу. И Вирява будет охранять мордовские леса.

-  А нам пора возвращаться в детский сад.

- По дорожкам вы идите и из леса выходите.


Литература

  1. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет: Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  2. Е. Н. Киркина «Хрестоматия к программе «Валдоня» Пособие для дошкольных образовательных учреждений Республики Мордовия. Саранск Мордовское книжное издательство, 2004.
  3. К. Т. Самородова «Мордовские загадки» Саранск Мордовское книжное издательство, 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Зимующие птицы Мордовии"

Краткосрочный экологический познавательный проектдля средней возрастной группы ДОУ...

Зимующие птицы Мордовии

материал предоставлен в виде призентации...

Презентация "Перелётные птицы Мордовии"

       Весной все оживает, птицы радуются теплу и солнечным лучам, повсюду слышны трели, песни, чириканья, мелодичный свист. Вот возвращаются с теплых краев перелетные птицы...

Презентация "Зимующие птицы Мордовии"

Презентация для детей средней группы....

Презентация "Зимующие птицы Мордовии" к проекту в средней группе "Природа мордовского края"

Презентация знакомит детей с представителями зимующих птиц Мордовии...

Презентация "Перелетные птицы Мордовии" к проекту "Природа мордовского края"

В презентации представлены птицы с краткой характеристикой образа жизни, являющиеся перелетными для Мордовии....

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Птицы Мордовии»

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Птицы Мордовии»....