Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Птицы Мордовии»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Птицы Мордовии». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ptitsy.doc284 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №3»

Конспект образовательной деятельности

в подготовительной группе

«Птицы Мордовии»

Подготовила: воспитатель

Бурнайкина М.В.

г.о. Саранск

Цель: Расширять представления детей о птицах Республики Мордовия, об особенностях внешнего вида, повадках птиц, приспособлении их к среде обитания.

Задачи:

- уточнить представления детей о знакомых птицах (зимующих, перелетных, домашних);

- учить детей называть и различать птиц, сравнивать их строение, размер, выявлять сходства и различия между ними;

- вызвать у детей активное сочувствие к зимующим птицам, желание оказывать им посильную помощь;

- развивать познавательную активность, связную речь, логическое мышление, воображение;

- стимулировать применение полных предложений;

- продолжать формировать экологическую культуру, умение видеть красоту родного края;

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование:  Иллюстрации птиц, наборы разрезных картинок; запись пения птиц в лесу; дидактические игры, конверт

Предварительная работа:
наблюдение за птицами на прогулке;
рассматривание иллюстрации с птицами;
разучивание подвижной игры «Птицелов»;
чтение художественной литературы о птицах.

Ход  занятия

Воспитатель: - Ребята, сегодня я вас приглашаю в путешествие, где нас ждут наши друзья  птицы, которые живут в нашем крае, и мы их видим каждый день.

Воспитатель: - Первая наша станция «Загадалкино». Отгадайте загадки: 

Озорной мальчишка
В сером пиджачишке
По двору шныряет,
Крошки собирает
Дети: Воробей

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
Дети: Синица

Воспитатель: - Что вы о них знаете?

Дети: Воробей – маленький, коричневый, с черными пятнами, ножки короткие, клюв тонкий, ходить не умеет, а только прыгает. Воробьи чистоплотны, постоянно купаются: зимой в снегу, весной и летом – в лужах и в пыли (таким путем они избавляются от насекомых). Весной воробьи строят гнезда под крышами домов, выкармливают птенцов, они уничтожают много вредных насекомых, а также питаются хлебными крошками и семенами растений.

Синица – живет в парках, садах, лесах. Они, очень подвижные птицы. Порхая с ветки на ветку, они подвешиваются вниз головой, качаются с акробатической ловкостью, держатся на самых тонких веточках. Обшаривая самые узкие щели на коре деревьев, эти птицы вытаскивают оттуда насекомых, запрятавшихся на зиму. Назвали ее так за песенку «си-си-си».

Воспитатель: Выполним с вами физкультминутку.

Физкультминутка «Перелетные птицы».

Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают.(«клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили  (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели  (улетают», садятся)

Воспитатель: Вот и наступила осень. Какие изменения произошли в природе?
Дети: ответ детей.
Воспитатель: почему стало мало птиц?
Дети: исчезли насекомые, а птицы, которые питаются насекомыми, улетели в теплые края.
Воспитатель: ребята, чем отличаются птицы от других животных?
Дети: ответы детей.

Воспитатель: каких птиц вы знаете?
Дети: перечисляют птиц.
Воспитатель: куда улетают птицы осенью?
Дети: на юг.
Воспитатель: как называются птицы, которые улетели на юг?
Дети: перелетные птицы.
Воспитатель: каких вы знаете перелетных птиц?
Дети: грачи, ласточка.

Воспитатель: с наступлением холодов осенью начинается перелет птиц, вот как об этом написано в стихотворении Е.Благининой:
Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели, улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел,
Аист крыльями полощет –
Улетает, улетел.
Лист качается узорный,
В синей луже на воде.
Ходят грач с грачихой черные
В огороде, по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи,
Улетают, улетели, улетели и грачи.
Ребята, о каких птицах это стихотворение?
Дети: о перелетных.
Воспитатель: первыми улетают от нас быстрокрылые птицы. Это стрижи, ласточки, скворцы, жаворонки. Они улетают в конце августа, т.к. пропадают многие насекомые. Эти птицы питаются насекомыми, они называются насекомоядными.
А сейчас вам задание, найдите насекомоядных птиц?

Дети: выполнение задания.
Воспитатель: В золотые осенние дни собрались к отлету журавли. Покружились они над родным болотом, собрались в косяки, потянулись в дальние теплые страны. Впереди летит самый сильный – вожак. Позднее всех улетают дикие гуси и утки – когда замерзают реки и озера. Эти птицы называются водоплавающие.
И опять вам задание, найдите водоплавающих птиц?

Дети: выполнение задания.
Воспитатель: Высоко летят стаи птиц, с неба слышим мы их прощальные клики. Словно они кричат: «До свидания, до радостной встречи весной!»
А сейчас предлагаю поиграть в игру «Прилетели птицы!»
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
(дети хлопают)
Воспитатель: Что не правильно?
Дети: мухи.
Воспитатель: А мухи – это кто?
Дети: насекомые.
Воспитатель: вы правы. Ну что ж продолжим.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы.
Аисты, вороны,
Галки, макароны!..
(дети хлопают)
Воспитатель: начинаем снова…
Прилетели птицы:
Голуби, куницы!..
(если дети не обращают внимание на куниц, то воспитатель объявляет счет)
Воспитатель: один ноль в мою пользу. Куницы – вовсе не птицы. Продолжаем…
Прилетели птицы:

Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галочки, стрижи,
Аисты, кукушки…
Даже совки – сплюшки…
(дети хлопают)
Воспитатель: что такое? Не плюшки, а совки – сплюшки!
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи
Комары, кукушки…
(дети хлопают и говорят что комары это насекомые)
Воспитатель:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совки – сплюшки,
Лебеди, скворцы…
Все вы молодцы!
Воспитатель:  Подумайте, зачем нужны птицам большие перья?
Дети: чтобы летать.
Воспитатель: для чего им нужны маленькие перышки?
Дети: для тепла.
Воспитатель: теперь рассмотрите окраску перьев. Что можете сказать?
Дети: перья разные по цвету. Они украшают птиц.
Воспитатель: вы наверно немножко устали, поэтому я предлагаю поиграть в подвижную игру «Птицелов».
Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого – птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят:
В лесу, во лесочке,
На зеленом дубочке,
Птички весело поют.
Ой! Птицелов идет!
Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока.
Играющий становится птицеловом. Играющие не должны прятаться за предметы, встречающиеся на пути. Игроки обязаны останавливаться на месте точно по сигналу.
Воспитатель: не все птицы улетают, есть те, которые остаются с нами зимовать. Как они называются?
Дети: зимующие, оседлые.
Воспитатель: каких вы знаете зимующих птиц?
Дети: (перечислят зимующих птиц нашего края).
Воспитатель: предлагаю поиграть в игру «Где зимуют птицы?»
Перед вами карточки, на которых слева изображена снежинка, а справа – солнце. Ваша задача – из предложенных маленьких карточек выложить на левую сторону зимующих птиц, а где солнышко – перелетных.
(воспитатель вместе с детьми проверяет задание)
Воспитатель: молодцы, ребята, с заданием справились.
А почему говорят, что зима трудное время для птиц?
Дети: мало корма зимой.  

Воспитатель: как можно проявить о них заботу зимой?
Дети: подкармливать.
Воспитатель: что можно использовать в качестве корма для птиц зимой?
Дети: ответ детей.

Воспитатель: Действительно, зима – трудное время для птиц, особенно если она морозная и многоснежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимний день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом.

Нужно поддержать птиц, сделать для них кормушки и не забывать приносить в них корм. Это очень полезное дело.

Воспитатель: Ребята, о ком мы сегодня говорили?

Дети: о птицах.

Воспитатель: Какие птицы бывают?

Дети: перелетные и зимующие.

Воспитатель: Какие птицы относятся к перелетным?

Дети: ответ детей.

Воспитатель: Какие птицы относятся к зимующим?

Дети: ответ детей.

Воспитатель: Молодцы! Всё правильно ответили. На этом наше занятие подошло к концу.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сороки» (праздник птиц) Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе

«Сороки» (праздник птиц) Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе. Воспитателя высшей квалификационной категории Завьяловой Натальи БорисовныЦель: уточнять и расширять...

Конспект образовательной деятельности в средней группе: « Птица»(соленое тесто)

Цели: закреплять умение лепить из теста сказочную птицу, передавая овальную  форму тела, оттягивать и прищипывать мелкие части: клюв, хвост, крылышки; закреплять умение лепить, использу...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Природа Мордовии»

Природа нашего края красива и разнообразна.Попробуйте отгадать мою загадку. Летом бежит, зимой спит. Весна настала- Опять побежала. (Река.)...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе: Тема: «Птицы наши друзья»

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе: Тема: «Птицы наши друзья»...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема недели: "Перелётные птицы" Тема: «Птицы наши друзья» Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие (ФЭМП)

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема недели: "Перелётные птицы" Тема: «Птицы наши друзья» Приоритетная образовательная область: Познава...