Мастер-класс "Составление синквейнов о сельскохозяйственных профессиях"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Мастер-класс "Составление синквейнов о сельскохозяйственных профессиях"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 850 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс
«Составление синквейнов о сельскохозяийственных профессиях»
Бояркина ЕленаАлександровна, учитель-логопед МБДОУ «Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района.
Введение. Актуальность.
Актуальной задачей современной системы образование является целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка.
Одним из эффективных решений данной задачи, является проведение профориентационной работы с дошкольниками посредством синквейна.
В настоящее время в дошкольных учреждениях существует проблема ранней профориентации детей:
- потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности не реализуется в полной мере;
-не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий;
- работа педагогов в ДОУ по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых не нацелена на современный региональный и муниципальный рынок труда;
- нет преемственности в работе детского сада и школы в данном направлении.
Уделяя внимание ранней профориентации, мы хотим поделиться опытом работы по данной теме.
В нашем селе находится одно из крупных сельскохозяийственных предприятий Мордовии ОАО «Агрофирма «Октябрьская». Многие жители, в том числе и родители воспитанников ДОУ трудятся на данном предприятии. Воспитанники нашей группы компенсирующей направленности – дети 5 -7 лет с общим недоразвитием речи.
Проводя диагностику в данном направлении, выяснилось:
- дети не знают, кем работают их родители;
- не называют слова-действия, которые выполняют люди разных профессий;
- не подбирают слова-признаки, которыми можно охарактеризовать профессиональные качества человека;
- дети не могут не составлять грамматически правильно оформленные предложения;
- у детей не сформировано обобщающие понятие «Профессии».
В связи с данными диагностики появилась необходимость в систематической и целенаправленной работе.
Тематический план в нашей группе разработан так, что одним из пунктов по многим лексическим темам включено составление синквейнов о профессиях.
В ходе логопедических занятий проводятся различные варианты работы с применением технологии синквейна. Данный подход позволяет активизировать интерес детей к миру профессий, систематизировать представления детей в данной области это с одной стороны.
С другой стороны целенаправленное, систематическое применение методики синквейна в коррекционно-образовательном процессе значительно повышает результативность работы в плане коррекции и развития речи.
Это способствует успешной социализации каждого ребёнка, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
Хотим поделиться опытом работы в ходе мастер-класса:
«Учимся составлять синквейны о сельскохозяийственных профессиях»
Цель: Дать представление об инновационной технологии развития речи «Синквейн», о значении этой технологии в обогащении и активизации глагольного словаря, словаря прилагательных, о грамматическом оформлении фразы, о развитии ассоциативного и наглядно-образного мышления. Показать значимость данной технологии в профориентационной работе.
План проведения:
I. Теоретическая часть:
— Что такое «Синквейн».
— Актуальность «Синквейна»;
— Научная концепция и правила составления «Синквейна».
II. Практическая часть:
— Совместная работа с педагогами.
— Обсуждение полученных результатов.
III. Подведение итогов.
I. Теоретическая часть.
Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси, которая опиралась на японские стихи — хоку (хайку), маленький стих, без рифмы, отличающееся краткостью, которое читается очень медленно.
Общая научная концепция использования методики создания нерифмованного стихотворения в работе с детьми старшего дошкольного возраста разработана Н.Д. Душкой.
Правила составления синквейна.
Первая строка – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет о котором идёт речь).
Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна.
Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Вот схема синквейна которую я использую в работе.
II. Практическая часть.
Сегодня мы научимся составлять синквейны о сельскохозяийственных профессиях. Рассмотрим различные варианты работы с применением технологии синквейна.
- Коллективное составление синквейна по предметной картинке по вопросам логопеда.
- Кто это?
- Шофер.
- Подберите два слова-признака.
- Шофер какой?
- Внимательный, аккуратный.
- Подберите три слова-действия.
- Что делает шофер?
- Едет, рулит, ремонтирует.
- Cоставьте предложение из четырех слов, на чем работает шофер.
- Шофер работает на машине.
- Подберите обобщающие слово, шофер это…
- Профессия.
Вопросы: Всем понятны правила составления синквейна?
Вывод: Так мы с вами составили синквейн «Шофер» по предметной картинке. Составляли мы коллективно. Я задавала вам вопросы, тем самым направляла вас.
2. Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части.
Я расскажу вам синквейн без указания темы, т.е., без первой строки. Вы послушаете и определить тему, назовете профессию о которой этот синквейн.
______ .
Трудолюбивая, чистоплотная.
Кормит, ухаживает, убирает.
Она ухаживает за свиньями.
Профессия.
Если ответ верный - свинарка, появляется картинка.
Вывод: Синквейн уточняет содержание понятий. Развивает не только речь, но и способствует развитию внимания, памяти, мышления.
3. Коррекция и совершенствование готового синквейна.
Сейчас вы будете слушать готовый синквейн и попробуете разобраться, всё ли здесь правильно? (Дается синквейн с заведомыми ошибками)
Ветеринар.
Умный, безответственный (ответственный).
Осматривает, прививает, пашет (лечит).
Ветеринар лечит больных людей (животных).
Животное (профессия).
Вопросы: Вы мне помогли разобраться, исправили ошибки.
Как вы думаете, это помогает развивать умение вслушиваться в обращённую речь, думать и быстро подбирать нужные слова?
Вывод: Данный вид работы активизирует словарный запас детей. Учит детей быть внимательными и формирует лексическую готовность в подборе слов.
4. Составление синквейна по индивидуальным картинкам.
Картинки: птичница, комбайнер, телятница, тракторист.
Индивидуальная работа и проверка готовых сенквейнов.
Птичница. Комбайнер.
Трудолюбивая, чистоплотная. Работящий, ответственный.
Убирает, кормит, ухаживает. Убирает, управляет, ремонтирует.
Птичница ухаживает за птицей. Комбайнер работает на комбайне.
Профессия. Профессия.
Телятница. Тракторист.
Чистоплотная, ответственная. Внимательный, трудолюбивый.
Кормит, убирает, ухаживает. Пашет, едет, рулит.
Телятница ухаживает за телятами. Тракторист работает на тракторе.
Профессия. Профессия.
Вопросы: Вам было интересно? На ваш взгляд это формирует уверенность в себе, желание отвечать, думать, творить, рассуждать?
Вывод: Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов. Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).
III. Подведение итогов.
Результативность работы.
Заключение.
Результативность реализации авторской работы.
Используя технологию синквейна систематически, мы смогли достичь ожидаемых результатов, а именно преодолеть ОНР у воспитанников нашей группы. Это доказывает, что предложенная система мероприятий способствует успешной коррекции речи дошкольников с ОНР. Показателями успешности применения технологии синквейна являются данные мониторинга речевого развития детей.
Диаграммы речевого развития детей старшей и подготовительной группы подтверждают это.
Также дети научились:
- анализировать информацию, выбирать главное,
- коротко и точно выражать свои мысли.
- быть активными, проявлять интерес к учебной деятельности;
- адекватно реагировать на оценку своей деятельности;
Написание синквейна требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальных, творческих, образных).
Использование технологии синквейна на занятиях позволяет логопеду гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, что особенно актуально при работе с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях введения ФГОС.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод: технологию синквейн можно и нужно использовать в системе как коррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, так и в работе с детьми массовых групп детского сада и начальной школы.
Результаты и выводы.
В результате реализации данного образовательного проекта у детей группы компенсирующей направленности общее недоразвитие речи преодолено. Работая по данному направлению мы расширили общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, сформировали у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствовали профессиональной ранней ориентации.
Мы уверенны, что наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела.
Таким образом, представленный проект направлен не только на развитие речи, но и на раннюю профориентацию дошкольников с ОНР. Все это способствует целостности процессов социального и индивидуального развития ребенка. А это огромный вклад в решение острых социальных проблем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА НЕДЕЛИ: «ОВОЩИ, ОГОРОД, СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРОФЕССИИ»
ТЕМА НЕДЕЛИ: «ОВОЩИ, ОГОРОД, СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРОФЕССИИ» ЦЕЛЬ: обогащать представление детей о многообразии фруктах и овощах, о месте их произрастания -развивать умение определять свойст...

ТЕМА НЕДЕЛИ: «ОВОЩИ, ОГОРОД, СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРОФЕССИИ»
ТЕМА НЕДЕЛИ: «ОВОЩИ, ОГОРОД, СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРОФЕССИИ» ЦЕЛЬ: обогащать представление детей о многообразии фруктах и овощах, о месте их произрастания -развивать умение определять свойст...

Планирование воспитательно-образовательной работы по теме "Овощи. Огород. Сельскохозяйственные профессии"
Тематический план воспитательно-образовательной работы по лексической теме "Овощи. Огород. Сельскохозяйственные профессии "...

Занятие по развитию речи для старшей группы "Труд людей в природе. Сельскохозяйственные профессии"
Занятие по развитию речи для старшей логопедической группы, проводится при изучении аналогичной лексической темы, апрель 4 неделя....

Буклет для родителей: рубрика «Делаем сами». Тема недели «Сельскохозяйственные профессии».
Возрождение сельского хозяйства - одна из важнейших задач нашей страны. В подготовительной группе, согласно ФГОС, нужно знакомить детей с профессиями на селе. Изучая сельскохозяйст...

Презентация «Сельскохозяйственные профессии»
Данная презентация дает возможность знакомить детей с сельскохозяйственной техникой и профессиями в этой сфере....

Календарно-тематическое планирование по теме: "Сельскохозяйственные профессии"
Календарно-тематическое планирование по теме: "Сельскохозяйственные профессии"...








