СТАТЬЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОСОБИЯ «ПЕРЕВЕРТЫШИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
статья по логопедии (старшая группа)
В статье описывается авторское пособие, цели, задачи его применения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.04 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 376
Ледовских А.С.
МБДОУ «Детский сад № 40 «Русалочка»,
г. Тамбов, РФ
Щаденко Г.В.
МБДОУ «Детский сад № 40 «Русалочка»,
г. Тамбов, РФ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОСОБИЯ «ПЕРЕВЕРТЫШИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Аннотация
В статье рассматривается пособие кубики-перевертыши и пособие Хомяковой, как их можно использовать для детей с нарушениями речи.
Ключевые слова
Коррекционно-развивающей работа, коррекция, дошкольный возраст, нарушения речи.
В данный период в дошкольном возрасте острой является проблема речи. С каждым годом в детских садах растет число детей, имеющих речевые нарушения. Ведущей деятельностью в дошкольном образовании является игра, то задача, стоящая перед педагогами, заключается в том, чтобы в игровой форме развивать речь ребенка. Одна из главных задач современной педагогики – это поиск возможностей использования скрытых резервов умственной деятельности детей, поиск путей эффективного обучения. Актуален поиск игр на развитие речи, в которых дети больше двигаются, или работают в паре, или должны выполнить какое-то действие с предметами, картинками.
В исследованиях Докшиной А.А., Мехряковой Т.И., Осиповой Ю.А., Тетериной М. О., Хиневич Е. С. говорится об увеличении числа детей с нарушениями речи [1, с. 45].
Мы рассмотрим подробнее пособие Хомяковой Е. Е. «Перевёртыши. Игры на чтение и фонематическое восприятие. Звуки (л), (р), (с), (ш)» и кубики-перевертыши.
Пособие Хомяковой Е. Е. реализует следующие цели:
развитие фонематического слуха;
обучение чтению простых слов;
автоматизация звуков;
развитие внимания.
Кубики-перевертыши – это увлекательный и естественный способ развития речи у детей. Пособие изготовлено из пластмассовых кубиков. Картинки съемные (на липучках).
Цель: расширение словаря и развитие грамматического строя речи; развитие функций речи: речь как орудие общения; речь как орудие мышления, как средство перестройки психических процессов, средство планирования и регулирования поведения; развитие фонематического слуха и осознания словесного состава речи [2, с. 3].
В игровой деятельности с дидактическими кубиками создаются условия для обогащения и накопления сенсорного опыта, развития познавательной сферы детей дошкольного возраста. Дети учатся ориентироваться в различных свойствах предметов: цвет, форма, количество. В игре с кубиками так же обогащается и активный словарь ребенка.
Использование кубиков-перевертышей делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Картинки на липучках позволяют использовать эти картинки не только на кубиках, но и на коврографе.
Блок дидактических упражнений и игр «Играем, мир открываем»:
Дидактическая игра «Третий лишний». Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать. Игровая задача: назови, что изображено на картинках. Назови лишнюю картинку, объясни, почему.
Дидактическая игра «Назови, одним словом». Цель: учить классифицировать предметы. Игровая задача: назови одним словом все предметы на сторонах кубиков.
Дидактическая игра «Мебельный магазин». Цель: закрепить обобщающее понятие мебель, учить называть предметы мебели. Игровая задача: правильно назвать все предметы мебели на гранях кубиков.
Блок дидактических упражнений и игр «Математика для малышей»:
Дидактическая игра «Какого цвета предмет?». Цель: отрабатывать согласование существительных с прилагательными.
Дидактическая игра «Найди предмет такой же формы». Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.
Дидактическое упражнение «Какая фигура лишняя?». Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.
Кубики-перевертыши можно использовать, как позволит ваша фантазия или цель обучения (при проведении артикуляционной гимнастики, автоматизации звуков и т.д.).
Основные достоинства пособия:
является многофункциональным, мобильным и очень легким в использовании пособием;
даёт педагогу возможность использовать в работе с детьми самые разные дидактические игры и задания;
участвовать в игре (занятии) и выполнении заданий с использованием данного пособия может как один ребёнок, так и несколько детей одновременно.
Таким образом, кубики-перевертыши и пособие Хомяковой Е. Е. «Перевёртыши» делают процесс обучения интересным и занимательным, создают у детей бодрое рабочее настроение, облегчают преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Список использованной литературы
1. Докшина А.А., Мехрякова Т.И. Актуализация вопроса этиологии речевых нарушений у детей // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III Международной научной конференции. 2023. С. 99-101.
#1061;омякова Е. Е. Перевёртыши. Игры на чтение и фонематическое восприятие. Звуки (л), (р), (с), (ш). М.: Детство-Пресс, 2021. 16 с.
© Ледовских А.С., Щаденко Г.В., 2025
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование приемов наглядного моделирования в коррекции нарушений речи у дошкольников"
Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. В логопедической работе моделирование выступает как определенный метод п...

Статья "Особенности развития музыкального восприятия детей с нарушением речи в процессе слушания музыки"
Особенности музыкального восприятия детей с нарушением речи. Опыт работы....

статья "Развитие пальчиковой моторики у детей с нарушениями речи"
Задачи:* интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;* совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры;* систематизировать работу по совершенствованию пальчик...
Статья "Развитие коммуникативных способностей у детей с нарушением речи посредством театрализации".
Увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальн...

Статья "Психолого-педагогические условия соповождения детей с нарушениями речи в дошкольной образовательной организации"
Психолого-педагогическое сопровождение в дошкольной образовательной организации реализуется посредством создания системы условий, что в свою очередь способствует повышению эффективности образовательно...

Статья "Использование приемов наглядного моделирования в коррекции нарушений речи у дошкольников"
Использование приемов наглядного моделирования в коррекции нарушений речи у дошкольников...

Многообразие дидактических игр и пособий по обучению детей с нарушениями речи чтению
Педагогический подход в нашем детском саду построен на создании особой атмосферы, где игра является ключевым инструментом развития. Весь день ребенка ориентирован на игровую деятел...
