Работа учителя-логопеда по полисенсорному развитию дошкольников с нарушением зрения посредством изучения сказок
статья по логопедии
Данная статья представляет опыт работы учителя-логопеда с детьми со зрительной депривацией с использованием различных видов театрализованных игр на материале русских народных сказок
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа учителя-логопеда по полисенсорному развитию дошкольников с нарушением зрения посредством изучения сказок
Дошкольный возраст – один из важных периодов становления ребенка и его личности, формирования у него первых представлений об окружающем мире. Это период, когда ребенок переживает все то, что с ним происходит.
Если мы хотим, чтоб ребенок знал, что такое культура, доброта, любовь и уважение к старшим, а главное ценил это, то все, что предавалось у нас из поколения в поколение нашими предками, мы должны предать нашим детям.
В настоящее время возникло особое направление в педагогической науке – этнопедагогика, изучающая народный опыт воспитания детей.
Народная педагогика заключает в себе многовековую культуру воспитания, общие черты воспитания разных народов, сохранившиеся в устном народном творчестве, обычаях, детских играх, обрядах.
На Руси традиционным было домашнее воспитание детей. Приобщение к культуре и нравственным ценностям было первостепенным. Именно через фольклор и народный быт создавались образ и личность ребенка.
Нашей целью является воспитание гармонично развитых детей, уважающих культуру, народные традиции и обычаи нашего народа.
Для того, чтобы прийти к поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:
• учить проявлять интерес и уважительное отношение к культуре;
• воспитывать интерес детей к устному народному творчеству;
• проявлять любовь и уважение к родному языку и его особенностям;
• воспитывать в детях нравственные качества;
• во всем поддерживать ребенка, развивать его творческие качества;
• учить ребенка правильно и дружелюбно общаться со сверстниками;
• воспитывать уважение к чувствам других
Для того, чтобы все эти задачи можно было выполнить мы обратимся к традициям русской народной культуры.
Знакомство детей с произведениями фольклора, приобщение их к богатству и красоте народно - прикладного искусства, воспитывает любовь к родному краю.
С раннего детства ребенок нуждается в образах, звуках, красках. Все это в изобилии несут в себе народное творчество и быт русского народа. Приобщаясь к народному творчеству дети - дошкольники не только усваивают историю, традиции, культуру народа, но и способствуют успешному развитию основных психологических процессов (памяти, внимания, мышления, эмоций, коммуникативных навыков, познавательной активности).
Нарушения речи у детей со зрительной депривацией являются распространенным явлением и носят стойкий характер. Своеобразие их речевого развития выражается в нарушении всех структурных компонентов языка. Это объясняется тем, что формирование речи таких детей протекает в более сложных условиях, чем у детей с нормальным зрением. Зрительный недостаток становится первичным, влияющим на формирование речевых и неречевых функций.
Общая особенность таких детей – нарушение словесного опосредования. Часто ребёнок правильно называет предмет, но не имеет четких представлений о нем. Это объясняется трудностями установления предметной соотнесённости слова и образа, правильного употребления слов в речевой практике. Неточные представления об окружающем предметном мире провоцируют накопление в речи детей слов без конкретного содержания, что приводит к формальному усвоению знаний и лишает детей возможности применять полученные знания в учебной и игровой деятельности.
Поэтому логопедические технологии при работе с детьми с нарушением зрения должны обеспечивать полисенсорный режим обмена информацией не только при активном включении зрительного, но и других видов восприятий: тактильно-двигательного, зрительно-двигательного, зрительно-осязательного, зрительно-слухового. Коррекционная работа должна предусматривать не только комплексное развитие всех компонентов родного языка, но и психических процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а также эмоциональное развитие ребенка. Важно создать у детей богатый чувственный опыт, чтобы исключить вербализацию речи.
Логопедические игры на полисенсорной основе позволяют эффективно развивать все структурные компоненты речи ребенка, способствуют коррекции звукопроизношения, формированию фонематического слуха и фонематического восприятия, развитию лексики и грамматического строя речи, коммуникативных навыков, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления, мелкой моторики. С помощью этих игр ребенок активно включается в процесс коррекции и компенсации дефекта, осознает свои сенсоперцептивные возможности, особенности своего зрения, активно накапливает чувственный опыт.
Поэтому в работе активно используются разнообразные методы и приемы, направленные на коррекцию речи, за счет включения в работу слухового, двигательного, кожно-кинестетического, зрительного анализаторов. Театрализация логопедического процесса позволяет эффективно решать большой объем задач коррекционно-воспитательной работы. Театрализованные игры помогают в преодолении речевых нарушений, стимулируют познавательную деятельность, речевую активность ребенка, развивают творчество, воображение, формируют адекватное межличностное поведение, самооценку. Данные игры также развивают у дошкольников с нарушением зрения компенсаторные механизмы, которые позволяют им создавать более полный образ предметов, обогащая все стороны речи и произношения на основе взаимодействия сохранных анализаторов.
Ознакомление с народным искусством оказывает большое влияние на детей, способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, способствует развитию детского творчества и формирует эстетические вкус, помогает развитию любви к родному краю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Активизация речевого общения дошкольников с нарушением зрения посредством театрализованной деятельности»
Презентация логопедической сказки "Как тигрёнок искал звук Р"...

Перспективный план работы учителя-логопеда и воспитателей по развитию речевой моторики (Профилактика речевых нарушений в группах младшего и среднего возраста)
Перспективный план работы...

Перспективный план работы учителя-логопеда и воспитателей по развитию речевого дыхания у детей младшего и среднего дошкольного возраста (профилактика речевых нарушений)
Перспективный план работы...

План коррекционной работы учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (задержкой речевого развития; ОНР I ур.р.р,алалией)
Поэтапное планирование индивидуальной коррекционной работы с детьми с алалией и задержкой речевого развития....

Развитие зрительного восприятия и мелкой моторики рук дошкольников с нарушением зрения посредством нетрадиционной техники лепки «Пластилинография».
В настоящее время проблеме развития зрительного восприятия и мелкой моторики дошкольников с нарушением зрения уделяется достаточно много внимания. Каждый творческий педагог пробует внедрять ...
Особенности работы учителя-логопеда с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Особенности работы учителя-логопеда с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития....

«Совместная работа учителя- логопеда с родителями по развитию фонематического слуха у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»
Успех в воспитании и обучении детей в ДОУ во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей....
