«Задачи и содержание работы воспитателей групп общеразвивающей направленности по звуковой культуре речи (ЗКР) и подготовке к обучению грамоте в соответствии с ФОП ДО»
учебно-методический материал по логопедии (младшая группа)
«Задачи и содержание работы воспитателей групп общеразвивающей направленности по звуковой культуре речи (ЗКР) и подготовке к обучению грамоте в соответствии с ФОП ДО»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 45.08 КБ | |
| 395.71 КБ |
Предварительный просмотр:
«Задачи и содержание работы воспитателей групп общеразвивающей направленности по звуковой культуре речи (ЗКР) и подготовке к обучению грамоте в соответствии с ФОП ДО»
Обучение детей звуковой культуре речи является важным аспектом их общего развития и включает в себя различные задачи и содержание работы. В соответствии с ФОП (Федеральными образовательными стандартами), можно выделить следующие аспекты:
1. Формирование фонематического восприятия
- Развитие способности различать звуки, их качество и место в словах.
- Обучение распознаванию фонем и их изолированному произношению.
2. Развитие речевого дыхания
- Упражнения на развитие дыхательных навыков, что важно для четкости произношения.
3. Коррекция произношения
- Исправление звукопроизношения, работа над дикцией.
- Устранение речевых нарушений, таких как заикание или дислалия.
4. Формирование культурного слуха
- Обучение правильному интонированию и ритму речи, развитию музыкального и речевого слуха.
5. Расширение словарного запаса:
- Формирование активного и пассивного словаря через звуковые упражнения и игру.
6. Развитие фонематического анализа и синтеза:
- Умение разделять слова на составные части (звуки) и складывать звуки в слова
Согласно ФОП ДО работа над звуковой культурой речи начинается
От 2 до 3 лет
В области речевого развития основными задачами образовательной деятельности являются: Звуковая культура речи. Упражнять детей в правильном произношении гласных и согласных звуков, звукоподражаний, отельных слов. Формировать правильное произношение звукоподражательных слов в разном темпе, с разной силой голоса.( мама кошка мяу,папа кот, дети котята)
Содержание образовательной деятельности. Звуковая культура речи.
Педагог формирует у детей умение говорить внятно, не торопясь, правильно произносить гласные и согласные звуки. В звукопроизношении для детей характерно физиологическое смягчение практически всех согласных звуков. В словопроизношении ребенок пытается произнести все слова, которые необходимы для выражения его мысли. Педагог поощряет детей использовать разные по сложности слова, воспроизводить ритм слова, формирует умение детей не пропускать слоги в словах, (абака-собака) выражать свое отношение к предмету разговора при помощи разнообразных вербальных и невербальных средств. У детей проявляется эмоциональная непроизвольная выразительность речи.
От 3 лет до 4 лет.
В области речевого развития основными задачами образовательной деятельности являются:
Звуковая культура речи. Продолжать закреплять у детей умение внятно произносить в словах все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность; отчетливо произносить слова и короткие фразы. (мама спит)
Согласно ФОП ДО в этом возрасте начинается Подготовка детей к обучению грамоте.
Формировать умение вслушиваться в звучание слова, знакомить детей с терминами «слово», «звук» в практическом плане.
Содержание образовательной деятельности.Звуковая культура речи. Педагог продолжает развивать у детей звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух, умение правильно произносить гласные звуки; твердые и мягкие согласные звуки ([м], [б], [п], [т], [д], [н], [к], [г], [х], [ф], [в], [л], [с], [ц]); слышать специально интонируемый в речи педагога звук, формирует правильное речевое дыхание, слуховое внимание, моторику речевого аппарата, совершенствует умение детей воспроизводить ритм стихотворения.
Подготовка детей к обучению грамоте. Педагог формирует у детей умение вслушиваться в звучание слова, закрепляет в речи детей термины «слово», «звук» в практическом плане.
Слово, которое мы произносим, состоит из звуков. Звуки мы слышим и говорим.
Слово, которое написано на бумаге, состоит из букв. Буквы мы можем лишь увидеть, написать или назвать. Потому что буква — это знак, созданный для обозначения звуков речи. Например, буквой “эль” могут обозначаться звуки: [л] и [л’].
От 4 лет до 5 лет.
В области речевого развития основными задачами образовательной деятельности являются:
Звуковая культура речи.
Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний. Проводить работу по развитию фонематического слуха: учить различать на слух и называть слова с определенным звуком. Совершенствовать интонационную выразительность речи.
Подготовка детей к обучению грамоте.
Продолжать знакомить с терминами «слово», «звук» практически, учить понимать и употреблять эти слова при выполнении упражнений, в речевых играх. Знакомить детей с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, звуки в слове произносятся в определенной последовательности, могут быть разные по длительности звучания (короткие и длинные). Формировать умения различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов), определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком; выделять голосом звук в слове: произносить заданный звук протяжно, громче, четче, чем он произносится обычно, называть изолированно.
Содержание образовательной деятельности.Звуковая культура речи.
Педагог помогает детям овладеть правильным произношением звуков родного языка и словопроизношением, развивает у детей звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух, закрепляет у детей умения правильно произносить свистящие и шипящие звуки; четко воспроизводить фонетический и морфологический рисунок слова; формирует умения говорить внятно, в среднем темпе, голосом средней силы, выразительно читать стихи, регулируя интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи в зависимости от содержания стихотворения.
Подготовка детей к обучению грамоте.
Педагог закрепляет у детей умение понимать термины «слово», «звук», использовать их в речи; формирует представления о том, что слова состоят из звуков, могут быть длинными и короткими; формирует умение сравнивать слова по протяженности; помогает детям осваивать начальные умения звукового анализа слов: самостоятельно произносить слова, интонационно подчеркивая в них первый звук; узнавать слова на заданный звук.
От 5 лет до 6 лет.
В области речевого развития основными задачами образовательной деятельности являются:
Звуковая культура речи.
Закреплять правильное, отчетливое произношение всех звуков родного языка; умение различать на слух и отчетливо произносить часто смешиваемые звуки (с-ш, ж-з); определять место звука в слове. Продолжать развивать фонематический слух. Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Подготовка детей к обучению грамоте.
Формировать у детей умение производить анализ слов различной звуковой структуры, выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова, качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук), правильно употреблять соответствующие термины. Познакомить детей со словесным составом предложения и звуковым составом слова.
Содержание образовательной деятельности.Звуковая культура речи.
Педагог развивает у детей звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух, способствует освоению правильного произношения сонорных звуков ([л], [л’], [р], [р’]); упражняет в чистом звукопроизношении в процессе повседневного речевого общения и при звуковом анализе слов; формирует умение использовать средства интонационной выразительности при чтении стихов, пересказе литературных произведений, в процессе общения (самостоятельное изменение темпа, ритма речи, силы и тембра голоса в зависимости от содержания).
Подготовка детей к обучению грамоте.
Педагог помогает детям осваивать представления о существовании разных языков, термины «слово», «звук», «буква», «предложение», «гласный звук» и «согласный звук», проводить звуковой анализ слова, делить на слоги двух-, трехслоговые слова; осуществлять звуковой анализ простых трехзвуковых слов: интонационно выделять звуки в слове, различать гласные и согласные звуки, определять твердость и мягкость согласных, составлять схемы звукового состава слова; составлять предложения по живой модели; определять количество и последовательность слов в предложении. Педагог развивает мелкую моторику кистей рук детей с помощью раскрашивания, штриховки, мелких мозаик.
От 6 лет до 7 лет.
В области речевого развития основными задачами образовательной деятельности являются:
Звуковая культура речи.
Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией. Совершенствовать фонематический слух: называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце). Развивать интонационную сторону речи (мелодика, ритм, тембр, сила голоса, темп).
Подготовка детей к обучению грамоте.
Упражнять в составлении предложений из 2-4 слов, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности. Формировать у детей умение делить слова на слоги, составлять слова из слогов, делить на слоги трехсложные слова с открытыми слогами; знакомить детей с буквами; читать слоги, слова, простые предложения из 2-3 слов.
Содержание образовательной деятельности.Звуковая культура речи.
Педагог способствует автоматизации и дифференциации сложных для произношения звуков в речи; проводит работу по исправлению имеющихся нарушений в звукопроизношении.
Подготовка детей к обучению грамоте.
Педагог продолжает формировать у детей интерес к языку, осознанное отношение к языковым явлениям, помогает освоить звуковой анализ четырехзвуковых и пятизвуковых слов; закрепляет умение интонационно выделять звуки в слове, определять их последовательность, давать им характеристику, составлять схемы слова, выделять ударный гласный звука в слове; определять количество и последовательность слов в предложении; составлять предложения с заданным количеством слов; ориентироваться на листе, выполнять графические диктанты; штриховку в разных направлениях, обводку; знать названия букв, читать слоги.
Планируемые результаты в раннем возрасте
К трем годам
ребенок владеет активной речью, использует в общении разные части речи, простые предложения из 4-х слов и более, включенные в общение; может обращаться с вопросами и просьбами; ребенок проявляет интерес к стихам, сказкам, повторяет отдельные слова и фразы за взрослым; ребенок рассматривает картинки, показывает и называет предметы, изображенные на них;
Планируемые результаты в дошкольном возрасте
К четырем годам:
ребенок произносит правильно в словах все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных, согласовывает слова в предложении в роде, числе и падеже, повторяет за педагогом рассказы из 3-4 предложений, пересказывает знакомые литературные произведения, использует речевые формы вежливого общения;
К пяти годам
ребенок большинство звуков произносит правильно, пользуется средствами эмоциональной и речевой выразительности; ребенок самостоятельно пересказывает знакомые сказки, с небольшой помощью взрослого составляет описательные рассказы и загадки;
К шести годам
ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в процессе придумывания загадок, сказок, рассказов, владеет первичными приемами аргументации и доказательства, демонстрирует богатый словарный запас, безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями, самостоятельно пересказывает рассказы и сказки, проявляет избирательное отношение к произведениям определенной тематики и жанра;
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные аспекты обучения детей звуковой культуре речи: 1.Формирование фонематического восприятия. 2 . Развитие речевого дыхания. 3. Коррекция звукопроизношения. 4 . Формирование культурного слуха. 5 . Расширение словарного запаса. 6 . Развитие фонематического анализа и синтеза.
Звуковая культура речи От двух до трех лет Задачи : Упражнять детей в правильном произношении гласных и согласных звуков, звукоподражаний, отельных слов. Формировать правильное произношение звукоподражательных слов в разном темпе, с разной силой голоса. Содержание образовательной деятельности: Формировать у детей умение говорить внятно, не торопясь, правильно произносить гласные и согласные звуки . Поощрять детей использовать разные по сложности слова, воспроизводить ритм слова. Формировать у детей умения не пропускать слоги в словах, выражать свое отношение к предмету разговора при помощи разнообразных вербальных и невербальных средств .
Звуковая культура речи от трех до четырех лет Задачи : Продолжать закреплять у детей умение внятно произносить в словах все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность; отчетливо произносить слова и короткие фразы. Подготовка детей к обучению грамоте. Формировать умение вслушиваться в звучание слова, знакомить детей с терминами «слово», «звук» в практическом плане. Содержание образовательной деятельности: Продолжать развивать у детей звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух, умение правильно произносить гласные звуки; твердые и мягкие согласные звуки ([м], [б], [п], [т], [д], [н], [к], [г], [х], [ф], [в], [л], [с], [ц]); Формировать правильное речевое дыхание, слуховое внимание, моторику речевого аппарата. Подготовка детей к обучению грамоте. Формировать у детей умение вслушиваться в звучание слова, закрепляет в речи детей термины «слово», «звук» в практическом плане .
Слово, которое мы произносим, состоит из звуков. Звуки мы слышим и говорим!!! Слово, которое написано на бумаге, состоит из букв. Буквы мы можем лишь увидеть, написать или назвать. Потому что буква — это знак, созданный для обозначения звуков речи. Например, буквой “эль” могут обозначаться звуки: [л] и [л’].
Звуковая культура речи от четырех до пяти лет Задачи : Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков. Продолжать работу над дикцией ; Развивать фонематический слух; Совершенствовать интонационную выразительность речи. Подготовка детей к обучению грамоте. Знакомить детей с тем, что слова состоят из звуков; Формировать умения различать на слух твердые и мягкие согласные. Содержание образовательной деятельности: Овладеть правильным произношением звуков родного языка и словопроизношением ; Р азвивать у детей звуковую и интонационную культуру речи; З акреплять умения правильно произносить свистящие и шипящие звуки. Подготовка детей к обучению грамоте. Ф ормировать представления о том, что слова состоят из звуков; О сваивать начальные умения звукового анализа слов.
Звуковая культура речи от пяти до шести лет Задачи : У чить различать на слух и отчетливо произносить часто смешиваемые звуки (с-ш, ж-з); О пределять место звука в слове. Подготовка детей к обучению грамоте. Формировать умение производить анализ слов различной звуковой структуры; В ыделять словесное ударение и определять его место в структуре слова, качественно характеризовать выделяемые звуки; Познакомить детей со словесным составом предложения и звуковым составом слова. Содержание образовательной деятельности: С пособствовать освоению правильного произношения сонорных звуков ([л], [л’], [р], [р’]); Упражнять в чистом звукопроизношении; И спользовать средства интонационной выразительности. Подготовка детей к обучению грамоте. Осваивать представления о существовании разных языков, термины «слово», «звук», «буква», «предложение», «гласный звук» и «согласный звук »; П роводить звуковой анализ слова, делить на слоги двух-, трехслоговые слова ; Различать гласные и согласные звуки .
Звуковая культура речи от шести до семи лет Задачи : Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Подготовка детей к обучению грамоте. Упражнять в составлении предложений из 2-4 слов; Формировать у детей умение делить слова на слоги, составлять слова из слогов, делить на слоги трехсложные слова с открытыми слогами; З накомить детей с буквами . Содержание образовательной деятельности: Способствовать автоматизации и дифференциации сложных для произношения звуков в речи; Проводить работу по исправлению имеющихся нарушений в звукопроизношении. Подготовка детей к обучению грамоте. Формировать осознанное отношение к языковым явлениям; Осваивть звуковой анализ четырехзвуковых и пятизвуковых слов; Ориентироваться на листе, выполнять графические диктанты; штриховку в разных направлениях, обводку; знать названия букв, читать слоги.
Планируемые результаты усвоения ФОП ДО в раннем возрасте к трем годам ребенок владеет активной речью, использует в общении разные части речи, простые предложения из 4-х слов и более, включенные в общение ; может обращаться с вопросами и просьбами; ребенок проявляет интерес к стихам, сказкам; ребенок рассматривает картинки, показывает и называет предметы, изображенные на них.
Планируемые результаты усвоения ФОП ДО в дошкольном возрасте К 4 годам П роизносит правильно в словах все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных, согласовывает слова в предложении в роде, числе и падеже. К пяти годам Ребенок большинство звуков произносит правильно; Самостоятельно пересказывает знакомые сказки, с небольшой помощью составляет описательные рассказы и загадки. К 6 годам Проявляет инициативу и самостоятельность в процессе придумывания загадок, владеет первичными приемами аргументации и доказательства; Безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями; Самостоятельно пересказывает рассказы и сказки .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для развития звукового анализа и синтеза при подготовке к обучению грамоте
Подобраны задания для развития звукового анализа и синтеза ....

Картотека методических рекомендаций родителям по формированию у детей фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза при подготовке к обучению грамоте/
Картотека содержит методические рекомендации учителя - дефектолга для родителей, обучающих ребенка грамоте. С помощью этих рекомендаций можно закрепить навыки, сформированные на занятиях в детск...
Задания для развития звукового анализа и синтеза при подготовке к обучению грамоте
Задания для развития звукового анализа и синтезапри подготовке к обучению грамоте...
Конспект ООД по развитию речи для детей 3-4 лет общеразвивающей направленности.Тема: Звуковая культура речи:звуки "м", "мь"
Конспект организованной образовательной деятельности (ООД) составлен в соответствии с современными требованиями. Конспект будет полезен для педагогов тем, что уже подобраны основные этапы деятельности...

Конспект ОД по речевому развитию в старше – подготовительной группе комбинированной направленности Тема: Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте.
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старше - подготовительной группе комбинированной направленности....

Семинар-практикум "Организация работы по подготовке к обучению грамоте в соответствии с ФОП ДО"
семинар - практикум для воспитателей...

Семинар – практикум для воспитателей « Подготовка к обучению грамоте в соответствии с требованиями ФОП ДО»
В период дошкольного воспитания выделяется важная задача развития у детей интереса к учению, выработка положительных мотивов учения, формирование нравственной и волевой готовности к обучению....

