ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
картотека по логопедии (старшая группа)

 Игры  для развития лексико-грамматического строя речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry.docx31.18 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

 ПО ФОРМИРОВАНИЮ

ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

Формирование грамматического строя речи – важнейшее условие совершенствование мышления дошкольников, так как именно грамматические формы родного языка являются «материальной основой мышления».

Грамматический строй – это зеркало интеллектуального развития ребенка.

Основные задачи можно рассматривать в трех направлениях:

  • Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам).
  • Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте.
  • Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразования.

«КТО ЭТО?»

Цель: активизировать словарь детей по теме «Спорт». Формировать звуко-слоговую структуру слова. Развивать грамматический строй речи.

Ход игры:

Занимается спортом (кто?) – спортсмен, спортсменка занимается гимнастикой – гимнаст, гимнастка

занимается фигурным катанием – фигурист, фигуристка занимается теннисом – теннисист, теннисистка занимается борьбой — борец

занимается акробатикой — акробат, акробатка катается на лыжах – лыжник, лыжница

бегает на коньках – конькобежец, конькобежка играет в футбол – футболист, футболистка

играет в хоккей – хоккеист, хоккеистка

играет в шахматы — шахматист, шахматистка стреляет из винтовки — стрелок

стреляет из лука — лучник, лучница

ездит на велосипеде — велосипедист, велосипедистка ездит на мотоцикле — мотоциклист, мотоциклистка прыгает в высоту, в длину – прыгун, прыгунья

прыгает с парашютом — парашютист, парашютистка плавает – пловец, пловчиха.

«СКАЖИ ЛАСКОВО»

Цель: закреплять умения        образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов. Развивать ловкость, быстроту реакции.https://www.teleadhesivo.com/es/img/mag282-png/folder/products-detalle-png/vinilos-infantiles-pelota-de-circo.png

Оборудование: мяч.

Ход игры:

Взрослый, бросая мяч ребенку, называет первое слово (например, шар), а ребенок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно cгpyппиpoвaть по сходству окончаний.

Стол - столик, ключ - ключик.

Шапка - шапочка, белка - белочка.

Книга - книжечка, ложка - ложечка.

Голова - головка, картина - картинка.

Мыло - мыльце, зеркало - зеркальце.

Кукла - куколка, свекла - свеколка.

Коса - косичка, вода - водичка.

Жук - жучок, дуб - дубок.

Вишня - вишенка, башня - башенка.

Платье - платьице, кресло - креслице.

Перо - перышко, стекло - стеклышко.

«НАЗОВИ ПРОФЕССИИ»

Цель: развивать анализ и синтез.

Материал: картинки с изображением разных профессий.

Ход игры:

Взрослый предлагает детям ответить на вопросы:

Кто носит багаж? Носильщик. Кто сваривает трубы? Сварщик.

Кто вставляет стекло? Стекольщик. Кто работает на кране? Крановщик. Кто укладывает камни? Каменщик. Кто точит ножи? Точильщик.

Кто чинит часы? Часовщик.

Кто работает на экскаваторе? Экскаваторщик.

«ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ»

Цель: закреплять в речи детей названия детенышей животных. Закреплять навыки словообразования. Развивать ловкость, внимание, память.

Оборудование: мяч.

Ход игры:

«Человеческие дети знают всех зверят на свете».

Бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, называет детеныша этого животного. Основные движения: перебрасывание мяча с ударом об пол, перебрасывание мяча; прокатывание мяча, сидя на ковре. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детенышей.

Группа 1. У тигра, у льва, у слона, у оленя, у лося, у лисы.

Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у волка – волчонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок, у коровы – теленок, у лошади – жеребенок, у свиньи – поросенок, у овцы – ягненок, у курицы – цыпленок, у собаки – щенок.

Группа 3. Тигренок, львенок, слоненок, олененок, лосенок, лисенок.

«КТО КЕМ БУДЕТ?»

Цель: развивать мышление, воображение, быстроту реакции. Расширять словарь.

Оборудование: мяч.

Ход игры:

«Знаем мы с тобой о том, что бывает с кем потом». Взрослый, бросая мяч, задает вопросы:

«Кем (чем) будет - яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый» и т. д. Ребёнок, бросая мяч обратно, может дать несколько вариантов ответа. Например: «Из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея и даже яичница».

«ОДИН - МНОГО»

Цель: закреплять образование существительных        во множественном числе.

Оборудование: мяч.

Ход игры:

«Мы - волшебники немного: был один, а станет много».

Взрослый бросает мяч ребёнку, называя имена существительные в единственном числе. Ребёнок бросает мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Можно перебрасывать мяч с ударами об пол, прокатывать мяч, сидя на ковре.

Примеры:

Стол - столы двор – дворы, нос – носы, гора – горы, нора – норы, мост – мосты,

дом – дома, глаз – глаза, луг – луга, город – города, день – дни, пень – пни,

провод – провода, холод – холода, сон – сны, лоб – лбы, ухо – уши, стул – стулья,

кол – колья, лист – листья, перо – перья, крыло – крылья, дерево – деревья, носок носки, чулок – чулки, кусок – куски, кружок – кружки, дружок – дружки, прыжок – прыжки, утенок – утята, цыпленок – цыплята, гусенок – гусята, тигренок – тигрята, слоненок – слонята.

«ВЕСЕЛЫЙ СЧЕТ»

Цель: закреплять в речи детей согласования существительных с числительными. Развитие ловкости, быстроты реакции.

Оборудование: мяч.

Ход игры:

«Сколько их - всегда мы знаем. Хорошо мы все считаем». взрослый бросает мяч ребенку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребенок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять» (или «шесть», «семь», «восемь»...). Сначала лучше называть сочетания по принципу сходства окончаний имен существительных.

Примеры: один стол – пять столов, один слон - пять слонов, один шкаф - пять шкафов, один гусь - пять гусей, один лебедь - пять лебедей, один журавль - пять журавлей, одна гайка - пять гаек, одна майка - пять маек,

одна шишка - пять шишек, один утенок - пять утят,

один гусенок - пять гусят, один цыпленок - пять цыплят, один заяц - пять зайцев, один палец - пять пальцев, одно платье - пять платьев, одна шапка - пять шапок,

одна перчатка - пять перчаток, одна банка - пять банок,

одна рукавица - пять рукавиц, одна пуговица - пять пуговиц, одна мыльница - пять мыльниц, одна шляпа - пять шляп, одна книга - пять книг, одна конфета - пять конфет.

«ГДЕ МЫ БЫЛИ, ЧТО МЫ ВИДЕЛИ?»

Цель:закреплять окончания существительных родительного падежа множественного числа.

Материал: сюжетные картинки: «Огород», «Сад», «Лес», «Зоопарк».

Ход игры:

Педагог обращается с вопросами к детям: «Где ты был? Что ты видел?»

  • Я был в огороде. Видел много помидоров, огурцов, кабачков...
  • Я был в саду. Видел много яблок, груш, слив, абрикосов...
  • Я был в лесу. Видел много сосен, елок, дубов, кустов...
  • Я был в зоопарке. Видел много тигров, обезьян, волков...



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание двух дидактических игр по граматическому строю речи

Дидактическая игра "Один, два, пять". Цель: Учить детей согласовывать числительные с существительными в именительном падеже мужского, женского и среднего родов.Дидактическая игра "Один - много". Цель:...

Игры, формирующие грамматический строй речи:

Своевременное формирование грамматического строя речи является важнейшим условием полноценного развития ребенка. Чем богаче и правильнее будет его речь, тем легче будет ему добиться взаимопонимания с ...

Игры По грамматическому строю речи

Основные цели грамматических игр: научить детей употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности; практически применять знания по грамматике, создать естественную ситуац...

Консультация для родителей «Как играя, развивать грамматический строй речи ребенка 5-6 лет».

Грамматический строй речи - это взаимосвязь слов друг с другом в словосочетаниях и предложениях.Для родителей важно способствовать развитию этого направления  речи детей. В ином случае у ребёнка ...

ПАПКА ПЕРЕДВИЖКА.Консультация для родителей «Использование дидактических игр по грамматическому строю речи в мл.дош. возрасте»

ПАПКА ПЕРЕДВИЖКА.Консультация для родителей «Использование дидактических игр по грамматическому строю речи в мл.дош. возрасте»...