Конспект логопедического занятия по лексической теме "Космос".
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Март, 4-я неделя
Лексическая тема: «Космос».
Занятие 1 Дата проведения:
Цель: развитие лексико-грамматической стороны речи у дошкольников 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи:
Образовательные:
- обобщение представлений детей о космосе, о планете Земля;
- рассказ о первом человеке в космосе – Юрии Гагарине;
- уточнение и активизация словаря по теме «Космос»;
- углубление знания детей о Солнечной системе, космических объектах, созвездиях;
- совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных, образование притяжательных прилагательных);
Коррекционно-развивающие:
- развитие общей моторики;
- развитие дыхания;
- развитие мышления, восприятия, внимания;
Воспитательные задачи:
- формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности;
- воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование:
Предварительная работа:
Ход занятия
- Организационный момент.
Приветствие «Здравствуйте!» (1 минута).
Логопед: повторяйте движения за мной:
- Здравствуйте, ладошки!
Хлоп – хлоп – хлоп. - хлопки в ладоши
- Здравствуйте, ножки!
Топ – топ – топ. - топают ножками
- Здравствуйте, щечки!
Плюх – плюх – плюх. - гладят ладонями щечки
- Пухленькие щечки!
Плюх – плюх – плюх. - легкие хлопки по щекам
- Здравствуйте, губки!
Чмок – чмок – чмок. - 3 раза чмокают губами
- Здравствуйте, зубки!
Щелк – щелк – щелк. - 3 раза щелкают зубами
- Здравствуй мой носик!
Бип – бип – бип. - 3 раза нажимают на нос пальцем
- Здравствуйте, дети! - машут рукой наверху
Здравствуйте!
- Основная часть.
- Сообщение темы занятия (4 минуты).
Логопед: ребята, нам в группу пришло письмо, давайте посмотрим, что же там? Ой, здесь загадка! Давайте отгадаем!
Я верный человека друг
Имею множества заслуг.
На цепь привязан во дворе.
Зимою сплю я в конуре.
Охочусь с другом на волков.
Пасу на пастбище коров.
Бегу по тундре вековой
В упряжке, снежною зимой.
Я в мире лучшая служака.
Кто я? Ты угадал? (собака)
Логопед: давайте посмотрим, а что же лежит в конверте. Правильно, это фотография, на которой изображены собаки, только они одеты в какую-то непонятную одежду.
Логопед: ребята, какой праздник мы будем отмечать 12 апреля? (День космонавтики) Чей это праздник? (космонавтов) Что такое космос? (космос окружает Землю и другие планеты; это бесконечное пространство, окружающее нашу планету и простирающееся в самые отдалённые уголки Вселенной. Это место, где находятся звёзды, планеты, кометы, астероиды, чёрные дыры и другие небесные тела) Как можно попасть в космос? (на ракете)
Логопед: послушайте стихотворение В. Степанова про космос:
В темном небе звезды светят,
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,
Горы, реки и моря.
Видит он весь шар земной,
Шар земной – наш дом родной.
Логопед: по-другому ракету ещё называют космическим кораблем. Космический корабль – это и дом, и научная станция. В нем космонавты и живут и работают.
Логопед: почему в космос нельзя отправиться на воздушном шаре или самолёте?
Дети: самолёт в космосе не может летать, потому, что там нет воздуха, и он летит намного медленнее, чем ракета. У ракеты особый двигатель, который помогает ей очень быстро взлететь.
- Физминутка «Я-ракета» (4 минуты).
- Обсуждение темы (продолжение) (10 минут).
Логопед: самыми первыми в космос были отправлены собаки. Как их звали?
Дети: Белка и Стрелка.
Логопед: ребята, так именно поэтому у нас в конверте фотографии собак. Это Белка и Стрелка. И одеты они не в обычную одежду, а в космическую.
Логопед: почему именно собак отправили первыми в космос?
Дети: люди ещё не знали, что там в космосе, можно ли там выжить.
Логопед: кто первым полетел в космос из людей?
Ответы детей.
Правильно, это был Юрий Алексеевич Гагарин. 12 апреля 1961 года он совершил полет вокруг земного шара на корабле " Восток". Полет длился 108 минут.
А позже на корабле "Восход" в космос отправились уже несколько космонавтов.
Логопед: что надевают на себя космонавты перед тем, как отправиться в космос? (скафандр). Зачем он нужен? (он защищает космонавта).
Логопед: например, если в космосе в кабину корабля упадёт метеорит и пробьёт ее насквозь, весь воздух мгновенно улетучится из корабля через эту щелку в космическое пространство и людям нечем будет дышать. Но если космонавты одеты в скафандры, никакого несчастья не произойдёт, в скафандрах есть запас воздуха. Если, например, в корабле стало холодно. Не беда! Космонавт нажимает кнопку на скафандре, и тот превращается в " грелку".
Логопед: для чего ещё нужен скафандр? (космонавтам приходится выходить из корабля в открытый космос: осмотреть станцию снаружи, провести важные исследования, сделать ремонт, заменить приборы и т. д.)
В скафандре есть радио, и, как бы далеко ни ушёл космонавт от корабля, он свободно может разговаривать с товарищами, которые остались в корабле или на земле. И он хорошо их слышит, и они его тоже.
Логопед: как космонавты передвигаются в космосе?
Дети: в космосе падать некуда, там нет верха и низа, поэтому в космическом корабле можно ходить по стенам, висеть вверх тормашками, спать на потолке.
Все это становится возможным, потому, что в корабле – невесомость, т. е. все предметы, люди- теряют "тяжесть", ничего не весят.
Логопед: чем питаются космонавты?
Дети: вся пища в космосе упакована в тубы. Они похожи на тюбики с зубной пастой, только размером побольше. Из них еду выдавливают прямо в рот. Тарелки космонавтам не нужны, потому, что и суп и каша убежали бы с тарелки, ведь в космосе они тоже ничего не весят. Космонавты живут в космосе по много месяцев
Логопед: как называется наша планета?
Дети: Земля.
Логопед: какую форму имеет наша планета?
Дети: круглая.
Логопед: на самом деле наша планета имеет форму эллипсоида – чем-то это похоже на яйцо, планета вытянута. Форма Земли (геоид) близка к сплюснутому эллипсоиду — шарообразная форма с утолщениями на экваторе. Похожа на объемный овал. Что означают темные участки на снимке? (вода)
Логопед: что означают светлые участки? (суша). Что означают самые светлые? (облака). Земля -единственная планета, на которой есть и суша и вода.
Логопед:
Угли пылают-
Совком не достать.
Ночью их видно,
А днём не видать. (звезды)
Логопед: Мир звёзд чрезвычайно разнообразен. В безоблачный ясный вечер небо над вашей головой усыпано множеством звёзд. Они кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся очень далеко от Земли. На самом деле звезды- это огромные шары. Самые горячие из них голубого цвета. Солнце- это тоже звезда желтого цвета. Звезды отличаются друг от друга размерами. Есть звезды-гиганты, а есть звезды-карлики. У самых ярких звёзд есть свои названия (Сириус, Вега, Полярная звезда и др.). Если несколько звёзд соединить, то получатся созвездия, каждое из которых имеет своё название. Как мы уже сказали Солнце – это тоже звезда, но не очень большая. Вокруг неё вращается восемь планет.
Логопед: когда мы можем увидеть Солнце? (днём). Для чего нам Солнце? Ещё в древности люди поняли, что без Солнца не было бы жизни на Земле. Древние греки называли Солнце богом. Земля получает лишь малую часть излучаемого солнечного тепла. Но этого хватает для всего живого на Земле.
Ребята, вокруг Солнца ещё вращаются кометы.
-Что такое кометы?
Иногда на небе появляются странные "хвостатые" звёзды. Называют их кометами. Увидеть их можно не очень часто. Хвосты у камер яркие, светящиеся. Когда комета приближается к Солнцу, хвост ее становится все длиннее и длиннее. Комета — небольшое небесное тело, обращающееся вокруг Солнца по весьма вытянутой орбите конического сечения. При приближении к Солнцу комета образует кому и иногда хвост из газа и пыли.
В Солнечной системе восемь планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун.
- «Посчитай-ка» (3 минуты).
1,2,5
Слова: космонавт, звезда, комета, ракета, скафандр, тюбик.
- «Один-много» (3 минуты).
Космонавт, ракета, галактика, звезда, комета, планета, воздух, тюбик.
- «Скажи наоборот» (3 минуты).
Ленивый-трудолюбивый,
Злой-добрый,
Слабый-сильный,
Медлительный-быстрый,
Неряшливый-аккуратный,
Грустный-веселый,
Нервный-спокойный,
Старый-молодой,
Трусливый-смелый,
Неуклюжий-ловкий.
- Загадки (3 минуты).
Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, темный и необычайный,
В нем живут Вселенные, звезды и кометы,
Есть и обитаемые, может быть, планеты (космос)
На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несемся на... (ракете)
Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звезд калейдоскоп
Астрономы в ... (телескоп)
Сверкая огромным хвостом в темноте,
Несется среди ярких звезд в пустоте.
Она не звезда, не планета,
Загадка Вселенной - ... (комета)
Осколок от планеты
Средь звезд несется где-то.
Он много лет летит-летит,
Космический ... (метеорит)
Специальный космический есть аппарат,
Сигналы на Землю он шлет всем подряд.
Как одинокий таинственный путник,
Летит по орбите искусственный ... (спутник)
Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам ... (Луна)
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя, А называется... (Земля)
III. Итог занятия (3 минуты).
- Рефлексия (2 минуты).
Логопед: итак, дети, о чем мы сегодня говорили на занятии?
Дети: мы говорили о космосе.
Логопед: какое задание мы делали сначала? А потом?
Оценка деятельности (1 минута).
Логопед: все сегодня старались, молодцы, вы получаете наклейки. На этом наше занятие закончилось. Я буду ждать вас на следующем занятии.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Март, 4-я неделя
Лексическая тема: «Космос».
Занятие 1 Дата проведения:
Цель: развитие лексико-грамматической стороны речи у дошкольников 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи:
Образовательные:
- обобщение представлений детей о космосе, о планете Земля;
- рассказ о первом человеке в космосе – Юрии Гагарине;
- уточнение и активизация словаря по теме «Космос»;
- углубление знания детей о Солнечной системе, космических объектах, созвездиях;
- совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных, образование притяжательных прилагательных);
Коррекционно-развивающие:
- развитие общей моторики;
- развитие дыхания;
- развитие мышления, восприятия, внимания;
Воспитательные задачи:
- формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности;
- воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование:
Предварительная работа:
Ход занятия
- Организационный момент.
Приветствие «Здравствуйте!» (1 минута).
Логопед: повторяйте движения за мной:
- Здравствуйте, ладошки!
Хлоп – хлоп – хлоп. - хлопки в ладоши
- Здравствуйте, ножки!
Топ – топ – топ. - топают ножками
- Здравствуйте, щечки!
Плюх – плюх – плюх. - гладят ладонями щечки
- Пухленькие щечки!
Плюх – плюх – плюх. - легкие хлопки по щекам
- Здравствуйте, губки!
Чмок – чмок – чмок. - 3 раза чмокают губами
- Здравствуйте, зубки!
Щелк – щелк – щелк. - 3 раза щелкают зубами
- Здравствуй мой носик!
Бип – бип – бип. - 3 раза нажимают на нос пальцем
- Здравствуйте, дети! - машут рукой наверху
Здравствуйте!
- Основная часть.
- Сообщение темы занятия (4 минуты).
Логопед: ребята, нам в группу пришло письмо, давайте посмотрим, что же там? Ой, здесь загадка! Давайте отгадаем!
Я верный человека друг
Имею множества заслуг.
На цепь привязан во дворе.
Зимою сплю я в конуре.
Охочусь с другом на волков.
Пасу на пастбище коров.
Бегу по тундре вековой
В упряжке, снежною зимой.
Я в мире лучшая служака.
Кто я? Ты угадал? (собака)
Логопед: давайте посмотрим, а что же лежит в конверте. Правильно, это фотография, на которой изображены собаки, только они одеты в какую-то непонятную одежду.
Логопед: ребята, какой праздник мы будем отмечать 12 апреля? (День космонавтики) Чей это праздник? (космонавтов) Что такое космос? (космос окружает Землю и другие планеты; это бесконечное пространство, окружающее нашу планету и простирающееся в самые отдалённые уголки Вселенной. Это место, где находятся звёзды, планеты, кометы, астероиды, чёрные дыры и другие небесные тела) Как можно попасть в космос? (на ракете)
Логопед: послушайте стихотворение В. Степанова про космос:
В темном небе звезды светят,
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,
Горы, реки и моря.
Видит он весь шар земной,
Шар земной – наш дом родной.
Логопед: по-другому ракету ещё называют космическим кораблем. Космический корабль – это и дом, и научная станция. В нем космонавты и живут и работают.
Логопед: почему в космос нельзя отправиться на воздушном шаре или самолёте?
Дети: самолёт в космосе не может летать, потому, что там нет воздуха, и он летит намного медленнее, чем ракета. У ракеты особый двигатель, который помогает ей очень быстро взлететь.
- Физминутка «Я-ракета» (4 минуты).
- Обсуждение темы (продолжение) (10 минут).
Логопед: самыми первыми в космос были отправлены собаки. Как их звали?
Дети: Белка и Стрелка.
Логопед: ребята, так именно поэтому у нас в конверте фотографии собак. Это Белка и Стрелка. И одеты они не в обычную одежду, а в космическую.
Логопед: почему именно собак отправили первыми в космос?
Дети: люди ещё не знали, что там в космосе, можно ли там выжить.
Логопед: кто первым полетел в космос из людей?
Ответы детей.
Правильно, это был Юрий Алексеевич Гагарин. 12 апреля 1961 года он совершил полет вокруг земного шара на корабле " Восток". Полет длился 108 минут.
А позже на корабле "Восход" в космос отправились уже несколько космонавтов.
Логопед: что надевают на себя космонавты перед тем, как отправиться в космос? (скафандр). Зачем он нужен? (он защищает космонавта).
Логопед: например, если в космосе в кабину корабля упадёт метеорит и пробьёт ее насквозь, весь воздух мгновенно улетучится из корабля через эту щелку в космическое пространство и людям нечем будет дышать. Но если космонавты одеты в скафандры, никакого несчастья не произойдёт, в скафандрах есть запас воздуха. Если, например, в корабле стало холодно. Не беда! Космонавт нажимает кнопку на скафандре, и тот превращается в " грелку".
Логопед: для чего ещё нужен скафандр? (космонавтам приходится выходить из корабля в открытый космос: осмотреть станцию снаружи, провести важные исследования, сделать ремонт, заменить приборы и т. д.)
В скафандре есть радио, и, как бы далеко ни ушёл космонавт от корабля, он свободно может разговаривать с товарищами, которые остались в корабле или на земле. И он хорошо их слышит, и они его тоже.
Логопед: как космонавты передвигаются в космосе?
Дети: в космосе падать некуда, там нет верха и низа, поэтому в космическом корабле можно ходить по стенам, висеть вверх тормашками, спать на потолке.
Все это становится возможным, потому, что в корабле – невесомость, т. е. все предметы, люди- теряют "тяжесть", ничего не весят.
Логопед: чем питаются космонавты?
Дети: вся пища в космосе упакована в тубы. Они похожи на тюбики с зубной пастой, только размером побольше. Из них еду выдавливают прямо в рот. Тарелки космонавтам не нужны, потому, что и суп и каша убежали бы с тарелки, ведь в космосе они тоже ничего не весят. Космонавты живут в космосе по много месяцев
Логопед: как называется наша планета?
Дети: Земля.
Логопед: какую форму имеет наша планета?
Дети: круглая.
Логопед: на самом деле наша планета имеет форму эллипсоида – чем-то это похоже на яйцо, планета вытянута. Форма Земли (геоид) близка к сплюснутому эллипсоиду — шарообразная форма с утолщениями на экваторе. Похожа на объемный овал. Что означают темные участки на снимке? (вода)
Логопед: что означают светлые участки? (суша). Что означают самые светлые? (облака). Земля -единственная планета, на которой есть и суша и вода.
Логопед:
Угли пылают-
Совком не достать.
Ночью их видно,
А днём не видать. (звезды)
Логопед: Мир звёзд чрезвычайно разнообразен. В безоблачный ясный вечер небо над вашей головой усыпано множеством звёзд. Они кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся очень далеко от Земли. На самом деле звезды- это огромные шары. Самые горячие из них голубого цвета. Солнце- это тоже звезда желтого цвета. Звезды отличаются друг от друга размерами. Есть звезды-гиганты, а есть звезды-карлики. У самых ярких звёзд есть свои названия (Сириус, Вега, Полярная звезда и др.). Если несколько звёзд соединить, то получатся созвездия, каждое из которых имеет своё название. Как мы уже сказали Солнце – это тоже звезда, но не очень большая. Вокруг неё вращается восемь планет.
Логопед: когда мы можем увидеть Солнце? (днём). Для чего нам Солнце? Ещё в древности люди поняли, что без Солнца не было бы жизни на Земле. Древние греки называли Солнце богом. Земля получает лишь малую часть излучаемого солнечного тепла. Но этого хватает для всего живого на Земле.
Ребята, вокруг Солнца ещё вращаются кометы.
-Что такое кометы?
Иногда на небе появляются странные "хвостатые" звёзды. Называют их кометами. Увидеть их можно не очень часто. Хвосты у камер яркие, светящиеся. Когда комета приближается к Солнцу, хвост ее становится все длиннее и длиннее. Комета — небольшое небесное тело, обращающееся вокруг Солнца по весьма вытянутой орбите конического сечения. При приближении к Солнцу комета образует кому и иногда хвост из газа и пыли.
В Солнечной системе восемь планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун.
- «Посчитай-ка» (3 минуты).
1,2,5
Слова: космонавт, звезда, комета, ракета, скафандр, тюбик.
- «Один-много» (3 минуты).
Космонавт, ракета, галактика, звезда, комета, планета, воздух, тюбик.
- «Скажи наоборот» (3 минуты).
Ленивый-трудолюбивый,
Злой-добрый,
Слабый-сильный,
Медлительный-быстрый,
Неряшливый-аккуратный,
Грустный-веселый,
Нервный-спокойный,
Старый-молодой,
Трусливый-смелый,
Неуклюжий-ловкий.
- Загадки (3 минуты).
Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, темный и необычайный,
В нем живут Вселенные, звезды и кометы,
Есть и обитаемые, может быть, планеты (космос)
На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несемся на... (ракете)
Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звезд калейдоскоп
Астрономы в ... (телескоп)
Сверкая огромным хвостом в темноте,
Несется среди ярких звезд в пустоте.
Она не звезда, не планета,
Загадка Вселенной - ... (комета)
Осколок от планеты
Средь звезд несется где-то.
Он много лет летит-летит,
Космический ... (метеорит)
Специальный космический есть аппарат,
Сигналы на Землю он шлет всем подряд.
Как одинокий таинственный путник,
Летит по орбите искусственный ... (спутник)
Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам ... (Луна)
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя, А называется... (Земля)
III. Итог занятия (3 минуты).
- Рефлексия (2 минуты).
Логопед: итак, дети, о чем мы сегодня говорили на занятии?
Дети: мы говорили о космосе.
Логопед: какое задание мы делали сначала? А потом?
Оценка деятельности (1 минута).
Логопед: все сегодня старались, молодцы, вы получаете наклейки. На этом наше занятие закончилось. Я буду ждать вас на следующем занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по лексической теме "Детский сад"
Конспект логопедического занятия по лексической теме "Детский сад" в младшей логогруппе...
Конспект логопедического занятия по лексической теме «Лес. Грибы. Ягоды»
Образовательная область: речевое развитие;Вид деятельности: непосредственно-образовательная деятельность;Возрастная группа: старшая;Тема: Цель: Совершенствование лексико-грамматического строя речиПрог...

Конспект логопедического занятия по лексической теме "Моя Родина. День народного единства"
Конспект логопедического занятия по формирования лексико-грамматических категорий и связной речи по лексической теме "Моя Родина. День народного единства"...

Конспект логопедического занятия по лексической теме: «Зима»
Конспект логопедического занятия по лексической теме: «Зима»Задачи:активизация и расширение словаря по теме «Зима»;формирование и активизация знаний о признаках зимы;формирование умение подбирать родс...

Конспект логопедического занятия по лексической теме: «Животные севера»
Конспект логопедического занятия по лексической теме: «Животные севера»Задачи:Систематизировать знания детей о животных Севера: их место обитания, повадки, питание. Активизировать словарь детей сущест...

Конспект логопедического занятия по лексической теме: "Человек и части его тела"
Цель: расширять представления детей о строении человеческого тела и назначении отдельных его частей.Задачи.Коррекционно-образовательные:обогащать, активизировать и расширять словарь по теме «Части тел...

Конспекты логопедических занятий по лексическим темам
Конспекты логопедических занятий по лексическим темам.30 тем, 1 на каждую неделю в течении учебного года....
