Развитие навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
статья по логопедии (подготовительная группа)
Общее недоразвитие речи – это нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом.В детском саду осуществляется комплексный подход в преодолении общего недоразвития речи. Логопедическая работа рассматривается как система коррекционно-педагогических мероприятий, направленных на гармоничное формирование личности и речи ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Общее недоразвитие речи – это нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом.В детском саду осуществляется комплексный подход в преодолении общего недоразвития речи. Логопедическая работа рассматривается как система коррекционно-педагогических мероприятий, направленных на гармоничное формирование личности и речи ребенка.
Основным направлением в коррекции общего недоразвития речи является развитие фонематического восприятия, то есть способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Формирование фонематического восприятия положительно влияет на развитие всей фонетической стороны речи, а такжеразвитие слоговой структуры слова. Что оказывает положительное влияние и на освоение процесса письма и чтения.
Учитывая тот факт, что сформированность фонематического восприятия является основой назвитиязвукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы различных звуковых комплексов: сочетания звуков, слогов и слов. Без систематических специальных упражнений по развитию навыков звукового анализа и синтеза дети с общим недоразвитием речи не смогут овладеть грамотным чтением и письмом.
Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Одной из причин нарушенного звукопроизношенияявляетсянеумение вслушиваться в речь окружающих. У ребёнка долженсформироватьсянавык сравнения своейю речи с речью окружающих, а также умение контролировать своё произношение. Коррекционная работа по развитию фонематического восприятия проводится на материале неречевых звуков. Специальные игры и упражнения у детей формируют способность узнавать и различать неречевые звуки. Дети учатся в играх различать силу,высотуи тембр голоса, а также вслушиваться в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова. В последствииформируется умение различать слова, близкие по звуковому составу. Затем дети различают слоги и фонемы родного языка. Впоследствии проводится работа по выделению звука на фоне слова, вычленению первого и последнего звука из слова, определению местоположения звука в слове. Направление следующего этапа работы является развитие сложных форм фонематического анализа: определение последовательности звуков в слове, их количества, места звука в слове по отношению к другим звукам. В дальнейшем дети должны научиться проводить слоговой анализ и синтез слов.
Таким образом, усвоение акустико-артикуляционного образа каждого звука и сформированные навыки звукового анализа и синтеза позволяют детям отчётливо произносить слова, выделять из них число и последовательность звуков, а также правильно прочитывать их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи
Рассматртвается проблема формирования фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи, этапы формирования звукового анализа и синтеза....
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в с...

«Развитие звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной группе компенсирующей направленности».
Одним из условий развития письменной речи является наличие навыка сознательного анализа и синтеза составляющих её звуков, без чего процессы письма и чтения оказываются нево...

"Звуковой анализ и синтез у детей с общим недоразвитием речи"
Звуковой анализ и синтез у детей с общим недоразвитием речи....
«Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в подготовительной к школе группе».
Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.Аннотация: сформированный фонематический слух и умение проводить звуковой анализ и синтез пом...
Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи.
Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи....

Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня в группе компенсирующей направленности с целью профилактики дислексии и дисграфии
Овладение навыками звукового анализа и синтеза в дошкольном возрасте:обеспечивает готовность к освоению грамоты;способствует предупреждению появления нарушений в письменной и устной речи в период школ...