Причины задержки речевого развития детей раннего возраста
консультация по логопедии (младшая группа)
В полноценном психическом развитии огромную роль играет речь. Правильное и своевременное овладение речью формирует не только психику ребенка, но и его самого как личность.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Причины задержки речевого развития детей раннего возраста.
В полноценном психическом развитии огромную роль играет речь. Правильное и своевременное овладение речью формирует не только психику ребенка, но и его самого как личность.
Изначально речь развивается как средство общения между ребенком и окружающими его взрослыми. Овладение речью происходит в три этапа. Первый, подготовительный охватывает первый год жизни и называется довербальный. На этом этапе закладываются условия, обеспечивающие в дальнейшем речевое развитие. Второй этап, переход к активной речи приходится обычно на второй год жизни. На третьем этапе речь совершенствуется как средство общения. В этот период идет интенсивное расширение словаря, совершенствуются грамматические конструкции, четче становится произношение.
Чаще всего первое беспокойство окружающих возникает к концу второго года жизни, когда малыш уже активно должен пользоваться речью в общении. Большинство современных детей к этому периоду все еще молчит. Задержка в развитии активной речи может произойти по многим причинам – физическим (дефекты слуха и речедвигательного аппарата), физиологическим, психологическим.
Итак, почему же ребенок второго года жизни молчит? Основной момент становления речи – потребность в общении со взрослыми и развитие этой потребности целиком зависит от взрослых, от усилий, которые они прилагают к формированию этой потребности. Эмоциональное содержание потребностей передается между ребенком и взрослым – улыбкой. Вокализация в этот период так же несет смысловую нагрузку и является сопровождением самой коммуникации. В этот период очень важно с любовью общаться с младенцем, брать его на руки, разговаривать с ним, петь для него песенки.
К сожалению, времени у родителей на общение с младенцами практически нет, несмотря на век технологий, которые значительно облегчают домашний труд: стиральная машина-автомат, мультиварка, робот-пылесос и т.д. Недостаток общения вызывает у младенца чувство беспокойства, страха. Не получивший достаточного общения в младенчестве ребенок растет безынициативным, не умеет контактировать со сверстниками, не самостоятелен. Отсюда и задержка в развитии речевой активности.
Затем, значительное место в жизни ребенка начинают занимать манипуляции с предметами. Ребенок пробует игрушки на зуб, на жесткость, начинает понимать разницу предметов по величине. На основе такой практики составляются представления об объектах, возникают первые обобщения. Это необходимо чтобы ребенок мог соотнести звучащее слово с предметом, который оно обозначает.
Не менее важным является и звуковая наполняемость слов. Для правильного звукопроизношения важно развивать фонематический слух и речевую артикуляцию. От рождения ребенок наделен способностью к звукопроизнесению: агуканье, гуление, лепет.
После того, как ребенок овладел словом и начал его использовать в коммуникации, само речевое общение становится наиболее привлекательным и поводом к взаимодействию. Функцию предмета раскрывает перед ребенком взрослый. «Вот чашка, сейчас мы будем из нее пить». В результате ребенок переходит от неспецифического взаимодействия, когда малыш трясет, ломает, сталкивает, соединяет предметы независимо от их назначения. Наступает фаза взаимодействия с предметом в зависимости от его функционального назначения.
Таким образом, одной из причин, приводящей к задержке перехода к активной речи в раннем детстве, может стать неправильная организация взаимодействия ребенка и взрослого.
Задержка в переходе к активной речи возможна еще по одной причине. К концу первого года в словарном запасе ребенка есть несколько очень своеобразных по своему значению слов. Это так называемые «детские» слова, которые могут надолго сохранятся в словарном запасе и задерживать возникновение настоящих. Появляясь в контексте взаимодействия со взрослым, слова эти не только понятны взрослому, но и вызывают у него радость и умиление. Поэтому перед ребенком долгое время может не ставится задача произнести необходимое, соответствующее предмету и ситуации слово. А если такая задача не ставится, то и ребенок не развивает свои возможности, не совершенствует коммуникацию.
Таким образом, одной из причин задержки речевого развития может быть неправильное поведение взрослого. Важно изменить поведение взрослого по отношению к младенцу в их совместном речевом общении, и тогда на одну причину задержанного развития речи станет меньше.
Список используемой литературы:
Л. Александрова «Почему ребенок не говорит»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задержка речевого развития детей раннего возраста.
Задержка речевого развития у детей раннего возраста....

Рекомендации для родителей раннего возраста: «Речевое развитие детей раннего возраста»
В данном материале родителям детей раннего возраста даны рекомендации по речевому развитию детей и несколько правил, при соблюдении которых, у ребенка будет развиваться правильная речь....

Методическая разработка Активизация речевого развития детей раннего возраста при помощи игровой певческой деятельности. Сборник песен для детей раннего возраста.
Пение - важный вид деятельноти ребенка. Как же стимулировать самых маленьких открывать рот, воспроизводить звуки и наконец петь? Важно все: систематический подход, яркое, образное исполнение, наглядно...
Как не пропустить задержку речевого развития у ребенка. Нормы речевого развития детей раннего возраста. Консультация для родителей.
В данной статье описанны признаки задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза. Необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста. Почему ва...

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"
Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....

Педагогический проект по предупреждению задержки речевого развития детей в возрасте от 2 до 3 лет «Волшебные ручки»
В настоящее время одним из актуальных вопросов дошкольного образования является создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, разви...

Выступление по развитию речи для второй группы раннего возраста Тема: Речевое развитие детей раннего возраста средствами фольклора»
Речевое развитие детей раннего возраста средствами фольклора...
