Инновационный подход к внедрению регионального компонента в развитии связной речи детей с ОНР
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Большакова Ирина Николаевна

 

Статья посвящена развитию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи на основе регионального компонента. Подчёркивается успешность развития речи в двух социальных функциях – как средство установления контакта(общения) с людьми и как средство познания мира - «малой родины».

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_podhod2.docx21.7 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный подход к внедрению регионального компонента в развитии связной речи детей с ОНР

Большакова Ирина Николаевна,

учитель-логопед

МБДОУ детский сад №20

г. Нижний Новгород

Статья посвящена развитию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи на основе регионального компонента. Подчёркивается успешность развития речи в двух социальных функциях – как средство установления контакта(общения) с людьми и как средство познания мира - «малой родины».

В Федеральном законе «Об образовании в РФ» определены основные принципы политики в сфере образования: «…единство образовательного пространства на территории РФ, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов РФ в условиях многонационального государства, реализация инновационных проектов и программ». [1]Понятие «региональный компонент в образовании» - создание системы форм и способов для данного региона при осуществлении воспитательно - образовательного процесса. Национально-региональный компонент - это родная природа, культурное наследие, памятники архитектуры, художественно-ремесленные традиции, фольклор, народные игры и др.
У детей с ОНР отмечаются специфические особенности связной речи, недостаточная сформированность которой проявляется в детских диалогах, монологах, трудностях программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления, нарушении связности и последовательности рассказа, смысловых пропусках элементов сюжетной линии.
Рассказывая о событиях родного города, дети используют короткие и малоинформативные фразы. Часто неправильно оформляют связи слов внутри фразы, нарушая межфразовые связи внутри предложения. [2, с.80] «Малая родина» у каждого человека своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей его жизни определяет очень многое, если не все.

Педагоги МБДОУ «Детского сада №20» поставили цель: реализация и внедрение регионального компонента в работу по формированию связной речи детей с ОНР. Были выдвинули следующие задачи:

#1048;зучение регионального компонента в краеведческой литературе, на экскурсиях, во время прогулок по родному городу.
#1057;оздание развивающей среды (окружающие предметы должны быть национальными).
#1054;знакомление с предметами народного творчества нашего региона.
4. Активизация словаря по теме (слова-предметы, слова-признаки, слова-действия).
#1057;оставление простых предложений.
6. Формирование умения пересказывать тексты на основе краеведческого материала.

При реализации поставленных задач мы учитывали приоритеты:

Ребенок должен понять, что он часть великого народа. Мы в работе использовали все виды фольклора, приобщали детей к народным праздникам, традициями. Использовали компьютерные технологии (презентации, песни, стихотворения), участвовали в акциях. Проводили экскурсии, беседы.
При проведении работы по формированию и развитию связной речи на основе регионального компонента столкнулись с трудностями: дети не знали памятники архитектуры и искусства, не были знакомы с народными играми и обрядами, художественно-ремесленными традициями родного края.
Работу осуществляли в два этапа: диагностический и деятельный.

На первом этапе знакомили детей с природой родного края, ближайшим окружением (дом, семья), мой город, моя страна.

Второй этап включал: проектную деятельность- «Я и моя семья», «Генеологическое дерево», «Наши традиции»; тематические недели; технологию «интеллект- квартирования».

Диагностическое обследование проводили в процессе наблюдений и бесед с дошкольниками. Определяли уровень словаря, грамматических категорий, и связной речи. Мы знакомили детей с народными играми «Юла», «Удочка», «Испорченный телефон», «Шапка-невидимка», «Двенадцать палочек», «Секретное задание». Использовали творческие игры со словом, диалогические стихи, скороговорки, фольклор. Проводили конкурс «Кто больше знает пословиц о Родине». Предлагали детям объяснять смысл поговорок и пословиц: «Одна у человека мать, одна у него и Родина», «Всякому мила своя сторона» и др.

Детей знакомили с родным краем на экскурсиях по городу, Кремлю (с посещением музеев на его территории), на Щёлковский хутор, музея-квартиры А.М. Горького, домика Кашириных и др.

Сотрудники МБДОУ создали «Толковый словарь» слов, которые дети использовали в своих рассказах при обучении их правильному построению предложений, пересказов.
На базе детского сада создан музей истории нашего края. Дети выступают в роли экскурсоводов. Они увлекательно рассказывают о достопримечательностях Нижнего Новгорода, знаменитых земляках.

На занятиях сочиняем стихи (совместное творчество педагога и детей).
В Кремле.

Мы осенним теплым днем

По Кремлю с тобой идем.

Посмотреть хотим скорей

Танки, башни и людей!

«С-с-с»,-свистел нам ветерок.

С Волги дул на огонек.

Будем долго там гулять

И историю все знать!

Составляли с детьми логопедические рифмовки:

Город Нижний мой родной

Лучший он в стране большой.

Обучение пересказу проводили, используя общую структуру занятия: вводная часть, первичное чтение произведения, разбор текста, повторное чтение текста с установкой на пересказ, пересказ текста, упражнения на закрепление грамматических категорий, активизацию словаря, анализ детских рассказов. Мы использовали вспомогательные методические приемы, облегчающие составление связного последовательного сообщения: образец чтения рассказа, обращение к личному опыту, прием завершения незаконченных предложений («тексты с дырками», «с хвостами», «с прятками», «шиворот- навыворот»; по наводящим вопросам учителя- логопеда; показ фотографий, презентаций; совместный пересказ педагога и ребенка, отраженный пересказ; хоровое проговаривание предложений; составление рассказа по плану-схеме; пересказ «по цепочке»; игра-драматизация, пересказ от первого лица; использование детского рисунка.

При проведении работы по формированию связной речи на основе регионального компонента мы сочиняли рассказы о достопримечательностях Нижнего Новгорода, рассказывали их детям и предлагали пересказывать тексты по традиционной методике. Инновационный подход использовали при разборе текста. «Концы» предложений в тексте «терялись», «путались».
Например:
Александровский сад.

В Нижний Новгород приехали Аня и Артем. Дети пошли гулять в Александровский сад. В Александровском саду Артем и Аня встретили нижегородца. Нижегородец сказал, что первый парк в истории города – Александровский сад. Александровский сад находится на склонах Волги. Над Волгой расположен комплекс трамплинов. Александровский сад- памятник архитектуры. Ане и Артему понравилось гулять в этом саду.

После беседы с детьми по вопросам к тексту, мы предлагаем детям «навести порядок», соединить начало и концовку предложения или сочинить свои «хвостики».
Текст с «хвостами»

В Нижний Новгород в Александровский сад.

Дети пошли гулять встретили нижегородца.

В Александровском саду Артём и Аня на склонах Волги.

Нижегородец сказал, что первый парк гулять в этом саду.

Александровский сад находится приехали Аня и Артём.

Над Волгой расположен памятник архитектуры.

Александровский сад – комплекс трамплинов.

Такие задания помогают ребенку более осмысленно понять смыл содержания текста.
Текст с «дырками» мы предлагаем детям, которые умеют читать. Ребенок читает сначала весь текст, а потом с пропущенными словами или частями рассказа. Сложно некоторым детям вспомнить и вставить пропущенное по смыслу. Задания мы выполняем, сопровождая практическими действиями (поиск слов, частей текста, написание цифр), что помогает удерживать внимание дошкольников.

Блиновский пассаж.

В Блиновский пассаж пришли Боря и Белла. Боря рассказал Белле: «Торговый центр назван в честь купца Блинова». Дети рассмотрели здание торгового центра. Боря и Белла узнали, что внутри пассажа были магазины, конторы, телеграф, гостиница, ресторан, складские помещения. Блиновский пассаж памятник истории и культуры Нижнего Новгорода. Дома Боря и Белла рассказали маме и папе о красоте Блиновского пассажа.

Текст «с дырками».

В пассаж пришли Боря и Белла. Боря рассказал Белле: «Торговый центр назван в честь ». Дети рассмотрели здание торгового центра. Боря и Белла узнали, что внутри пассажа были . Блиновский пассаж памятник истории и культуры. Дома Боря и Белла рассказали маме и папе о красоте .

В текстах используем прием, когда теряются слова или слоги. Например: колокол – коло , может спрятаться целое предложение или фраза. Части рассказа меняются местами. Помогают фотографии, картинки, рисунки. Дети нумеруют картинки, соотносят их по логике сюжета. Это игра «в прятки».

Тексты «шиворот-навыворот». Педагог намеренно в тексте говорит несуразности – «небылицы». Например: вместо «Чкаловская лестница» говорят «Волжская лестница». Дети исправляют ошибку.
Используем в работе элементы творческого рассказывания. Предлагаем детям картинки, слова-подсказки. Так ребенку легче самостоятельно составить концовку рассказа или его начало.

Внедрение регионального компонента при формировании связной речи детей с ОНР помогает активно взаимодействовать детям с окружающим миром через игру, способствуя речевому развитию дошкольников, воспитывает патриотизм на краеведческом и историческом материале «малой родины».

Литература:
1. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. Дети с ОНР.2-е изд., перераб.М.,1985.
#1060;едеральный закон «Об образовании в РФ» от № 273
#1060;иличева Т.Б. и др. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. М.,2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Инновационный подход к реализации регионального компонента вариативной части основной образовательной программы ДОУ»

В настоящее время начинает расти интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде русских национальных культурных традиций. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей...

«Инновационный подход к внедрению регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс ДОУ»

Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования, что позволяет достичь определенных целей в познании и понимании детьми общечеловеческих цен...

Буклет - программа районного семинара «Современные подходы к организации регионального компонента в духовно-нравственном воспитании детей»

Буклет представляет собой печатное издание на одном листе, складывающемся ширмочкой. Эта форма очень удобная и интересная для ознакомления участников с работой семинара....

«Инновационный подход к внедрению регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс ДОУ» Малая Родина. У каждого человека она своя,

Дл         - изучение становление исследуемой проблемы в психолого-педагогической литературе;          - выявление противоречия в теории и практике по...

Из опыта работы «Инновационный подход к внедрению регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс ДОУ»

В методической разработке отражена система работы в ДОУ по внедрению регионального компонента через программу "Наш дом - Южный Урал" (Е. Бабунова)...