Конспект НОД с детьми подготовительного возраста "Как щенок узнал, кто всех важнее"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Активизация словаря по теме "Домашние животные", развитие грамматического строя речи, развитие слогового анализа и синтеза, развитие связной речи
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового занятия для детей с общим недоразвитием речи подготовительной группы.
Тема: «Как щенок узнал, кто всех важнее»
(по сказке Н.В. Нищевой )
Составила учитель-логопед ГДОУ №1
Дмитриева М.М.
Лексическая тема: «Домашние животные».
Цели:
1. Развитие общих речевых навыков (звукопроизношения, правильной голосопередачи, тембровой окраски голоса, интонационной выразительности речи).
2. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов.
3. Совершенствование слогового анализа и синтеза.
4. Актуализация словаря по теме «Домашние животные».
5. Совершенствование грамматического строя речи (образование форм винительного и творительного падежей имен существительных, образование притяжательных прилагательных, употребление предлогов из-за, из-под).
6. Развитие связной речи.
7. Развитие зрительного внимания, мышления.
8. Развитие творческого воображения, подражательности.
9. Развитие мелкой моторики.
10. Развитие пространственных представлений.
11. Профилактика дисграфии, дислексии.
Оборудование: Иллюстрация к сказке Н.В. Нищевой «Как щенок узнал, кто всех важнее» , игра «Пастушки», игра «Кого чем угостим?», игра «Кто за забором?», карточки со словами, слогами, кроссворд, линейки для звукового анализа слов, прищепки, горох, мягкие игрушки (собака, щенок, кошка, корова, коза, кролик, овца, свинья, конь).
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организация начала занятия.
Логопед: Сегодня у нас с вами состоится новое путешествие — в сказку «Как щенок узнал, кто всех важнее». Если хотите туда попасть, помогите мне развести по загонам домашних животных.
II. Основная часть.
1. Игра «Пастушки». (Совершенствование навыка слогового анализа слов, развитие зрительного внимания, мышления).
На ковролине закреплены изображения животных: собаки, коровы, быка, лошади, козы, овцы, барана, кролика, свиньи, медведя, волка, лисы. Под ними — три загона.
Логопед: Выберите только домашних животных. Четко произнесите их названия, разделите на слоги и поместите: в первый загон, если в названии один слог, во второй загон — если в названии два слога, в третий загон — если в названии три слога.
1-й ребенок. Это КО-РО-ВА. В названии три слога. Ставлю ее в третий загон.
2-й ребенок. Это БЫК. В названии один слог. Ставлю его в первый загон.
И т. п.
Логопед: Вы были хорошими пастушками, помогли мне, и теперь мы можем отправиться в путешествие.
- Рассказывание детьми сказки по ролям с использованием игрушек домашних животных.
Логопед ставит на наборное полотно иллюстрацию к сказке.
Логопед (держит в руках куклу): Летом девочка поехала в деревню к бабушке. И вот что однажды утром она увидела и услышала, выглянув из окна.
Около будки у забора сидела собака Черника и говорила своему щенку:
Влада: Я ухожу на работу, а ты будь послушным и никуда из дома не отлучайся.
Настя (щенок):А какая у тебя работа?
Влада: Самая важная. Я охраняю дом, хозяйку и ее внучку, двор и всех животных во дворе. Смотрю, чтобы хулиганы не залезли в сад, а лисица не пробралась в курятник. Я — самое нужное домашнее животное.
Алиса (Кошка): Ничего подобного. Самая важная работа у меня. Кто ловит мышей в подвале и на чердаке? Кто стережет хозяйкины припасы? Кто охраняет клубнику от галок? Я — самое нужное домашнее животное.
Настя (корова): Как бы не так. Что бы вы делали без моего молока? А хозяйкина внучка что бы ела, если бы не молоко, сливки, творожок, сметанка? Я — самое нужное домашнее животное.
Влада (коза): Между прочим, мое молоко и полезнее, и жирнее, а еще я даю шерсть и чудесный пух. Я самое нужное домашнее животное.
Игорь (кролик): Ну, уж если говорить про пух, то лучше нашего не сыскать. А еще я даю мясо, а из моей шкурки шьют шубки и шапочки. Я — самое нужное домашнее животное.
Алиса (овца): Я тоже даю и мясо, и шкуру, и много шерсти. Я — самое нужное домашнее животное.
Игорь (свинья): Я даю больше всех мяса и сала. Я — самое нужное домашнее животное.
Дима (конь): А я думаю, что все мы нужны людям, все приносим им пользу. За это люди и держат нас, и кормят нас, и ухаживают за нами.
Логопед: И все животные дружно закивали головами. Девочка обрадовалась, что спор так хорошо закончился, и щенок узнал, что все домашние животные нужны человеку. И как раз в это время бабушка позвала ее завтракать.
3. Игра «Кого чем угостим?». (Совершенствование грамматического строя речи (образование форм винительного и творительного падежей имен существительных). Развитие мышления, зрительного внимания.
Логопед: В сказке умный конь сказал, что человек ухаживает за домашними животными, кормит их. Я хочу проверить, знаете ли вы, чем нужно кормить домашних животных. Выберите угощение для животного, укрепите его рядом с животным, ответьте на вопрос: «Кого и чем вы накормите?»
На фланелеграфе изображения домашних животных: собаки, кошки, коровы, лошади, кролика, свиньи, на столе карточки: молоко и рыба; морковь, капуста и трава; сено и овес; мясо и косточка; овощи; сено и клевер.
1 - й ребенок. Я напою кота молоком и накормлю рыбой.
2-й ребенок. Я накормлю корову сеном и клевером.
3-й ребенок. Я угощу лошадь сеном и овсом.
И т. п.
Логопед: Теперь, когда вы накормили животных, мы можем поиграть.
4. Пальчиковая гимнастика.
Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного пальца к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха).
После 1 – го двустишия – смена рук.
2 3 4 5
Кусается сильно котенок-глупыш,
5 4 3 2
Он думает: это не палец, а мышь (смена рук).
2 3 4 5
Но я же играю с тобою, малыш,
5 4 3 2
А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»
5. Игра «Кто спрятался?» ((Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжа
тельных прилагательных и употребление в речи предлогов ЗА, ИЗ-ЗА). Развитие навыка звукового анали
за слов. Развитие зрительного внимания.)
На ковролине укреплены изображения забора и куста, из-под и из-за которых видны разные части животных.
Логопед: Как вы думаете, какие домашние животные спрятались за забором и за кустом? Почему?
1-й ребенок. За кустом спрятался кот, потому что из-за куста торчит кошачья голова.
2-й ребенок. Еще за кустом спряталась собака, потому что из-за куста торчат собачьи лапы и хвост.
3-й ребенок. За забором спряталась коза, потому что из-за забора видна козья голова и козьи рога.
4-й ребенок. Еще за забором спрятался конь, потому что из-за забора торчит конский хвост, а из-под забора торчат конские копыта.
И т. д.
Логопед: Молодцы! Вы правильно ответили на мои вопросы. Произнесите еще раз названия этих животных и подумайте, каким из них соответствуют эти схемы.
На столе лежат схемы слов: кот, конь, коза, собака. Дети ставят картинку с изображением животного к соответствующей схеме.
Логопед: Молодцы! А теперь скажите, сколько гласных звуков в слове КРОЛИК? Назовите их по порядку.
Дети: Два. Это звуки [О], [И].
Логопед: Очень хорошо. А теперь вы самостоятельно сделаете звуковой анализ слова, обозначающего любое животное.
6. Игра «Собери слова». (Совершенствование навыка чтения, профилактика нарушений письма и чтения.)
Логопед открывает доску, на которой закреплены карточки со слогами: КРО, ЗА, ЛИК, РО, КО, ВА, КО, РАН, Б А.
Логопед: Прочитайте слоги. Постарайтесь составить из них названия четырех домашних животных.
Дети составляют слова.
Логопед: Прочитайте слова.
Дети: КОЗА, КРОЛИК, КОРОВА, БАРАН.
7. Развитие мелкой моторики.
Логопед: Ребята а кто еще живет в деревне кроме домашних животных?
Дети: Домашние птицы.
Игра «Курочка».
Насыпан горох в крышку от банки. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет еще одну, еще одну и так набирает целую горсть. Каждая горошина берется на ударный слог.
Зернышки все, что хозяйка давала,
Курочка клювом по штучке склевала.
8. Разгадывание кроссворда.
Логопед: Если вы отгадаете загадки и впишите отгадки в кроссворд, то сможете прочитать ключевое слово.
1)На широких красных лапах 2)У него гнездо на крыше,
И коварны, и опасны. Чтобы видеть все и слышать.
Ущипнут, боюся, Он стоит как часовой,
Длинношейки - … (гуси) Охраняет наш покой. (аист)
Землю лапкой разгребают
И цыплят оберегают,
Любят зерна поклевать,
На насесте ночью спать. (куры)
III. Организация окончания занятия.
Логопед: В какой сказке мы сегодня побывали?
Дети: Мы побывали и сказке «Как щенок узнал, кто всех важнее».
Логопед: Чем мы сегодня занимались?
Дети: Мы делили названия домашних животных на слоги, играли в игру «Кого чем угостим?», разыгрывали сказку по ролям, составляли и читали слова.
Логопед: Вы все молодцы, наше занятие окончено.
КРО ЗА РО
ЛИК КО ВА
КО РАН БА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОС по развитию речи в старшей группе по теме «Путешествие в сказку «Как щенок узнал, кто всех важнее»
Данное занятие прдусмотрено для детей старшего дошкольного возраст....

презентация к ОС по развитию речи в старшей группе на тему: "«Путешествие в сказку «Как щенок узнал, кто всех важнее»"
содержит матерал для занятия по развитию речи....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: Домашние животные «Как щенок узнал, кто всех важнее»
Цель: Актуализация словаря по теме «Домашние животные».Задачи: · Совершенствование грамматической строя речи (образование форм винительного и творительного па...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе - Путешествие в сказку «Как щенок узнал, кто всех важнее»
Задачи. Актуализация словаря по теме «Домашние животные». Совершенствование грамматической строя речи (образование форм винительного и творительного падежей имен существительных, образован...

Путешествие в сказку «Как щенок узнал, кто всех важнее»
Тема. Домашние животные.Актуализация словаря по теме «Домашние животные». Совершенствование грамматической строя речи (образование форм винительного и творительного падежей имен существите...

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Путешествие в сказку. Как щенок узнал ,кто всех важнее»
Конспект. Коррекционно-образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе .Тема: "Путешествие в сказку. Как щенок узнал, кто всех важнее"Цель. Актуализация словаря п...

Конспект фронтального занятия для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности "Путешествие в сказку «Как щенок узнал, кто всех важнее»
Актуализация словаря по теме «Домашние животные». Совершенствование грамматической строя речи (образование форм винительного и творительного падежей имен существительных, образование притя...
