Конспект занятияпо экспериментальной деятельности "Живая земля" в подготовительной группе для детей с ТНР
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Цель: закрепить знания о почве методом опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
1) Образовательные:
- Систематизировать знания детей о почве и ее свойствах.
- Закрепление знаний детей о соблюдении мер предосторожности.
2) Развивающие:
- Развитие умения приобретать знания посредствам практических опытов и умение делать простейшие выводы, излагать свои мысли и выдвигать гипотезы.
- Развитие познавательной активности, любознательности и самостоятельности детей в процессе экспериментирования.
3) Коррекционные:
- Развивать у детей связную речь, умение отвечать на вопросы полным ответом;
- Активизировать словарный запас детей.
4) Воспитательные:
- Воспитывать умение работать в коллективе;
- Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность.
Предварительная работа:
- Беседы о песке, воде и воздухе, проведение опытов и экспериментов;
- Просмотр презентации на тему: «Какая бывает почва»;
Оборудование и материалы: письмо, почтовая коробка, контейнера с землей и песком, вода, ложечки, салфетки, лупы, стаканы.
Ход деятельности:
Воспитатель: Ребята, на адрес нашей группы пришла посылка. От кого, как думаете? (Воспитатель открывает коробку с изображением Маши из м/ф).
«Здравствуйте, ребята! Нужна ваша помощь! Все вы знаете что у моего друг Мишки большой огород, но в этом году случилась беда – урожай получился очень плохим. Как бы Мишка не старался, овощи не выросли. Я узнала, что в вашем саду, есть настоящие ученые, которые обязательно помогут нам разобраться с этой проблемой. В посылке я Вам отправила грунт с огорода Мишки. Проверьте его, пожалуйста, в вашей исследовательской лаборатории. Ждем вашего ответа!».
Воспитатель: Поможем Маше и Мишке? Давайте порассуждаем, что нужно растению для его существования?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, растение живое и ему нужен свет, а также воздух, вода, и, конечно, питание. Для хорошего роста растениям нужна плодородная земля.Она образуется из опавших листьев, веточек, камешков и песчинок. У нас в группе цветы растут в плодородной земле и поэтому не болеют, хорошо себя чувствуют. А у Мишки урожай не вырос. И сейчас вместе мы разберемся – почему? Для этого нам нужно стать учеными-исследователями. Чем занимаются ученые? Но перед тем, как переместиться в лабораторию, нужно вспомнить правила безопасности во время проведения опытов и экспериментов. (Дети надевают халаты).
Воспитатель: Верно, необходимо работать только на своем рабочем месте, быть аккуратными, не спешить, быть внимательным и соблюдать тишину. Предлагаю пройти в лабораторию за столы.
Воспитатель: На столах у каждого лежит все необходимое для исследований. Давайте все внимательно рассмотрим оборудование, которое сегодня нам потребуется. Что же на понадобится для сегодняшних экспериментов? (Ответы детей.) Так же на столах у вас лежат таблицы, в которых мы будем отмечать результаты нашей работы. Затем мы сравним сходство и различия почвы от наших цветов и грунт, который прислала Маша с огорода Медведя.
Воспитатель: Давайте приступим к работе.
Опыт №1: Давайте определим имеет ли наша почва запах? А та, что прислала Маша? Что для этого нужно сделать? (Ответы детей.)
Воспитатель: Верно, необходимо понюхать. Результат необходимо отметить в индивидуальных картах.
Опыт №2: Теперь надо определить, какая почва более рыхлая. Нужно аккуратно ложкой пересыпать почву из контейнеров на тарелочки. Та, которая быстро и ровно будет пересыпаться – более рыхлая. (Ответы детей.)
Опыт №3: Теперь, давайте возьмем лупу и посмотрим из чего состоит наша почва и земля с огорода Мишки? Имеются ли в почве те примеси, которые полезны для растений. (Ответы детей.)
Воспитатель: Имеет. Почва образуется из опавших листьев и веточек, и песчинок. В ней находится «еда» для растения. Чем больше такой еды, тем лучше себя чувствует растение.
Опыт №4: Теперь мы проведем опыт для выяснения водопроницаемости.
Возьмите стакан с сухой землей и налейте в него немножечко воды. Через прозрачные стенки будет видно, как вода просачивается вглубь по трещинкам и проходам в почве. Через некоторое время вся вода с поверхности уйдет вглубь. Теперь налейте воды в стакан с землей с огорода Мишки. Что произошло? Воды впиталась, но вниз не уходит, следовательно – не дойдет до корней растения.
Опыт №5: Далее необходимо провести опыт по определению воздухопроницаемости, то есть, нам нужно узнать, есть ли в почве воздух? Для этого давайте насыплем в стакан с водой земли и посмотрим, что произойдет. Что образуется? Пузырьки – это значит, что в почве есть воздух, необходимый для жизни растения. А теперь добавьте воды в стакан с почвой Мишки. Пузырьков очень мало, следовательно, растениям не будет хватать воздуха.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы провели хорошую работу. Ученые во время работы делают производственную гимнастику и я вам предлагаю размяться.
Физкультминутка «На разминку!»
Быстро встали, улыбнулись, выше-выше потянулись,
Ну-ка, плечи распрямите, поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь, рук коленями коснитесь,
Сели, встали, сели, встали и на месте побежали.
Воспитатель: Итак, на основании проведенных исследований, как мы можем описать почву, в которой растут наши цветы? (Ответы детей.)
Воспитатель: А что мы можем сказать о той почве, которую нам прислала Маша для исследования? (Ответы детей.)
Воспитатель: Как можно помочь Мишке спасти свой огород, чтобы в следующем году вырос хороший урожай? (Ответы детей.)
Воспитатель: Мы отправим Маше и Мишке образец нашей плодородной почвы с описанием того, какая должна быть земля, чтобы вырос хороший урожай.
Воспитатель: Чем мы с вами сегодня занимались? Что вам понравилось? Были какие-то трудности в процессе выполнения работы? Вы, ребята, большие молодцы. Из вас получились отличные ученые.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Посев семян огурцов»
Цели и задачи:Формировать представления детей о выращивании растений из семян.Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи в ходе опытно-экспериментальной деятельности: влияние качества ...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Посев семян огурцов»
Цели и задачи:Формировать представления детей о выращивании растений из семян.Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи в ходе опытно-экспериментальной деятельности: влияние кач...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе. Тема. «Волшебное электричество»
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе....

Конспект организованных игровых ситуаций в подготовительной группе для детей с О.Н.Р. по теме: «Край родной – земля Кубанская»
Программные задачи: Коррекционно-образовательные:Расширение представлений детей о родном крае: достопримечательности региона, в котором живут дети; Закрепление навыков работы с географическо...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебное электричество»
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе....
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Посев семян огурцов»
Конспект занятия направлен на ознакомление детей с эксперимнетом и наблюдением посева семян огурцов в разные почвы....

Конспект по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Воздух и его свойства».
Цель: систематизировать представления детей о воздухе и его свойствах...
