Мастер- класс мнемотехника
консультация по логопедии (средняя группа)
"Формирование ранней читательской грамотности у детей дошкоьного возраста на основе приемов запоминания и использования практики мнемотехники"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.26 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование ранней читательской грамотности у детей дошкольного возраста на основе приёмов запоминания и использования практики мнемотехники»
Выполнила: учитель-логопед
Щукина Н.В.
Дошкольный возраст является важным этапом в жизни ребенка. Именно в период дошкольного детства формируются и развиваются предпосылки читательской грамотности, которые необходимы для успешного школьного обучения. В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, становится не интересным, ненужным. Постепенно исчезает устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. Как следствие — низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом. Что же понимается под термином «читательская грамотность»?
Читательская грамотность – это не перелистывание книги, рассматривание картинок, это умение размышлять над прочитанным (услышанным) текстом, отбирать необходимую информацию в огромном потоке информации и найти ей применение в своей жизненной ситуации. Основы читательской грамотности закладываются тогда, когда ребенок сам еще не умеет читать. В этом случае его называют грамотным слушателем пассивным читателем), это пора воспитания в малыше слушателя. Задача современного педагога состоит в том, чтобы создать условия, которые будут способствовать активному включению ребенка в читательскую деятельность, формированию интереса к книге, развитию основ разносторонней читательской деятельности. Одним из эффективных приемов формирования предпосылок читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста является кодирование и декодирование информации с помощью мнемотехники.
Мнемотехника в переводе с греческого – «искусство запоминания». Современный энциклопедический словарь дает следующее определение мнемотехники:
Мнемотехника – это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информации, преобразованную в комбинации зрительных образов. Мнемотехника – это технология развития памяти, совокупность правил и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и развитие речи.
Мнемотехника – это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Как это происходит? Для того чтобы запомнить какой-либо предмет, объект, человек в своём воображении создает некий зрительный образ. Эта взаимосвязь фиксируется в мозге, и при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы. Такие приемы особенно важны для дошкольников, т.к. мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких животных используется елка, а для обозначения домашних – дом.
Мнемотехника опирается на определенные принципы работы, среди которых необходимо выделить принципы постепенности, принцип «от простого к сложному», принцип развивающего обучения, принципы предметности, наглядности, и др.
Мнемотехника помогает развивать:
- Ассоциативное мышление;
- Зрительную и слуховую память;
- Зрительное и слуховое внимание;
- Воображение.
Дидактический материал в виде мнемотаблиц, схем-моделей мы используем с детьми при пересказе, заучивании стихов, при составлении описательных и творческих рассказов.
Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства при обучении старших дошкольников связной речи хорошо использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить такие абстрактные понятия как (слово, предложение, текст), учит работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, т.к. мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, и наглядный материал усваивается лучше вербального.
Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Пиктограммы представляет собой символическое изображение (рисунок), заменяющее слова.
Замещение-вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими. Нпр.:в качестве заместителей выступают бумажные детали: квадраты, круги, треугольники и др.
Мнемотаблицы- условно-наглядная схема, в которой заложена определенная информация (персонажи, природные явления, конкретные действия, др..) в виде графического изображения, включающего главные смысловые звенья сюжета.
С помощью мнемотехники мы решаем следующие задачи:
- Развитие связной и диалогической речи;
- Развитие умений с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблицам;
- Обучение детей правильному произношению.
- Знакомство с буквами;
- Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умение сравнивать и выделять существительные признаки.
Целесообразность использования мнемотаблиц при формировании связной речи у детей, особенно с нарушением речи, очевидна, так как в процессе активно задействованы оба фактора, которые облегчают процесс становления связной речи:
Существуют разные типы мнемотаблиц:
- показ готовых мнемотаблиц для описания – времени года и т. д…
- в процессе пересказа сказок и других литературных произведений (примеры- показ)
- мнемотаблицы можно использовать в процессе заучивания стихотворений и загадок и т. д…
ПОКАЗ МОДЕЛЕЙ.
Анализируя результаты проводимой работы, можно сделать вывод, что моделирование связной речи у детей, особенно с нарушением речи, приемами мнемотехники заметно облегчает овладение связной описательной речью. Наличие зрительного плана делает такие рассказы четкими, связными, последовательными.
Таким образом, с помощью использования приемов мнемотехники удается достичь следующих результатов:
- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать тексты;
- придумывать интересные истории;
- появляется интерес к заучиванию стихотворений;
- словарный запас выходит на более высокий уровень;
· Используемая литература
С.В.Бойкова «Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс: «Мнемотехника – один из приёмов формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР».
«Мнемотехника – один из приёмов формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР». ...

Мастер класс «Мнемотехника как средство развития речи»
Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Основная функция связной речи, коммун...

Мастер-класс "Мнемотехника - ключ к развитию связной речи"
Чтобы повысить уровень развития речи у детей, можно использовать основную систему методов и приемов: художественное слово, образец рассказа воспитателя, вопросы к детям по прочитанному произведению, р...
Мастер-класс "Мнемотехника или использование метода наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста"
Пезентация предназначена педагогам использующих в своей работе мнемотаблицы....

Мастер-класс "Мнемотехника"
Мастер – класс для педагогов по использованию в работе с детьми дошкольного возраста технологи - мнемотехника...

МАСТЕР-КЛАСС «Мнемотехника как средство развития речи»
В современных условиях быстро меняющей жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими....
Мастер-класс: «Мнемотехника – один из приёмов формирования связной речи у детей с ОНР».
Мастер-класс: «Мнемотехника – один из приёмов формирования связной речи у детей с ОНР»....
