Развитие речевой мотивации у детей со сложной структурой дефекта
статья по логопедии

Усова Ирина Юрьевна

В структуре дефекта у детей с ограниченными возможностями здоровья значительное место занимают нарушения речи. 

В статье представлены некоторые методы как опоры – подсказки, которые логопед может использовать в работе по растормаживанию речи у неговорящих детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_usova_i.yu_._-_kopiya.docx862.78 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ МОТИВАЦИИ  У ДЕТЕЙ

СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА

 

В настоящее время в дошкольные учреждения все чаще поступают дети, имеющие сложную структуру нарушений развития. К ним относятся дети с нарушением  опорно-двигательного аппарата и интеллекта, с нарушением зрения и слуха, с расстройством аутистического спектра.

В структуре дефекта у детей с ограниченными возможностями здоровья  значительное место занимают нарушения речи. С особыми трудностями мы сталкиваемся в работе с детьми, которым нужно не развивать, не совершенствовать, а создавать всю речевую систему в целом. Это дети безречевые, у которых полностью отсутствует экспрессивная речь.

Известно, что для того, чтобы ребенок заговорил сам, по собственной инициативе, у него должна сформироваться потребность в этом.  Как добиться того, чтобы ребенок захотел говорить, не испытывал страха перед речью, стремился бы любым способом выразить свои мысли и желания? Очень важно помнить о том, что любое поведение сформировать, вырастить и усилить возможно при двух базовых условиях, неотделимых друг от друга. Это – когда ребенок чувствует себя в безопасности и когда доверяет тому взрослому, который его обучает.  Наградой может быть не только жетон или «вкусняшка», но и внимание, любовь со стороны педагога. Чем больше ребенок будет нам доверять, тем меньше понадобится «мешок мотивационных стимулов».  Создать постоянную ситуацию успеха у ребенка поможет  и  своевременная подсказка.  

Перечислим некоторые методы как опоры – подсказки, которые логопед может использовать в работе  по растормаживанию речи  у неговорящих детей.  

  • Опора на жест и пиктограмму.
  • Опора на музыку и пение.
  • Опора на картинки, символы звуков.
  • Опора на наглядность и деятельность.
  • Сюжетное рисование.
  • Опора на букву и чтение.

Опора на жест и пиктограмму.

 Обучение речи  детей  с сенсо-моторной алалией будет более успешным, если традиционные приемы работы (над пониманием речи, артикуляторным праксисом, дыханием, формированием активной речи путем вызывания звукоподражаний и спонтанных лепетных слов «бах», «дать», «опа», «на» и т.д.) сочетать с особыми «аудиовизуальными» (слухозрительными) приемами. Это, так называемая, фонетическая  ритмика – сочетание дыхания, звука и движения. Она используется в работе со слабослышащими детьми.  Например: А – широко развести руки, Б – кулаком постучать по столу, В - рука двигается вперед, ладонь дрожит справа налево и т.д. Таким образом, эта методика предполагает вызывание звуков речи и сопровождение их особой зрительной моторной формой обозначения (звук - жест), а также рисованием и запоминанием картинки-пиктограммы, дающей представление о звуке и знакомящей с буквой. При обучении произнесению отдельных элементов (звуков, слогов) конечной целью всегда бывают слово, фраза (состоящие из доступных для ребенка звуков). Закрепление звука у всех детей происходят по-разному.  По наблюдениям,  аутичные дети лучше воспринимают пиктограммы, повторяющие рисунок жеста.  Пиктограммы, изображающие предмет, название которого начинается на изучаемый звук, не помогают мутичному ребенку узнать букву, в то же время сами жесты хорошо «читаются» детьми, активизируют произнесение звуков речи.  

 

Опора на музыку и пение.

В качестве базового метода  или частично логопед использует авторскую  методику формирования языковой системы Тамары Никифоровны Новиковой – Иванцовой.

Началом начал является работа с предъязыковым уровнем, с основой понимания и разворачивания мысли. Это работа над ритмом, темпом и интонацией, а проще говоря, это работа с лепетом. Неговорящий ребёнок должен сначала пройти этапы гуления и лепета, то есть полностью воспроизвести нормальное речевое развитие, сменяющееся своим этапами (воспроизвести речевой онтогенез).

 Опора на картинки, символы звуков.

На занятиях логопед использует специальные мелодии для каждого ритма. Сопряженно, а потом и отраженно пропевает гласные звуки, слоги, слова.  Параллельно идет зрительная опора на карточки - символы звуков.

http://93.img.avito.st/1280x960/1683712393.jpg 

Опора на наглядность и деятельность.

Практический опыт показывает, что использование речи взрослого на начальных этапах требует опоры на наглядность и деятельность. Особенно важно, чтобы действия с предметами выполнялись не только взрослыми, но и детьми. В условиях специально создаваемых игровых ситуаций это придает речи действенный, практический характер.

Артикуляторные уклады формируются логопедом в зависимости от готовности ребенка к произнесению того или иного звука. Важно добиться произвольного произношения 5—6 звуков и попытаться слить их в простейшие звукоподражательные слова, привязав к определенным ситуациям, которые легко воспроизводить. Например, пропевая звук «и», ребенок высоко подпрыгивает, держась за руки взрослого; «ф» - задувает свечку.

 Закрепив стереотип произнесения отработанных лепетных слов, можно расширять их ситуативное употребление, при этом работая над вызыванием следующих звуков. 

 

C:\Users\Сергей\Desktop\Рабочие фото\DSCN5635.JPG C:\Users\Сергей\Desktop\Рабочие фото\DSCN5636.JPG C:\Users\Сергей\Desktop\Рабочие фото\DSCN5625.JPG                                                                                C:\Users\Сергей\Desktop\Рабочие фото\DSCN5627.JPG             C:\Users\Сергей\Desktop\Рабочие фото\DSCN5626.JPG

Сюжетное рисование.

Одним из эффективных приемов – опорой по растормаживанию речи является сюжетное рисование. Часто можно отметить, что ребенок не проявляет интереса к книгам, не слушает сказки, не смотрит на картинки в книжке, поэтому используем такой прием. Начинаем рисовать самого ребенка (техника исполнения при этом совершенно не имеет значения) и рассказывать, как он  просыпается, идет умываться, какой пастой чистит зубки. Ребенок непременно обращает внимание на рисунок.  Главная наша цель – сосредоточить его внимание на развитии событий, добиться, чтобы он слушал и понимал наш рассказ. Не нужно спешить рисовать и рассказывать надо, не торопясь. Каждый день можно возвращаться к рисованию любимых сюжетов, немного меняя их в деталях. Рисунки наклеиваем в альбом, получаются целые книжки, что-то вроде «комиксов», неоднократно рассматриваем их вместе с ребенком, сопровождаем рассказом.  Побуждаем ребенка к сопряженному, отраженному и самостоятельному высказыванию.  

Сюжетное рисование может помочь научить ребенка читать и писать.

C:\Users\Сергей\Desktop\Рабочие фото\DSCN5633.JPG

Опора на букву.

Букву можно изготовить из того материала, на котором вызывался звук. Например: буква П – из пробок, буква Ш – из сдутого резинового шарика и т.д.

C:\Users\Сергей\Desktop\Рабочие фото\DSCN5622.JPG

 Раннее обучение чтению как опора.

Когда мы имеем дело с ребенком, у которого есть серьезные речевые трудности (например, дизартрия), с большой вероятностью он будет читать лучше, чем говорить. И чтение будет  «локомотивом», который будет «тянуть» его речь. С какими проблемами можно справиться благодаря умению читать: улучшение моторно-фонематического контроля (более уверенное произношения), работа над аграмматизмами, слухоречевая память, работа над пониманием речи, обучение связной речи.

Обучение чтению целесообразно вести по трем направлениям:

— аналитико-синтетическое (побуквенное) чтение;

— послоговое чтение;

— глобальное чтение.

Занятие строится по принципу чередования всех трех направлений, так как каждый из этих типов чтения задействует различные языковые механизмы ребенка. Используя приемы аналитико-синтетического чтения, мы даем ребенку возможность сосредоточиться именно на звуковой стороне речи, что создает базу для включения звукоподражательного механизма. Послоговое чтение помогает работать над слитностью и протяжностью произношения. Глобальное чтение опирается на хорошую зрительную память ребенка и наиболее понятно ему, так как графический образ слова сразу связывается с реальным объектом. Однако если обучать ребенка только приемам глобального чтения, довольно скоро наступает момент, когда механическая память перестает удерживать накапливающийся объем слов. Иногда случается «уплывание» казалось бы уже отработанных звуков при включении их в слова. Это происходит из-за недостаточности аналитических процессов. Ребенок не удерживает отдельно произносимый звук как фонему, если научился говорить слово целиком. Несмотря на соблазн для логопеда работать только над словами, нельзя прекращать вызывание одиночных звуков, так как может наступить вторичный распад появившейся экспрессивной речи.

Итак, задача – «запустить речь» ребенка – и вправду непростая.  Проблема отклонений в развитии речи у детей имеет много граней, относящихся к разным научным дисциплинам: медицине, психологии, психолингвистике, логопедии. Совместная работа с другими специалистами (психологом, музыкальным руководителем, физинструктором, воспитателем, врачами) позволяет активно воздействовать на ребенка специфическими профессиональными средствами. Учитывая индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка с нарушениями речи,  вся команда специалистов намечает и реализует единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы.

Воспитанники нашего интерната с особыми образовательными потребностями должны не только научиться чисто и грамотно говорить, но и использовать речь, как средство общения. Правильная, логично выстроенная и содержательная речь - обязательное условие и фундамент гармоничного развития личности, ее социальной и в дальнейшем - профессиональной успешности.

Список использованной и рекомендуемой литературы:

Августова Р.А. «Говори, ты это можешь!» М.: Олимп: АСТ, 2002. 

Айрес Э.Д.  «Ребенок и сенсорная интеграция».  М.: Теревинф, 2009г.

Ахутина Т.В. «Речевой онтогенез с точки зрения нейропсихологии нормы» М.: Издательство Института Психологии РАН., 2005г.

Либби Кумин «Формирование навыков общения у детей с синдромом Дауна. Руководство для родителей» М.: Даунсайд Ап. – 2004.

Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. «Аутичный ребенок» М.: Теревинф, 2004г.

Нуриева Л.Г.  «Развитие аутичных детей» М.: Теревинф, 2003г.

 Янушко Е.Я. «Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия» М.: Теревинф, 2012г.

Янушко Е.Я. «Помогите малышу заговорить!»  М.: Теревинф, 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по развитию речевого (фонематического) восприятия группы детей со сложной структурой дефекта с I уровнем речевого развития

В работе представлена полносью разработанная рабочая программа по развитию речевого (фонематического) восприятия у детей группы  со сложной структурой дефекта с I уровнем речевого ...

Развитие мелкой моторики у детей со сложной структурой дефекта в ДОУ нетрадиционными методами изобразительной деятельности.

Целью моей работы с детьми, имеющими нарушения  сложной структуры дефекта, является:  развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей  дошкольного возраста через нетрадицион...

Пальчиковая гимнастика с иглболом для развития осязания и мелкой моторики рук у детей со сложной структурой дефекта. Примеры упражнений.

Пальчиковая гимнастика с иглболом для развития осязания  и мелкой моторики рук у детей со сложной структурой дефекта весьма эффективна, т.к. упражнения могут носить как пассивный, так и активный ...

План самообразования.Тема:«Бумагапластика - как средство развития мелкой моторики для детей со сложной структурой дефекта» на 2021-2023 учебный год.

1. Введение. Проблема, на решение которой направлен проект.Актуальность данной проблемы заключается в том, что дети с ДЦП уже несколько десятилетий являются объектом пристального внимания ...

«РАЗРАБОТКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА»

индивидуальная коррекционно-развивающая программа - это интегрированная модель психолого – медико – педагогического пространства, создаваемого специалистами ДОУ с целью реализации индивиду...

Развитие мелкой моторики у детей со сложной структурой дефекта в ДОУ нетрадиционными методами изобразительной деятельности.

laquo;Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В. А. Сухомлинский)Целью ...