Семинар "Комплексный подход специалистов ДОУ в работе с детьми ТНР в группах компенсирующей направленности.
материал по логопедии

Усенко Екатерина Олеговна

Цель: активизировать компетентные возможности педагогов при проведении любой методической работы, максимально раскрыть профессиональные знания и умения участников, создать обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми.

Задачи:

  1. Показать участникам семинара инновационные методы логопедической работы;
  2. Активизировать обмен информацией, практическими знаниями;
  3. Совершенствовать педагогическую компетентность;
  4. Закреплять знания и умения в работе по использованию методов и приёмов, направленных на коррекцию логопедических нарушений у дошкольников;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_logo.docx29.71 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ центр развития ребёнка детский сад №129

Выборгского района г. Санкт-Петербурга

Семинар-практикум для педагогов

Форма проведения – деловая игра (/игровая)

Учитель-логопед:  Е.О. Усенко

2025г.

Цель: активизировать компетентные возможности педагогов при проведении любой методической работы, максимально раскрыть профессиональные знания и умения участников, создать обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми.

Задачи:

  1. Показать участникам семинара инновационные методы логопедической работы;
  2. Активизировать обмен информацией, практическими знаниями;
  3. Совершенствовать педагогическую компетентность;
  4. Закреплять знания и умения в работе по использованию методов и приёмов, направленных на коррекцию логопедических нарушений у дошкольников;

План:

  1. Разминка «Артикуляционная гимнастика», «Дыхательная гимнастика».
  2. Основной блок: «Волшебный сундучок», «Дидактическая игра».
  3. Динамический блок: - игра-разминка «Австралийский дождь»,

- подвижная игра с мячом «Лови»,

- нейроигра со стаканчиками «Шлёп-хлоп».

  1. Итог.

1 слайд:   Название:   «Логопедическая радуга»
Вступление:   Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы предлагаем вашему вниманию семинар – практикум «Логопедическая радуга», который  хотим провести с вами в форме совместной игры.

2 слайд:  

Цели и задачи нашего семинара вы видите на слайде. Итак, начнём…
Цель:
 активизировать компетентные возможности педагогов при проведении любой методической работы, максимально раскрыть профессиональные знания и умения участников, создать обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми.
Задачи:

  1. Показать участникам семинара инновационные методы логопедической работы;
  2. Активизировать обмен информацией, практическими знаниями;
  3. Совершенствовать педагогическую компетентность;
  4. Закреплять знания и умения в работе по использованию методов и приёмов, направленных на коррекцию логопедических нарушений у дошкольников;

Слайд 3:  

Девиз нашего семинара: «Хорошее настроение с утра – это залог успеха на весь день!»

Слайд 4  «Артикуляционная гимнастика» 

Начнём с необычных упражнений артикуляционной гимнастики.

  1. «Лягушонок ловит комара»

Для выполнения этого упражнения нам понадобится соломинка.

Цель: развитие быстроты движений языка. (на слайде)

Нам нужно:

  • Держать соломинку в руках на уровне губ.
  • Быстро вытягивать язык и касаться кончиком соломинки.
  • Можно менять положение соломинки: выше, ниже, в стороны, чтобы язык двигался в разных направлениях.

(демонстрация залу упражнения)

  1. Следующее упражнение называется «Соломенный скульптор».

Цель: развитие моторики губ и языка. (на слайде)

Приглашаю двух желающих из зала…(знакомство)

На сцене стоит 2 стола и 2 стула. Выбираем 2 участников, которым предлагается выбрать по карточке с изображением фигуры. На стол кладутся белые шарики из бумаги/ваты. Участникам раздаются соломинки.

Для выполнения этого упражнения нам нужны вата или мелкие бумажные шарики и соломинки: теперь…

  • берём лёгкие кусочки ваты или мелкие бумажные шарики.
  • Используя соломинку, пытаемся «лепить» из них фигурки, перенося их с одного места на другое.

Также, можно усложнить: создавая целые разноцветные картины из элементов, переносимых соломинкой. (демонстрация картотеки и дидактического материала)

  1. И еще одно интересное упражнение - «Волшебная палочка» .

Выдаются новые соломинки и упражнение показывается вместе с вызванными ранее участниками.

Цель: координация работы языка и губ.

Для этого нам необходимо:

  • Поместить соломинку на языка.
  • Закрывать губы, удерживая соломинку внутри.
  • Затем медленно вытягивать язык, выдвигая соломинку наружу.

Слайд 5  «Дыхательная гимнастика»

  1. Следующее упражнение направлено на развитие силы выдоха -  «Воздушный снайпер»

Цель: развитие силы выдоха, контроля дыхания. (на экране)

На стол выкладываются фигуры из бумаги. С помощью соломинки необходимо, втягивая воздух, необходимо поднимать их и переносить со стола в ёмкость. Между участниками устраивается конкурс «Кто быстрее» под динамичную музыку.

Спасибо, присаживайтесь на места в зал.

Организационный блок

Слайд 6. «Волшебный сундучок» (игра с первым рядом зрительного зала)

Цель: сенсорное развитие, обогащение речи прилагательными. (на экране)

В «волшебном сундучке» лежат различные предметы (например: пластмассовые буквы, фигурки животных, элементы одежды). Вам необходимо ощупывая предмет руками, постараться описать его признаки (например: твердый-мягкий, шершавый-гладкий, большой-маленький, какой формы предмет и тд.). По названным признакам угадать предмет, вытащить его из сундучка, чтобы себя проверить и показать всем (отгаданный предмет остаётся у игрока).

Слайд 7. Дидактическая игра-ассоциации «Поймай пару»

Цель: развитие ассоциативного мышления, логических связей и внимательности. (на слайде).

(Для данной игры понадобится коробка/контейнер с парными (ассоциативными) предметами к предметам, предыдущей игры, и сачок).

Сейчас попрошу вас внимательно посмотреть на предметы в коробке и с помощью сачка «выловить» подходящую (ассоциативную) пару для предмета из «Волшебного сундучка» (предыдущего задания).

Динамический блок

Слайд 8 А сейчас, предлагаю вам немножко размяться : я буду назвать имена прилагательные, ваша задача определить первую букву слова и назвать женское имя, начинающееся с этой буквы. Готовы?

(задача назвать женское имя, участник с данным именем встаёт и выходит на сцену) Слова: Умная, искренняя, надежная, великодушная, внимательная, доброжелательная, порядочная, терпеливая, отзывчивая, естественная

Талантливая - (Татьяна)

Верная - (Вера, Вероника, Валентина)

Неповторимая – (Наталья, Нина, Надежда)

Оригинальная – (Ольга)

Единственная – (Екатерина, Евгения)

Слайд 9 «Петербургский дождь»

Цель: обеспечить психологическую разгрузку участников. (на экране)

Участники встают в одну линию.

Инструкция:  Мы с вами живём в замечательном, красивийшем городе мира, но, к сожалению, иногда погода нас огорчает, и за окном начинается Петербургский дождик. Давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Следите внимательно!

  • В Петербурге поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).
  • Начинает капать дождь. (Медленно хлопаем в ладоши).
  • Дождь усиливается и начинается настоящий ливень. (Быстрые хлопки по бедрам).
  • А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).
  • Но что это? Буря стихает и дождь утихает (Хлопки по бедрам).
  • Редкие капли падают на землю. (Медленно хлопаем в ладоши).
  • Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).
  • И, наконец, над Санкт-Петербургом выглянуло Солнце! (Руки вверх).

Слайд 10 Игра с мячом «Лови-Бросай» (авторская игра: сл. и муз. Усенко Е.О., обработка Усенко О.В.)

Цель: развивать координацию движений, ловкость, фиксацию взора.

Инструкция: под музыкальную композицию логопед бросает мяч каждому из участников, пропевая песенку «Мячик я тебе бросаю, ты скорей его лови…». Когда называется определённое слово, поймавший мяч должен удержать мяч у себя и выполнить заданное движение. (…когда скажу БЕРИ-к груди его прижми, когда скажу КРУЖИСЬ – вокруг себя повернись, когда скажу ПРЫЖОК – подпрыгни ты, дружок!).

Слайд 11 Нейроигра с бумажными стаканчиками «Шлёп-хлоп»

Для данной игры необходим стол, бумажные стаканчики.

(Можно проиграть на полу, подложив под колени круглые коврики.Так будет лучше видно зрителям)

Цель нейроигры со стаканчиками — тренировать внимательность, координацию и скорость выполнения движений. Дети должны следить за своими действиями, не запутываться в последовательности и стремиться выполнять упражнения как можно быстрее. 

Инструкция: участники встают вокруг стола, каждому предлагается стаканчик, который ставится на стол вверх дном. Логопед объясняет цепочку действий (на слове «шлёп»-правой рукой переворачиваем стаканчик, на слове «хлоп-хлоп»- 2 раза хлопаем в ладоши; далее усложняем: «в право» - правой рукой переставляем свой стаканчик в право участнику справа, «хлоп-хлоп-хлоп» 3 раза хлопаем в ладоши, затем повторяем 1-ую часть только уже левой рукой и передвигаем стаканчики в левую сторону. Эту игру сначала просто проигрываем, потом под музыку.

Слайд 12  Ритм-игра «Весёлые нотки» (вальс «Феи Драже» из балета «Щелкунчик».

Цель: развитие слухового и зрительного внимания, памяти и координации

В этом году я познакомила детей с понятием простой нотной грамотности (сольфеджио) и ввела ритмические игры в качестве смены деятельности для ребят. Такие ритм-игры мы проводим как после/ во время основного занятия, так и в течение дня в режимных моментах.

Перед ребятами на переносной доске я пишу ноты разной длительности. Мы с детьми по очереди сначала прохлопываем, потом берём музыкальные инструменты (деревянные ложки, или, например, музыкальные треугольники). А под Новый год исполнили вот такую интересную композицию. Внимание на экран… (на экране транслируется видеозапись).

Слайд 13 Благодарим за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно- образовательной деятельности Физкультурно-тематический досуг «Стояли со взрослыми рядом мальчишки у стен Ленинграда..» в рамках проекта «Эхо военного Ленинграда» с детьми в старшей группы компенсирующей направленности для детей Т

Задачи:1. Формирование у детей уважения и гордости к городу и защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.2.Активизация двигательной активности детей посредством участия в игровых ситуаци...

Конспект сюжетно - ролевой игры «Доктор Айболит» с детьми старшего возраста группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития.

Развитие у детей интереса к сюжетно-ролевой игре.Учить действовать в воображаемых ситуациях, использовать различные предметы – заместители. Развитие ролевого поведения детей как основы развертыв...

Анализ программы «Безопасность» Н.Н. Авдеевой, О.Л, Князевой, Р.Б. Стеркиной. Опыт использования данной программы при работе с детьми старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности.

Статья об использовании программы "Безопасность" при работе с детьми подготовительного возраста компенсирующей направленности....

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей - подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ОНР

Цель:  Расширить и обобщить знания детей о Великой Отечественной Войне, людях, защищавших Родину от врага.Программные задачи:Образовательные:- Систематизировать детские представления о ВОВ;-...

Сообщение из опыта работы на тему: "Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности ДОО"

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционном процессе–это  согласованный подход педагогов к общему и речевому воспитанию и развитию детей при организации и...

Методическая разработка. Особенности коррекционной работы по физической культуре с детьми ОВЗ в группе компенсирующей направленности в ДОУ.

Методическая разработка. "Особенности коррекционной работы по физической культуре с детьми ОВЗ в группе компенсирующей направленности в ДОУ"....