конспект логопедического занятия "Путешествие в страну звуков"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
логопедическое занятие "Путешествие в страну звуков" для детей старшего возраста.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 71 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад «Петушок»
Конспект открытого занятия по развитию фонематического слуха и восприятия
на тему: «В мире звуков»
(старшая – подготовительная группы)
Подготовила учитель-логопед:
Копосова Е.В.
с.Смоленское, 2025г.
Конспект открытого занятия по развитию фонематического слуха и восприятия в старшей-подготовительной группах
«Путешествие в страну звуков»
Цель: Развитие фонематического слуха и восприятия.
Задачи:
Образовательные:
- совершенствовать навыки различения неречевых звуков;
- учить внимательно слушать речь, различать слова в потоке речи;
- учить подбирать рифмы к словам;
- закрепить умение выделять первый звук в слове;
- закрепить правильное звукопроизношение.
Развивающие:
- развивать слуховое внимание;
- развивать навыки звукового анализа через подбор слов, картинок с заданным звуком;
- развивать наблюдательность, мышление, внимание.
Воспитательные:
- воспитывать навык самоконтроля и самокоррекции;
- воспитывать навык коллективной и индивидуальной работы;
- воспитывать в детях желание помогать друг другу.
Материал и оборудование: аудиозапись со звуками, скрипичный ключ, ободки на голову с изображением паровоза и вагонов, стойки с названиями станций; разноцветные конверты с записками-заданиями, карточки - картинки для игры «Звуковые круги», красный и синий обруч, колокольчик, повязка для глаз, ноутбук.
Методы и приемы:
Игровые: воображаемая ситуация
Наглядный: карточки с картинками, картинки - символы гласные и согласные звуки, ИКТ.
Практические: Игра «Звуконаблюдения», игра «Поэт», подвижная игра «Колокольчик», «Звуковые круги».
Словесные: взаимодействие в диалоге (вопросы-ответы), словесные игры.
Длительность занятия – 30 мин.
Характеристика подгруппы детей: подгруппа детей старшей - подготовительной группы, имеющих речевое заключение ФФНР и ОНР 3 уровня (8 детей)
Ход занятия:
I этап
Организационный (введение в ситуацию)
Создаю атмосферу психологической комфортности.
Звучит спокойная музыка.
Дети входят в зал.
– Ребята давайте сейчас необычно поздороваемся друг с другом. Я буду говорить слова, а вы внимательно слушайте и выполняйте то, о чем я буду говорить.
Скажем «здравствуйте» руками,
Скажем «здравствуйте» глазами,
Скажем «здравствуйте» мы ртом
Станет радостно кругом.
- Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Вокруг стало радостно от наших улыбок!
Дети: Берутся за руки, смотрят друг другу в глаза, подмигивают, говорят «здравствуйте».
-Дети, к нам пришли гости, предлагаю поприветствовать гостей необычно, кто как желает (помахать рукой, подмигнуть)
Создаю мотивацию:
- Мир полон звуков. Они окружают нас повсюду. Звуки могут издавать предметы, люди, птицы, животные.
Демонстрирую детям скрипичный ключ и задаю вопрос «Ребята, как вы думаете, дверь в какую страну открывает этот необычный волшебный ключ?».
Дети: Высказывают предположения.
-Ребята, этот ключ открывает двери волшебной страны звуков, куда я вам сегодня предлагаю отправиться. Вы согласны?
Какой орган нашего тела помогает нам слышать различные звуки? (ответы детей)
-Я предлагаю, прежде чем мы отправимся в страну звуков, сделать массаж ушей.
Массаж ушей «Муха»
-Ну, а теперь, ребята, приглашаю вас в волшебный поезд, на котором мы отправимся в страну звуков.
- Я буду паровозом, а вы вагончики. Первый вагончик тот, в чьем имени первый звук М, второй – в чьем имени первый звук К, третий-в чьем имени первый звук Р, четвертый – в чьем имени первый звук С, а последние вагончики , те в чьем имени первый звук Ю.
(Дети выполняют задания и строятся друг за другом. Звучит музыка.)
II этап
Основной
-Ну, вот мы и в стране звуков. Эта страна хранит множество тайн, давайте попробуем их разгадать. (Дети садятся на стулья)
Станция «Звуконаблюдения»
(На указателе висит конверт с заданием)
- Что же в этом конверте? Задание «Угадай звук»
- Ребята, закройте глаза и послушайте, что это за звуки и где их можно услышать.
Предлагаю послушать звуки: звук завывания ветра, звук проезжающей машины, пение птиц, звук шагающего человека по улице, звук разговаривающих людей, лай собак (включаются звуки)
Дети высказывают свои версии.
-А где можно услышать эти звуки?
- Закройте глаза и послушайте эти звуки и попробуйте догадаться, в каком месте можно услышать их?
(Звучат разные звуки: звук ложки в стакане, звук моющейся посуды, звук забивания молотком, звуковая заставка компьютера, скрип двери, звук тикающих часов, звук пылесоса, звук свиста закипающего чайника, звук стиральной машинки, звук чистки зубов, звук мяуканья кошки.)
Ответы детей
- А сейчас наш поезд отправляется на следующую станцию. Звучит звук движущегося поезда.
Станция «Поэтическая»
(Конверт с заданием. Игра «Поэт»)
-Ребята, а сейчас в стране звуков нам предстоит превратиться в поэтов. Мы будем подбирать рифму к словам. А знаете ли вы, что такое рифма? (ответы детей)
- Действительно, рифма – это слова, которые звучат похоже. Найти рифму к слову – это искусство, и у настоящего поэта процесс поиска рифмы к какому-либо слову занимает достаточно длительное время, но я думаю, вы легко справитесь с этим заданием.
Показ слайдов. Выбор правильных картинок. Посмотрите на экран,
Игра “Поэт”
Читаю двустишие, выделяя голосом последнее слово в первой строке, и предлагаете ребенку выбрать для рифмы одно слово из предложенных:
Шепчет ночью мне на ушко
Сказки разные... (перина, подушка, рубашка).
Без ключа, ты мне поверь,
Не откроешь эту... (тумбочку, дверь, книгу).
Две сестрички, две лисички
Отыскали где-то... (спички, щетку, ложку)
Говорила мышка мышке:
До чего люблю я... (сыр, мясо, книжки)
Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую... (лису, белку)
Катя Лену просит дать
Краски, карандаш... (ручку, тетрадь, книгу)
Дети: называют подходящую картинку из предложенных вариантов.
- Снова наш поезд отправляется по стране звуков.
Звучит звук движущегося поезда
Станция «Динамическая»
(конверт с заданием динамическая игра «Узнай по голосу)
-Ребята, сейчас мы с вами немного поиграем в игру «Колокольчик».
-Встаем с вами в круг, а один ребёнок встает в середину круга и закрывает глаза, передаем колокольчик друг другу под музыку, когда музыка стихнет, тот у кого колокольчик остался в руках-звонит в него. Ребёнок должен указать направление, откуда доносится звон. Затем этот человек зовет водящего по имени. Водящий должен угадать, кто его зовет.
-Отправляемся на следующую станцию.
Станция «Звуковые круги»
(конверт с заданием игра «Звуковые круги)
-Ну что ж, ребята, в стране звуков, где вы уже прекрасно ориентируетесь, нам предстоит выполнить ещё одно задание. «Гласные и согласные».
-Перед вами два круга красный и синий.
В красный круг мы будем складывать картинки, в которых первый звук гласный. Давайте вспомним, гласный звук, это какой?
Дети: Гласный звук можно пропеть с открытым ртом, не встречая преграды.
- А в синий круг - картинки, в которых первый звук - согласный.
А согласный звук, это какой?
Дети: Согласный звук не поется, во рту есть преграда
-Каждому из вас я даю по две картинки. Вы должны их положить в соответствующий круг, синий или красный. Затем мы проверим правильность выполнения задания. (звучит музыка)
-Отправляемся на следующую станцию.
Станция «Музыкальная»
Ритмическое упражнение «Маша» с использованием ИКТ
-Отправляемся на следующую станцию.
Станция «Шумовая»
Исполнение сказки-шумелки «Пых»
- Ну а теперь ребята, наш поезд отправляется на последнюю станцию под названием «Заключительная» (Дети строятся друг за другом)
Звучит звук движущегося поезда.
III этап
Заключительный
– Ребята, вы большие молодцы. Выполнили в стране звуков все задания. Какое задание было самым сложным? Какое самым веселым? Какое вам понравилось больше всего?
Дети: Ответы детей.
- Мне очень понравилось быть рядом с вами и наблюдать, как ловко вы со всем справляетесь.
Вот и подошло к концу наше путешествие в волшебную страну «Звуков». А теперь нам пора возвращаться обратно в детский сад, но чтобы вернуться назад, нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова:
(Дети произносят волшебные слова)
Хлопни, топни
Вокруг себя обернись
в детском саду окажись!
(Звучит волшебная музыка. На экране появляется изображение детского сада).
- Вот мы с вами и вернулись в детский сад!
- А еще ребята я приготовила для вас сюрприз, попробуете по звуку догадаться что это? (в волшебном мешочке фантики от конфет)
Дети: в предвкушении угадывают, что их ждет конфета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе «В стране потерянных звуков»
Логопедического занятие по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе ...

Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе «В стране потерянных звуков»
Логопедического занятие по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе ...
Логопедическое занятие «В стране звуков и букв»
Представлен конспект логопедического занятия: "В стране "Звуков и букв", для детей подготовительной к школе группе....

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красная Шапочка».
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красн...

Конспект занятия "Путешествие в страну звуков. Звук [А], и буква А "(знакомство)
Путешествие в страну звуков. Звук [А], и буква А (знакомство)...

