«Влияние художественной литературы на развитие речи детей с ОВЗ».
консультация по логопедии

Плотникова Анастасия Геннадиевна

Консультация для педагогов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst.docx17.28 КБ

Предварительный просмотр:

Сегодня я хочу поделиться с вами опытом работы на тему «Влияние художественной литературы на развитие речи детей с ОВЗ».

Всем нам известно, что речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции — общения, передачи накопленного опыта, регуляции поведения и деятельности. Речь влияет на формирование мышления и воображения ребёнка.

Сейчас в детские сады поступает много детей, которые не разговаривают или их словарный запас очень беден. Поэтому в условиях реализации ФАОП ДО в развитии речи дошкольников особую роль играет художественная литература.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве  закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием.

Работая, в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, я стараюсь найти оптимальные методы и приёмы, помогающие с помощью художественных произведений активно воздействовать на чувства и разум детей, способствовать развитию их речи.

Сначала мы развиваем у детей интерес и потребность в чтении и восприятии книг через знакомство с книжным центром, в котором находятся программные и любимые литературные произведения детей. Уединившись, наши воспитанники независимо от нас рассматривают, исследуют и изучают книги. Тем самым дети приобщаются к книгам, у них формируется бережное отношение к ним, развивается самостоятельная познавательная активность, кругозор, умение ориентироваться в книжном материале.

Знакомство с книгой начинается уже с раннего дошкольного возраста. Это книжки-картинки, ширмочки, игрушки, книги со звуковыми и зрительными играми, театр, и т. д. В них проявляется одна закономерность: наглядного материала больше, чем текста.

Детей 4-5-го года жизни мы продолжаем знакомить с художественной литературой, фиксируем их внимание не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения). Учим детей отвечать на вопросы, ведь правильно поставленный вопрос заставляет их думать, размышлять, приходить к правильным выводам, и в то же время, замечать и чувствовать художественную форму произведения.

При ознакомлении детей с произведениями стихотворного жанра, мы помогаем детям почувствовать красоту стихотворения, глубже осознавать его содержание.

Каждое занятие по заучиванию стихотворений ставит перед педагогом много задач: он должен выразительно читать стихотворение, правильно ставить вопросы, обращая внимание детей на содержание и выразительные средства произведения, учить выразительному чтению, находя правильные интонации, верно расставляя логические ударения, соблюдая паузы, управляя своим голосом (повышая или понижая его в нужных местах).

В работе с детьми 6-го года жизни мы реализуем задачи по воспитанию у детей любви к книге : способность чувствовать художественный образразвивать поэтический слух, музыкальность, интонационную выразительность и ритмичность поэтической речи, понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.

При ознакомлении с жанром рассказа педагог должен объяснить, что рассказы повествуют о каком-нибудь событии или случае из жизни, что рассказы бывают разные: о людях и природе, смешные и грустные, короткие и длинные . После чтения рассказа нужно спросить детей, что им прочитали (сказку, стихотворение или рассказ), почему они думают, что это рассказ, а не сказка или стихотворение. Затем задаются вопросы, выясняющие понимание детьми основного смысла рассказа, моральных поступков героев, обращается внимание на художественную форму рассказа (как автор описывает то, или иное явление, с чем его сравнивает, какими словами характеризует героя и т. п.). Занятия по чтению рассказов хорошо связать с выполнением творческих заданий на подбор синонимов и антонимов к заданному слову, которое можно взять из текста рассказа.  

Сказка вызывает у всех детей любовь и стойкий интерес своей динамичностью, яркостью образов, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости.

 Анализ сказки и творческая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста должны быть такими, чтобы они смогли понять и почувствовать её глубокое, идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились поэтические образы.

На занятиях по чтению и рассказыванию сказок нужно подвести детей к пониманию жанра сказки, обратив их внимание на специфичность художественной формы, образность языка (повторы, зачин, концовка, сравнения, постоянные эпитеты), учить понимать отличие сказки от рассказа.

Художественная  литература является универсальным развивающее -образовательным средством.

Отгадывая загадки -  у ребенка развивается логическое мышление.  А развивая мышление ребенка, мы развиваем и речь.  

Посредством считалок играющие делят роли и устанавливают очередь для начала игры.  Они организуют детский коллектив в игре, поддерживая строгий порядок во всех играх. Дети подчиняются этому порядку как незыблемому закону. Основой все считалок является счет. Не задумываясь о содержании, дети механически его запоминают, что приводит к развитию математических способностей.

Основной и ведущей деятельностью в детском саду является игра. Во время сюжетно-ролевых игр дети демонстрируют то, как они усвоили материал на занятиях. В ходе таких игр пополняется словарный запас, дети учатся употреблять слова в правильной грамматической форме, строить диалогическую речь.

Книга влияет на развитие воображения ребёнка, обогащает его игры.

Воспитательная ценность сюжетно-ролевых игр состоит в том, что они объединяют детей в дружный коллектив, вызывают у них желание, играя, создавать красивые постройки, расширяют их кругозор, а также оказывают специфическое воздействие на развитие речи : способствуют совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря.

При поддержке родителей мы прививаем детям любовь к художественной литературе. ФАОП ДО позволяет нам варьировать в работе с детьми разные формы и методы по ознакомлению их с художественной литературой.

Работа по развитию речи детей даёт основание утверждать, что целенаправленные, системные знания, которые дети получают в детском саду по ознакомлению с художественной литературой, способствуют развитию умственной и речевой активности ребёнка.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние художественной литературы на развитие речи детей

Стихи, сказки, рассказы, пословицы, загадки – всё это важнейшие источники развития выразительности детской речи. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка, в стихах – его музыкальность, рит...

Проект "Влияние художественной литературы на развитие речи детей младшего дошкольного возраста".

Дошкольный возраст – возраст интенсивного формирования речи детей. <<…есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интелектуальное развитие ребенка, но и ф...

Сообщение на тему:""Влияние художественной литературы на развитие речи детей"

Сообщение на тему:""Влияние художественной литературы на развитие речи детей"...

План работы по самообразованию на тему: «Влияние художественной литературы на развитие речи детей дошкольного возраста»

В данной методической разработке представлен план работы по теме самообразования на год. ...

Влияние художественной литературы на развитие речи детей

В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность. Из книги ребенок у...

Семейный клуб- Влияние художественной литературы на развитие речи детей 2022-2023г.

Семейный клуб- Влияние художественной литературы на развитие речи детей 2022-2023г....

Статья "Влияние художественной литературы на развитие речи детей старшего дошкольного возраста".

В статье описано насколько важна худоественная литература в развитии речи детей старшего дошкольного возраста....